Программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности для 3 класса «Читаем, считаем, наблюдаем» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности для 3 класса «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 06.10.2009 №373). Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно научную грамотность, финансовую грамотность. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности 7 - 10 лет. Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 1 год. Объём часов, отпущенных на занятия - 34 часа. Продолжительность одного занятия 40 минут. Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе. Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; учить находить и извлекать информацию из различных текстов; учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Формы и методы работы Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности являются: литературные игры, литературные гостиные, КВНы, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение проектных задач, экскурсии проекты, опыты, олимпиады, практические работы, ребусы и т.д. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями, проведение опытов, практических работ по математике, окружающему миру. Предусмотрено широкое использование различных демонстрационных материалов: портретов писателей, поэтов; репродукций картин в соответствии с содержанием программы; художественных фотографий в соответствии с содержанием программы; иллюстраций к литературным произведениям; опыты по естествознанию. Для реализации программы используются современные образовательные технологии деятельностного подхода: исследовательская и проектная, технологии развития критического мышления, технология создания учебных ситуаций. Согласно стратегии новых федеральных стандартов необходимо учить детей работать в сотрудничестве: предполагаются работы в парах, в группах, а также индивидуальное исполнение. Планируемые результаты освоения предмета Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностными следующих умений: результатами изучения курса является формирование оценивать свою вежливость; определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением; в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: отличать подготовленную и неподготовленную речь; знать особенности неподготовленной речи; осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением; в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Обучающиеся, овладевшие читательской грамотностью, способны: сформировать основы грамотного читателя, иметь стойкую привычку к чтению, поддерживать душевную и духовную потребность в чтении как средстве познания мира и самопознания, владеть техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знать книги и уметь их самостоятельно выбирать, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Обучающиеся, овладевшие естественно научной грамотностью, способны: использовать естественно - научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать. Обучающиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения. Обучающиеся, овладевшие финансовой грамотностью, способны: понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о банковских картах; уметь правильно обращаться с деньгами; иметь представление о различных банковских услугах; уметь проводить элементарных финансовых расчётов. 2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность: особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. Тематическое планирование 3 класс № Тема Предмет Формируемые умения изучения 1 Про дождевого червяка 2 Кальций Бок «Читательская грамотность» Тип текста. Определять тип текста; Содержание дополнять предложение словами из текста; научно определять периоды развития дождевого червя на познавательного основе теста; текста. объяснять, почему дождевые черви - это настоящие сокровища, живущие под землёй; определять на основе теста способ питания дождевых червей; находить предложение, соответствующее рисунку; выбирать утверждения, соответствующие тексту; составлять вопрос по содержанию текста; называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте. Содержание научнопознавательного текста. Работать с кластером; Дополнять предложение словами из текста; определять, что такое минерал; называть стройматериалы, содержащие кальций; объяснять значение слова; выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту; составлять предложения по рисунку; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. 3 Сколько весит облако? Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста 4 Хлеб - всему го лова 5 Про мел Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста Главная мысль текста. Содержание текста. 6 Про мыло Содержание научнопознавательного текста. 7 История свечи Содержание научнопознавательного текста. Определять тип текста; определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль; находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; дополнять предложения; выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; дополнять план текста; рассказывать о прочитанном произведении; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; определять название книг с достоверными сведениями. Определять тип текста; определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль; записывать пословицы о хлебе; Заполнять кластер о происхождении мела; составлять вопрос по готовому ответу; давать определение слова; работать с толковым словарём; работать с толкованием слова; соединять части предложений и определять их порядок; составлять план текста в виде вопросов; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. Дополнять предложение; давать определение слова; работать с толковым словарём; соединять части предложений и определять их порядок; находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку; находить в тексте предложение по заданному условию; дополнять текст по заданному условию; определять даты принятия гербов. Давать определение слова; записывать ответ на поставленный вопрос; определять слово по его лексическому значению; называть вещества, которые используют при изготовлении свечей; выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте; составлять вопросы и находить ответы в тексте; соединять части предложений и определять их порядок; заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста; называть правила безопасности при использовании свечей; рассказывать о прочитанном произведе- 8 Магнит Содержание научнопознавательного текста. 9 Дождевые черви 10 Полезный кальций Давать определение слова; дополнять предложение; находить ответ на поставленный вопрос; объяснять значение словосочетания; с помощью текста находить отличия между предметами; называть предметы, о которых говорится в тексте; рассказывать о прочитанном произведении. Блок «Естественно-научная грамотность» Дождевые Называть части тела дождевого червя; черви объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного; рассказывать, чем питается дождевой червь; объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли; наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву; заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя. Кальций Заполнять таблицу; дополнять предложение; определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций; составлять суточное меню с молочными продуктами; дописывать вывод о необходимости кальция для организма. 11 Про облака Облака С помощью опыта показывать образование облаков; объяснять, почему облака увеличиваются в размере; называть явления природы; называть виды облаков; определять погоду по облакам. 