Пояснительная записка
Современное
обучение направлено
на
формирование
такой образовательной среды, в которой школьники будут воспринимать мир,
как единое целое, а не как перечень отдельных изучаемых в школе дисциплин.
Методология преодоления междисциплинарных границ научного и
технологического знания – это старт для активной жизни и труда в
обществе конвергентных технологий будущего, к которым сегодня относятся
информационно-коммуникационные, нано-, био- и когнитивные технологии.
Стандарт требует организации образовательного процесса, основанного
на стыке наук, внедрения технологий конвергентного обучения. Именно
поэтому конвергентный подход сегодня так необходим современной школе.
Следовательно, необходимы изменения в построении образовательного
пространства, методиках и технологиях обучения, в контроле и системе
оценок образовательных результатов.
В основе курса – применение одной их новейших педагогических
технологий CLIL, которую нельзя не учитывать при внедрении
конвергентного образования.
CLIL (Content and Language Integrated Learning или предметноязыковое интегрированное обучение)- это подход или метод, который
объединяет обучение содержанию предмета учебного плана с обучением на
неродном языке.
В глобальном обществе такой подход становится все более важным,
потому что знание иностранного языка помогает обучающимся развивать
навыки на родном языке, а также способствует совершенствованию навыков
передачи идей о науке, искусстве и технологиях людям во всем мире.
В рамках CLIL подхода учебный предмет и новые языковые навыки
преподаются вместе. В этот процесс интегрировано также развитие навыков
мышления и учения.
Технология CLIL состоит из четырех основных компонентов, так
называемых «4с».
Основными принципами организации занятий на основе технологии
CLIL являются:
- многоцелевой подход: следует обеспечивать высокую степень
интеграции между языковыми и предметными занятиями, а также между
различными предметами;
- надежная и развивающая образовательная среда: преподаватели CLIL
должны поощрять учащихся экспериментировать с языком и содержанием
предметов, обеспечивая направленный доступ к аутентичным материалам и
учебной среде;
- аутентичность: между обучением и жизнью студентов должна
регулярно устанавливаться взаимосвязь при реализации CLIL методики, а
также связи с другими носителями языка. Материалы из СМИ или других
источников должны использоваться как можно чаще;
- активная позиция в учении: обучающиеся играют центральную роль на
уроках CLIL: их деятельность должна основываться на совместной работе,
партнеры по обучению должны помогать определять результаты освоения
предмета, языка и овладения учебными навыками. Наконец, они должны
взаимодействовать друг с другом больше, чем с преподавателем, который
действует как фасилитатор;
- педагогическое сопровождение: одной из функций преподавателя
является поддержка языковых потребностей обучающихся с опорой на
имеющиеся у них знания, а также перераспределение информации в удобной
для учащихся форме и обратная реакция на различные стили обучения;
- сотрудничество: при планировании занятий рекомендуется высокая
степень сотрудничества между разными преподавателями, а также считается
полезным вовлечение родителей.
Технология CLIL лежит в основе учебного пособия Big Science
издательства Pearson.
Big Science – шестиступенчатый курс английского языка для детей от 9
до 15 лет. Разработан издательством Pearson и соответствует уровням A1,
Beginner-A2,
Elementary,
Pre-Intermediate
по
шкале
CEFR.
Курс основан на научных исследованиях и мотивирует учащихся собирать
новую информацию, задавать вопросы, анализировать идеи и обсуждать их в
команде. Big Science основан на системе обучения 5E, которая предполагает
знакомство с темой, исследование основных концепций, понимание и
закрепление изученного материала, выполнение творческих проектов,
увлекательных заданий и итоговых тестов по завершении каждого раздела.
Big Science способствует развитию навыков критического и творческого
мышления, самооценки, сотрудничества и командной работы.
Цель курса для 8 класса: изучение некоторых аспектов
образовательной темы «Технологии. Процессы живой и неживой природы»
средствами английского языка.
