РП ВД Читаем, считаем, наблюдаем, 3Б класс

Программа внеурочной деятельности по основам функциональной
грамотности для 3 класса
«Читаем, считаем, наблюдаем»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной
грамотности для 3 класса «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана в соответствии с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 06.10.2009
№373). Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач
современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности
личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В начальной
школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный
читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована
душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания.
Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного,
знающий книги и и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально
грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение
жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона
жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной
культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности
выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно научную грамотность, финансовую грамотность. Возраст детей, участвующих в
реализации данной программы внеурочной деятельности 7 - 10 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 1 год. Объём часов,
отпущенных на занятия - 34 часа. Продолжительность одного занятия 40 минут.
Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для
полноценного функционирования человека в современном обществе.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества.
Целью
изучения
блока
«Математическая
грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в
мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Целью
изучения
блока
«Естественно-научная
грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания
для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:










формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом;
совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и др.;
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам,
к природе, науке и искусству;
учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным.
Формы и методы работы

Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности
являются: литературные игры, литературные гостиные, КВНы, конкурсы-кроссворды,
библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение проектных
задач, экскурсии проекты, опыты, олимпиады, практические работы, ребусы и т.д.
На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг,
детскими периодическими и электронными изданиями, проведение опытов,
практических работ по математике, окружающему миру. Предусмотрено широкое
использование различных демонстрационных материалов: портретов писателей,
поэтов; репродукций
картин
в
соответствии
с
содержанием
программы; художественных фотографий в соответствии с
содержанием
программы; иллюстраций к литературным произведениям; опыты по естествознанию.
Для реализации программы используются современные образовательные
технологии деятельностного подхода: исследовательская и проектная, технологии
развития критического мышления, технология создания учебных ситуаций. Согласно

стратегии новых федеральных стандартов необходимо учить детей работать в
сотрудничестве: предполагаются работы в парах, в группах, а также индивидуальное
исполнение.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностными
следующих умений:






результатами изучения

курса

является

формирование

оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо –
грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного
общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
















определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя
из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач
при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения
коммуникативных задач сведения;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых
аргументов, правомерность выводов;
аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства
правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять
рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;

в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.



Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:










отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной
ситуации;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять
рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Обучающиеся,
овладевшие читательской
грамотностью,
способны: сформировать основы грамотного читателя, иметь стойкую привычку к
чтению, поддерживать душевную и духовную потребность в чтении как средстве
познания мира и самопознания, владеть техникой чтения, приёмами понимания
прочитанного, знать книги и уметь их самостоятельно выбирать, максимально быстро
адаптироваться в конкретной культурной среде.
Обучающиеся,
овладевшие
естественно
научной
грамотностью,
способны: использовать естественно - научные знания, выявлять проблемы, делать
обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений; строить развернутые высказывания; устанавливать
надежность информации; сотрудничать.
Обучающиеся,
овладевшие
математической
грамотностью,
способны: распознавать
проблемы,
которые
возникают
в
окружающей
действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти
проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и
методы; анализировать
использованные
методы
решения; интерпретировать
полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и
записывать результаты решения.
Обучающиеся, овладевшие финансовой грамотностью, способны: понимать и
правильно использовать экономические термины; иметь представление о банковских
картах; уметь правильно обращаться с деньгами; иметь представление о различных
банковских услугах; уметь проводить элементарных финансовых расчётов.

2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность: особенности жизнедеятельности дождевых
червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства
мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета,
семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш,
клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги.
Экономия семейного бюджета.
Математическая
грамотность: нахождение
значений
математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их
значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками.
Тематическое планирование 3 класс
№

Тема

Предмет

Формируемые умения

изучения
1

Про дождевого
червяка

2

Кальций

Бок «Читательская грамотность»
Тип текста.
 Определять тип текста;
Содержание
 дополнять предложение словами из текста;
научно определять периоды развития дождевого червя на
познавательного
основе теста;
текста.
 объяснять, почему дождевые черви - это настоящие
сокровища, живущие под землёй;
 определять на основе теста способ питания
дождевых червей;
 находить предложение, соответствующее рисунку;
 выбирать утверждения, соответствующие тексту;
 составлять вопрос по содержанию текста;
 называть дополнительные вопросы, ответов на
которые нет в тексте.
Содержание
научнопознавательного
текста.










