РП ВД Калейдоскоп наук, 4В класс

Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Калейдоскоп знаний» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, основной образовательной программы Начального общего образования
МАОУ гимназии № 9 г. Березники Пермского края.
Актуальность выбора курса «Калейдоскоп знаний» определена тем, что в концепции
ФГОС НОО в качестве конечного результата образовательной деятельности российской
школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место
отводится интеллектуальным качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся,
активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной
деятельности…», потребностях обучающихся и их родителей, обусловлена тем, что
формируемые универсальные учебные действия в будущем станут основой для успешного
продолжения обучения в среднем и старшем звене школы.
Смысл курса состоит в том, чтобы организовать в классе регулярные занятия, на
которых дети с разной интеллектуальной подготовкой могли бы решать нетиповые,
поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Это важно, т.к. дети, которые не
усвоили какой–то учебный материал и испытывают затруднения при решении типовых
задач, смогли бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку
решение неучебных задач опирается не на школьные знания, а на поисковую активность и
сообразительность ребенка.
Практическая значимость определяется рядом факторов практического характера, под
которыми понимается тесное общение учителя и учащихся, ориентирование на творческую
самореализацию личности в учебном процессе. Создание на занятиях ситуаций активного
поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с
оригинальными
путями
рассуждений,
овладение
элементарными
навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности,
приобрести уверенность в своих силах.
Связь с общешкольными программами прослеживается с уроками русского языка,
математики, окружающего мира. Интегрированный курс «Калейдоскоп знаний» нацелен на
развитие данных качеств учащихся и
направлен на подготовку к выполнению
Всероссийских проверочных работ по трём предметам.
Цель: реализация в полном объеме программы в соответствии с ФГОС, направленной на
повышение качества образования.

Задачи:
обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений;
- углубление и расширение знаний учащихся по математике, русскому языку, окружающему
миру;
развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие внимание, памяти;
воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению;
- формирование умение работать в группе.

1

Ожидаемые результаты реализации программы «Калейдоскоп знаний»
Личностные результаты:
Будут сформированы:
‫ ־‬широкая мотивационная основа учебной деятельности;
‫ ־‬учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
‫ ־‬ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи;
‫ ־‬способность к оценке своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Учащиеся научатся:
‫ ־‬учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
‫ ־‬планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
‫ ־‬учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
‫ ־‬осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
‫ ־‬оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
‫ ־‬осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
‫ ־‬осуществлять
запись
(фиксацию)
выборочной
информации
об окружающем
мире и о себе самом;
‫ ־‬ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
‫ ־‬основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
‫ ־‬осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
‫ ־‬проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
‫ ־‬устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
‫ ־‬строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
‫ ־‬обобщать и выделять общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе
выделения сущностной связи;
‫ ־‬владеть рядом общих приёмов решения задач.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
‫ ־‬учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
‫ ־‬формулировать собственное мнение и позицию;
‫ ־‬задавать вопросы;
‫ ־‬адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
2

Предметными результатами является формирование следующих знаний и умений
1 модуль «Шкатулка расчётов»
Учащиеся научатся:
 устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая
последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно
выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
 группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
 читать, записывать и сравнивать величины;
 выполнять письменно действия с многозначными числами;
 выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и
трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и
числом 1);
 выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
 устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход
решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
 решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с
повседневной жизнью;
 вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и
квадрата;
 сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных
таблиц и диаграмм;
 интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований
(объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы).




















2 модуль «Секреты языка»
Учащиеся научатся:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные
твердые/мягкие, парные/непарные, твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие,
парные/непарные звонкие и глухие);
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку,
суффикс;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря;
определять грамматические признаки имен существительных — род, число, падеж,
склонение;
определять грамматические признаки имен прилагательных — род, число, падеж;
определять грамматические признаки глаголов — число, время, род (в прошедшем времени),
лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение;
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и
предложении;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами;
применять правила правописания (в объеме содержания курса).
3











3 модуль «Таинство природы»
Учащиеся научатся:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой
природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных
характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов
природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя
простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в
живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к
природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих
отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать
достопримечательности столицы и родного края.
Режим занятий включает в себя 102 занятия в 4 классе (3 часа в неделю).
Особенности программы «Калейдоскоп знаний»
1 модуль «Шкатулка расчётов»
2 модуль «Секреты языка»
3 модуль «Таинство природы»
Тематическое планирование
№
п/п
1.

Наименование разделов и тем
1 модуль. «Шкатулка расчётов »

Всего
часов
34 ч

В том числе на:
теория
практика
10ч
24ч

2.

