Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Калейдоскоп знаний» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы Начального общего образования МАОУ гимназии № 9 г. Березники Пермского края. Актуальность выбора курса «Калейдоскоп знаний» определена тем, что в концепции ФГОС НОО в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…», потребностях обучающихся и их родителей, обусловлена тем, что формируемые универсальные учебные действия в будущем станут основой для успешного продолжения обучения в среднем и старшем звене школы. Смысл курса состоит в том, чтобы организовать в классе регулярные занятия, на которых дети с разной интеллектуальной подготовкой могли бы решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Это важно, т.к. дети, которые не усвоили какой–то учебный материал и испытывают затруднения при решении типовых задач, смогли бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение неучебных задач опирается не на школьные знания, а на поисковую активность и сообразительность ребенка. Практическая значимость определяется рядом факторов практического характера, под которыми понимается тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую самореализацию личности в учебном процессе. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Связь с общешкольными программами прослеживается с уроками русского языка, математики, окружающего мира. Интегрированный курс «Калейдоскоп знаний» нацелен на развитие данных качеств учащихся и направлен на подготовку к выполнению Всероссийских проверочных работ по трём предметам. Цель: реализация в полном объеме программы в соответствии с ФГОС, направленной на повышение качества образования. Задачи: обучающие: - формирование общеинтеллектуальных умений; - углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему миру; развивающие: - формирование и развитие логического мышления; - развитие речи и словарного запаса учащихся; - развитие внимание, памяти; воспитательные: - формирование положительной мотивации к учению; - формирование умение работать в группе. 1 Ожидаемые результаты реализации программы «Калейдоскоп знаний» Личностные результаты: Будут сформированы: ־широкая мотивационная основа учебной деятельности; ־учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; ־ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; ־способность к оценке своей учебной деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: Учащиеся научатся: ־учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; ־планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; ־учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; ־осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; ־оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. Познавательные УУД: Учащиеся научатся: ־осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; ־осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом; ־ориентироваться на разнообразие способов решения задач; ־основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); ־осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; ־проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; ־устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; ־строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; ־обобщать и выделять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; ־владеть рядом общих приёмов решения задач. Коммуникативные УУД: Учащиеся научатся: ־учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; ־формулировать собственное мнение и позицию; ־задавать вопросы; ־адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. 2 Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений 1 модуль «Шкатулка расчётов» Учащиеся научатся: устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку; читать, записывать и сравнивать величины; выполнять письменно действия с многозначными числами; выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1); выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий; решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью; вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата; сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм; интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы). 2 модуль «Секреты языка» Учащиеся научатся: различать звуки и буквы; характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие); различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря; определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж, склонение; определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж; определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение; различать предложение, словосочетание, слово; устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; выделять предложения с однородными членами; применять правила правописания (в объеме содержания курса). 3 3 модуль «Таинство природы» Учащиеся научатся: узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края. Режим занятий включает в себя 102 занятия в 4 классе (3 часа в неделю). Особенности программы «Калейдоскоп знаний» 1 модуль «Шкатулка расчётов» 2 модуль «Секреты языка» 3 модуль «Таинство природы» Тематическое планирование № п/п 1. Наименование разделов и тем 1 модуль. «Шкатулка расчётов » Всего часов 34 ч В том числе на: теория практика 10ч 24ч 2. 2 модуль. «Секреты языка» 34ч 8ч 26ч 3. 3 модуль. «Таинство природы» 34ч 12ч 22ч 102часа 30 часов 72 часа Всего за год: Содержание программы: Курс представлен следующими содержательными линиями: 1 модуль. Шкатулка расчётов (34ч) Тренировка слуховой памяти, автоматизация устного счёта. Алгоритм выполнения выражений со скобками и без скобок. Решение простых задач. Составные части текстовых задач. Анализ и синтез при решении составных задач. Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Геометрические величины. Работа с информацией. 2 модуль. Секреты языка (34ч) Лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика. Орфография и пунктуация. Развитие речи. Звуко-буквенный разбор. Морфологический разбор. 4 Синтаксический разбор простого предложения, осложнённого однородными членами предложения и сложного предложения. Работа с текстом. 3 модуль. Таинство природы (34ч) Условные обозначения на карте. Природные зоны России. Разнообразие растительного и животного мира материков и водоёмов. Система органов человека. Строение функционирование организма для сохранения и укрепления здоровья. Мир глазами географа. Оптимальные формы поведения, на основе пройденных правил. Правила безопасной жизни. Учебно – тематическое планирование программы внеурочной деятельности «Калейдоскоп знаний» № п/п Наименование разделов и тем Кол-во часов 1 модуль. Шкатулка расчётов (34 ч) 1-3. Арифметические действия в пределах 1000. Порядок действий. 3ч 4-6. Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью. 3ч 7-9. Задачи с именованными величинами на определение и нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Задачи на нахождение периметра и площади квадрата, прямоугольника практическим путём. Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации. 3ч 3ч 19-21. Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со скобками и без скобок. Решение текстовых задач. 22-24. Основы логического и алгоритмического мышления. 3ч 25-28. Решение нестандартных задач. 4ч 29-31. Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное отображение. Логические задачи. 3ч 10-12. 13-15. 16-18. 32-34. 3ч 3ч 3ч 3ч 2 модуль. Секреты языка (34 ч) 35-37. Аудирование. Написание диктанта. 3ч 38-40. 3ч 41-44. Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах. Звонкие и глухие согласные Текст. Упражнение в определение основной мысли текста. 45-48. Текст. Упражнение в составление плана текста. 4ч 49-51. Текст. Упражнение в составление плана текста. 3ч 52-54. Текст. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста. 3ч Слово и его лексическое значение. Слова – синонимы. 1ч 56-58. Части слова. Упражнение в разборе слов по составу. 3ч 59-61. Имя существительное. Упражнение существительного как части речи. 55. в разборе имени 4ч 3ч 5 62-64. 65-67 68 Имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного как части речи. Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи. 3ч Интерпретации пословицы. 1ч 3ч 3 модуль. Таинство природы. (34 ч) Предметы и материалы. 3ч Прогноз погоды. Работа с данными. 1ч 73-75. Узнай материк. Работа с картами. 3ч 76-78. Животные Евразии, Африки, Австралии. 3ч 79-81. Животные Евразии, Африки, Австралии. 3ч 82-84. Животные Северной Америки и Южной Америки. 3ч 85-87. Животные Антарктиды и Арктики. 3ч 88-90. Природные зоны России. 3ч 91-93. 3ч 94-96. Государственные символы России. Достопримечательности. Животные и растения. Внешнее и внутреннее строение тела человека. 97-98. Выскажи своё мнение. Опиши опыт. 2ч 99. Объясни знак. 1ч 100. Профессии людей. 1ч 101. Памятные даты. 1ч 102. Достопримечательности родного края, особенности природы. 1ч 69-71. 72. 3ч 6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. М.И. Кузнецова. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Русский язык. – М.: Просвещение, 2019 2. О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Математика. – М.: Просвещение, 2019 3. М.Ю. Демидова. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской проверочной работе. Окружающий мир. – М.: Просвещение, 2019 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение Компьютер мультимедийный проектор экран. 7