РП ВД Загадки истории 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации г. Березники
МАОУ гимназия № 9

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора
по УР

директор МАОУ
гимназия №9

________________________

________________________

Николаева Е.В.
от «30» августа 2023 г.

Петухова Е.Н.
Приказ № 138 от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Загадки истории»
для обучающихся 8 классов

Составитель: Музалева Тятьяна Яковлевна,
учитель истории

г. Березники 2023

Пояснительная записка
Содержание курса «Загадки истории» для 8 класса объединяет все виды деятельности
обучающихся в рамках реализации внеурочной деятельности научно-познавательного направления.
Этот курс пробуждает дополнительный интерес обучающихся к историческим вопросам, которые не
затрагиваются в основном курсе истории.
У наших далёких предков не было компьютеров, космических кораблей, мобильных телефонов.
Но это не мешало им познавать мир и даже изменять его под себя. Недаром они оставили столько тайн
и загадок, которые с трудом поддаются расшифровке, несмотря на все наши высокотехнологичные
чудеса.
Чем дальше мы погружаемся в прошлое, тем удивительнее то, что мы там встречаем. Непросто
постичь мудрость древних цивилизаций. Но если это удастся сделать, может, реальность откроется
нам с новой стороны?
Программа предназначена для изучения основ проектирования обучающимися 8 класса и
повышения мотивации к истории. Необходимость введения курса определяется современными
требованиями в рамках нового Федерального государственного образовательного стандарта.
В соответствии с учебным планом на изучение курса внеурочной деятельности «Загадки
истории» в 8 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.
Программа соответствует познавательным возможностям школьников и даёт возможность
работать на повышенном уровне обученности.
Как известно, в процессе изучения истории предполагается не только освоение обучающимися
определенной суммы фактов об историческом прошлом, но и формирование приёмов учебной
деятельности (умение выделить главные и второстепенные факты; объяснить их значение и связь с
настоящим и будущим; выявить основные тенденции развития стран и народов и т.д. при глубоком и
критическом подходе к изучению исторических фактов и событий). Эти требования соответствуют
основным положениям государственной концепции образования и обязательному образовательному
стандарту, учитывают новейшие достижения педагогики и психологии с учетом возрастных
особенностей школьников. Они направлены на воспитание чувства патриотизма и толерантного
поведения в обществе, неприятия всех проявлений дискриминации, нецивилизованного насилия и
фальсифицирования истории, наблюдающегося особенно активно в наше время. Становится ясно, что
не победители пишут историю, а часто наоборот – победителями становятся те, кто пишет
историю.
В основе преподавания курса «Загадки истории» лежит проблемно-поисковый метод,
способствующий реализации развивающих задач: поиск и умение работать с историческими
документами; выполнение исследовательских практических работ и разнообразных творческих
заданий ( кроссворд, карта, схема, поделки и т.д.). Проведение с учащимися учебных диалогов,
ролевых игр, встреч с ветеранами Войны, экскурсий даёт возможность проводить не только
аудиторные занятия, но и внеаудиторные. Это даёт возможность более глубоко изучать историю и
привлекать учащихся к участию в различных конкурсах и олимпиадах.
Выбор данной темы «Загадки истории» не случаен, поскольку в настоящее время остро стоит
проблема изучения подлинных исторических событий, фактов для сохранения их будущим
поколениям.
2

