РП ВД Березниковские исследователи, 3Б класс

Программа внеурочной деятельности общекультурной направленности
«Березниковские исследователи»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по краеведению для 3
класса «Березниковские исследователи» разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования. Программа направлена на достижение
личностных и метапредметных планируемых результатов, реализацию
программы формирования универсальных учебных действий. Программа
учитывает возрастные и психофизиологические особенности младшего
школьника.
Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных
источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви
к нему, формирования гражданской идентичности. Оно играет существенную
педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании,
является интегрирующим, связывающим звеном между учебной и
воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Важным этапом работы по краеведению является целенаправленная
внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет
связь с социосредой: родителями, учреждениями города, способными помочь
в освоении социальной, культурной, природной среды родного края. Сегодня
ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него
элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому
народу надо осознавать себя и свое место в природе, среди других людей,
среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения
культуры, обычаев и традиций своей малой Родины. Каждый человек связан с
прошлым, настоящим и будущим своей страны. Поэтому необходимо, чтобы
дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края.
Программа ориентирована на возрастную группу – дети 9 – 10 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 1 год. Объём часов,
отпущенных на занятия - 34 часа. Продолжительность одного занятия 40
минут.
Цель программы: создание педагогических условий для расширения и
углубления знаний учащихся о родном крае, своей малой родины.
Задачи программы:
1. Накопление знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и
традициях народа, населяющего его.
2. Пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и
культурным ценностям родного края.

3. Воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение
общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и
близких.
4. Прививание младшим школьникам умения и навыки поисковой
деятельности.
5. Развитие творческих способностей и коммуникативных умений
обучающихся, в процессе освоения местного краеведческого материала.
6. Воспитание патриотизма к своей малой родине и краю.
Форма организации занятии – индивидуально-групповая:
- беседы;
- экскурсии;
- встречи с людьми, прославившими наш край (почетными работниками
культуры, образования, медицины и т.д.);
- виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных
программ);
- игры с использованием компьютерной техники;
- викторины;
- индивидуальная самостоятельная работа;
конференции (участие обучающихся
в
школьных
и
городских
мероприятиях).
Программа адаптирована к местным условиям, модифицирована за счет
введения местного краеведческого материала. Занятия призваны дать
достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом
родного края и его настоящем. Экскурсионная практика предполагает
проведение очных и заочных экскурсий, в ходе которых учащиеся выполняют
задания, а по результатам их выполнения представляют творческий отчет. В
ходе экскурсионной практики учащиеся развивают наблюдательность, такие
исследовательские умения, как: умение наблюдать, сравнивать, устанавливать
причинно-следственные связи, уметь делать выводы.
Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приемы
организации внеурочной деятельности младших школьников нацелены на
выработку у учащихся навыков работы с различными источниками
краеведческой информации: справочными и учебными пособиями,
рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами
телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также
художественной литературой.
Педагогические технологии, используемые при работе:
Личностно-ориентированные технологии – направлены на организацию
учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей,
возможностей и способностей учащихся.

Игровые технологии – направлены на участия учащихся в
имитационном моделировании при решении учебных задач достаточно
высокого уровня проблемности, позволяют учащимся быть лично
причастными к действу.
Технология проблемного обучения – направлена на нахождение
учащимися путей выхода из возникшей проблемной ситуации и организацию
активной самостоятельной деятельности.
Информационно-коммуникативные технологии – направлены на
обеспечение интерактивного программно-методического сопровождения
работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы:
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
УУД.
Личностные результаты:
- формирование положительного отношения и мотивации к обучению;
- понимание значимости полученных знаний о родном городе и крае;
- осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа,
определенной культуры.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
учащиеся научатся
- прогнозировать предстоящую учебную деятельность, планировать свои
действия на отдельных этапах работы;
- осуществлять контроль своей деятельности;
- корректировать и адекватно оценивать свою деятельность на занятии.
Познавательные результаты: учащиеся научаться
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
заданий;
- осуществлять поиск и выделение необходимой информации для выполнения
заданий;
- пользоваться приемами анализа и синтеза при работе с информацией,
проводить сравнение и классификацию данных.
Коммуникативные результаты: учащиеся научаться
- участвовать в диалогах и коллективных обсуждениях с участниками
образовательного процесса;
- работать в парах, группах, договариваться о распределении функций и ролей
в совместной деятельности, приходить к общему решению.;
- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
Предметные результаты: учащиеся будут знать

- культурные, промышленные, исторические и памятные места г. Березники;
- известных личностей г. Березники;
- состав городов Пермского края;
- исторические и памятные места городов Пермского края.

