Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МАОУ гимназия № 9. Курс «Читаем, считаем, наблюдаем» направлен на формирование основ функциональной грамотности младшего школьника. Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности – формирование читательской компетенции младшего школьника. Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей, понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей жизни. В условиях активных социальных, политических и экономических изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых профессий и отраслей производства, человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью. Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; – совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; – учить находить и извлекать информацию из различных текстов; – учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; – развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; – обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; – воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; – учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным; – приобщать детей и родителей к проектной деятельности. Место учебного курса в плане внеурочной деятельности. Программа курса «Функциональная грамотность» разработана на три года занятий с детьми младшего школьного возраста (2 – 4 классы) и рассчитана на поэтапное освоение материала. Всего – 102 часа (34 часа в каждом классе). Весь курс состоит из 4 блоков: читательская грамотность; математическая грамотность; естественнонаучная грамотность; финансовая грамотность. Виды и формы деятельности в рамках внеурочной деятельности Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: лекция-беседа, лекция-обзор урок–практикум, виртуальная экскурсия, библиотечный урок, конференция, выставка-обзор, консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения. Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Учащиеся, овладевшие естественно-научной грамотностью, способны: использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать. В 4 классе в программу добавляется модуль «Финансовая грамотность». Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются: развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть. 1 четверть – модуль «Читательская грамотность». 2 четверть – модуль «Математическая грамотность». 3 четверть – модуль «Естественнонаучная грамотность». 4 четверть – модуль «Финансовая грамотность». Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. В 3-4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.). Планируемые результаты освоения программы Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений: – оценивать свою вежливость; – определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); – осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; – осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; – понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: – определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; – критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; – осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; – учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; – анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; – перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; – осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; – анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; – аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; – продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: – отличать подготовленную и неподготовленную речь; – знать особенности неподготовленной речи; – осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; – знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; – реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. 3-4 класс Метапредметные и предметные результаты Читательская грамотность Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Находит и извлекает информацию из различных текстов Находит и извлекает математическую информацию в различном Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте контексте Личностные Читательская грамотность Математическая грамотность Естественнонаучная Финансовая грамотность грамотность Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловечески х ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному формулирует собственную точку зрения Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловечески х ценностей Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучны х знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловечески х ценностей, прав и обязанностей гражданина страны 4 класс Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч) Раздел 1. Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др. Раздел 2. Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текстповествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию. Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч) Раздел 1. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства. Раздел 2. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч) Раздел 1. Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Раздел 2. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Раздел 3. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Раздел 4. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Модуль «Основы финансовой грамотности» (9 ч) Раздел 1. Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Раздел 2. Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Раздел 3. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». Тематическое планирование Модуль «Основы читательской грамотности» Всего часов, 1 №п/п Тема занятия час в неделю Определение основной темы и главной мысли в произведении. 