Работать с кластером;
Дополнять предложение словами из текста;
определять, что такое минерал;
называть стройматериалы, содержащие кальций;
объяснять значение слова;
выбирать утверждения, которые соответствуют
прочитанному тексту;
составлять предложения по рисунку;
составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос.

3

Сколько весит
облако?

Тип текста.
Главная мысль
текста.
Содержание
текста












4

Хлеб - всему го
лова

5

Про мел

Тип текста.
Главная мысль
текста.
Содержание
текста
Главная мысль
текста.
Содержание
текста.













6

Про мыло

Содержание
научнопознавательного
текста.










7

История свечи

Содержание
научнопознавательного
текста.












Определять тип текста;
определять, что вынесено в заглавие - тема или
главная мысль;
находить ответ на вопрос в тексте;
объяснять значение слова;
дополнять предложения;
выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в
тексте;
дополнять план текста;
рассказывать о прочитанном произведении;
составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос;
определять название книг с достоверными
сведениями.
Определять тип текста;
определять, что вынесено в заглавие - тема или
главная мысль;
записывать пословицы о хлебе;
Заполнять кластер о происхождении мела;
составлять вопрос по готовому ответу;
давать определение слова;
работать с толковым словарём;
работать с толкованием слова;
соединять части предложений и определять их
порядок;
составлять план текста в виде вопросов;
составлять вопрос по содержанию текста и
записывать ответ на составленный вопрос.
Дополнять предложение;
давать определение слова;
работать с толковым словарём;
соединять части предложений и определять их
порядок;
находить в тексте предложение, которое
соответствует рисунку;
находить в тексте предложение по заданному
условию;
дополнять текст по заданному условию;
определять даты принятия гербов.
Давать определение слова;
записывать ответ на поставленный вопрос;
определять слово по его лексическому значению;
называть вещества, которые используют при
изготовлении свечей;
выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в
тексте;
составлять вопросы и находить ответы в тексте;
соединять части предложений и определять их
порядок;
заполнять кластер по рисункам на основе
прочитанного текста;
называть правила безопасности при использовании
свечей;
рассказывать о прочитанном произведе-



8

Магнит

Содержание
научнопознавательного
текста.









9

Дождевые черви

10

Полезный кальций

Давать определение слова;
дополнять предложение;
находить ответ на поставленный вопрос;
объяснять значение словосочетания;
с помощью текста находить отличия между
предметами;
называть предметы, о которых говорится в тексте;
рассказывать о прочитанном произведении.

Блок «Естественно-научная грамотность»
Дождевые
 Называть части тела дождевого червя;
черви
 объяснять, какую роль играют щетинки в жизни
животного;
 рассказывать, чем питается дождевой червь;
 объяснять, почему во время дождя дождевые черви
выползают на поверхность земли;
 наблюдать, как дождевые черви создают
плодородную почву;
 заполнять таблицу-характеристику на дождевого
червя.
Кальций








Заполнять таблицу;
дополнять предложение;
определять с помощью опытов, что происходит с
костями и скорлупой яйца, если из них удалить
кальций;
составлять суточное меню с молочными продуктами;
дописывать вывод о необходимости кальция для
организма.

11

Про облака

Облака







С помощью опыта показывать образование облаков;
объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
называть явления природы;
называть виды облаков;
определять погоду по облакам.

12

Про хлеб и
дрожжи

Дрожжи. Хлеб.



Называть внешние признаки сходства и различия
ржи и пшеницы;
описывать внешний вид ржаного и пшеничного
хлеба;
определять наличие дырочек в хлебобулочных
изделиях;
давать определение слову «дрожжи»;
проводить опыт, показывающий влияние
температуры на процесс брожения;
проводить опыт, показывающий влияние сахара на
процесс брожения;
проводить опыт, доказывающий образование
углекислого газа при брожении;
проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество
хлеба зависят от выдержки теста.