Данный курс помогает обучающимся проследить появление и исчезновение древних городов с
их культурным наследием, борьбу за независимость и укрепление государства, и показывает роль
народных масс в сохранении духовной культуры государства, прошедшей через тысячелетия и
дошедшей до нас.
Курс позволяет выявить детей, интересующихся историей, способных к обучению «ремеслу
историка» и в то же время, заинтересовать пассивных слушателей, т.к. содержит разнообразный с
интересными фактами материал. Изучение курса способствует воспитанию патриотизма, уважения к
истории и традициям нашей Родины через изучение героического прошлого и настоящего России.
При изучении курса « Загадки истории» решаются задачи:
1. Образовательные:
- способствовать
формированию
повышенного
интереса
учащихся
к исторической науке;
- формировать умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- приобщение к ценностям мировой и национальной культуры.
2. Развивающие:
- развивать
познавательный
интерес,
интеллектуальные и
творческие
способности учащихся;
- развивать
мышление, умение
делать
самостоятельные выводы
из исторических фактов.
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к истории своей Родины;
- воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
- формирование умения высказывать собственные мнения в борьбе с фальсификацией
истории.
Методы и формы обучения разнообразны: словесные, наглядные, практические
Список литературы и источников информации.
Интеллектуальные игры для школьников. Академия. Ярославль. 2008 г.
В.О. Ключевский. Исторические портреты.
Журнал «Загадки истории».
Журнал «Загадки ΧΧ века».
Исторические монографии и исследования:
- Личность царя Ивана Васильевича Грозного.
- О следственном деле по поводу убиения царевича Дмитрия.
- Повесть об освобождении Москвы от поляков в 1612 г. и избрание царя Михаила.
- Царевна Софья.
Самодержавный отрок
Москва, 1989
6. 100 великих задач ΧΧ века. Москва. Вече. 2004.
- 100 великих задач истории.
- Россия в середине ΧᴠΙΙΙ века. Борьба за наследство Петра Ι.
- 100 великих мифов и легенд
1.
2.
3.
4.
5.

3

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
гимназия № 9 г.Березники
УТВЕРЖДЕНО

СОГЛАСОВАНО
______________________________________
Е.В.Николаева заместитель директора по
УР

протоколом заседания
Методического совета
МАОУ гимназия №9
г.Березники

от «___» ______ 20____ года №______

Календарно-тематическое планирование
внеурочной деятельности
по истории
«Загадки истории»
8 класс
Составитель: Музалева Т.Я. , учитель истории;
Количество часов по учебному плану – 34 часа
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования по истории, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010
N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования"

Березники
2023
4

Учебно– тематический план.
Название темы

№

Примечания

занятия
Неизвестное об известном.
1.

Ученье – свет.

Цель: знакомство с историей
российской школы.

2.

Загадки истории. Тайны 20 века.

Цель: знакомство с источниками
информации.

3.

Древний Египет. Загадки первой цивилизации.

4.

Египетский мираж.

Практическая работа с источниками.

5

5.

Главная война в истории. Троя.

6.

Спарта. Пять мифов о Спарте.

7.

Под парусами открытий. «Морские пираты –
двигатели прогресса».

8.

Жанна Д͗ Арк. Секрет побед Орлеанской девы.

Кто она? И она ли это?

9.

«Судебный процесс» над Жанной Д͗ Арк.

Ролевая игра.

Люди и вещи.
10 .

«Зубастый инструмент» ( первая пила из рыбного
позвоночника).

Практическое занятие (
изготовление первой пилы).

11.

Первые свечи на Руси. 12 век.

12.

Рычаг по-русски.

«Коромысло - оборонительное
оружие девушек от ордынских
воинов».

13.

Китайский секрет. Шёлковые ткани.

Похищение секрета.

14.

Палочка-зажигалочка. Огниво.

Свойство первых спичек
«загораться прямо в кармане»!

15.

Плод разума человека. Книга.

Монахи из Кореи.

16.

Жернова прогресса.

Эпоха «мельниц».

17.

Короли кухни!

О сковородках, о кастрюлях и
т. д.
Великие первопроходцы.

18- 19.

Адмирал из сухопутного города.

20.

По следам Магеллана.

21.

Тайны Чёрного континента.

Просмотр презентации о М.
Лазареве.

Сообщения учащихся о проблемных
моментах путешествия по Африке.

Правители земли Русской.
22.

Александр Невский и Золотая Орда. «Союзник или
предатель?»

23.

Василий Ι и Тамерлан.

24.

Василий ΙΙ Тёмный. Противостояние Тохтамыша и
Тамерлана.

25.

Иван ΙΙΙ Васильевич. Хан Ахмат.