1-2 2 Определение авторской позиции в художественном тексте. Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, 3-4 как преобразовывать 2 текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Работа с текстом. Типы текстов: текст5 1 повествование, описание рассуждение Учебный текст как 6 1 источник информации. Составление плана на 7 1 основе исходного текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста 8 1 при решении учебнопрактических задач. 9 Проведение рубежной аттестации. Теория Практика 0,5 1,5 0,5 1,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 1 9 Модуль «Основы математической грамотности» Всего часов, 1 №п/п Тема занятия час в неделю Применение чисел и действий над ними. Счет 1 1 и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, 2 1 решаемые с конца. 3 Задачи на взвешивание. 1 Логические задачи: задачи о «мудрецах», о 4 1 лжецах и тех, кто всегда говорит правду. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и 5 1 перекраивание. Разбиение объекта на 1 2 7 Теория Практика 0,5 0,5 1 1 1 0,5 0,5 6-7 8 части и составление модели. Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Проведение рубежной аттестации. 2 1 1 8 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Всего часов, 1 №п/п Тема занятия час в неделю Движение и взаимодействие частиц. 1 1 Признаки химических реакций. 2 Воздух и его свойства. 1 Углекислый газ в 3 1 природе и его значение Вода. Уникальность 4 1 воды. 5 Почвы и их свойства. 1 Земля, внутреннее строение Земли. 6 Знакомство с 1 минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для 7 существования жизни на 1 Земле. Свойства живых организмов. Проведение рубежной 8 1 аттестации. 8 Модуль «Основы финансовой грамотности» Всего часов, 1 №п/п Тема занятия час в неделю Как появились деньги? Что 1 1 могут деньги? 2 Деньги в разных странах 1 Деньги настоящие и 3 1 ненастоящие Как разумно делать 4 1 покупки? 5 Кто такие мошенники? 1 6 Личные деньги 1 Сколько стоит «своё 7 1 дело»? Проведение рубежной 8-9 2 аттестации. 9 1 1 2 6 Теория Практика 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4 4 Теория Практика 0,5 0,5 1 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 2 1,5 7,5 Календарно-тематическое планирование № п/п 1. 2. 3-4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Кол-во Содержание часов Модуль «Основы читательской грамотности» Определение основной Рассказы современных писателей. темы и главной мысли Е. Велтистов «Мальчик из в произведении. чемодана». Чтение и анализ. Определение авторской позиции в Е. Велтистов «Мальчик из художественном чемодана». тексте. Вводный Работа над текстом. мониторинг. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как Чтение произведения Е. В. преобразовывать Медведева «Баранкин, будь текстовую человеком». Работа с текстом. информацию с учётом цели дальнейшего использования. Работа с текстом. Типы текстов: Работа над текстами разных повествование, типов. описание, рассуждение Учебный текст как источник информации. Комплексная работа. Выполнение Промежуточный заданий из банка PISA, TIMSS. мониторинг. Составление плана на Работа над текстом. Подготовка к основе исходного ВПР. текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста Сочинение. Подготовка к ВПР. при решении учебнопрактических задач. Проведение рубежной Выполнение заданий в форме аттестации. ВПР. Модуль «Основы математической грамотности» Применение чисел и Счет и десятичная система действий над ними. 1 счисления. Вводный мониторинг. Комплексная работа. Решение логических задач. Сюжетные задачи, 1 Подготовка к олимпиаде по решаемые с конца. математике. Задачи на 1 Решение практических задач. взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто Подготовка к олимпиаде. 1 всегда говорит правду. Решение задач. Промежуточный мониторинг. Тема Дата проведения 14. 15-16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24-25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. Представление данных в виде Комбинаторные таблиц, диаграмм, графиков. 2 задачи. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. Проведение рубежной Комплексная работа в форме 1 аттестации. ВПР. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Движение и взаимодействие Признаки химических реакций. 1 частиц. Вводный Работа в форме ВПР. мониторинг. Работа над текстами по теме. Воздух и его свойства. 1 Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. Углекислый газ в природе и его 1 Работа над текстами по теме. значение. Вода. Уникальность 1 Работа над текстами по теме. воды. Почвы и их свойства. Выполнение заданий в форме Промежуточный 1 ВПР. мониторинг. Земля, внутреннее строение Земли. Работа над текстами по теме. Знакомство с 1 Подготовка к ВПР. минералами, горной породой и рудой. Условия для существования Уникальность планеты жизни на Земле. Свойства живых 2 Земля. организмов. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS. Проведение рубежной 1 Работа в форме ВПР. аттестации. Модуль «Основы финансовой грамотности» Как появились деньги и что они Как появились деньги? могут. Решение задач с 1 Вводный мониторинг. величинами «цена», «кол-во», «стоимость». Деньги в разных Чтение текстов по теме. Решение 1 странах. задач. Понятие «деньги подлинные» и Деньги настоящие и «фальшивые». Как их отличить. 1 ненастоящие. Сувенирные деньги. Работа над текстами по теме. Как разумно делать Практическая работа. Работа с покупки? 1 текстом, содержащим данные по Промежуточный теме. мониторинг. Кто такие мошенники? 1 Беседа по теме. Чтение текстов. Личные деньги. 1 Практическая работа. Сколько стоит «своё 1 Понятие «своё дело». Игра Наглядная геометрия. 1 34. дело»? Проведение рубежной аттестации. «Экономические загадки». 1 Комплексная работа.