2. Содержание программы
Тематический план
№
п\п

Кол-во
часов

Разделы программы

1

Раздел 1. «Известные люди города Березники»

5

2

Раздел 2. «Усолье – часть Березников»

4

3

Раздел 3 «Пермь – центр Пермского края»

7

4

Раздел 4. «Соликамск – главный поставщик соли»

6

5
6
7

Раздел 5. «Кунгур – хранитель сталагмитов и сталактитов»
Раздел 6. «Лысьва – хранитель театра»
Раздел 7. «Красновишерск – хранитель природных
памятников»

8
3
1

Итого: 34

Календарно-тематическое планирование занятий
№
п\п
1

2

3

4
5

Название раздела

Кол-во
часов
«Известные поэты г. Березники: А.
1
Раздел 1. «Известные Решетов, А. Медведев, Ю.Марков, Т.
люди города
Леванова и др.»
Березники»
«За границы города» Знакомство с
1
произведениями пермских писателей:
И. Христолюбова, В. Воробьёва, Л.
Кузьмина, Л. Давыдычева.
«Известные художники и скульпторы
1
города: Л. Плесовских, В. Аникеев, Л.
Новиков, В. Захаров, Н. Башкова».
«Известные музыканты города: С.
1
Алексеев, Г. Цыганова».
1
Обобщение по разделу

1
2

3
4
1
2

Раздел 2. «Усолье –
часть Березников»

Тема занятия

Дата по
плану
07.09.23

14.09.23

21.09.23

28.09.23
05.10.23

«История развития Усолья и процесс
присоединения города к Березникам»
«Историческая часть города: палаты
Строгоновых, особняк Голицыных,
Спаса-Преображенский
собор,
Соборная колокольня».
Посещение музея

1

12.10.23

1

19.10.23

1
1

26.10.23
09.11.23

«История развития города»
«Историческая часть города: музей

1
1

16.11.23
23.11.23

Обобщение по разделу

Дата по
факту

Раздел 3 «Пермь –
центр Пермского
края»
3

4

5

6
1
2

Обобщение по разделу
Раздел 4. «Соликамск
– главный поставщик
соли»

3
4
5
1
2

Раздел 5. «Кунгур –
хранитель
сталагмитов и
сталактитов»

4

1

30.11.23

1

07.12.23

2

14.12.23
21.12.23

1

28.12.23

1
1

11.01.24
18.01.24

1

25.01.24

2
1

01.02.24
08.02.24
15.02.24

1
1

22.02.24
29.02.24

1

07.03.24

4

14.03.24
21.03.24
04.04.24
11.04.24
18.04.24

1
«Историческая часть города: музей
связи, музей театра, «Щусевский
квартал, собор Троицы».
«Культурная
часть
города:
драматический театр А. А. Савина»

1

1

02.05.23

Обобщение по разделу
Раздел 7.
«Природные памятники: Полюдов
«Красновишерск –
камень и камень Ветлан, Говорливый
хранитель природных камень»
памятников»

1
1

16.05.24
23.05.24

Раздел 6. «Лысьва –
хранитель театра»

3
1

«История развития города»
«Исторические
памятник
города:
храмы, музей истории купечеств,
памятник
Никитке-летуну,
пуп
Земли».
«Природные
памятники
города:
кунгурская ледяная пещера, камень
Ермак»
Посещение
Кунгурской
ледяной
пещеры

Обобщение по разделу

1

2

«История развития города»
«Историческая часть города: соляная
скважина,
православный
архитектурный ансамбль города,
«Мемориальный ботанический сад им.
Г. А. Демидова»
Обзорная экскурсия, посещение музея
истории соли

Обобщение по разделу

3

5

пермских
древностей,
Хохловка,
краеведческий
музей,
памятники
«Легенда о пермском медведе»,
«Пермяк солёные уши».
«Культурная часть города: ТЮЗ,
Пермский театр кукол, художественная
галерея, парк камней, набережная.
«Производственная
часть
города:
пермская
кондитерская
фабрика,
фабрика
«Кукурузный
мир»,
хлебозавод, гончарное производство»
Обзорная экскурсия, посещение ТЮЗ

25.04.24

Список используемых источников
1. Варнакова, О.Н. Березники путеводитель / О.Н. Варнакова, К.А. Павлов,
И.Г. Телегин. – М.: Маматов, 2020. – 96 с.
2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л. С.
Выготский. – М.: Перспектива, 2020. – 125 с.
3. Гин, С. И. Мир фантазии. Программа и методические рекомендации по
внеурочной деятельности: пособие для учителя / С. И. Гин. – М.: Вита-Пресс,
2018. – 144 с.
4. Груздова, И. В. творческое развитие младшего школьника: учеб.-метод.
Пособие / И. В. Груздова. – Тольятти: ТГУ, 2019. – 129 с.
5. Мюллер, Х. Составление ментальных карт: метод генерации
структурировании идей / Х. Мюллер. –М.: Омега-Л, 2017. – 126 с.

и

6. Панафидина Е.М. Научно-практическая конференция по краеведению для
учащихся
3-х
классов:
[Электр.
ресурс]
–
URL:
[http://festival.1september.ru/articles/573480/].
Интернет источники
1.https://infourok.ru/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-stranici-istorii-zemlibereznikovskoy-3438277.html
2.https://урок.рф/library/metodicheskaya_razrabotka_kraevedcheskij_kvest_bere_0
83600.html
3.
http://educomm.iro.perm.ru/groups/proektnyy-ofis-shkolnyh-bibliotekareypermskogo-kraya/posts/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-puteshestvie-vchudesnoe-prikame


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».