13

Мел

Мел






Доказывать, что мел не растворяется в воде;
называть, из чего состоит мел;
доказывать, что мел содержит карбонат кальция;
определять состав мела;

14

Чем интересно
мыло и как оно
«работает»

Мыло



называть области применения мела.





Называть виды мыла;
исследовать мыло в сухом виде;
показывать, что при намокании мыла появляется
пена;
проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает
воду от масла;
проводить опыт, доказывающий, что мыло
уменьшает поверхностное натяжение воды;
исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
доказывать, что мыльные пузыри образуются из
жидкого мыла.






15

Про свечи

Свеча







17

Волшебный магнит

Магнит








18

Проверь себя
Материал,
изученный в
первом
полугодии.

19
Что такое «бюджет»?

Рассказывать о строении свечи;
рассказывать о зонах пламени свечи;
объяснять, почему гаснет свеча;
объяснять, почему внутри ёмкости поднимается
вода;
объяснять, почему происходит возгорание дыма.
Называть виды магнитов;
определять опытным путём, какие предметы
притягивает магнит;
доказывать с помощью опыта, что магнитная сила
действует через стекло и другие предметы;
показывать с помощью опыта, что магнит может
намагничивать металлические предметы;
рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;
показывать с помощью опыта, как можно создать
компас.

Ориентироваться
полугодии;

в

понятиях,

изученных

в

первом

применять полученные знания в повседневной жизни;
работать самостоятельно;
планировать и корректировать свои действия в соответствии
с поставленной учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
Федеральный
бюджет, уровни
бюджета,
- Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«бюджет», «налоги»;
«дефицит», «профицит»;




понимать, из каких уровней состоит бюджетная
система России;
объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и
куда они расходуются;
выдвигать свои предположения и уметь
аргументировать свой ответ;

уметь слушать и слышать собеседника.

20

Семейный бюджет

Семейный
бюджет, доходы
и расходы.







21

Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата

Понятие
заработной
платы, виды
зарплаты.







22

Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия

Пенсия,
досрочная пенсия, пособия
для разных
категорий
граждан.







23

Откуда в семье
берутся деньги?
Наследство,
вклад, выигрыш

Наследство,
вклад, выигрыш.




25

На что тратятся
семейные деньги?
Виды расходов

На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные
платежи

Классификация
расходов по
различным
основаниям.

Виды
обязательных
платежей.

Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «заработная плата», «фиксированная
зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;
анализировать данные, представленные в виде
графика;
приводить примеры различных профессий;
объяснять, отчего может зависеть размер заработной
платы.
Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»;
на доступном для третьеклассника уровне
определять основание для назначения досрочной
пенсии;
называть пособия, которые получают граждане
нашей страны;
определять, какие пособия относятся к регулярным, а
какие - к эпизодическим.

-- Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад»,
«наследство» и «движимое и недвижимое имущество»;



24

Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;
понимать, как в семье появляются доходы;
делить расходы на «обязательные», «желаемые и
«непредвиденные»;
заполнять кластер;
формулировать высказывание в устной и
письменной речи на заданную тему.

понимать, что выигрыш облагается налогом;
иметь представления о налогах, которые человек
должен заплатить от доходов, полученных в виде
выигрыша;
понимать, как должен поступить человек, нашедший
клад;
называть предметы, которые человек может
получить в наследство.

-- Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы»,
«непредвиденные расходы»,
«текущие расходы», «капитальные расходы»,
«чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы»,
«ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые
расходы»
 Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «коммунальные платежи», «тариф»,
«штрафы», «налоги»;
 объяснять, почему обязательные платежи нужно
платить вовремя;
 на примере различных ситуаций определять вид
обязательного платежа.

26

Как сэкономить
семейные деньги?

Экономия
семейного
бюджета.






27

Расходы и доходы
бюджета

28

Планируем семейный бюджет

Блок «Математическая грамотность»
Сравнение
 Определять дефицитный и профицитный бюджет;
доходов и
 анализировать данные, представленные на
расходов.
инфографике, и на основе этих данных заполнять
Дефицит и
таблицу;
профицит.
 выполнять вычисления по таблице;
 выполнять сложение и вычитание многозначных
чисел;
 составлять задачу по предложенному решению;
 формулировать вопрос задачи.
Доходы и
расходы в
семейном
бюджете.