Дипломатическая игра «Стояние на
р. Угре».
6

26.

Иван Ιᴠ Грозный. Противостояние с
Новгородом. Кровавая страница правления.

27.

Железный герцог Альба – беспощадный наместник
Нидерландов. Кровавый Совет.

28.

Иван ᴠ и Пётр Ι. Противостояние
Милославских и Нарышкиных. Стрелецкая власть.

29.

Стрелецкий бунт сделал Петра Ι великим.

30.

Юлий Цезарь – заговор против себя?

31.

Наказание блудного сына. Пётр 1 и сын Алексей.

32.

Царь Освободитель. «Проваленная мечта»
Александра ΙΙ.

33.

Столпы веры – нормы , предписания « во что и как
верить православным».

34.

Рок Московского герба и беды, преследовавшие
Москву.

«Убийство – хорошо
закамуфлированное самоубийство».

Календарно – тематическое планирование
№
урок
а
1. Ученье – свет.

Название темы

Количество
часов
план
1ч

4-10 сентября

2.

Загадки истории. Тайны 20 века.

1ч

11-17 сентября

3.

Древний Египет. Загадки первой цивилизации.

1ч

18-24 сентября

4.

Египетский мираж.

1ч

25-1 октября

5.

Главная война в истории. Троя.

1ч

2-8 октября

6.

Главная война в истории. Троя.

1ч

9-15 октября

7.

Спарта. Пять мифов о Спарте.

1ч

16-22 октября

8.

Под парусами открытий. «Морские пираты – двигатели
прогресса».

1ч

21-25 октября

7

Жанна Д͗ Арк. Секрет побед Орлеанской девы.

1ч

23-29 октября

10 .

«Судебный процесс» над Жанной Д͗ Арк.

1ч

6-12 ноября

11.

«Зубастый инструмент»
позвоночника).

12.

9.

рыбного 1ч

13-19 ноября

Первые свечи на Руси. 12 век.

1ч

20-26 ноября

13.

Рычаг по-русски.

1ч

27-3 декабря

14.

Китайский секрет. Шёлковые ткани.

1ч

4-10 декабря

15.

Палочка-зажигалочка. Огниво.

1ч

16.

Плод разума человека. Книга.

1ч

11-17 декабря
декабря
18-24 декабря

17.

Жернова прогресса.

1ч

25-28 декабря

18.

Короли кухни!

1ч

8-14 января

1920.
21.

Адмирал из сухопутного города.

2ч

15-21 января

По следам Магеллана.

1ч

29-4 февраля

22.

Тайны Чёрного континента.

1ч

5-11 февраля

23.

Александр Невский и Золотая Орда. «Союзник или
предатель?»

1ч

12-18 февраля

24.

Василий Ι и Тамерлан.

1ч

19-25 февраля

25.

Василий ΙΙ Тёмный. Противостояние Тохтамыша и Тамерлана. 1ч

26-3 марта

26.

Василий ΙΙ Тёмный. Противостояние Тохтамыша и Тамерлана

1ч

4-7 марта

27.

Иван Ιᴠ Грозный. Противостояние с Новгородом. Кровавая
страница правления.

1ч

11-17 марта

28.

Железный герцог Альба – беспощадный наместник
Нидерландов. Кровавый Совет.

1ч

18-24 марта

29.

Иван ᴠ и Пётр Ι. Противостояние Милославских и
Нарышкиных.
Стрелецкая власть.

1ч

1-7 апреля

30.

Стрелецкий бунт сделал Петра Ι великим. Юлий Цезарь –
заговор против себя?

1ч

8-14 апреля

31.

Наказание блудного сына. Пётр 1 и сын Алексей.

15-21 апреля

32.

Царь Освободитель. «Проваленная мечта» Александра ΙΙ.

22-28 апреля

(

первая

пила

8

из

33.

Столпы веры – нормы , предписания « во что и как верить
православным».

6-12 мая

34.

Столпы веры – нормы , предписания « во что и как верить
православным».

13-19 мая

9

1
0

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».