РП ВД Читаем, считаем, наблюдаем, 4 класс

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по основам функциональной
грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана
на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших
школьников, в соответствии с основной образовательной программой
начального общего образования МАОУ гимназия № 9.
Курс «Читаем, считаем, наблюдаем» направлен на формирование основ
функциональной грамотности младшего школьника.
Цель занятий по развитию основ функциональной грамотности –
формирование читательской компетенции младшего школьника.
Мы живем в эпоху революции средств коммуникации, которая меняет наш
образ жизни, общения и мышления. Мир наших детей не будет похож на мир
предыдущих поколений, будущее во многом зависит от их способностей,
понимать и воспринимать новые концепции, делать правильный выбор, а также
учиться и уметь адаптироваться к изменяющимся условиям в течение всей своей
жизни. В условиях активных социальных, политических и экономических
изменений, постоянно растущего потока информации, появления все новых
профессий и отраслей производства, человеку необходима способность
ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и
реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть
быть информационно грамотной личностью.
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием
«грамотность»,
появилось
понятие
«функциональная
грамотность».
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с
внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в
ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать,
понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие
арифметические действия, функциональная грамотность есть атомарный уровень
знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование
личности в системе социальных отношений, который считается минимально
необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной
культурной среде.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе,
где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности –
письму и чтению, говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования
грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая

привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как
средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой
чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их
самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и
навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной
среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности
выделяют:
математическую
грамотность,
читательскую
грамотность,
естественно - научную грамотность, финансовую грамотность.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного
рода проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Место учебного курса в плане внеурочной деятельности.
Программа курса «Функциональная грамотность» разработана на три года
занятий с детьми младшего школьного возраста (2 – 4 классы) и рассчитана на
поэтапное освоение материала. Всего – 102 часа (34 часа в каждом классе).
Весь курс состоит из 4 блоков:
 читательская грамотность;
 математическая грамотность;
 естественнонаучная грамотность;
 финансовая грамотность.
Виды и формы деятельности в рамках внеурочной деятельности
Виды организации занятий в данном курсе: игровые; познавательные,
досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное

творчество. На занятиях предусматриваются следующие формы организации
учебной
деятельности:
лекция-беседа,
лекция-обзор
урок–практикум,
виртуальная экскурсия, библиотечный урок, конференция, выставка-обзор,
консультация, индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия
включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного
материала. В работе с учащимися планируется использование различных
методических приемов: практические занятия, экскурсии, самостоятельные
работы.
Математическая грамотность – это способность человека определять и
понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать
обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:

распознавать проблемы, которые возникают в окружающей
действительности и могут быть решены средствами математики;

формулировать эти проблемы на языке математики;

решать проблемы, используя математические факты и методы;

анализировать использованные методы решения;

интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной
проблемы;

формулировать и записывать результаты решения.
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать
активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными
науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественно-научной грамотностью, способны:

использовать естественно-научные знания,

выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для
понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;

строить развернутые высказывания;

устанавливать надежность информации;

сотрудничать.
В 4 классе в программу добавляется модуль «Финансовая грамотность».
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

развитие экономического образа мышления;

воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть.

1 четверть – модуль «Читательская грамотность».

2 четверть – модуль «Математическая грамотность».

3 четверть – модуль «Естественнонаучная грамотность».

4 четверть – модуль «Финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений,
составляющих основу функциональной грамотности.
В 3-4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию
различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц,
диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях.
Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа,
учеба, работа и производство, общество и др.).
Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной
грамотности» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо –
невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного
общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное
слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и
неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для
решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст,
таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения
коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и
выборочный пересказ текста;

– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность
приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства
правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы,
вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять
рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом
коммуникативной ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять
рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные
правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
3-4 класс
Метапредметные и предметные результаты
Читательская
грамотность

