2
Пояснительная записка к учебному плану АООП по обновленным ФГОС
МАОУ гимназия № 9 г. Березники
на 2025-2026 учебный год
9 класс
Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности учащихся и формы их
промежуточной аттестации. Учебный план призван обеспечить реализацию целей и задач
образования, которые определены в основных нормативно-правовых документах:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012 (в редакции 04.08.2023);
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» № 371-ФЗ от 24.09.2022;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом № 287 Минобрнауки РФ от 31.05.2021;
Федеральная образовательная программа основного общего образования, утвержденная
приказом Минпросвещения №370 от 18.05.2023 с учетом изменений, внесенных
приказом от 19.03.2025 №171;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 года
№1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» (ФАОП ООО);
Приказ Министерства просвещения от 28.11.2024 №838 «Об утверждении перечня
средств обучения и воспитания, соответствующих при оснащении образовательных
организаций в целях реализации мероприятий государственной программы РФ
«Развитие образования» направленных на содействие созданию в субъектах РФ новых
(дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию
инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его
формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных
организаций»;
Приказ Министерства просвещения от 18.07.2025 №499 «Об утверждении
федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО и СОО»
Приказ Министерства просвещения от 22.01.2025 №28 «О внесении изменений в
Порядок формирование федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ НОО, ООО и СОО, утвержденный приказом Министерства
просвещения РФ от 2.12.2022 №1053»;
Приказ Минпросвещения РФ от 05.11.2024 № 769 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, и установления предельного срока использования
исключенных учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 №370 «Об утверждении
федеральной образовательной программы основного общего образования»;
Письмо Министерства просвещения РФ от 13.01.2023 №03-49 «О направлении
методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися
планируемых результатов освоения программ НОО, ООО, СОО»;
Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего
образования Министерства просвещения РФ от 03.03.2023 №03-327 «О направлении
3
информации» (Методические рекомендации по введению федеральных основных
общеобразовательных программ);
Комплексный план мероприятий по повышению качества математического и
естественно-научного образования на период до 2030 (утвержден распоряжением
Правительства РФ от 19.11 2024 №3333-р);
Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28;
Санитерные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
Письмо Минпросвещения РФ от 15.02.2022 № АЗ-113/03 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Информационно-методическим письмом о
введении федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования»);
Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении
методических рекомендаций».
Федеральная основная образовательная программа МАОУ гимназия №9;
Устав МАОУ гимназия №9.
Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении
методических рекомендаций»;
Минпросвещения России от 31.08.2023 № АБ-3569/07 "О направлении разъяснений по
организации образования обучающихся с ОВЗ в 2023/24 уч. г." (вместе с
"Методическими рекомендациями по введению федеральных адаптированных
основных общеобразовательных программ";
Устав МАОУ гимназия №9.
Федеральный учебный план ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха
(вариант 2.2.1) в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в
том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционно-развивающих
курсов по Программе коррекционной работы.
2. Федеральный учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время,
отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по
классам и учебным годам.
3. Федеральный учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного
языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучения родного языка
из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного
языка, государственных языков республик Российской Федерации.
4. Для обучающегося с нарушениями слуха может быть разработан индивидуальный
учебный план как на весь период обучения по программе, так и на один год или иной срок.
Данный индивидуальный план предусматривает решение одной или нескольких из ниже
указанных задач: усиление внимания к обязательным учебным дисциплинам, освоение
которых может вызывать у данной группы обучающихся специфически обусловленные или
индивидуально ориентированные трудности, например, увеличено время на предметы
“Русский язык”, “Математика” (за счёт часов части учебного плана, определяемой
участниками образовательных отношений); введение в содержание образовательной
программы учебных дисциплин, отвечающих особым образовательным потребностям, в том
числе потребностям в сохранении и укреплении здоровья (предметы “Развитие речи”,
“Адаптивная физическая культура”); проведение коррекционно-развивающих курсов по
программе коррекционной работы и, при необходимости, дополнительных коррекционноразвивающих занятий в соответствии с “Индивидуальным планом коррекционно-развивающей
4
работы” за счет часов внеурочной деятельности в объеме не менее 5 часов в неделю;
организация и проведение индивидуальных консультаций педагогических работников по
обязательным учебным дисциплинам, по темам и разделам, требующим особого внимания для
пропедевтики возникновения специфически обусловленных ориентированных трудностей в
обучении; или индивидуально реализация индивидуальной образовательной траектории с
учетом интересов, склонностей, способностей (в том числе выдающихся), выбранного
обучающимся профиля в обучении.