12 Про хлеб и дрожжи Дрожжи. Хлеб. Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы; описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба; определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях; давать определение слову «дрожжи»; проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения; проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения; проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении; проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста. 13 Мел Мел Доказывать, что мел не растворяется в воде; называть, из чего состоит мел; доказывать, что мел содержит карбонат кальция; определять состав мела; 14 Чем интересно мыло и как оно «работает» Мыло называть области применения мела. Называть виды мыла; исследовать мыло в сухом виде; показывать, что при намокании мыла появляется пена; проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла; проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды; исследовать с помощью лупы мыльные пузыри; доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла. 15 Про свечи Свеча 17 Волшебный магнит Магнит 18 Проверь себя Материал, изученный в первом полугодии. 19 Что такое «бюджет»? Рассказывать о строении свечи; рассказывать о зонах пламени свечи; объяснять, почему гаснет свеча; объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода; объяснять, почему происходит возгорание дыма. Называть виды магнитов; определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит; доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы; показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы; рассказывать о том, что магнит имеет два полюса; показывать с помощью опыта, как можно создать компас. Ориентироваться полугодии; в понятиях, изученных в первом применять полученные знания в повседневной жизни; работать самостоятельно; планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. Блок «Финансовая грамотность» Федеральный бюджет, уровни бюджета, - Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»; понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются; выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ; уметь слушать и слышать собеседника. 20 Семейный бюджет Семейный бюджет, доходы и расходы. 21 Откуда в семье берутся деньги? Зарплата Понятие заработной платы, виды зарплаты. 22 Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан. 23 Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш Наследство, вклад, выигрыш. 25 На что тратятся семейные деньги? Виды расходов На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи Классификация расходов по различным основаниям. Виды обязательных платежей. Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»; анализировать данные, представленные в виде графика; приводить примеры различных профессий; объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы. Понимать и правильно использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»; на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии; называть пособия, которые получают граждане нашей страны; определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие - к эпизодическим. -- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»; 24 Объяснять значение понятия «семейный бюджет»; понимать, как в семье появляются доходы; делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»; заполнять кластер; формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему. понимать, что выигрыш облагается налогом; иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша; понимать, как должен поступить человек, нашедший клад; называть предметы, которые человек может получить в наследство. -- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы», «текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы» Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»; объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя; на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа. 26 Как сэкономить семейные деньги? Экономия семейного бюджета. 27 Расходы и доходы бюджета 28 Планируем семейный бюджет Блок «Математическая грамотность» Сравнение Определять дефицитный и профицитный бюджет; доходов и анализировать данные, представленные на расходов. инфографике, и на основе этих данных заполнять Дефицит и таблицу; профицит. выполнять вычисления по таблице; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; составлять задачу по предложенному решению; формулировать вопрос задачи. Доходы и расходы в семейном бюджете. 29 Подсчитываем семейный доход Семейный доход в таблице, на диаграмме. 30 Пенсии и пособия Прожиточный минимум 32 Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы Подсчитываем Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. Обязательные и анализировать данные, представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное; анализировать данные столбчатой диаграммы; выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых; выполнять чертёж к задаче и записывать её решение. Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу; выполнять сложение круглых многозначных чисел; находить с помощью калькулятора среднее арифметическое; сопоставлять таблицу и круговую диаграмму; анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме; самостоятельно составлять круговую диаграмму. - Анализировать данные, представленные в таблице; 31 Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»; формулировать простые правила экономии семейного бюджета; на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет. выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; анализировать данные, представленные в виде гистограммы; вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период; заполнять таблицу на основе текстового материала; подсчитывать доход семьи от детских пособий. Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша; подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею; под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа. Анализировать данные инфографики; расходы непредвиденные расходы. 33 Расходы на обязательные платежи Обязательные платежи 34 Проверь себя Материал, изученный во втором полугодии. находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания; подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют; подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы. Определять, какие налоги должна платить семья; анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу; подсчитывать ежемесячные обязательные расходы; пользоваться калькулятором; объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел. Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии; применять полученные знания в повседневной жизни; работать самостоятельно; планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. 1 Старинная женская одежда Содержание научно-познавательного текста. Определять лексическое значение слова; озаглавливать текст; определять тему; определять главную мысль; составлять план в виде вопросов; с помощью текста определять название женской одежды; с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды; объяснять значение слова; приводить примеры современной женской одежды. 2 Старинные женские головные уборы Содержание научно-познавательного текста. Определять лексическое значение слова; составлять план, используя слова из текста; объяснять значения слов; определять по описанию названия головных уборов; приводить примеры современных головных уборов. 