29

Подсчитываем
семейный доход

Семейный
доход в таблице, на
диаграмме.









30

Пенсии и пособия

Прожиточный
минимум




32

Подсчитываем
случайные (нерегулярные) доходы

Подсчитываем

Налог на
выигрыш, доход
от выигрыша в
лотерею.

Обязательные и

анализировать данные, представленные в таблице, и
по этим данным выполнять необходимые
вычисления;
выполнять сложение и вычитание многозначных
чисел, деление круглого числа на однозначное;
анализировать данные столбчатой диаграммы;
выполнять умножение двузначного числа на
однозначное путём сложения одинаковых слагаемых;
выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.
Анализировать график и по данным графика
заполнять таблицу;
выполнять сложение круглых многозначных чисел;
находить с помощью калькулятора среднее
арифметическое;
сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
анализировать данные таблицы и на основе этих
данных дополнять недостающие подписи на
круговой диаграмме;
самостоятельно составлять круговую диаграмму.

- Анализировать данные, представленные в таблице;


31

Понимать и правильно использовать финансовые
термины: «экономия семейного бюджета»,
«продовольственные товары»,
«непродовольственные товары»;
формулировать простые правила экономии
семейного бюджета;
на доступном для третьеклассника уровне объяснять,
почему необходимо экономить семейный бюджет.









выполнять сложение и вычитание многозначных
чисел;
анализировать данные, представленные в виде
гистограммы;
вычислять, на сколько увеличилась пенсия за
определённый период;
заполнять таблицу на основе текстового материала;
подсчитывать доход семьи от детских пособий.
Определять, с какой суммы и в каком размере нужно
платить налог с выигрыша;
подсчитывать, чему равен реальный доход от
выигрыша в лотерею;
под руководством учителя с помощью калькулятора
находить процент от числа.
Анализировать данные инфографики;

расходы

непредвиденные
расходы.





33

Расходы на обязательные платежи

Обязательные
платежи








34

Проверь себя

Материал,
изученный во
втором
полугодии.






находить в таблице информацию, необходимую для
выполнения задания;
подсчитывать расходы на питание и определять,
какую часть от семейного дохода они составляют;
подсчитывать, какую часть семья откладывает на
непредвиденные расходы.
Определять, какие налоги должна платить семья;
анализировать данные диаграммы и на основе этих
данных заполнять таблицу;
подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;
пользоваться калькулятором;
объяснять причину уменьшения или увеличения
обязательных платежей;
выполнять сложение и вычитание многозначных
чисел.
Ориентироваться в понятиях, изученных во втором
полугодии;
применять полученные знания в повседневной
жизни;
работать самостоятельно;
планировать и корректировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.

1
Старинная женская одежда
Содержание научно-познавательного текста.










Определять лексическое значение слова;
озаглавливать текст;
определять тему;
определять главную мысль;
составлять план в виде вопросов;
с помощью текста определять название женской одежды;
с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды;
объяснять значение слова;
приводить примеры современной женской одежды.

2
Старинные женские головные уборы
Содержание научно-познавательного текста.






Определять лексическое значение слова;
составлять план, используя слова из текста;
объяснять значения слов;
определять по описанию названия головных уборов;
приводить примеры современных головных уборов.

3
Старинная мужская одежда и головные уборы
Содержание научно-познавательного текста.








Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
отвечать на вопросы по тексту;
вписывать пропущенные слова в текст;
находить ответ на вопрос в тексте;
объяснять значение слова;
оформлять план текста;
определять с помощью описания название предмета.

4
Жилище крестьянской семьи на Руси
Содержание научно-познавательного текста.






Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;
отвечать на вопросы по тексту;
рассуждать, давать определение слова;
называть элементы оформления избы.

5-6
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы
Содержание научно-познавательного текста.










Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
письменно отвечать на вопросы;
называть предметы печной утвари;
работать с толковым словарём;
работать с толкованием слова;
рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении;
соотносить описание предметов с их рисунками;
описывать назначение предметов;
составлять обобщающий план.

7
История посуды на Руси
Содержание научно-познавательного текста.







