Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности «Березниковские исследователи» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению для 3 класса «Березниковские исследователи» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа направлена на достижение личностных и метапредметных планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Программа учитывает возрастные и психофизиологические особенности младшего школьника. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирования гражданской идентичности. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим, связывающим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой: родителями, учреждениями города, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и свое место в природе, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей малой Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны. Поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Программа ориентирована на возрастную группу – дети 9 – 10 лет. Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 1 год. Объём часов, отпущенных на занятия - 34 часа. Продолжительность одного занятия 40 минут. Цель программы: создание педагогических условий для расширения и углубления знаний учащихся о родном крае, своей малой родины. Задачи программы: 1. Накопление знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях народа, населяющего его. 2. Пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края. 3. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких. 4. Прививание младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности. 5. Развитие творческих способностей и коммуникативных умений обучающихся, в процессе освоения местного краеведческого материала. 6. Воспитание патриотизма к своей малой родине и краю. Форма организации занятии – индивидуально-групповая: - беседы; - экскурсии; - встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками культуры, образования, медицины и т.д.); - виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ); - игры с использованием компьютерной техники; - викторины; - индивидуальная самостоятельная работа; конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях). Программа адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет введения местного краеведческого материала. Занятия призваны дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом родного края и его настоящем. Экскурсионная практика предполагает проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых учащиеся выполняют задания, а по результатам их выполнения представляют творческий отчет. В ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность, такие исследовательские умения, как: умение наблюдать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, уметь делать выводы. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приемы организации внеурочной деятельности младших школьников нацелены на выработку у учащихся навыков работы с различными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой. Педагогические технологии, используемые при работе: Личностно-ориентированные технологии – направлены на организацию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Игровые технологии – направлены на участия учащихся в имитационном моделировании при решении учебных задач достаточно высокого уровня проблемности, позволяют учащимся быть лично причастными к действу. Технология проблемного обучения – направлена на нахождение учащимися путей выхода из возникшей проблемной ситуации и организацию активной самостоятельной деятельности. Информационно-коммуникативные технологии – направлены на обеспечение интерактивного программно-методического сопровождения работы. Планируемые результаты освоения обучающимися программы: В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты: - формирование положительного отношения и мотивации к обучению; - понимание значимости полученных знаний о родном городе и крае; - осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры. Метапредметные результаты: Регулятивные: учащиеся научатся - прогнозировать предстоящую учебную деятельность, планировать свои действия на отдельных этапах работы; - осуществлять контроль своей деятельности; - корректировать и адекватно оценивать свою деятельность на занятии. Познавательные результаты: учащиеся научаться - проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении заданий; - осуществлять поиск и выделение необходимой информации для выполнения заданий; - пользоваться приемами анализа и синтеза при работе с информацией, проводить сравнение и классификацию данных. Коммуникативные результаты: учащиеся научаться - участвовать в диалогах и коллективных обсуждениях с участниками образовательного процесса; - работать в