МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования администрации г. Березники МАОУ гимназия № 9 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО заместитель директора по УР директор МАОУ гимназия №9 ________________________ ________________________ Николаева Е.В. от «30» августа 2023 г. Петухова Е.Н. Приказ № 138 от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Загадки истории» для обучающихся 8 классов Составитель: Музалева Тятьяна Яковлевна, учитель истории г. Березники 2023 Пояснительная записка Содержание курса «Загадки истории» для 8 класса объединяет все виды деятельности обучающихся в рамках реализации внеурочной деятельности научно-познавательного направления. Этот курс пробуждает дополнительный интерес обучающихся к историческим вопросам, которые не затрагиваются в основном курсе истории. У наших далёких предков не было компьютеров, космических кораблей, мобильных телефонов. Но это не мешало им познавать мир и даже изменять его под себя. Недаром они оставили столько тайн и загадок, которые с трудом поддаются расшифровке, несмотря на все наши высокотехнологичные чудеса. Чем дальше мы погружаемся в прошлое, тем удивительнее то, что мы там встречаем. Непросто постичь мудрость древних цивилизаций. Но если это удастся сделать, может, реальность откроется нам с новой стороны? Программа предназначена для изучения основ проектирования обучающимися 8 класса и повышения мотивации к истории. Необходимость введения курса определяется современными требованиями в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта. В соответствии с учебным планом на изучение курса внеурочной деятельности «Загадки истории» в 8 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа. Программа соответствует познавательным возможностям школьников и даёт возможность работать на повышенном уровне обученности. Как известно, в процессе изучения истории предполагается не только освоение обучающимися определенной суммы фактов об историческом прошлом, но и формирование приёмов учебной деятельности (умение выделить главные и второстепенные факты; объяснить их значение и связь с настоящим и будущим; выявить основные тенденции развития стран и народов и т.д. при глубоком и критическом подходе к изучению исторических фактов и событий). Эти требования соответствуют основным положениям государственной концепции образования и обязательному образовательному стандарту, учитывают новейшие достижения педагогики и психологии с учетом возрастных особенностей школьников. Они направлены на воспитание чувства патриотизма и толерантного поведения в обществе, неприятия всех проявлений дискриминации, нецивилизованного насилия и фальсифицирования истории, наблюдающегося особенно активно в наше время. Становится ясно, что не победители пишут историю, а часто наоборот – победителями становятся те, кто пишет историю. В основе преподавания курса «Загадки истории» лежит проблемно-поисковый метод, способствующий реализации развивающих задач: поиск и умение работать с историческими документами; выполнение исследовательских практических работ и разнообразных творческих заданий ( кроссворд, карта, схема, поделки и т.д.). Проведение с учащимися учебных диалогов, ролевых игр, встреч с ветеранами Войны, экскурсий даёт возможность проводить не только аудиторные занятия, но и внеаудиторные. Это даёт возможность более глубоко изучать историю и привлекать учащихся к участию в различных конкурсах и олимпиадах. Выбор данной темы «Загадки истории» не случаен, поскольку в настоящее время остро стоит проблема изучения подлинных исторических событий, фактов для сохранения их будущим поколениям. 2 Данный курс помогает обучающимся проследить появление и исчезновение древних городов с их культурным наследием, борьбу за независимость и укрепление государства, и показывает роль народных масс в сохранении духовной культуры государства, прошедшей через тысячелетия и дошедшей до нас. Курс позволяет выявить детей, интересующихся историей, способных к обучению «ремеслу историка» и в то же время, заинтересовать пассивных слушателей, т.к. содержит разнообразный с интересными фактами материал. Изучение курса способствует воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины через изучение героического прошлого и настоящего России. При изучении курса « Загадки истории» решаются задачи: 1. Образовательные: - способствовать формированию повышенного интереса учащихся к исторической науке; - формировать умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; - приобщение к ценностям мировой и национальной культуры. 2. Развивающие: - развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности учащихся; - развивать мышление, умение делать самостоятельные выводы из исторических фактов. 3. Воспитательные: - воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории своей Родины; - воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда; - формирование умения высказывать собственные мнения в борьбе с фальсификацией истории. Методы и формы обучения разнообразны: словесные, наглядные, практические Список литературы и источников информации. Интеллектуальные игры для школьников. Академия. Ярославль. 2008 г. В.