5. Федеральный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
5.1. Обязательная часть федерального учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных для всех имеющих по данной программе государственную
аккредитацию образовательных организаций, реализующих АООП ООО, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
5.2. Часть федерального учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов,
учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение
учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Время,
отводимое на данную часть федерального учебного плана, может быть использовано на:
увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части, в том числе на углубленном уровне; введение специально разработанных
учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных
отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и
иной деятельности обучающихся.
6. Для обучающихся по ФАОП ООО для обучающихся с нарушениями слуха (вариант
2.2.1) представлен следующий федеральный учебный план:
5
Учебный план на 2025-2026 учебный год для обучающихся с ОВЗ
вариант 2.2.1
9 класс
Предметные области
Учебные
Классы
предметы
Количество часов в неделю
V
VI
VII
VIII
IX
Всего
Русский язык
5
6
4
3
3
21
Литература
3
3
2
2
3
13
Развитие речи
1
1
1
1
1
5
2
2
2
1
1
8
5
5
Обязательная часть
Русский язык,
литература
Иностранный язык,
второй иностранный
язык
Иностранный язык
Математика и
информатика
Математика
Алгебра
3
3
3
9
Геометрия
2
2
2
6
Вероятность и
статистика
1
1
1
3
Информатика
1
1
1
3
2
2
2
2
10
1
1
1
1
4
1
2
2
2
8
2
3
2
7
2
2
4
2
2
7
Общественно-научные История
предметы
Обществознание
География
Естественно-научные
предметы
2
1
Физика
Химия
Биология
1
Основы
духовно- ОДНКНР
нравственной
культуры
народов
России
1
Искусство
Технология
10
1
1
1
Изобразительное
искусство
1
1
1
Технология
2
2
2
3
1
1
8
6
Физическая культура и Основы безопасности
основы безопасности жизнедеятельности
жизнедеятельности
Адаптивная физическая
культура
2
2
Итого
26
1
1
2
2
2
2
10
27
29
30
30
142
3
3
1
0
0
7
Максимально допустимая недельная нагрузка
29
30
30
30
30
149
Внеурочная
деятельность:
коррекционноразвивающие
курсы
по
"Программе
коррекционной работы" АООП ООО; занятия по
различным
направлениям
внеурочной
деятельности
10
10
10
10
10
50
Часть,
формируемая
образовательных отношений
участниками
Коррекционно-развивающие курсы по "Программе коррекционной работы" АООП
ООО
Развитие восприятия и воспроизведения устной
речи
2
2
2
2
2
10
Развитие учебно-познавательной деятельности
3
3
3
3
3
15
7
В учебном плане количество часов в неделю на коррекционно-развивающие курсы
указано на одного обучающегося.
7. Федеральный календарный учебный график:
7.1. Организация образовательной деятельности осуществляется по учебным четвертям.
Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется
по 6-дневной учебной неделе, в субботу возможна организация и проведение занятии в рамках
внеурочной деятельности.
7.2. Продолжительность учебного года при получении основного общего образования
составляет 34 недели.
7.3. Учебный год в образовательной организации начинается 1 сентября.
7.4. Для 9 классов окончание учебного года определяется ежегодно в соответствии с
расписанием государственной итоговой аттестации.
7.5. С целью профилактики переутомления в федеральном календарном учебном
графике предусматривается чередование периодов учебного времени и каникул.
Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней.
7.6. Продолжительность учебных четвертей составляет:
Четверть
Продолжительность
Количество полных
недель в четверти
Количество
учебных дней в
четверти
(при 6-дневной
учебной неделе)
I
01.09 – 27.10.2025
8
49
II
05.11 – 30.12.2025
8
48
III
12.01 – 28.03.2026
11
64
IV
06.04 – 27.05.2026
7
43
34
204
Итого за год
7.7. Продолжительность каникул составляет:
Продолжительность
Количество
календарных дней
Осенние
28.10 – 04.11.2025
8
Зимние
31.12.2025 – 11.01.2026
12
Весенние
29.03 – 05.04.2026
8
Летние
28.05 – 31.08.2026
96
Наименование каникул
8
7.8. Продолжительность урока 40 минут.
7.9. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут,
большой перемены (после 3 урока) - 20 минут. Продолжительность перемены между урочной
и внеурочной деятельностью составляет не менее 20 минут.
7.10. Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной
работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной
гигиеническими нормативами.
7.11. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение
учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
для обучающихся 5-9 классов - не более 6 уроков.
7.12. Занятия начинаются в 8 часов утра и заканчиваются не позднее 19 часов.
7.13. Факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования
планируют на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом
факультативных (дополнительных) занятий и последним уроком необходимо организовывать
перерыв продолжительностью не менее 20 минут.
7.14. Календарный учебный график образовательной организации составляется с
учетом мнений участников образовательных отношений, региональных и этнокультурных
традиций, плановых мероприятий учреждений культуры региона и определяет чередование
учебной деятельности (урочной и внеурочной) и плановых перерывов при получении
образования для отдыха и иных социальных целей (каникул) по календарным периодам
учебного года. При составлении календарного учебного графика образовательная организация
может использовать организацию учебного года по триместрам.
8. План внеурочной деятельности.
8.1. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов
освоения АООП ООО (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в
формах, отличных от урочной.
8.2. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью АООП ООО.
8.3. План внеурочной деятельности представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности и может
включать в себя:
1) внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы
(учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие
углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных
интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а
также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;
2) потребности внеурочную деятельность по формированию функциональной
грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой)
обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы,
9
научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и
исследовательской деятельности);
3) внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей,
удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации
обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том
числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные
пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских
навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций
дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и
социальных партнеров в профессионально-производственном окружении;
4) внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса
воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в
том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики
с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей
обучающихся,
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних
обучающихся;
5) внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ
(подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных
объединений, организаций и других;
6) внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение
учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по
обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие);
7) внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической
поддержки
обучающихся
(проектирование
индивидуальных
образовательных
маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов);
8) внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия
обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и
здоровья обучающихся, безопасных межличностных отношений в учебных группах,
профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в
процессе взаимодействия обучающегося с окружающей средой, социальной защиты
обучающихся).
8.4. Для достижения целей и задач внеурочной деятельности используется все
многообразие доступных объектов отечественной культуры, в том числе наследие
отечественного
кинематографа.
Наследие
отечественного
кинематографа
может
использоваться как в качестве дидактического материала при реализации курсов внеурочной
деятельности, так и быть основной для разработки курсов внеурочной деятельности,
посвященной этому виду отечественного искусства.
8.5. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет
обучения на уровне основного общего образования не более 1 750 часов, в год - не более 350
часов.
8.6. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой
через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на
освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов, из которых не менее 5 часов
выделяются на обязательные и при необходимости дополнительные занятия по коррекционноразвивающим курсам, в соответствии с программой коррекционной работы.
10
8.7. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более
половины количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может
реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе
общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах,
поездках и другие).
8.8. Один час в неделю рекомендуется отводить на внеурочное занятие «Разговоры о
важном».
