Учебный план НОО 2024-2025

Пояснительная записка
к учебному плану начального общего образования МАОУ гимназия № 9
на 2024-2025 учебный год
Учебный план начального общего образования МАОУ гимназия № 9 является частью
организационного раздела основной образовательной программы НОО, разработанной в
соответствии с ФГОС начального общего образования, с учетом Федеральной образовательной
программой начального общего образования, Приказом Минпросвещения России от 19.03.2024
N от 19 марта 2024 г. № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных программ
начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования».
Учебный план начального общего образования муниципального автономного
общеобразовательного учреждения гимназия № 9 для 1-4 классов, реализующих основную
образовательную программу начального общего
образования фиксирует общий объем
нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам,
учебным предметам; формы промежуточной аттестации обучающихся, периодичность их
проведения.
Учебный план призван обеспечить реализацию целей и задач образования, которые
определены в основных нормативно-правовых документах:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями с 12.06.2024);
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. № 286 (ред. от
08.11.2022 г.) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100);
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 569 от 18.07.2022 “О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 №286” (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69676);
 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 “Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования”
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229);
 приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2024 № 499 «Об утверждении федерального
перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО,
ООО, СОО» (Зарегистрирован 16.08.2024 № 79172);
 приказ Министерства просвещения РФ от 22.01.2024 № 31 « О внесении изменений в
некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного
общего образования» (Зарегистрирован 22.02.2024 №77330);
 приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования;
 приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373» Об утверждении и введении в
действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего

















образования (с внесенными изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от
18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507 от 31.12.2015 № 1576, Приказ
Минпросвещения РФ от 11.12.2020 № 712 );
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.02.2024 № 119 "О внесении
изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской
Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и
установления предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрирован
22.03.2024 № 77603);
постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
санитарные правила и нормативы СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021
№28 (Гигиенические нормативы);
письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей:
«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры
народов России»;
Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
приказ Минпросвещения России от 19.03.2024 № 171 «О внесении изменений в некоторые приказы
Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных
программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего
образования»;
приказ Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03 "О направлении методических
рекомендаций" (вместе с "Информационно-методическим письмом о введении федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего
образования");
Устав МАОУ гимназия № 9;
Основная образовательная программа начального общего образования.

Учебный год в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении гимназия
№ 9 начинается 02 сентября 2024 года и заканчивается 26 мая 2025 года (для 2-4 классов) и 30
мая 2025 года (для 1-х классов).
Обучение осуществляется в две смены. Начало занятий в 08 часов 00 минут.
Учебный план ОУ предусматривает работу 1-4 классов по 5-ти дневной рабочей неделе в
соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели для 1-х классов и 34
учебные недели для 2-4-х классов. Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся
соответствует нормативным требованиям СанПиН и составляет: 21 час в 1 классе, 23 часа во 24 классах.
В первых классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в
сентябре, октябре по три урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35
минут каждый; январь-май – по 4 урока не более 40 минут каждый).
Обучение в первых классах в соответствии с СанПин 1.2.3685-21 организуется только в

первую смену при пятидневной неделе с максимально допустимой недельной нагрузкой в 21
час и дополнительными недельными каникулами в середине третьей четверти при
традиционном режиме обучения. Продолжительность урока во 2-4 классах составляет не более
40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 20 минут с учетом
времени посещения учащимися столовой.
Учебный год делится в 1-4 классах на четверти, по итогам которых выставляются
отметки во 2-4 классах за текущее освоение образовательных программ.
В 1 классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и
домашних заданий. Объем домашних заданий (по всем предметам) определяется таким
образом, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):
во 2 – 3-х классах - 1,5 ч., в 4-х классах - 2 ч.
Количество
часов,
отведенных
на
освоение
обучающимися
учебного
плана
общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, не превышает величину недельной образовательной
нагрузки, предусмотренную Федеральным учебным планом, представленным в Федеральной
образовательной программе начального общего образования, согласно которой количество учебных
занятий на уровне начального общего образования за 4 учебных года не может составлять менее 2954
часов и более 3345 часов.
Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания» и составляет:

Классы
Максимальная нагрузка по 5-ти
дневной рабочей неделе, часов

I
21

II
23

III
23

IV
23

Расписание уроков для обучающихся начальных классов составляется с учетом
трудности предметов.
Учебный предмет
Количество баллов
Русский язык
7
Литературное чтение
5
Математика
7
Иностранный (английский) язык
8
Окружающий мир
6
Изобразительное искусство
3
Музыка
3
Труд (технология)
2
Физическая культура
1
Основы религиозных культур и светской этики
5
Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников, входящих в
федеральный перечень учебников, утверждённые приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 21.02.2024 № 119 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к
приказу Министерства просвещения Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими

образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников" (Зарегистрирован 22.03.2024 № 77603).
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется через
учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением требований санитарноэпидемиологических правил и нормативов.
К учебным предметам федерального компонента учебного план отнесено 10 учебных
предметов: русский язык, литературное чтение, иностранный (английский) язык, математика,
окружающий мир, изобразительное искусство, труд (технология), музыка, физическая культура,
основы религиозных культур и светской этики (модули: «Основы религиозных культур народов
России», «Основы православной культуры» и модуль «Основы светской этики»).
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений. Объем обязательной части программы начального
общего образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками
образовательных отношений из перечня, предлагаемого МАОУ гимназия № 9 - 20% от общего
объема.
Обязательная часть определяет состав учебных предметов обязательных предметных
областей, которые реализуются в образовательной организации, реализующей основную
образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена двумя
учебными предметами: «Русский язык» и «Литературное чтение». Целью предметов «Русский
язык», «Литературное чтение» является формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.
Учебный предмет «Русский язык» направлен на приобщение обучающихся к духовнонравственным ценностям русского языка и отечественной культуре. В процессе изучения
предмета идёт развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и
читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся.
Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, морфологии, морфемике,
пунктуации.
В 1 классе обучение русскому языку начинается интегрированным курсом «Обучение
грамоте», который содержит разделы «Обучение чтению», «Обучение письму». Его
продолжительность (приблизительно 23 учебные недели, 9 часов в неделю) определяется
темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой
используемых учебных средств.
После завершения интегрированного курса начинается раздельное изучение русского
языка и литературного чтения.
Предмет изучается в 1-4 классах по 5 часов в неделю.
Учебный предмет «Литературное чтение» наряду с русским языком формирует
функциональную грамотность, развивает диалогическую и монологическую речь, способствует
общему развитию и воспитанию ребенка.
На данный предмет отводится в 1-4 классах - 4 часа в неделю.
Предметная область «Иностранный язык».
Предметы, включенные в данную область: «Иностранный язык (английский)».
Количество часов, отведенное на изучение английского языка во 2-4 классах – по 2 часа.
Допускается деление классов на группы.

Задачи курса «Иностранный язык (английский)»:
- формирование умения общаться на английском языке на элементарном уровне с учётом
речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной (аудирование и
говорение) и письменной (чтение и письмо) формах.
Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом
«Математика». Целью данного предмета является развитие математической речи, логического
мышления, воображения. Информационные умения формируются через все предметы учебного
плана и во внеурочной деятельности. Содержание данной работы отражается в рабочей
программе учителя по предмету.
Количество часов, отведенное на изучение математики в 1-4 классах – по 4 часа.
Предметная область «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)»
представлена предметом «Окружающий мир», целью которого является формирование
первоначальных представлений об окружающем мире. В предмете «Окружающий мир» также
формируются ключевые компетентности в области безопасности, реализуется на первой
ступени обучения по такому приоритетному направлению как безопасность школьника.
Количество часов, отведенное на изучение предмета «Окружающего мира» в 1-4 классах: по 2
часа.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики».
В учебный план IV класса включён курс «Основы религиозной культуры и светской
этики» (далее – ОРКСЭ) по 1 часу в неделю (всего 34 часа), цель которого - формирование у
обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и
уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к
диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Выбор модуля, изучаемого в рамках курса ОРКСЭ, осуществляется родителями
(законными представителями) учащихся. Выбор фиксируется протоколами родительских
собраний и письменными заявлениями родителей. На основании произведённого выбора
формируются группы учащихся. Решение о количестве учебных групп принимается с учётом
необходимости предоставления учащимся возможности изучения выбранного модуля, а также с
учётом имеющихся условий и ресурсов в МАОУ гимназия № 9. В рамках изучения курса при
возникновении соответствующей потребности предусматривается формирование учебных
групп из нескольких классов. На основании заявлений родителей, протоколов родительских
собраний 3а,б,в классов от 27 февраля 2024 года подтвержден выбор трех модулей для 95
обучающихся. Будут изучаться модули: «Основы религиозных культур народов России» в
одной группе (4а+4б+4в классы), «Основы православной культуры» в одной группе (4а+4б+4в
классы), в двух группах «Основы светской этики» (4а+4б, 4в классы).
Предметная область «Искусство» представлена двумя предметами: «Музыка» и
«Изобразительное искусство», которые проводятся отдельно. Основными задачами реализации
данной предметной области являются: развитие способностей к художественно-образному,
эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального
искусства, выражение в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Количество часов, отведенное на изучение предмета «Музыка» в 1-4 классах: по 1 часу.
Количество часов, отведенное на изучение «Изобразительного искусство» в 1-4 классах: по 1
часу.
Ключевое нововведение учебного предмета «Труд (технология)» - это возможность для
обучающихся познакомиться с разными профессиями. Большой акцент сделан на раннюю