Математическая
грамотность

Естественнонаучная
грамотность

Финансовая
грамотность

Находит и
извлекает
информацию
из различных
текстов

Находит и
извлекает
математическую
информацию в
различном

Находит и извлекает
информацию о
естественнонаучных
явлениях из различных
текстов

Находит и
извлекает
финансовую
информацию в
различном

контексте

контексте

Личностные
Читательская
грамотность

Математическая
грамотность

Естественнонаучная Финансовая
грамотность
грамотность

Оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловечески
х ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному
формулирует
собственную
точку зрения

Объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловечески
х ценностей

Объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
естественнонаучны
х знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей

Оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловечески
х ценностей, прав
и обязанностей
гражданина
страны

4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)
Раздел 1.
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение
авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей:
Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул».
Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Раздел 2.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего
использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы,
используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текстповествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных
жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать
информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного
текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать
оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты,
применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
Раздел 1.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода.
Уникальность воды. Почвы и их свойства.
Раздел 2.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и
рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на
Земле. Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч)
Раздел 1.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Раздел 2.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические
задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Раздел 3.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта
на части и составление модели.
Раздел 4.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (9 ч)
Раздел 1.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги
настоящие и ненастоящие.
Раздел 2.
Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.
Раздел 3.
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».

Тематическое планирование
Модуль «Основы читательской грамотности»
Всего часов, 1
№п/п
Тема занятия
час в неделю
Определение основной
темы и главной мысли в
произведении.
1-2
2
Определение авторской
позиции в
художественном тексте.
Работа с текстом. Как
понимать информацию,
содержащуюся в тексте,
3-4
как преобразовывать
2
текстовую информацию с
учётом цели дальнейшего
использования.
Работа с текстом. Типы
текстов: текст5
1
повествование, описание
рассуждение
Учебный текст как
6
1
источник информации.
Составление плана на
7
1
основе исходного текста.
Создавать собственные
тексты, применять
информацию из текста
8
1
при решении учебнопрактических задач.
9

Проведение рубежной
аттестации.

Теория

Практика

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

0,5
1

1

1
9

Модуль «Основы математической грамотности»
Всего часов, 1
№п/п
Тема занятия
час в неделю
Применение чисел и
действий над ними. Счет
1
1
и десятичная система
счисления.
Сюжетные задачи,
2
1
решаемые с конца.
3
Задачи на взвешивание.
1
Логические задачи:
задачи о «мудрецах», о
4
1
лжецах и тех, кто всегда
говорит правду.
Наглядная геометрия.
Задачи на разрезание и
5
1
перекраивание.
Разбиение объекта на

1
2

7

Теория

Практика

0,5

0,5

1
1
1

0,5

0,5

6-7

8

части и составление
модели.
Комбинаторные задачи.
Представление данных в
виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Проведение рубежной
аттестации.

2

1

1
8

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Всего часов, 1
№п/п
Тема занятия
час в неделю
Движение и
взаимодействие частиц.
1
1
Признаки химических
реакций.
2
Воздух и его свойства.
1
Углекислый газ в
3
1
природе и его значение
Вода. Уникальность
4
1
воды.
5
Почвы и их свойства.
1
Земля, внутреннее
строение Земли.
6
Знакомство с
1
минералами, горной
породой и рудой.
Уникальность планеты
Земля. Условия для
7
существования жизни на
1
Земле. Свойства живых
организмов.
Проведение рубежной
8
1
аттестации.
8
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Всего часов, 1
№п/п
Тема занятия
час в неделю
Как появились деньги? Что
1
1
могут деньги?
2
Деньги в разных странах
1
Деньги настоящие и
3
1
ненастоящие
Как разумно делать
4
1
покупки?
5
Кто такие мошенники?
1
6
Личные деньги
1
Сколько стоит «своё
7
1
дело»?
Проведение рубежной
8-9
2
аттестации.
9

1

1
2

6

Теория

Практика

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

4

4

Теория

Практика

0,5

0,5
1
1
1

0,5

0,5
1

0,5

0,5
2

1,5

7,5

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

1.

2.

3-4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.
12.

13.