8.8.1. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине - России, населяющим ее людям,
ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия
“Разговоры о важном” должны быть направлены на формирование соответствующей
внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и
ответственного поведения в обществе.
8.8.2. Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и
(или) беседа с обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими
аспектами жизни человека в современной России: знанием родной истории и
пониманием сложностей современного мира, техническим прогрессом и сохранением
природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре
поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
9. При реализации плана внеурочной деятельности должна быть предусмотрена
вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей
и интересов обучающихся.
10. В зависимости от решения педагогического коллектива, родительской
общественности, интересов и запросов обучающихся и родителей (законных представителей)
в образовательной организации могут реализовываться различные модели плана внеурочной
деятельности: модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда
наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и
организационному обеспечению учебной деятельности; модель плана с преобладанием
педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в
пространстве общеобразовательной школы; модель плана с преобладанием деятельности
ученических сообществ и воспитательных мероприятий.
11. Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация
определяет самостоятельно.
12. Формы внеурочной деятельности должны предусматривать активность и
самостоятельность обучающихся, сочетать индивидуальную и групповую работу;
обеспечивать гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный
состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в том числе экспедиции,
практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и другие), походы, деловые игры и
другое.
13. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование
учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования.
14. В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией
может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой
11
форме),
включая
организации
направленности, осуществляющих
профессиональные образовательные
образования, научные организации
ресурсами.
дополнительного
образования
соответствующей
лицензированную образовательную деятельность,
организации, образовательные организации высшего
и иные организации, обладающие необходимыми
Занятия по направлениям внеурочной
деятельности
Кол-во часов в
неделю
Итого за год
Разговоры о важном
1
34
Практикум. Работа с текстом
1
34
Систематизируем курс математики
1
34
Информационные технологии
1
34
Английский на отлично
1
34
Итого
5
170
12
15. Федеральный календарный план воспитательной работы.
15.1. Федеральный календарный план воспитательной работы является единым
для образовательных организаций.
15.2. Федеральный календарный план воспитательной работы может быть
реализован в рамках урочной и внеурочной деятельности.
15.3. Образовательные организации вправе наряду с федеральным календарным
планом воспитательной работы проводить иные мероприятия согласно федеральной
рабочей программе воспитания, по ключевым направлениям воспитания и
дополнительного образования обучающихся.
Сентябрь: 1 сентября: День знаний; 3 сентября: День окончания Второй мировой
войны, День солидарности в борьбе с терроризмом; 8 сентября: Международный день
распространения грамотности.
Октябрь: 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день
музыки; 4 октября: День защиты животных; 5 октября: День учителя; 25 октября:
Международный день школьных библиотек; Третье воскресенье октября: День отца.
Ноябрь: 4 ноября: День народного единства; 8 ноября: День памяти погибших при
исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День Матери; 30 ноября: День Государственного герба
Российской Федерации.
Декабрь: 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов;
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России; 9 декабря: День Героев Отечества; 12
декабря: День Конституции Российской Федерации.
Январь: 25 января: День российского студенчества; 27 января: День снятия
блокады Ленинграда, День освобождения Красной армией крупнейшего “лагеря смерти”
Аушвиц-Биркенау (Освенцима) - День памяти жертв Холокоста.
Февраль: 2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских
войск в Сталинградской битве; 8 февраля: День российской науки; 15 февраля: День
памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 21 февраля:
Международный день родного языка; 23 февраля: День защитника Отечества.
Март: 8 марта: Международный женский день; 18 марта: День воссоединения
Крыма с Россией 27 марта: Всемирный день театра.
Апрель: 12 апреля: День космонавтики.
Май: 1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День Победы; 19 мая: День детских
общественных организаций России; 24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь: 1 июня: День защиты детей; 6 июня: День русского языка; 12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби; 27 июня: День молодежи. Июль: 8 июля: День семьи,
любви и верности. Август: 12 августа: День физкультурника; 22 августа: День
Государственного флага Российской Федерации; 27 августа: День российского кино.
13