Определять лексическое значение слова с помощью словаря;
соотносить рисунок и его название;
работать с толковым словарём;
рассуждать и записывать ответ на вопрос;
записывать ответ на вопрос по его началу;
определять части предмета, называть их;

8
Какие деньги были раньше в России
Содержание научно-познавательного текста.








Определять лексическое значение слова с помощью Википедии;
называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос;
определять тему текста;
составлять план текста;
находить информацию в Интернете;
записывать названия монет в порядке их возрастания;
указывать названия современных денег.


Блок «Естественно-научная грамотность»

9
Томат









Называть части растения;
объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
определять горизонтальный и вертикальный срез;
указывать количество гнёзд;
объяснять, почему плоды у помидора - это ягода;
называть части плода помидора;
объяснять, что такое пасынок у помидора;
работать с таблицей.

10
Болгарский перец







Объяснять, что такое паприка;
называть части растения;
рассказывать о строении плода перца;
определять форму плода перца;
рассказывать о строении семени перца;
делать выводы на основе полученной информации.

11
Картофель










Называть части растения;
объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;
объяснять, какой вывод сделали и почему;
объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы;
объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;
объяснять, что такое крахмалистость;
определять срок созревания картофеля;
объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель;
называть способы размножения картофеля.

12
Баклажан. Семейство Паслёновые







Называть представителей семейства Паслёновые;
объяснять, что такое соланин;
называть благоприятные условия для прорастания семян;
определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана;
определять глубину посева семян;
заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.

13
Лук





Называть части лука;
называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;
называть этапы выращивания лука;
наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.

14
Капуста







Называть виды капусты;
отвечать на вопросы по содержанию текста;
называть части капусты;
исследовать капусту в разрезе;
рассказывать о размножении капусты;
проводить опыты с цветной капустой.

15
Горох






Рассказывать о строении гороха;
рассказывать о строении семени гороха;
объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
определять, что горох является холодостойким растением;
проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов.

16
Грибы







Называть части гриба;
называть виды грибов;
рассказывать о плесневых грибах;
называть грибы-невидимки;
проводить опыт по выращиванию плесени;
называть грибы-паразиты.

17
Творческая работа
По выбору.




Выбрать тему для творческой работы;
выполнять творческую работу;
представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»

18-19
Потребительская корзина
Состав потребительской корзины.





Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»;
понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения;
объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны;
объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.

20
Прожиточный минимум
Назначение прожиточного минимума.





Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»;
объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны;
объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения
нашей страны.

21
Инфляция





Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»;
анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
называть уровни инфляции;
понимать значение инфляции для экономики.

22-23
Распродажи, скидки, бонусы
Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк.





Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя;
понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар;
формировать навыки грамотного покупателя.

24
Благотворительность




- Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный
фонд»;
называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи;
объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.

25
Страхование
Виды страхования.




Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»;
называть виды страхования;
называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»

26
В бассейне
Расписание занятий, выгодная покупка.






Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости;
решать задачи на определение стоимости покупки;
определять, какая из двух покупок является более выгодной;
решать задачи на определение скорости плавания;
решать логические задачи.

27-28
Делаем ремонт
Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов.





Понимать, что такое «смета»;
решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни;
решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни;
читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.

29
Праздничный торт
Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость».






Работать с таблицами;
подсчитывать стоимость продуктов для торта;
определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на
приготовление торта;
сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

30
Обустраиваем участок
Расходы на обустройство участка, площадь и периметр





Читать простой чертеж и определять его масштаб;
находить площадь и периметр участка и построек на нём;
решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

31-32
Поход в кино
Расходы на поход в кино.




Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

33
Отправляемся в путешествие
Расходы на путешествие.




Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;
использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

34
Составляем словарик по финансовой грамотности
Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах.






Понимать значение и правильно использовать финансовые термины;
иллюстрировать изученные понятия;
составлять математические задачи с изученными финансовыми терминами;
работать самостоятельно и в парах;
планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
5. Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов:
https://fg http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn
http://skiv.instrao
https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотност
ь%202-4%20класс%20ЭП.pdf
https://sckola-prokina.edupenza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%20Функци
ональная%20грамотность%201-4%20классы.pdf


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».