Пояснительная записка
Современное
обучение направлено
на
формирование
такой образовательной среды, в которой школьники будут воспринимать
мир, как единое целое, а не как перечень отдельных изучаемых в школе
дисциплин. Методология преодоления междисциплинарных границ научного
и технологического знания – это старт для активной жизни и труда в
обществе конвергентных технологий будущего, к которым сегодня относятся
информационно-коммуникационные, нано-, био- и когнитивные технологии.
Стандарт требует организации образовательного процесса, основанного
на стыке наук, внедрения технологий конвергентного обучения. Именно
поэтому конвергентный подход сегодня так необходим современной школе.
Следовательно, необходимы изменения в построении образовательного
пространства, методиках и технологиях обучения, в контроле и системе
оценок образовательных результатов.
В основе данного курса – применение одной их новейших
педагогических технологий CLIL, которую нельзя не учитывать при
внедрении конвергентного образования.
CLIL (Content and Language Integrated Learning или предметноязыковое интегрированное обучение)- это подход или метод, который
объединяет обучение содержанию предмета учебного плана с обучением на
неродном языке.
В глобальном обществе такой подход становится все более важным,
потому что знание иностранного языка помогает обучающимся развивать
навыки на родном языке, а также способствует совершенствованию навыков
передачи идей о науке, искусстве и технологиях людям во всем мире.
В рамках CLIL подхода учебный предмет и новые языковые навыки
преподаются вместе. В этот процесс интегрировано также развитие навыков
мышления и учения.
Технология CLIL состоит из четырех основных компонентов, так
называемых «4с».
Основными принципами организации занятий на основе технологии
CLIL являются:
- многоцелевой подход: следует обеспечивать высокую степень
интеграции между языковыми и предметными занятиями, а также между
различными предметами;
- надежная и развивающая образовательная среда: преподаватели
CLIL должны поощрять учащихся экспериментировать с языком и
содержанием предметов, обеспечивая направленный доступ к аутентичным
материалам и учебной среде;
- аутентичность: между обучением и жизнью студентов должна
регулярно устанавливаться взаимосвязь при реализации CLIL методики, а
также связи с другими носителями языка. Материалы из СМИ или других
источников должны использоваться как можно чаще;
- активная позиция в учении: обучающиеся играют центральную роль
на уроках CLIL: их деятельность должна основываться на совместной работе,
партнеры по обучению должны помогать определять результаты освоения
предмета, языка и овладения учебными навыками. Наконец, они должны
взаимодействовать друг с другом больше, чем с преподавателем, который
действует как фасилитатор;
- педагогическое сопровождение: одной из функций преподавателя
является поддержка языковых потребностей обучающихся с опорой на
имеющиеся у них знания, а также перераспределение информации в удобной
для учащихся форме и обратная реакция на различные стили обучения;
- сотрудничество: при планировании занятий рекомендуется высокая
степень сотрудничества между разными преподавателями, а также считается
полезным вовлечение родителей.
Технология
CLILлежит
BigScienceиздательства Pearson.
в
основе
учебного
пособия
Big Science – шестиступенчатый курс английского языка для детей от 9
до 15 лет. Разработан издательством Pearson и соответствует уровням A1,
Beginner-A2,
Elementary,
Pre-Intermediate
по
шкале
CEFR.
Курс основан на научных исследованиях и мотивирует учащихся собирать
новую информацию, задавать вопросы, анализировать идеи и обсуждать их в
команде. Big Science основан на системе обучения 5E, которая предполагает
знакомство с темой, исследование основных концепций, понимание и
закрепление изученного материала, выполнение творческих проектов,
увлекательных заданий и итоговых тестов по завершении каждого раздела.
Big Science способствует развитию навыков критического и творческого
мышления, самооценки, сотрудничества и командной работы.
Цель курса для 5 класса: изучение некоторых
образовательной темы «Наука» средствами английского языка.
