Пояснительная записка
Положение о необходимости усвоения иностранного языка в тесной связи
с культурой народа - носителя данного языка уже давно воспринимается в
методике преподавания иностранных языков как аксиома. Известно, что
использование страноведческой информации в учебном процессе
обеспечивает повышение познавательной активности учеников, расширяет их
коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной
мотивации на уроке, дает стимул к самостоятельной работе над языком,
способствует решению воспитательных задач, таким образом, представленная
разработка является актуальной.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного)
общего образования требует
организации
образовательного
процесса, основанного на стыке наук, внедрения технологий конвергентного
обучения. Именно поэтому конвергентный подход сегодня так необходим
современной школе. Следовательно, необходимы изменения в построении
образовательного пространства, методиках и технологиях обучения, в
контроле и системе оценок образовательных результатов.
Данный курс дополнительного образования «Фокус на страноведение Великобритания» разработан для обучающихся 7 класса и рассчитан на 30
учебных часа. Методологической основой курса является применение одной
их новейших педагогических технологий CLIL - Content and Language
Integrated Learning, или предметно-языковое интегрированное обучение.
Данная методика представляет собой неординарный подход к обучению
иностранным языкам, что позволяет решить многие задачи образовательного
процесса.
Спецкурс построен на интеграции нескольких учебных дисциплин,
таких, как всемирная история, литература, география, МХК, иностранный
язык. Междисциплинарная основа курса призвана соединить воедино знания,
полученные в ходе изучения различных дисциплин, и вывести их на новый
виток осмысления, применительно к новым практическим задачам общения.
Основная цель курса – формирование социокультурной компетенции
обучающихся через сопоставление истории и культуры Великобритании и
России посредством английского языка, что позволяет обеспечить
эффективность коммуникации и адекватное поведение в контексте
межкультурного взаимодействия.
Задачи курса:
1.
Cовершенствование языковой компетенции говорения, чтения,
аудирования и письма для достижения обучающимися уровня владения
языком B1 по международной шкале;
2.
Развитие навыков критического мышления и интерпретации текстов,
представленных в разных формах: аудио, видео, сплошных и несплошных
текстах.
3.
Создание
обучающей
среды
для
достижения
личностных
образовательных результатов: смыслообразования и морально-этической
ориентации Российской гражданской идентичности, поликультурного опыта
и толерантности.
4. Создание мотивации к дальнейшему овладению английским языком как
средством познания нового.
5.
Формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и
использованию его в качестве средства делового и научного общения.
НОВИЗНА КУРСА состоит в создании особой обучающей среды, которая
разворачивается и строится на принципах сотрудничества учителя и
учеников, учеников между собой, цель и задачи реализуются посредством
технологии 5E Learning Circle : Engage (Вовлечение), Explore (Исследование),
Explain (Объяснение), Elaborate (Разработка «продукта»), Evaluate
(Оценка/Анализ). Формы и способы обучения направлены, главным образом,
на развитие языковых навыков высокого уровня посредством развития
метапредметных умений обучающихся.
Особенностью курса
является его нацеленность на продуктивный
объективированный характер представления результата в форме
индивидуального проекта, в ходе которого обучающийся переосмысливает
историю России через выражение собственного личностного отношения к
историческим фактам Британии.
В рамках изучаемой темы ученик сам
определяет тему своего проекта (выбирает историческую личность, событие,
проблему и представляет информацию с собственным анализом).
Принципы построения курса:
Материалы для курса состоят из 10 разделов, включающих три (в двх
разделах 2) урока разного уровня сложности, от простого к сложному. Уроки
построены с учетом следующих принципов:
-постоянного речевого взаимодействия;
-творческого переосмысления полученных знаний;
-избирательности в использовании предлагаемых материалов в зависимости
от речевой задачи и ситуации;
-одновременного развития языковых и речевых навыков в различных видах
речевой деятельности;
-индивидуальной активности обучаемых при постоянном стимулировании к
сотрудничеству;
-познавательная и личностно-значимая ценность предлагаемых материалов;
-возможность выхода материала на проектную работу. Спектр их
использования может в значительной степени определяться реальными
потребностями обучаемых, их уровнем знаний и речевых умений, а также
конкретной ситуацией общения и связанными с нею задачами.
Инвариантность содержания.
Каждый раздел курса может быть рассмотрен как самостоятельный учебный
материал.
Ожидаемые метапредметные результаты прохождения курса
Формирование навыков:
- собирать, обобщать и систематизировать информацию и представлять ее
в виде сообщений, сочинений, презентаций, в форме вопросов и ответов в
викторинах;
-выполнять индивидуальные и коллективные познавательно-поисковые
задания на английском языке;
- дискутировать;
- интерпретировать страноведческую информацию на английском языке;
- обобщать информацию, полученную при чтении, аудировании и
обсуждать на английском языке;
- опознавать социокультурные стереотипы в изученном материале;
- работать с основными типами справочной литературы (словари,
справочные издания, включая сайты Интернета и электронную справочную
литературу) и использовать их при выполнении страноведческих проектов
для лично-познавательных целей;
-сравнивать, проводить аналогии, обобщения при сравнении фактов,
явлений культуры, событий в жизни Британии и России;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач
Тематика курса.
