РП ВД Мир моих увлечений, 3 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для организации внеурочной
деятельности с обучающимися 1–4 классов. Данная программа
предусматривает полезное времяпрепровождение школьников и направлена
на развитие их образовательной культуры. Она предполагает организацию
внеурочной деятельности с обучающимися в форме экскурсий по городу
Березники и Пермскому краю.
Программа внеурочной деятельности «Мир моих увлечений.
Путешествие по родному краю» направлена на социализацию обучающихся,
на познание и исследование окружающего мира, на межличностное общение
и обмен духовными ценностями в процессе взаимодействия с окружающими
людьми, на воспитание чувств гордости за своих земляков, способствует
развитию духовной памяти, чувства родства, уважения у живущим рядом.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не
возникает сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих
качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить,
что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой
вырос. Предлагаемая программа поможет учащимся узнать, понять, полюбить
родной край, сделать его лучше.
Одной из форм воспитания личности является краеведение. Изучение
краеведения способствует обогащению учащихся знаниями о родном крае,
воспитанию любви к нему, формированию гражданской позиции и навыков.
Оно является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной
деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Краеведческая программа будет реализована лишь в том случае, если
ребенок научится способам исследовательской деятельности, умению
работать в группе. Поэтому в основе реализации программы «Мир моих
увлечений. Путешествие по родному краю» лежит системно-деятельностный
подход, который осуществляется через организацию систематической
проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Проектно-исследовательская работа, помогает ребенку в освоении
различных видов УУД, помогает сформировать у него учебную мотивацию,
способствует расширению образовательного пространства,
создает
дополнительные условия для развития обучающихся. А это способствует
выходу на заданный образовательный результат, т.е. способность базовые
знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. А также
ситуации успеха для разных детей, и обеспечение из социализации в
обществе.

Занятия призваны помочь учителю во внеурочное время создать
условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей
учащихся, расширяют знания учащихся о своих земляках, помогают ощутить
свою связь с прошлым и настоящим малой родины, помогают овладеть
начальными навыками исследовательской работы через диалектологическую
практику, изучение литературного наследия малой Родины.
Основной принцип программы - диалогичность. Кроме него
фундаментальное значение имеют принципы природосообразности,
культуросообразности, коллективности, гражданственной и патриотической
направленности.
По окончанию экскурсии (выставки) и возвращении в школу,
рефлексию рекомендуется провести в форме: викторины, написания эссе,
отзыва, письма к потомкам, выполнению отчета, рисунка, проекта и др.
Цели программы:
формировать у школьников:
 представление о путешествии (экскурсии) как способе познания
окружающего мира;
 способность к общению в открытой общественной среде и готовность к
самостоятельной жизни в окружающем социуме:
развивать:
 мышление, любознательность, умение самостоятельно добывать знания
из различных источников:
воспитывать:
 уважение к окружающим людям, различным профессиям, к друг другу.
Задачи:
 реализовать познавательные интересы и потребности учеников через
изучение истории города, района, региона;
 разработать формы реализации исследовательских и познавательных
интересов детей в учебе, делах, общении;
 способствовать творческому развитию детей, их гражданскому
становлению,
удовлетворению
их
запросов,
формированию
профессиональных интересов в процессе краеведческой деятельности;
 развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез,
обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;

 воспитывать любовь к родной земле, к ее истории, гордость за ее
достижения и стремление к развитию и саморазвитию;
 прививать интерес к изучению православной культуры для духовного
совершенствования и познание отечественной культуры
Формы занятий.
Структура занятий диктуется целями и содержанием учебных задач.
Основные формы деятельности: экскурсии, наблюдения, исследования,
проекты, творческие работы, викторины, праздники, встречи с интересными
людьми, конференции, мастерские, краеведческие работы, научнопрактические конференции, конкурсы, научные исследования, круглые столы,
олимпиады.
Эти виды деятельности позволяют использовать такие методы обучения,
как поиск, исследование, проекты и эксперименты и т.п.
Экскурсии по заявкам, в которых сразу обозначена тема экскурсии.
Порядок экскурсии учитель определяет по своему усмотрению. Формой
проведения может быть рассказ, который выполняет экскурсовод, просмотр
фильма, того времени – интерактивная экскурсия, что позволяет аудитории
получить первоначальные сведения об изучаемом объекте, создать образ и
получить небольшие впечатления от экскурсии. Другой формой может быть
посещение
достопримечательностей.
Демонстрация
экспонатов,
прикосновение к ним приближает слушателей к натуральной обстановке
экскурсионной деятельности. Часть лекции построена в форме диалога, когда
аудитория втягивается в обсуждение. Слушатели высказывают свое мнение,
делятся своими впечатлениями, своим опытом, своими наблюдениями.
Перед экскурсией учителю необходимо информировать учащихся о
месте поездки: название и тема экскурсии; после чего поставить цель и
определить круг задач данной экскурсии: на что обратить внимание, что
сравнить и др. Организуя работу таким образом, учителю будет легче понять
количество и качество полученной учащимися информации.
Формы подведения итогов:
 школьная научно-практическая конференция;
 выставка детских рисунков, поделок прикладного
фотоматериалов;
 краеведческая работа, исследовательская работа.