профориентацию и трудовое воспитание учеников. В каждый модуль учебного предмета
включена тема «Мир профессий». Также сократили количество часов на изучение теории,
добавили задачи на воспитание готовности участия в трудовых делах. Данный учебный
предмет изучается по 1 часу в неделю в 1 - 4 классах.
Предметная область «Физическая культура» реализуется средствами предмета
«Физическая культура». Целью предмета «Физическая культура» является общее развитие.
Используются общеразвивающие упражнения, подвижные игры, упражнения ритмической
гимнастики, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам.
Количество часов, отведенное на изучение физкультуры в 1-3 классах: по 2 часа.
Третий час реализуется за счет внеурочной деятельности и (или) за счет посещения
обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование
учебных модулей по видам спорта.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
использована: на увеличение количества часов обязательной части учебного плана.
За счет часов вариативной части учебного плана в 2024-2025 учебном году в 1-3 классах
будет организовано преподавание учебного курса «Занимательная математика» (1 час), при
наличии заявления родителей (законных представителей). Аттестация по данному курсу
проводится один раз в год в форме творческого проекта.
При реализации общеобразовательных программ используются: очная форма обучения,
дистанционное обучение с использованием электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий при необходимости (карантин, временная нетрудоспособность и
т.д.). Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются: образовательные онлайн платформы; цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах,
видеоконференции.
Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ гимназия
№ 9 реализуется с использованием УМК «Школа России» (авторы Горецкий В.Г., Кирюшкин
В.А., Виноградская Л.А., Канакина В.П., Климова Л.Ф., Голованова М.В., Моро М.И.,
Степанова С.В., Волкова С.И., Плешаков А.А., Баранова К.М., Неменская Л.А., Роговцева Н.И.
и др.), в 3-4 классах используется УМК «Перспектива» (авторы Л.Ф. Климанова,
В.Г.Дорофеев/Л.Г.Петерсон, М.Ю. Новицкая, А.А. Плешаков, С.Г.Макеева, Н.И.Роговцева и
др.), и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом
Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286), Федеральной основной
образовательной программой начального общего образования (ФООП НОО утверждена
приказом Минпросвещения России от 16 ноября 2022 г. № 992).
При обучении иностранному языку (английскому) во 2-4 классах реализуется программа «Английский язык: 2 – 4 классы». Автор – К.М.Баранова. При проведении занятий
по иностранному (английскому) языку, осуществляется деление классов на две группы при
наполняемости 25 человек и более с целью обеспечения качественного изучения данного
предмета и с учетом его специфики.
Согласно СанПин 1.2.3685-21 в 1-4 классах проводится по 2 урока физической культуры
в неделю, предусмотренные в объеме максимально допустимой недельной нагрузки.
Реализация учебного плана на начальном уровне общего образования направлена на
формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе:
- учебной деятельности, как системы учебных и познавательных мотивов, умения
принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умения планировать, контролировать и

оценивать учебные действия и их результат;
- универсальных учебных действий;
- познавательной мотивации и интересов обучающихся, их готовности и способности к
сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы
нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими
людьми.