Кол-во
Содержание
часов
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной
Рассказы современных писателей.
темы и главной мысли
Е. Велтистов «Мальчик из
в произведении.
чемодана». Чтение и анализ.
Определение
авторской позиции в
Е. Велтистов «Мальчик из
художественном
чемодана».
тексте. Вводный
Работа над текстом.
мониторинг.
Как понимать
информацию,
содержащуюся в
тексте, как
Чтение произведения Е. В.
преобразовывать
Медведева «Баранкин, будь
текстовую
человеком». Работа с текстом.
информацию с учётом
цели дальнейшего
использования.
Работа с текстом.
Типы текстов:
Работа над текстами разных
повествование,
типов.
описание, рассуждение
Учебный текст как
источник информации.
Комплексная работа. Выполнение
Промежуточный
заданий из банка PISA, TIMSS.
мониторинг.
Составление плана на
Работа над текстом. Подготовка к
основе исходного
ВПР.
текста.
Создавать собственные
тексты, применять
информацию из текста
Сочинение. Подготовка к ВПР.
при решении учебнопрактических задач.
Проведение рубежной
Выполнение заданий в форме
аттестации.
ВПР.
Модуль «Основы математической грамотности»
Применение чисел и
Счет и десятичная система
действий над ними.
1
счисления.
Вводный мониторинг.
Комплексная работа.
Решение логических задач.
Сюжетные задачи,
1
Подготовка к олимпиаде по
решаемые с конца.
математике.
Задачи на
1
Решение практических задач.
взвешивание.
Логические задачи:
задачи о «мудрецах», о
лжецах и тех, кто
Подготовка к олимпиаде.
1
всегда говорит правду.
Решение задач.
Промежуточный
мониторинг.
Тема

Дата
проведения

14.

15-16.

17.

18.

19.

20.
21.
22.

23.

24-25.

26.

27.

28.

29.

30.
31.
32.
33.

Задачи на разрезание и
перекраивание. Разбиение объекта
на части и составление модели.
Представление данных в виде
Комбинаторные
таблиц, диаграмм, графиков.
2
задачи.
Выполнение заданий из банка
PISA, TIMSS.
Проведение рубежной
Комплексная работа в форме
1
аттестации.
ВПР.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Движение и
взаимодействие
Признаки химических реакций.
1
частиц. Вводный
Работа в форме ВПР.
мониторинг.
Работа над текстами по теме.
Воздух и его свойства.
1
Выполнение заданий из банка
PISA, TIMSS.
Углекислый газ в
природе и его
1
Работа над текстами по теме.
значение.
Вода. Уникальность
1
Работа над текстами по теме.
воды.
Почвы и их свойства.
Выполнение заданий в форме
Промежуточный
1
ВПР.
мониторинг.
Земля, внутреннее
строение Земли.
Работа над текстами по теме.
Знакомство с
1
Подготовка к ВПР.
минералами, горной
породой и рудой.
Условия для существования
Уникальность планеты
жизни на Земле. Свойства живых
2
Земля.
организмов. Выполнение заданий
из банка PISA, TIMSS.
Проведение рубежной
1
Работа в форме ВПР.
аттестации.
Модуль «Основы финансовой грамотности»
Как появились деньги и что они
Как появились деньги?
могут. Решение задач с
1
Вводный мониторинг.
величинами «цена», «кол-во»,
«стоимость».
Деньги в разных
Чтение текстов по теме. Решение
1
странах.
задач.
Понятие «деньги подлинные» и
Деньги настоящие и
«фальшивые». Как их отличить.
1
ненастоящие.
Сувенирные деньги. Работа над
текстами по теме.
Как разумно делать
Практическая работа. Работа с
покупки?
1
текстом, содержащим данные по
Промежуточный
теме.
мониторинг.
Кто такие мошенники?
1
Беседа по теме. Чтение текстов.
Личные деньги.
1
Практическая работа.
Сколько стоит «своё
1
Понятие «своё дело». Игра
Наглядная геометрия.

1

34.

дело»?
Проведение рубежной
аттестации.

«Экономические загадки».
1

Комплексная работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».