творчества,

Работа может быть групповой. Количество детей в группе 15-20 человек.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной
деятельности «Мир моих увлечений. Путешествие по родному краю» является
одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам
освоения
основных
образовательных
программ
федерального
государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как
ориентиры в ожидаемых достижениях выпускников.
Содержание программы внеурочной деятельности «Мир моих увлечений.
Путешествие по родному краю», формы и методы работы позволят, достичь
следующих результатов.
Личностные:
 самостоятельность и личная ответственность за свои поступки,
установка на здоровый образ жизни;
 ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать
нормам этического, здоровьесберегающего поведения;
 гражданская идентичность в форме сознания «Я» как гражданин своего
города, области. Чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
народ и историю;
 уважительное отношение к истории и культуре своего народа;
 эстетические потребности, ценности и чувства.
Программа «Мир моих увлечений. Путешествие по родному краю» должна
способствовать формированию у школьников следующий качеств личности:










патриотизм;
терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре;
ответственность и чувство долга, достоинство, уважение;
трудолюбие;
настойчивость;
дисциплинированность;
любовь к малой родине;
милосердие, желание оказать помощь, патриотические чувства;
творческие способности, эстетический вкус, обогащение словарного
запаса.

Программа «Мир моих увлечений. Путешествие по родному краю»
разработана для учащихся 3 классов и рассчитана на 34 часа. Посещение и
тематика экскурсий определяется от запросов класса.

Календарно-тематическое планирование
программы внеурочной деятельности
«Мир моих увлечений. Путешествие по родному краю»
3 класс
п/п

Разделы

Колво

Формы деятельности контроля

часов

1

Вводное занятие

1

Беседа

2

Музей «Усадьба Голицына».
Музейное
занятие
о
крестьянском
быте
и
традициях
народов
Пермского края. (с мастерклассом)

2

Практическая работа:

Музей имени И. Коновалова.
Музейное занятие по истории
государственных символов и
символов города Березники.

2

Экскурсия город Пермь.
Хохловка. Музей Древности.

10

Музей «Алконост». Музейное
занятие
«На
войне
маленьких не бывает» О
событиях
ВОВ
глазами
детей-героев литературных
произведений.
Экскурсия Усолье. Палаты
Строгановых.

2

3

4

5

6

 игры народов Пермского края;
 участие в мастер-классе и
выставка работ;
 квест-викторина
«Крестьянский быт».
Практическая работа:
 мастер-класс «Символы
России»;
 выставка работ;
 интерактивная игра «Мой
любимый город».
Практическая работа:
 составление плана экскурсии в
соответствии с тематикой
экскурсии;
 сообщение «Что мне
понравилось и запомнилось в
музее»
Практическая работа:
 викторина;
 конкурс чтецов.

2

Практическая работа:
 составление плана экскурсии в
соответствии с тематикой
экскурсии, разработка

индивидуальных заданий для
каждого участника экскурсии;
 интервью с экскурсоводом.

7

8

9

10

Экскурсия в город Пермь.
Парк научных развлечений.
ТЮЗ «Снежная королева»

10

Экскурсия город Соликамск.
Музей
Сказки.
Музей
Природы.

3

Музей имени И. Коновалова.
Музейное занятие «История
народной куклы». Мастеркласс.

1

Заключительное занятие.

1

Практическая работа:
 фотографирование, выставка;
 написание отзыва об
экскурсии.
Практическая работа:
 мастер-класс «Быт народов
Пермского края».
 выставка рисунков;
 отзыв об экскурсии.
Практическая работа:
 изготовление куклы
«Крупеничка»;
 выставка работ.
Квест-игра.
«Путешествие по Пермскому
краю».

Итого:

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».