Пояснительная записка
Программа дополнительного курса «Театральные практики: читаем и
инсценируем» имеет общекультурную направленность и представляет собой вариант
программы дополнительного образования в начальной школе при изучении
английского языка во 3м классе, является средством повышения интереса детей к
изучению английского языка и применения полученных знаний в нестандартной
обстановке.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности
обусловлена важностью создания условий для формирования у обучающихся
коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного
развития ребенка.
Программа обеспечивает развитие универсальных учебных действий,
творческих способностей у обучающихся, необходимых для дальнейшей
самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя,
преодолеть языковой барьер, выявить свой творческий потенциал.
Актуальность программы обусловлена целью современного образования,
включающего в себя воспитание у школьников положительного отношения к
иностранному языку, знания об истории, реалиях и традициях страны, знакомство с
достижениями национальных культур.
Программа рассчитана на детей 9-10 лет и реализуется за 1 год в количестве 30
часов.
Цель программы «Театральные практики»:
создание условий для изучения английского языка;
формирование интереса к изучению иностранного языка в игровой форме;
развитие эмоциональной сферы обучающихся, развитие артистических способностей,
творческого воображения и фантазии;
знакомство с традициями англоязычных стран
Задачи:
I. Познавательный аспект.
способствовать более раннему приобщению школьников к новому для них
языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента
познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые
в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и
культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы
овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра
проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации.
развивать двигательные способности детей через драматизацию.
познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене.
III. Воспитательный аспект.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
приобщать к общечеловеческим ценностям;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в
сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим,
личная и взаимная ответственность);
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению
иностранным языком и культурой
Особенности реализации программы
Драматизация во внеурочной деятельности выступает в качестве эффективного
средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно
драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер.
Сказки – замечательное средство приобщения детей к культуре народов, к
развитию речи. Сказки на английском языке превращают процесс обучения ребенка в
привлекательную игру. Программа построена на сказках разных народов мира. Во
многих из них встречается типичный для фольклора композиционный приём –
повтор. Каждый эпизод, обогащаясь новой деталью, повторяет почти дословно
предыдущий, что помогает узнаванию слов и постепенно образует навык восприятия
текста. Чтение формирует интеллект, обостряет чувства, способствует развитию
познавательных интересов, а также общей культуры школьников.
Работа
над
чтением
и
драматизацией литературных
произведений способствует развитию
творческого
воображения
учащихся,
расширению словарного запаса, развитию индивидуальных способностей,
креативности, повышению их эмоциональной отзывчивости, стимулированию
фантазии, образного и ассоциативного мышления, самовыражения, обогащению
внутреннего духовного мира ученика.
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного
опыта людей. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с
людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор. Совместная
театрализованная деятельность направлена на развитие у его участников ощущений,
чувств и эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также
многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских,
двигательных и т.д.) На основе театрализованной деятельности можно реализовать
практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Формы проведения занятий
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трёх
формах: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли и пр.).
Ведущей формой организации занятий является групповая работа.
Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные
формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной,
изобразительной, физической и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы учебный
процесс был оснащен современными техническими средствами, средствами
изобразительной наглядности, игровыми реквизитами.
Виды деятельности:
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
чтение, литературно-художественная деятельность;
изобразительная деятельность;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания,
развитие воображения.
Планируемые результаты
Личностные результаты
- повышение общего уровня культуры
- развитие художественного воображения
- обретение веры в свои силы и возможности
- повышение знаний и умений по английскому языку
- постановка и представление спектаклей на английском языке
Метапредметные результаты
- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей
в пределах речевых потребностей и возможностей школьника,
- развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и
речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи,
- расширение общего лингвистического кругозора,
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сферы
Предметные результаты
-овладение начальными представлениями о нормах иностранного языка
(фонетических и лексических),
- умение находить и сравнивать такие языковые единицы как звук, буква и слово.
Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате
занятий:
толерантность, дружелюбное отношение к представителям других стран;
познавательная, творческая, общественная активность;
самостоятельность (в т.ч. в принятии решений);
умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
коммуникабельность;
уважение к себе и другим;
личная и взаимная ответственность;
готовность действия в нестандартных ситуациях;
Форма подведения итогов
Итоговой работой по завершению каждой темы являются сценические постановки,
игры, конкурсы.
Содержание курса
№ п/п
месяц
Тема занятия
Содержание занятия
The Sandcastle
Competition: глава 1
Знакомство с главными
персонажами, введение ЛЕ,
чтение вслух 1 главы, чтение по
ролям, отработка интонации
повествовательного и
вопросительного типа
предложения. Знакомство с
грамматической структурой
повествовательного предложения
в настоящем простом времени
The Sandcastle
Competition глава 2
введение и работа с ЛЕ, чтение
вслух 2 главы, развитие догадки о
предстоящих событиях
повествования, пересказ 1 и 2
глав (с опорой на план),
иллюстрирование 1 и 2 глав
The Sandcastle
Competition глава 3
введение и работа с ЛЕ, чтение
вслух 3 главы, развитие догадки о
предстоящих событиях
сентябрь
1
сентябрь
2
3
сентябрь
повествования.