Задачи курса:
1.образовательные
- объединять ранее полученные знания и новые идеи;
- обнаруживать связи между знаниями из разных областей науки;
- активно изучать факты и оценивать их понимание и усвоение;
- уметь представить полученные новые знания в готовом продукте;
- уметь оперировать знаниями во внеучебной среде.
2.воспитательные
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в
сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим,
личная и взаимная ответственность);
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему
овладению иностранным языком.
3.развивающие
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком
как средством познания нового;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные
приемы овладения иностранным языком;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и
использованию его в качестве средства делового и научного общения.
Курс рассчитан на 30 часов (1 занятие в неделю).
Особенности данного курса:
Курс включает в себя 4 раздела:
- Technology and the Design process
- Plants
- Living Things
-Ecosystems
Содержание курса:
1. Technology and the Design process (Технология и Процесс дизайна вещей):
темы «Как технологии влияют на нашу жизнь?», «Что такое машина?», «Что
такое процесс создания вещей?»,
2. Plants (Растения): темы «Как растения растут и изменяются?», «Для чего
растениям корни и стебли?», «Как растения используют цветы и шишки для
репродукции?»
3. Living Things (Живые существа): темы «Как живые существа растут и
изменяются?», «Жизненные циклы некоторых животных», «Классификация
животных»
4. Ecosystems (Экосистемы): темы «Как живые существа взаимодействуют?»,
«Что такое экосистема?», «Как живые существа получают энергию?», «Как
меняются экосистемы?»
Лексическое наполнение курса:
Work, wheel and axe, wedge, lever, inclined plane, pulley, screw, seesaw,
machine, complex/simple, lawn mover
Design process, engineer, research, prototype, construct, test, communicate,
evaluate, redesign, method
Roots, stems, ground, leaves, nutrient, cactus, pollination, cones, types,
Reproduce, pollen, pollinate, germinate, life cycle, petals, growth, average
length, dye
Larva, pupa, metamorphosis, amphibian, gills, lungs, mammal
Trait, vertebrate, cold-blooded, warm-blooded, scales, invertebrate, arthropod,
reptiles, sea jellies, worms, mollusks, backbones, live births
Ecosystem, habitat, population, community, living/ nonliving things,
Producer, consumer, decomposer, food chain, herbivore, carnivore, omnivore,
food webs
Resources, drought, adaptation, shelter, forest floor, natural events, seasonal
change
Ожидаемые результаты:
В требованиях к личностным и предметным результатам в образовании
заложены основы конвергентного образования. Обучающиеся должны
освоить новые виды деятельности, у них должно сформироваться научное
мышление, и они должны уметь владеть ключевыми понятиями
разнообразных наук.
В требовании к метапредметным результатам также содержатся
указания на межпредметные или надпредметные понятия, смысл и
определения которых расширяются только при изучении нескольких наук.
Конвергентное образование предоставляет обучающимся новые
возможности, как в достижении предметных результатов, так и в освоении
универсальных учебных действий, в формировании фундаментальных
межпредметных понятий. Это деятельностное освоение обучающимися
предмета через проектную деятельность и возможность реализации
индивидуальных проектов и исследований.
Главным результатом конвергентного обучения в школе является как
освоение базовых теоретических понятий, так и способность применять их в
решении практических задач. А самое главное – в умении получать новые
знания.
Методическое обеспечение курса:
1. Учебное пособие Big Science Student’s book 4, Workbook 4
2.Методическое пособие: книга для учителя Big Science Teacher’s Book
3.Интернет-источники:
www.youtube.com
https://www.pearson.com/english/catalogue/primary/bigscience (сайт самого
пособия, разработанный издательством)
Календарно-тематическое планирование
№ Дата
зан
1
сентябрь
Раздел
Technolog
y and the
Design
process
Название
занятия
Знакомимся с
понятием
«машина»
Содержание
Работа с лексикой,
чтение про разные
механизмы и
устройства
Чтение, работа со
схемами
2
сентябрь
Простые и
сложные
машины
3
сентябрь
Чтение, работа с
понятиями
4
сентябрь
5
октябрь
Что такое
процесс
дизайна
(проектирован
ия)?