1. Объединенное королевство.
2. Короли королевы.
3. Исторические здания.
4. Известные исследователи.
5. Известные женщины.
6. Известные мужчины.
7. Ужасные катастрофы.
8. Страшные войны.
9. Чудесные писатели.
10. Изобретения, писатели и наука.
В зависимости от темы занятия детям предлагаются дополнительные
аутентичные материалы: фильмы, статьи, онлайн экскурсии, произведения
литературы.
Учебно-тематическое планирование.
№
Тема, подтема
Кол-во
часов
– 6
1
The
United
Kingdom
Объединенное Королевство.
Wales against the world.
Scotland for ever!
The Irish question
2
Kings and queens- Короли и 3
королевы.
Crazy kings.
Cool queens.
Romantic royals.
Формы
организации
деятельности
Работа с информационным
текстом. Работа с картой и
сервером
GOOGLE
EARTH. Повторение форм
неправильных
глаголов.
Индивидуальные проекты.
Работа с информационным
текстом.
Просмотр
документального фильма.
Дискуссия.
Индивидуальные проекты.
3
Historic
buildings- 3
Исторические здания.
The Queen’s homes.
Работа с информационным
текстом. Сравнение правил
университета. Знакомство с
4
5
6
7
A prison and a palace.
Top universities: Oxford and
Cambridge
Famous explorers- Известные
путешественники.
Sea explorers.
Extreme explorers.
Explorers in Africa.
Famous women- Знаменитые
женщины.
Florence Nightingale: the
lady with the lamp.
Elizabeth Fry: a life of good
work.
Votes for women.
Famous
menИзвестные
мужчины.
They cared for poor workers.
They helped young people.
Famous fighters.
Dreadful
disasters
Катастрофы.
The great fire of London.
The black death.
The Titanic.
3
2
известными выпускниками
университетов.
Индивидуальные проекты.
Работа с информационным
текстом. Документальные
видеофильмы. Кластер по
ключевым
фактам.
Индивидуальные проекты.
Дискуссия - роль женщины
в обществе. Работа с
информационным текстом.
Условные
предложения
первого типа. Эссе.
3
Работа с информационным
текстом. TED - talks
3
Работа с информационным
текстом. Онлайн экскурсия
по
музею
Титаника
(Саутгемптон). Просмотр
отрывка
фильма
«Титаник».
Индивидуальные проекты.
Работа с информационным
текстом.
Викторина.
Обращение к потомкам –
групповой
проект.
Индивидуальные проекты.
8
The worst wars – Самые 1
страшные войны.
The wars of the roses.
The English civil war.
Two world wars.
9
Wonderful writers – Чудесные 3
авторы.
Three great writers.
Women writers.
Romantic poets.
Работа с информационным
текстом. Знакомство с
отрывками произведений.
Конкурс чтецов.
10
11
Inventions, discoveries and 1
science
–
Изобретения,
открытия и наука.
They changed their world.
They discovered it.
Great thinkers.
GB Quiz Rounds 1, 2
2
Работа с информационным
текстом.
Дебаты.
Индивидуальные проекты.
Заключительный уроки
Одним из итогов курса станет портфолио - это коллекция самостоятельно
выполненных учебных продуктов, минипроектов по страницам Российской
истории.
По окончании курса запланирован квиз в классах, а также страноведческий
баттл среди команд обучающихся 7 классов, где обучающиеся
демонстрируют широту кругозора, уровень языковых компетенций, навыки
работы в команде, личностное отношение к проблеме исследования.
Спецкурс построен на основе пособия серии Timesaver/British History
highlights /by Bill Bowler &Lesley Thompson. Scholastic, 2011
Календарно-тематическое планирование
7 класс Great Britain in Focus
№
зан
1
2
3
4
5
6
Дата
Название занятия
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь
декабрь
декабрь
декабрь
январь
январь
январь
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
март
апрель
апрель
апрель
май
май
English Speaking World (WW1 стр. 139)
The UK and its parts: facts and figures (WW1 стр.140)
Wales Against the world: capital, flag, location
Wales Against the world: history, kings, joining England
Scotland for ever! Hadrian’s wall
Scotland for ever! ‘Braveheart’, Mary Queen of Scotts and
historic personalities
The Irish Question: Ireland quiz
The Irish Question: history, joining GB, the IRA
Crazy kings: Henty VIII
Crazy kings: George III
Cool Queens: Elizabeth I
Cool Queens: Victoria
Cool Queens: Elizabeth II
The British Royal Family of 2023
Romantic Royals: Edward VII and Wallace Simpson
Romantic Royals: Charles and Diana, Charles and Camilla
The Queen’s Homes: Buckingham Palace
The Tower of London
Sea Explorers: Sir Francis Drake
Sea Explorers: Sir Walter Raleigh
The Great Fire of London
The wars of roses
Three great writers: Geoffrey Chaucer
Three great writers: William Shakespeare
Three great writers: Charles Dickens
They changed their world
They discovered it.
Great thinkers.
GB Quiz Round 1
GB Quiz Round 2