Пояснительная записка План внеурочной деятельности МАОУ гимназия № 9 обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: - ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021 г.); - Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 г. № 64100); - Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021 г. №03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году»; - Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 г. № АЗ-11303 «О направлении методических рекомендаций»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61573); - Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 №03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном»; - Устав МАОУ гимназия № 9 г.Березники; - Основная образовательная программа начального общего образования. План внеурочной деятельности является частью образовательной программы муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназия № 9 г.Березники. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов (предметных, метапредметных, личностных) освоения основной образовательной программы начального общего образования, осуществляемая в формах, отличных от урочной. Цели внеурочной деятельности: - создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; - создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленным к жизнедеятельности в новых условиях, способными на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Внеурочная деятельность организована по направлениям: 1. Направления, рекомендуемые для всех учащихся: - информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»; - занятия по формированию функциональной грамотности учащихся; - занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей учащихся. 2. Направления вариативной части: - занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей учащихся; - занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей учащихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов; - занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей учащихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально-ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с учащимися комплекса мероприятий воспитательной направленности. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность учащихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав учащихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и прочее. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся. Внеурочная деятельность организована в режиме пятидневной рабочей недели. Продолжительность занятия составляет не менее 30 минут, перемена - 10 минут. Максимальный объем нагрузки учащихся соответствует максимально допустимому количеству часов внеурочной деятельности для класса не более 10 часов. Содержание занятий внеурочной деятельности: 1. Направления, рекомендуемые для всех учащихся. Направление «Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» представлено программой «Разговоры о важном». Основная цель: развитие ценностного отношения учащихся к своей Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе Направление «Занятия по формированию функциональной грамотности учащихся» представлено программами «Читаем с пользой», «Функциональная грамотность», «Учение с увлечением». Основная цель: развитие способностей учащихся применять приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой компетенции. 2. Направления вариативной части. Направление «Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей учащихся» представлено программами «Математический театр», «Олимпиадная математика», «Эрудит», «Калейдоскоп знаний», «Лесенка знаний». Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие учащихся, удовлетворение их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: формирование ценностного отношения учащихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Направление «Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов» (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах) представлено программами «Вокал». Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей учащихся в физическом и творческом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов, оздоровительных потребностей и интересов. Основная задача: физическое и творческое развитие учащихся, привитие им любви к спорту, творчеству побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турниров и соревнований); занятия школьников в объединениях туристско-краеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев); занятия по Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Режим внеурочной деятельности В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами организован перерыв между последним уроком и началом занятий внеурочной деятельности. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет не менее 30 минут. Перерыв между занятиями внеурочной деятельности 10 минут. Для обучающихся, посещающих занятия в отделении дополнительного образования образовательной организации, организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными представителями) обучающихся, справок, указанных организаций. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а также с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней. Начало занятий внеурочной деятельности, осуществляется с понедельника по субботу во вторую или в первую половину дня в соответствии с расписанием. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Для реализации Плана внеурочной деятельности используются следующие виды внеурочной деятельности в соответствии с государственным стандартом: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; социальное творчество; спортивно-оздоровительная деятельность; краеведческая деятельность. При разработке модели организации внеурочной деятельности в гимназии учитываются традиции и опыт гимназии в организации внеклассной и внеурочной работы, реализации программ дополнительного образования детей. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть, например, спортивный стадион, музей, театр, библиотека и др. План внеурочной деятельности реализуется педагогами гимназии (учителяпредметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования, библиотекарь, педагог-психолог). Для реализации плана внеурочной деятельности используются учебные кабинеты, компьютерный класс, библиотека, актовый зал, спортивный зал, помещения для занятий в студиях и кружках гимназии, многофункциональная спортивная площадка. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности обучающихся: Личностные Предметные Метапредметные - готовность и способность к саморазвитию; - сформированность мотивации к познанию, ценностносмысловые установки, отражающие индивидуальноличностные позиции, социальные компетенции личностных качеств; - сформированность основ гражданской идентичности. получение нового знания и опыта его применения. - освоение универсальных учебных действий; - овладение ключевыми компетенциям. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности обучающихся по следующим направлениям: Спортивно-оздоровительное направление: - понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека; - осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье; - умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье. Духовно-нравственное направление: - осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; -сформированная гражданская компетенция; - понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Общеинтеллектуальное направление: - осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству; - сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуальнопознавательной и научно-практической деятельности; - сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации); - развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; - способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию. Общекультурное направление: - понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; - способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; - сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе; - сформированная потребность повышать свой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности; - знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. Социальное направление: - овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни; - сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом; - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия; - сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность; - умение коммуникативно взаимодействовать с окружающими людьми, овладение социокультурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; - ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социальнозначимой деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности. Все виды внеурочной деятельности обучающихся ориентированы на достижение воспитательных результатов. Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. В процессе реализации Программы произойдет: - внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей; - улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве; - укрепление здоровья воспитанников; - развитие творческой активности каждого школьника. Недельный план внеурочной деятельности в 1-х классах 1а 1б Направление внеурочной Программа деятельности ИнформационноРазговоры о 1 1 просветительские занятия важном патриотической, нравственной и экологической направленности Занятия, направленные на Орлята России 1 1 удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Занятия по формированию Функциональная 1 функциональной грамотности грамотность обучающихся «Читаем с пользой» 1в Всего 1 3 1 3 1 2 Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия по углубленному изучению математики Профориентация, экскурсионная деятельность – (осуществляются учителямипредметниками, кл.руководителями в процессе реализации программы воспитательной работы) Эрудит 1 1 «Математический театр» 1 Олимпиадная математика 1 4 5 Недельный план внеурочной деятельности во 2-х классах 2а 2б Направление внеурочной Программа деятельности ИнформационноРазговоры о 1 1 просветительские занятия важном патриотической, нравственной и экологической направленности Занятия, направленные на Орлята России 1 1 удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Занятия по формированию Функциональная 1 1 функциональной грамотности грамотность обучающихся Занятия, связанные с Учение с 1 реализацией особых увлечением 1 3 1 1 5 14 2в Всего 1 3 1 3 1 3 1 2 интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов Профориентация, экскурсионная деятельность – (осуществляются учителямипредметниками, кл.руководителями в процессе реализации программы воспитательной работы) 1 1 1 3 4 5 5 14 3в Всего 1 3 1 3 1 3 Недельный план внеурочной деятельности в 3-х классах 3а 3б Направление внеурочной Программа деятельности ИнформационноРазговоры о 1 1 просветительские занятия важном патриотической, нравственной и экологической направленности Занятия, направленные на Орлята России 1 1 удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Занятия по формированию Функциональная 2 функциональной грамотности грамотность обучающихся Занятия, связанные с Эрудит 1 реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на Профориентация, 1 1 удовлетворение интересов и экскурсионная потребностей обучающихся в деятельность – творческом и физическом (осуществляются развитии, помощь в учителямисамореализации, раскрытии и предметниками, 1 1 3 развитии способностей и талантов кл.руководителями в процессе реализации программы воспитательной работы) 6 3 Недельный план внеурочной деятельности в 4-х классах 4а 4б Направление внеурочной Программа деятельности ИнформационноРазговоры о 1 1 просветительские занятия важном патриотической, нравственной и экологической направленности Занятия, направленные на Орлята России 1 1 удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся, на педагогическое сопровождение деятельности социально ориентированных ученических сообществ, детских общественных объединений, органов ученического самоуправления, на организацию совместно с обучающимися комплекса мероприятий воспитательной направленности Занятия по формированию Функциональная 2 1 функциональной грамотности грамотность обучающихся Занятия, связанные с Лесенка знаний, 2 2 реализацией особых Калейдоскоп интеллектуальных и знаний социокультурных потребностей обучающихся Занятия, направленные на Профориентация, 1 1 удовлетворение интересов и экскурсионная потребностей обучающихся в деятельность – творческом и физическом (осуществляются развитии, помощь в учителямисамореализации, раскрытии и предметниками, развитии способностей и кл.руководителями в талантов процессе реализации программы воспитательной работы) 7 6 4 13 4в Всего 1 3 1 3 1 4 4 1 3 4 17