парах, группах, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению.; - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Предметные результаты: учащиеся будут знать - культурные, промышленные, исторические и памятные места г. Березники; - известных личностей г. Березники; - состав городов Пермского края; - исторические и памятные места городов Пермского края. 2. Содержание программы Тематический план № п\п Кол-во часов Разделы программы 1 Раздел 1. «Известные люди города Березники» 5 2 Раздел 2. «Усолье – часть Березников» 4 3 Раздел 3 «Пермь – центр Пермского края» 7 4 Раздел 4. «Соликамск – главный поставщик соли» 6 5 6 7 Раздел 5. «Кунгур – хранитель сталагмитов и сталактитов» Раздел 6. «Лысьва – хранитель театра» Раздел 7. «Красновишерск – хранитель природных памятников» 8 3 1 Итого: 34 Календарно-тематическое планирование занятий № п\п 1 2 3 4 5 Название раздела Кол-во часов «Известные поэты г. Березники: А. 1 Раздел 1. «Известные Решетов, А. Медведев, Ю.Марков, Т. люди города Леванова и др.» Березники» «За границы города» Знакомство с 1 произведениями пермских писателей: И. Христолюбова, В. Воробьёва, Л. Кузьмина, Л. Давыдычева. «Известные художники и скульпторы 1 города: Л. Плесовских, В. Аникеев, Л. Новиков, В. Захаров, Н. Башкова». «Известные музыканты города: С. 1 Алексеев, Г. Цыганова». 1 Обобщение по разделу 1 2 3 4 1 2 Раздел 2. «Усолье – часть Березников» Тема занятия Дата по плану 07.09.23 14.09.23 21.09.23 28.09.23 05.10.23 «История развития Усолья и процесс присоединения города к Березникам» «Историческая часть города: палаты Строгоновых, особняк Голицыных, Спаса-Преображенский собор, Соборная колокольня». Посещение музея 1 12.10.23 1 19.10.23 1 1 26.10.23 09.11.23 «История развития города» «Историческая часть города: музей 1 1 16.11.23 23.11.23 Обобщение по разделу Дата по факту Раздел 3 «Пермь – центр Пермского края» 3 4 5 6 1 2 Обобщение по разделу Раздел 4. «Соликамск – главный поставщик соли» 3 4 5 1 2 Раздел 5. «Кунгур – хранитель сталагмитов и сталактитов» 4 1 30.11.23 1 07.12.23 2 14.12.23 21.12.23 1 28.12.23 1 1 11.01.24 18.01.24 1 25.01.24 2 1 01.02.24 08.02.24 15.02.24 1 1 22.02.24 29.02.24 1 07.03.24 4 14.03.24 21.03.24 04.04.24 11.04.24 18.04.24 1 «Историческая часть города: музей связи, музей театра, «Щусевский квартал, собор Троицы». «Культурная часть города: драматический театр А. А. Савина» 1 1 02.05.23 Обобщение по разделу Раздел 7. «Природные памятники: Полюдов «Красновишерск – камень и камень Ветлан, Говорливый хранитель природных камень» памятников» 1 1 16.05.24 23.05.24 Раздел 6. «Лысьва – хранитель театра» 3 1 «История развития города» «Исторические памятник города: храмы, музей истории купечеств, памятник Никитке-летуну, пуп Земли». «Природные памятники города: кунгурская ледяная пещера, камень Ермак» Посещение Кунгурской ледяной пещеры Обобщение по разделу 1 2 «История развития города» «Историческая часть города: соляная скважина, православный архитектурный ансамбль города, «Мемориальный ботанический сад им. Г. А. Демидова» Обзорная экскурсия, посещение музея истории соли Обобщение по разделу 3 5 пермских древностей, Хохловка, краеведческий музей, памятники «Легенда о пермском медведе», «Пермяк солёные уши». «Культурная часть города: ТЮЗ, Пермский театр кукол, художественная галерея, парк камней, набережная. «Производственная часть города: пермская кондитерская фабрика, фабрика «Кукурузный мир», хлебозавод, гончарное производство» Обзорная экскурсия, посещение ТЮЗ 25.04.24 Список используемых источников 1. Варнакова, О.Н. Березники путеводитель / О.Н. Варнакова, К.А. Павлов, И.Г. Телегин. – М.: Маматов, 2020. – 96 с. 2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С. Выготский. – М.: Перспектива, 2020. – 125 с. 3. Гин, С. И. Мир фантазии. Программа и методические рекомендации по внеурочной деятельности: пособие для учителя / С. И. Гин. – М.: Вита-Пресс, 2018. – 144 с. 4. Груздова, И. В. творческое развитие младшего школьника: учеб.-метод. Пособие / И. В. Груздова. – Тольятти: ТГУ, 2019. – 129 с. 5. Мюллер, Х. Составление ментальных карт: метод генерации структурировании идей / Х. Мюллер. –М.: Омега-Л, 2017. – 126 с. и 6. Панафидина Е.М. Научно-практическая конференция по краеведению для учащихся 3-х классов: [Электр. ресурс] – URL: [http://festival.1september.ru/articles/573480/]. Интернет источники 1.https://infourok.ru/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-stranici-istorii-zemlibereznikovskoy-3438277.html 2.https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_kraevedcheskij_kvest_bere_0 83600.html 3. http://educomm.iro.perm.ru/groups/proektnyy-ofis-shkolnyh-bibliotekareypermskogo-kraya/posts/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-puteshestvie-vchudesnoe-prikame