Задачи курса:
1.образовательные
- объединять ранее полученные знания и новые идеи;
аспектов
- обнаруживать связи между знаниями из разных областей науки;
- активно изучать факты и оценивать их понимание и усвоение;
- уметь представить полученные новые знания в готовом продукте;
- уметь оперировать знаниями во внеучебной среде.
2.воспитательные
- способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в
сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим,
личная и взаимная ответственность);
- прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему
овладению иностранным языком.
3.развивающие
- развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком
как средством познания нового;
- развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные
приемы овладения иностранным языком;
- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и
использованию его в качестве средства делового и научного общения.
Курс рассчитан на 30 часов (1 занятие в неделю).
Особенности данного курса:
Курс включает в себя 3 раздела:
- The Design Proсess (Процесс создания вещей)
- The Nature of Science (Основы науки)
- Matter (Материя)
Содержание курса:
1. Раздел The Design Proсess (Процесс создания вещей): темы «Как вы
решаете проблемы?», «Что такое технология?», «Из чего сделаны
предметы?», «Что такое процесс создания предметов – дизайн?»
2. РазделThe Nature of Science (Основы науки): темы «Что такое
наука?», «Какие умения необходимы ученым?», «Как учёные находят
ответы?», «Как учёные собирают и делятся данными?»
3.Matter (Материя): темы «Что такое материя?», «Виды материи», «Как
материя может меняться?», «Как вода может изменяться?»
Лексическое наполнение курса:
Technology, science, scientist, discovery, stapler, hammer, nails, scissors,
screwdriver
Materials, natural, wood, cotton, rock, plastic
Goal, solution, problem, plan, label
Senses, experiment, results, observe, predict, smell, hearing, touch, sight, taste
Investigate, conclusion, height, measurement, hypothesis
Data, granite, basalt, pumice
State of matter, solid, liquid, gas
Physical change, clay, dough, mixture, evaporate
Matter, volume, container, shape, ice, heating
Ожидаемые результаты:
В требованиях к личностным и предметным результатам в образовании
заложены основы конвергентного образования. Обучающиеся должны
освоить новые виды деятельности, у них должно сформироваться научное
мышление, и они должны уметь владеть ключевыми понятиями
разнообразных наук.
В требовании к метапредметным результатам также содержатся
указания на межпредметные или надпредметные понятия, смысл и
определения которых расширяются только при изучении нескольких наук.
Конвергентное образование предоставляет обучающимся новые
возможности, как в достижении предметных результатов, так и в освоении
универсальных учебных действий, в формировании фундаментальных
межпредметных понятий. Это деятельностное освоение обучающимися
предмета через проектную деятельность и возможность реализации
индивидуальных проектов и исследований.
Главным результатом конвергентного обучения в школе является как
освоение базовых теоретических понятий, так и способность применять их в
решении практических задач. А самое главное – в умении получать новые
знания.
Методическое обеспечение курса:
1. Учебное пособие Big Science Student’s book 2 Workbook 2
2.Методическое пособие: книга для учителя Big Science Teacher’s Book
3.Интернет-источники:
www.youtube.com
https://www.pearson.com/english/catalogue/primary/bigscience(сайт самого
пособия, разработанный издательством)
Календарно-тематическое планирование
№ Дата
зан
1
сентябрь
Раздел
The design
process
Название
занятия
Что помогает
решать
проблемы?
Содержание
Работа с лексикой –
названия приборов
2
сентябрь
Что такое
технология?
Работа с лексикой,
чтение
3
сентябрь
Из чего
сделаны
объекты?
Работа с лексикой,
чтение, просмотр
видео, практика
устной речи
4
сентябрь
5
октябрь
6
октябрь
7
октябрь
8
октябрь
9
ноябрь
Природные и
Обобщение
искусственные материала, работа с
материалы
упражнениями
рабочей тетради
Что такое
Работа с понятиями,
процесс
чтение, составление
дизайна?
плана работы над
созданием объекта
Как построить урок-исследование,
лодку?
обобщение всей
темы, работа с
Reviewи Glossary
Презентация
Представление
проектов
индивидуальных/пар
«Дизайн …»
ных проектов
Quiz/ УрокВыполнение заданий
викторина
квиза, составление
собственного
варианта
Что такое
Вводный урок темы,
Наука?