Предметные
области

Количество часов в неделю/год

Учебные
предметы

Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Искусство
Труд (технология)
Физическая культура
Основы религиозных
культур и светской
этики

Всего

I

II

III

IV

Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
(английский)

5/165
4/132

5/170
4/136

5/170
4/136

5/170
4/136

20/675
16/540

-

2/68

2/68

2/68

6/204

Математика

4/132

4/136

4/136

4/136

16/540

Окружающий мир

2/66

2/68

2/68

2/68

8/270

Музыка
Изобразительное
искусство
Труд (технология)
Физическая культура
Основы религиозных
культур и светской
этики

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

1/33

1/34

1/34

1/34

4/135

1/33
2/66

1/34
2/68

1/34
2/68

1/34
2/68

4/135
8/270

-

-

-

1/34

1/34

классы

20/660 22/748 22/748 23/782
87/2938
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Предметный курс «Занимательная математика»
1/33
1/34
1/34
3/101
Итого:
23
90
21
23
23
Максимально допустимая годовая нагрузка,
предусмотренная действующими
21/693 23/782 23/782 23/782
90/3039
санитарными правилами и гигиеническими
требованиями
Промежуточная аттестация
Освоение образовательной программы начального общего образования, в том числе
отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся 1-4
классов.
Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, дисциплин, предусмотренных образовательной программой.
Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия
знаний учеников требованиям государственных образовательных программ, глубины и
прочности полученных знаний, их практическому применению.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах,
периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МАОУ гимназия № 9 и решением Педагогического совета школы с выбором

форм проведения промежуточной аттестации, с приказами и инструктивными письмами
Министерства просвещения Российской Федерации, министерства образования и науки
Пермского края по итогам учебного года в сроки, установленные календарным учебным
графиком школы.
Промежуточная аттестация обучающихся 1-го класса осуществляется в форме
диагностических работ по обязательным учебным предметам, предусмотренным учебным
планом ООП НОО. Результаты данных работ оцениваются качественно без выставления оценок
по 5-балльной системе.
Годовая промежуточная аттестация во 2 - 4 классах проводится в письменной форме и
представляет собой письменные контрольные работы.
Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах: итоговая
контрольная работа, диагностическая работа, комплексная итоговая контрольная работа,
итоговый тест, контроль техники чтения, защита рефератов и творческих работ, защита
проектов, сдача нормативов (или теоретическая часть) по физической культуре.
График годовой промежуточной аттестации в 2024-2025 учебном году
Предметы
Русский язык
Литературное
чтение
Английский
язык

Математика
Окружающий
мир
Музыка
Изобразительное
искусство
Труд
(технология)
Физическая
культура
Основы
религиозных
культур и
светской этики

1 класс
Диагностическая
работа

2 класс
Диктант с
грамматическим
заданием
Проверка навыка Проверка навыка
чтения вслух
смыслового
чтения
Контроль чтения

3 класс
Диктант с
грамматическим
заданием
Проверка навыка
смыслового
чтения
Лексикограмматический
тест

Диагностическая
работа
Тестовая работа

Контрольная
работа
Тестовая работа

Контрольная
работа
Тестовая работа

4 класс
Диктант с
грамматическим
заданием
Проверка навыка
смыслового
чтения
Контрольная
работа
по
основным видам
речевой
деятельности
Контрольная
работа
Тестовая работа

Творческая
работа
Творческая
работа (рисунок)
Творческая
работа
Сдача
нормативов или
теоретическая
часть
-

Творческая
работа
Творческая
работа (рисунок)
Творческая
работа
Сдача
нормативов или
теоретическая
часть
-

Творческая
работа
Творческая
работа (рисунок)
Проект
или
тестовая работа
Сдача
нормативов или
теоретическая
часть
-

Творческая
работа
Творческая
работа (рисунок)
Проект
или
тестовая работа
Сдача
нормативов или
теоретическая
часть
Мини-проект

Промежуточная аттестация проводится один раз в год, в конце учебного года:
1-4 классы – 13.05.2024 – 23.05.2024г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».