сентябрь
The Sandcastle
Competition: глава 4
4
5
октябрь
октябрь
6
Постановка сказки в рамках
урока, распределение ролей,
инсценировка в группах с
реквизитом
Знакомство с главными
персонажами, введение ЛЕ,
чтение вслух 1 главы, чтение по
The Town Mouse and ролям, отработка интонации
The Country Mouse: повествовательного и
глава 1
вопросительного типа
предложения. Знакомство с
грамматической структурой
повествовательного предложения
в настоящем простом времени.
октябрь
The Town Mouse and введение и работа с ЛЕ, чтение
The Country Mouse: вслух 2 главы, развитие догадки о
предстоящих событиях
глава 2
повествования,
ноябрь
The Town Mouse and Пересказ 1 и 2 глав (с опорой на
The Country Mouse: план), иллюстрирование 1 и 2
работа с пересказом глав
ноябрь
введение и работа с ЛЕ, чтение
The Town Mouse and вслух 3 главы, развитие догадки о
The Country Mouse: предстоящих событиях
глава 3
повествования.
ноябрь
The Town Mouse and
The Country Mouse:
глава 4
The Town Mouse and
The Country Mouse:
работа с пересказом
The Town Mouse and
The Country Mouse:
создание словарика
8
9
10
декабрь
12
13
Иллюстрированный словарь к
главами 1-4
октябрь
7
11
The Sandcastle
Competition:
создание словарика
The Sandcastle
Competition:
инсценировка
введение и работа с ЛЕ, чтение
вслух 4 главы, пересказ 3 и 4 глав
(с опорой на план),
иллюстрирование 3 и 4 глав
сказки.
декабрь
введение и работа с ЛЕ, чтение
вслух 4 главы,.
Пересказ 3 и 4 глав (с опорой на
план), иллюстрирование 3 и 4
глав сказки
Иллюстрированный словарь к
главами 1-4
декабрь
Рождественский
экспресс
декабрь
The Town Mouse and Постановка сказки в рамках
The Country
урока, распределение ролей,
Mouse:инсценировка инсценировка в группах с
реквизитом
январь
The Shoemaker and
the Elves: глава 1
Знакомство с главными
персонажами, введение ЛЕ,
чтение вслух 1 главы, чтение по
ролям, отработка интонации
повествовательного и
вопросительного типа
предложения. Знакомство с
грамматической структурой
повествовательного предложения
в настоящем простом времени.
январь
The Shoemaker and
the Elves:
введение и работа с ЛЕ, чтение
вслух 2 главы, развитие догадки о
предстоящих событиях
повествования
январь
The Shoemaker and
the Elves: работа с
пересказом
пересказ 1 и 2 глав (с опорой на
план), иллюстрирование 1 и 2
глав
февраль
The Shoemaker and
the Elves: глава 3
введение и работа с ЛЕ, чтение
вслух 3 главы, развитие догадки о
предстоящих событиях
повествования.
февраль
The Shoemaker and
the Elves: глава 4
введение и работа с ЛЕ, чтение
вслух 4 главы,
февраль
The Shoemaker and
the Elves: работа с
пересказом
пересказ 3 и 4 глав (с опорой на
план), иллюстрирование 3 и 4
глав сказки.
февраль
The Shoemaker and
the Elves:: создание
словарика
The Shoemaker and
the Elves:
инсценировка
Иллюстрированный словарь к
главами 1-4
The Shoemaker and
the
Elves:мультфильм
Просмотр мультфильма, описание
героев
14
16
17
18
19
20
21
22
23
март
24
25
март
Работа с рождественским
стихами, песнопениями,
короткими инсценировками
Постановка сказки в рамках
урока, распределение ролей,
инсценировка в группах с
реквизитом
26
март
апрель
The Leopard’s Drum:
урок 2
Чтение истории, выполнение
заданий на понимание
прочитанного (соотнесение
реплик и картинок, кроссворд)
апрель
The Leopard’s Drum:
урок 3
Отработка прилагательных в
речи, письмо и рисунки
апрель
The Leopard’s Drum:
урок 4
Отработка грамматической
структуры ‘Can I have… ?’
май
The Leopard’s Drum:
урок 5
Работа с лексикой по теме
«Школьные принадлежности»,
игра на угадывание
27
28
29
30
на английском языке
The Leopard’s Drum: «Театр теней», работа с лексикой
урок 1
«Животные»
Инсценировка истории