работа с лексикой,
чтение
10
ноябрь
11
ноябрь
12
декабрь
The Nature
of Science
Какие умения
необходимы
учёным?
«Гренни
Смит» vs«Рэд
Делишес»
Как ученые
находят
Работа с лексикой,
чтение, выводы
Сравнительный
анализ двух сортов
яблок, обоснование
выводов
Работа с научными
терминами, план
Практическое
задание
Заполнение
таблицы
«Действиеприбор»
Рисунок и
описание
«своей»
технологии для
сохранения
Земли
Сравнительный
анализ
нескольких
предметов
(материалы,
использование)
-
Мини-проект
«Этапы
создания ….»
Заполнение
«дневника
наблюдений»
Взаимооценка
(+/-)
-
Описание
картинок с
органами
чувств
Заполнение
сравнительной
таблицы
-
ответы?
13
декабрь
Гипотеза и
выводы
14
декабрь
Как учёные
собирают и
делятся
информацией?
15
декабрь
16
январь
Оформление
данных:
таблицы,
графики,
схемы
Эксперимент
«Лёд в
простой и
солёной воде»
17
январь
18
январь
19
февраль
20
февраль
21
февраль
22
февраль
Quiz,урок
обобщения
темы
The Matter
Что такое
материя?
Твердое,
жидкое,
газообразное –
виды материи
Газы вокруг
нас
Как материя
может
изменяться:
изменение
физической
формы
Как материя
может
изменяться:
изменение
состояния
работы над
исследованием
Этапы исследования:
отработка на
примерах, просмотр
видео
Работа с лексикой,
чтение, описание
гор, скал, (какие
могут быть)
-
Начальный
этап работы
над
сравнительной
таблицей
Чтение, знакомство с Устное
разными формами
представление
представления
информации по
информации
графику и
таблице
Полный цикл
Проведение
исследования:
экспериментагипотеза,
опыта
проведение, выводы,
оформление
результатов,
представление
результатов
работа с Reviewи
Самооценка
Glossary,
(по схеме)
выполнение заданий
викторины
Вводный урок темы, Таблица с
работа с лексикой
рисунками
«разные виды
материи» у нас
дома
Работа с лексикой,
Диаграмма
чтение, описание
«Три формы
картинок
жидкости»
Чтение, просмотр
видео, задания на
самопроверку
Check1
Работа с понятиями,
чтение
Эксперимент с
мыльными
пузырями
Чтение, работа с
понятиями,
проведение
экспериментов
Примеры с
тестом/выпечк
ой, смуззи,
водой с
песком/солью.
Примеры с
пластилином,
бумагой,
карандашами,
проволокой
23
март
Как может
меняться
вода?
Работа с понятиями,
чтение
24
март
Эффекты
разных
температур
25
март
Нагрев
материи: что
происходит?
26
март/апрел
ь
Как меняются
свойства?
27
апрель
Quiz/ уроквикторина
28
апрель
29
Апрель/ма
й
Обобщение
темы
Эксперимента
риум 1
30
май
Проведение
эксперимента с
водой и сахаром,
оформление выводов
о состоянии воды
Чтение, просмотр
видео, выполнение
заданий Check 3,
обобщение темы
Эксперимент с
клеем, пищевым
красителем, водой и
раствором буры
Выполнение заданий
викторины,
составление
собственных заданий
Работа с Reviewи
Glossary
Отбор и подготовка
любого
опыта/эксперимента
за весь курс,
описание
Представление
опытов/эксперимент
ов, с описанием,
результатами,
выводами.
Эксперимента
риум 2
Пример с
разными
формами
контейнеров
для воды
Опыт с водой и
сахаром
-
Заполнение
таблицы с
результатами
наблюдениями
-
Самооценка
(по схеме)
Очное
проведение
опыта, или
видеоролик с
проведением.
Очное
проведение или
видеоролик с
устным
сопровождение
м