2 модуль. «Секреты языка»

34ч

8ч

26ч

3.

3 модуль. «Таинство природы»

34ч

12ч

22ч

102часа

30 часов

72 часа

Всего за год:

Содержание программы:
Курс представлен следующими содержательными линиями:
1 модуль. Шкатулка расчётов (34ч)
Тренировка слуховой памяти, автоматизация устного счёта. Алгоритм выполнения
выражений со скобками и без скобок. Решение простых задач. Составные части текстовых
задач. Анализ и синтез при решении составных задач. Пространственные отношения.
Геометрические фигуры. Геометрические величины. Работа с информацией.
2 модуль. Секреты языка (34ч)
Лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова, грамматика. Орфография и
пунктуация. Развитие речи. Звуко-буквенный разбор. Морфологический разбор.

4

Синтаксический разбор простого предложения, осложнённого однородными членами
предложения и сложного предложения. Работа с текстом.

3 модуль. Таинство природы (34ч)
Условные обозначения на карте. Природные зоны России. Разнообразие растительного и
животного мира материков и водоёмов. Система органов человека. Строение
функционирование организма для сохранения и укрепления здоровья. Мир глазами географа.
Оптимальные формы поведения, на основе пройденных правил. Правила безопасной жизни.
Учебно – тематическое планирование
программы внеурочной деятельности «Калейдоскоп знаний»
№
п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во
часов

1 модуль. Шкатулка расчётов (34 ч)
1-3.

Арифметические действия в пределах 1000. Порядок действий.

3ч

4-6.

Простые и составные задачи, связанные с повседневной жизнью.

3ч

7-9.

Задачи с именованными величинами на определение и нахождение
неизвестного компонента арифметического действия.
Задачи на нахождение периметра и площади квадрата,
прямоугольника практическим путём.
Работа с таблицами. Сравнение и обобщение информации.

3ч

3ч

19-21.

Числовые выражения, содержащие 2–3 арифметических действия, со
скобками и без скобок.
Решение текстовых задач.

22-24.

Основы логического и алгоритмического мышления.

3ч

25-28.

Решение нестандартных задач.

4ч

29-31.

Расположение предметов в пространстве и на плоскости. Зеркальное
отображение.
Логические задачи.

3ч

10-12.
13-15.
16-18.

32-34.

3ч
3ч

3ч

3ч

2 модуль. Секреты языка (34 ч)
35-37.

Аудирование. Написание диктанта.

3ч

38-40.

3ч

41-44.

Ударение. Упражнение в постановке ударения в словах. Звонкие и
глухие согласные
Текст. Упражнение в определение основной мысли текста.

45-48.

Текст. Упражнение в составление плана текста.

4ч

49-51.

Текст. Упражнение в составление плана текста.

3ч

52-54.

Текст. Упражнение в составление вопросов по содержанию текста.

3ч

Слово и его лексическое значение. Слова – синонимы.

1ч

56-58.

Части слова. Упражнение в разборе слов по составу.

3ч

59-61.

Имя
существительное.
Упражнение
существительного как части речи.

55.

в

разборе

имени

4ч

3ч

5

62-64.
65-67
68

Имя прилагательное. Упражнение в разборе имени прилагательного
как части речи.
Глагол. Упражнение в разборе глагола как части речи.

3ч

Интерпретации пословицы.

1ч

3ч

3 модуль. Таинство природы. (34 ч)
Предметы и материалы.

3ч

Прогноз погоды. Работа с данными.

1ч

73-75.

Узнай материк. Работа с картами.

3ч

76-78.

Животные Евразии, Африки, Австралии.

3ч

79-81.

Животные Евразии, Африки, Австралии.

3ч

82-84.

Животные Северной Америки и Южной Америки.

3ч

85-87.

Животные Антарктиды и Арктики.

3ч

88-90.

Природные зоны России.

3ч

91-93.

3ч

94-96.

Государственные
символы
России.
Достопримечательности.
Животные и растения.
Внешнее и внутреннее строение тела человека.

97-98.

Выскажи своё мнение. Опиши опыт.

2ч

99.

Объясни знак.

1ч

100.

Профессии людей.

1ч

101.

Памятные даты.

1ч

102.

Достопримечательности родного края, особенности природы.

1ч

69-71.
72.

3ч

6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. М.И. Кузнецова. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской
проверочной работе. Русский язык. – М.: Просвещение, 2019
2. О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к
Всероссийской проверочной работе. Математика. – М.: Просвещение, 2019
3. М.Ю. Демидова. Учебное пособие под ред. Г.С. Ковалевой. Готовимся к Всероссийской
проверочной работе. Окружающий мир. – М.: Просвещение, 2019

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
 Компьютер
 мультимедийный проектор
 экран.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».