О. Ключевский. Исторические портреты. Журнал «Загадки истории». Журнал «Загадки ΧΧ века». Исторические монографии и исследования: - Личность царя Ивана Васильевича Грозного. - О следственном деле по поводу убиения царевича Дмитрия. - Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 г. и избрание царя Михаила. - Царевна Софья. Самодержавный отрок Москва, 1989 6. 100 великих задач ΧΧ века. Москва. Вече. 2004. - 100 великих задач истории. - Россия в середине ΧᴠΙΙΙ века. Борьба за наследство Петра Ι. - 100 великих мифов и легенд 1. 2. 3. 4. 5. 3 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 9 г.Березники УТВЕРЖДЕНО СОГЛАСОВАНО ______________________________________ Е.В.Николаева заместитель директора по УР протоколом заседания Методического совета МАОУ гимназия №9 г.Березники от «___» ______ 20____ года №______ Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по истории «Загадки истории» 8 класс Составитель: Музалева Т.Я. , учитель истории; Количество часов по учебному плану – 34 часа Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по истории, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" Березники 2023 4 Учебно– тематический план. Название темы № Примечания занятия Неизвестное об известном. 1. Ученье – свет. Цель: знакомство с историей российской школы. 2. Загадки истории. Тайны 20 века. Цель: знакомство с источниками информации. 3. Древний Египет. Загадки первой цивилизации. 4. Египетский мираж. Практическая работа с источниками. 5 5. Главная война в истории. Троя. 6. Спарта. Пять мифов о Спарте. 7. Под парусами открытий. «Морские пираты – двигатели прогресса». 8. Жанна Д͗ Арк. Секрет побед Орлеанской девы. Кто она? И она ли это? 9. «Судебный процесс» над Жанной Д͗ Арк. Ролевая игра. Люди и вещи. 10 . «Зубастый инструмент» ( первая пила из рыбного позвоночника). Практическое занятие ( изготовление первой пилы). 11. Первые свечи на Руси. 12 век. 12. Рычаг по-русски. «Коромысло - оборонительное оружие девушек от ордынских воинов». 13. Китайский секрет. Шёлковые ткани. Похищение секрета. 14. Палочка-зажигалочка. Огниво. Свойство первых спичек «загораться прямо в кармане»! 15. Плод разума человека. Книга. Монахи из Кореи. 16. Жернова прогресса. Эпоха «мельниц». 17. Короли кухни! О сковородках, о кастрюлях и т. д. Великие первопроходцы. 18- 19. Адмирал из сухопутного города. 20. По следам Магеллана. 21. Тайны Чёрного континента. Просмотр презентации о М. Лазареве. Сообщения учащихся о проблемных моментах путешествия по Африке. Правители земли Русской. 22. Александр Невский и Золотая Орда. «Союзник или предатель?» 23. Василий Ι и Тамерлан. 24. Василий ΙΙ Тёмный. Противостояние Тохтамыша и Тамерлана. 25. Иван ΙΙΙ Васильевич. Хан Ахмат. Дипломатическая игра «Стояние на р. Угре». 6 26. Иван Ιᴠ Грозный. Противостояние с Новгородом. Кровавая страница правления. 27. Железный герцог Альба – беспощадный наместник Нидерландов. Кровавый Совет. 28. Иван ᴠ и Пётр Ι. Противостояние Милославских и Нарышкиных. Стрелецкая власть. 29. Стрелецкий бунт сделал Петра Ι великим. 30. Юлий Цезарь – заговор против себя? 31. Наказание блудного сына. Пётр 1 и сын Алексей. 32. Царь Освободитель. «Проваленная мечта» Александра ΙΙ. 33. Столпы веры – нормы , предписания « во что и как верить православным». 34. Рок Московского герба и беды, преследовавшие Москву. «Убийство – хорошо закамуфлированное самоубийство». Календарно – тематическое планирование № урок а 1. Ученье – свет. Название темы Количество часов план 1ч 4-10 сентября 2. Загадки истории. Тайны 20 века. 1ч 11-17 сентября 3. Древний Египет. Загадки первой цивилизации. 1ч 18-24 сентября 4. Египетский мираж. 1ч 25-1 октября 5. Главная война в истории. Троя. 1ч 2-8 октября 6. Главная война в истории. Троя. 1ч 9-15 октября 7. Спарта. Пять мифов о Спарте. 1ч 16-22 октября 8. Под парусами открытий. «Морские пираты – двигатели прогресса». 1ч 21-25 октября 7 Жанна Д͗ Арк. Секрет побед Орлеанской девы. 1ч 23-29 октября 10 . «Судебный процесс» над Жанной Д͗ Арк. 1ч 6-12 ноября 11. «Зубастый инструмент» позвоночника). 12. 9. рыбного 1ч 13-19 ноября Первые свечи на Руси. 12 век. 1ч 20-26 ноября 13. Рычаг по-русски. 1ч 27-3 декабря 14. Китайский секрет. Шёлковые ткани. 1ч 4-10 декабря 15. Палочка-зажигалочка. Огниво. 1ч 16. Плод разума человека. Книга. 1ч 11-17 декабря декабря 18-24 декабря 17. Жернова прогресса. 1ч 25-28 декабря 18. Короли кухни! 1ч 8-14 января 1920. 21. Адмирал из сухопутного города. 2ч 15-21 января По следам Магеллана. 1ч 29-4 февраля 22. Тайны Чёрного континента. 1ч 5-11 февраля 23. Александр Невский и Золотая Орда. «Союзник или предатель?» 1ч 12-18 февраля 24. Василий Ι и Тамерлан. 1ч 19-25 февраля 25. Василий ΙΙ Тёмный. Противостояние Тохтамыша и Тамерлана. 1ч 26-3 марта 26. Василий ΙΙ Тёмный. Противостояние Тохтамыша и Тамерлана 1ч 4-7 марта 27. Иван Ιᴠ Грозный. Противостояние с Новгородом. Кровавая страница правления. 1ч 11-17 марта 28. Железный герцог Альба – беспощадный наместник Нидерландов. Кровавый Совет. 1ч 18-24 марта 29. Иван ᴠ и Пётр Ι. Противостояние Милославских и Нарышкиных. Стрелецкая власть. 1ч 1-7 апреля 30. Стрелецкий бунт сделал Петра Ι великим. Юлий Цезарь – заговор против себя? 1ч 8-14 апреля 31. Наказание блудного сына. Пётр 1 и сын Алексей. 15-21 апреля 32. Царь Освободитель. «Проваленная мечта» Александра ΙΙ. 22-28 апреля ( первая пила 8 из 33. Столпы веры – нормы , предписания « во что и как верить православным». 6-12 мая 34. Столпы веры – нормы , предписания « во что и как верить православным». 13-19 мая 9 1 0 1 1