Возможные
пути решения
поставленной
задачи
Моделировани
е моста
6
октябрь
Quiz. Урокобобщение
7
октябрь
Машины
будущего
Работа с Review и
Glossary,
выполнение заданий
викторины
Просмотр видео,
разработка
«машины»
будущего, минипроекты
ноябрь
9
ноябрь
10
ноябрь
11
декабрь
12
декабрь
Plants
Как растения
растут и
изменяются?
Корни и
стебли
растений:
типы, функции
и значение
Репродукция
растений
Как растут
семена?
Жизненные
циклы
растений
Чтение, работа с
понятиями,
Урок-исследование
Вводный урок темы,
работа с лексикой,
обсуждение
Работа с лексикой,
чтение
Работа с понятиями,
чтение
Работа с понятиями,
чтение
Работа со схемами
циклов роста тыквы
и хвойного дерева
Практическое
задание
-
Схема
«комплексного
» прибора в
домашнем
хозяйстве
План решения
проблемы
(начальные
стадии)
План решения
проблемы
(завершающие
стадии)
Заполнение
таблицы с
выводами
эксперимента
-
Представление
мини—
проектов с
краткой
информацией о
«машине»
будущего
Схемы ели и
мангрового
дерева
Схема цветка
Схема семени
Работа с
таблицей,
13
декабрь
Как вода
движется в
растении?
Урок-эксперимент с
сельдереем
14
декабрь
Qiuz. Урокобобщение
15
январь
16
январь
Работа с Review и
Glossary,
выполнение заданий
викторины
Вводный урок темы,
работа с лексикой,
обсуждение
Работа с лексикой,
чтение
17
январь
18
февраль
19
февраль
20
февраль
21
февраль
Quiz.Урокобобщение
22
март
Части тела
животных
23
март
Living
Things
Как животные
растут и
изменяются?
Жизненные
циклы
некоторых
животных
Амфибии и
млекопитающ
ие: их
жизненные
циклы
Классификаци
я животных
Как
рождаются
животные?
Листья и их
формы
Ecosystem
s
Как живые
существа
взаимодейству
ют друг с
другом
Работа со схемами,
описание,
сравнительный
анализ
Чтение, работа с
понятиями
«позвоночные/беспо
звоночные»
животные
Чтение, просмотр
видео, выполнение
заданий Check 2
Урок-исследование,
названия деревьев
Работа с Review и
Glossary,
выполнение заданий
викторины
Активизация
лексики
Вводный урок темы,
работа с лексикой,
обсуждение
интерпретация
данных
Работа с
таблицей
наблюдений,
изучение под
микроскопом
-
Работа со
схемой
жизненного
цикла бабаочки
-
Рисунки
животных,
краткое
описание
Составление
сравнительной
таблицы
Работа с картой
страны
(указание
деревьев)
-
Оформление
страницы
Picture
dictionary (для
учащихся
младших
классов)
-
24
март
Что такое
экосистема?
25
март
Группы
внутри
экосистем
26
апрель
27
апрель
Энергетически
е роли в
экосистемах
Пищевые
цепочки и
паутины
28
апрель
Как меняются
экосистемы?
29
май
Местные
экосистемы
30
май
Quiz. Урокобобщение
Работа с лексикой,
чтение, понятия
«живая и неживая
природы»
Чтение, понятия
«популяция» и
«сообщества»,
просмотр видео,
задания Check 1
Работа с понятиями,
чтение
Схема водоёма
как экосистемы
(оформление
плаката)
-
Чтение, описание
схем
Схема пищевой
цепочки
(оформление
плаката)
-
Чтение, просмотр
видео, выполнение
заданий Check 3,
выводы
Урок-практикум на
местности
Работа с Review и
Glossary,
выполнение заданий
викторины
-
Заполнение
таблицы
наблюдений и
исследований