3 Старинная мужская одежда и головные уборы Содержание научно-познавательного текста. Определять лексическое значение слова с помощью словаря; отвечать на вопросы по тексту; вписывать пропущенные слова в текст; находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; оформлять план текста; определять с помощью описания название предмета. 4 Жилище крестьянской семьи на Руси Содержание научно-познавательного текста. Определять лексическое значение слова с помощью словаря; рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами; отвечать на вопросы по тексту; рассуждать, давать определение слова; называть элементы оформления избы. 5-6 Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы Содержание научно-познавательного текста. Определять лексическое значение слова с помощью словаря; письменно отвечать на вопросы; называть предметы печной утвари; работать с толковым словарём; работать с толкованием слова; рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении; соотносить описание предметов с их рисунками; описывать назначение предметов; составлять обобщающий план. 7 История посуды на Руси Содержание научно-познавательного текста. Определять лексическое значение слова с помощью словаря; соотносить рисунок и его название; работать с толковым словарём; рассуждать и записывать ответ на вопрос; записывать ответ на вопрос по его началу; определять части предмета, называть их; 8 Какие деньги были раньше в России Содержание научно-познавательного текста. Определять лексическое значение слова с помощью Википедии; называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос; определять тему текста; составлять план текста; находить информацию в Интернете; записывать названия монет в порядке их возрастания; указывать названия современных денег. Блок «Естественно-научная грамотность» 9 Томат Называть части растения; объяснять, что значит «многогнёздная ягода»; определять горизонтальный и вертикальный срез; указывать количество гнёзд; объяснять, почему плоды у помидора - это ягода; называть части плода помидора; объяснять, что такое пасынок у помидора; работать с таблицей. 10 Болгарский перец Объяснять, что такое паприка; называть части растения; рассказывать о строении плода перца; определять форму плода перца; рассказывать о строении семени перца; делать выводы на основе полученной информации. 11 Картофель Называть части растения; объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата; объяснять, какой вывод сделали и почему; объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы; объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля; объяснять, что такое крахмалистость; определять срок созревания картофеля; объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель; называть способы размножения картофеля. 12 Баклажан. Семейство Паслёновые Называть представителей семейства Паслёновые; объяснять, что такое соланин; называть благоприятные условия для прорастания семян; определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана; определять глубину посева семян; заполнять таблицу наблюдений за ростом растений. 13 Лук Называть части лука; называть способы выращивания лука зимой на подоконнике; называть этапы выращивания лука; наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу. 14 Капуста Называть виды капусты; отвечать на вопросы по содержанию текста; называть части капусты; исследовать капусту в разрезе; рассказывать о размножении капусты; проводить опыты с цветной капустой. 15 Горох Рассказывать о строении гороха; рассказывать о строении семени гороха; объяснять, почему горох обладает взрывной силой; определять, что горох является холодостойким растением; проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов. 16 Грибы Называть части гриба; называть виды грибов; рассказывать о плесневых грибах; называть грибы-невидимки; проводить опыт по выращиванию плесени; называть грибы-паразиты. 17 Творческая работа По выбору. Выбрать тему для творческой работы; выполнять творческую работу; представлять классу творческую работу. Блок «Финансовая грамотность» 18-19 Потребительская корзина Состав потребительской корзины. Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»; понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения; объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны; объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина. 20 Прожиточный минимум Назначение прожиточного минимума. Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»; объяснять, на что влияет прожиточный минимум; объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны; объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны. 21 Инфляция Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»; анализировать данные, представленные в виде гистограммы; называть уровни инфляции; понимать значение инфляции для экономики. 22-23 Распродажи, скидки, бонусы Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк. Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»; понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; формировать навыки грамотного покупателя. 24 Благотворительность - Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»; называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи; объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается. 25 Страхование Виды страхования. Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»; называть виды страхования; называть различные страховые риски. Блок «Математическая грамотность» 26 В бассейне Расписание занятий, выгодная покупка. Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости; решать задачи на определение стоимости покупки; определять, какая из двух покупок является более выгодной; решать задачи на определение скорости плавания; решать логические задачи. 27-28 Делаем ремонт Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов. Понимать, что такое «смета»; решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни; решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни; читать простые чертежи и наносить на них известные размеры. 29 Праздничный торт Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость». Работать с таблицами; подсчитывать стоимость продуктов для торта; определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта; сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. 30 Обустраиваем участок Расходы на обустройство участка, площадь и периметр Читать простой чертеж и определять его масштаб; находить площадь и периметр участка и построек на нём; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. 31-32 Поход в кино Расходы на поход в кино. Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. 33 Отправляемся в путешествие Расходы на путешествие. Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. 34 Составляем словарик по финансовой грамотности Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах. Понимать значение и правильно использовать финансовые термины; иллюстрировать изученные понятия; составлять математические задачи с изученными финансовыми терминами; работать самостоятельно и в парах; планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). 2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). 3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). 4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). 5. Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов: https://fg http://skiv.ins http://skiv.instrao.ru http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn http://skiv.instrao https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотност ь%202-4%20класс%20ЭП.pdf https://sckola-prokina.edupenza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%20Функци ональная%20грамотность%201-4%20классы.pdf