РП ВД Ступени знаний, 3Б класс

Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Школьные навыки» составлена
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа данного курса ориентирована на детей в возрасте от 6
до 10 лет.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся
на основе системы развивающих занятий. Занятия проходят 1 раз в неделю –
34 часа.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Школьные навыки»
является формирование следующих умений:
• самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для
всех людей правила поведения при совместной работе и
сотрудничестве (этические нормы).
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества,
опираясь на общие для всех простые правила
поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Школьные
навыки» являются формирование следующих универсальных действий.
Регулятивные УУД:
• Определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
• Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать
учебную проблему совместно с учителем
• Учиться планировать учебную деятельность .
• Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки
(на основе продуктивных заданий ).
• Работая по предложенному плану, использовать необходимые
средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
• Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
Средством формирования этих действий служит технология
оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна
дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один
шаг.
• Делать предварительный отбор источников информации для решения
учебной задачи.

• Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в
учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
• Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
• Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и
задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять
мир.
Коммуникативные УУД:
• Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи
• Слушать и понимать речь других.
• Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология
проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология
продуктивного чтения.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе
и следовать им.
• Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых
группах.
Предметными результатами изучения курса «Школьные навыки»
являются формирование следующих умений.
Учащиеся должны уметь:
• Делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать
закономерности, называть последовательность простых
действий;
• делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи,
раскодировать слова; отгадывать и составлять ребусы, по
значениям разных признаков;
• находить закономерности в расположении фигур по значению двух
признаков, решать задачи на логику;
• называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать
задачи на смекалку;
• точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым
словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;
• уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка,
чертить отрезок данной длины;
• узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
• узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник,
четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать
информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

• решать арифметические ребусы и числовые головоломки,
содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
• составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);
• заполнять магические квадраты размером 3×3;
• находить число перестановок не более чем из трёх элементов;
• находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний
по 2);
• находить число пар, один элемент которых принадлежит одному
множеству, а другой – второму множеству;
• проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
• объяснять решение задач по перекладыванию спичек с заданным
условием и решением;
• решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
• уметь объяснить, как получен результат заданного математического
фокуса
Содержание курса
Задания повышенной сложности (5 ч)
Методы и приёмы организации ориентированы на усиление
самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие
навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, уделяется проверке самостоятельно выполненных
заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок,
обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного
задания.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников
наблюдательности, воображения, логического мышления.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности
сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной,
насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём
материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся
выполняемые рисунки.
Логически-поисковые задания (5 ч)
В 3 классе предлагаются задачи логического характера с целью
совершенствования мыслительных операций младших школьников:
умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать,
глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать
обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи
из комбинаторики.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью
совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема
произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий
значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также вводится большое количество разнообразных занимательных
заданий и упражнений, в процессе выполнения
которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания,
умения и навыки, но одновременно вырабатывается и
совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словеснологическое мышление, внимание, память, воображение,
наблюдательность,
речевые
способности.
Эти
упражнения
воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен
зрительный диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются
задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно
производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные
умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий
задания и требований к нему, а также в умении выделять
содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности
последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из
других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (4 ч)
В рабочие тетради включены задания на преобразование и
перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на
отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

Тематическое планирование
№
п/п
1
2

3
4

5
6
7

Тема занятия

Вид
деятельности
внимания, Тестирование.

Выявление
уровня
развития
воображения, памяти мышления.
Концентрируем внимание. Игра «Внимание».
Совершенствование мыслительных операций.
Закономерности.
Тренируем внимание. Игра «Внимание».
Анаграммы. Логически-поисковые задачи.
Тренируем слуховую память. Игры «Весёлая
грамматика», «Волшебные фразы». Развитие
аналитических способностей.
Тренируем зрительную память. Логическипоисковые здания.
Развиваем логическое мышление. Поиск
закономерностей.
Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази
без предмета», «Художник». Ребусы. Работа с
изографами.

Форма деятельности

Дата по плану

Тестирование.

05.09.23

Познавательная
деятельность.

Игры на развитие
внимания.

12. 09.23

Познавательная
деятельность.
Соревнование.

Игры на развитие
внимания.
Игры на развитие
памяти.

19. 09.23

Урок-игра.

Игры на развитие
памяти.
Игры на развитие
мышления.
Игры на развитие
внимания,
воображения,
мышления.
Задачи и
упражнения на
развитие мышления,
воображения,
внимания.

03.10.23

Игры и упражнения
на развитие

07.11.23

Игровая
деятельность
Познавательная
деятельность

8

Развиваем быстроту реакции. Игры «Внимание»,
«Слоговица». Логические задачи.

Познавательная
деятельность

9

Концентрируем внимание. Игры «Внимание»,
«Составь словечко». Задачи на развитие

Игровая
деятельность

26. 09.23

10.10.23
17.10.23

24.10.23

Дата по факту

аналитических способностей.

мышления и
внимания.

10

Тренируем внимание. Игра «Лабиринт»

Игровая
деятельность

Игры и упражнения
на развитие
внимания и
мышления.

14.11.23

11

Тренируем слуховую память. Игры «Послушай и
вообрази», «Закодированное слово».

Игровая
деятельность

Игры и упражнения
на развитие памяти,
речи, мышления.

21.11.23

12

Тренировка зрительной памяти. Игры «Ряды
чисел». Задачи на логику.
Развиваем логическое мышление. Игры
«Аналогия»

Игровая
деятельность
Познавательная
деятельность

Игры на развитие
памяти.
Игры и упражнения
на развитие
мышления.

28.11.23

Совершенствуем воображение. Игры «Изобрази
без предмета», «Художник», «Фантазёр».
Ребусы.

Познавательная
деятельность

Задачи и
19. 12.23
упражнения на
развитие мышления,
внимания,
воображения.

Пространственное воображение. Работа с
изографами и числографами. Составление
ребусов.

Игровая
деятельность

Игры и упражнения
на развитие
мышления,
внимания,
воображения.

13

14

1. 15

05.12.23

26. 12.23

16

Концентрируем внимание. Игры «Найди
фигуру», «Вычисли слово», «Слова в корзинку»

Игровая
деятельность

Игры и упражнения
на развитие
внимания,
мышления.
Игры и упражнения
на развитие
мышления и
внимания.

09.01.24

17

Тренируем внимание. Игры «Антонимы»,
«Лабиринт», «Найди пару».

Игровая
деятельность

18

Тренируем слуховую память. Игры «Изобрази
выражение», «Найди пару», «Поставь точку».

Игровая
деятельность

Игры и упражнения
на развитие памяти,
речи, мышления.

23.01.24

19

Логически-поисковые задачи. Тренируем
зрительную память. Игры «Запомни»,
«Наборщик». Решение кроссвордов.

Игровая
деятельность

Игры и упражнения
на развитие
логического
мышления.

30.01.24

20

Развиваем логическое мышление. Игры «Найди
лишнее слово», «Числовая закономерность».
Тренировка слуха.

Познавательная
деятельность

Игры и упражнения
на развитие
логического
мышления.

06.02.24

21

Совершенствуем воображение. Ребусы. Задание Познавательная
по перекладыванию спичек.
деятельность

Игры и упражнения
на развитие
мышления и
воображения.

13.02.24

22

Развиваем быстроту реакции. Игры «внимание»,
«Шифровальщик», «Многозначные слова».

Игры и упражнения
на развитие
быстроты реакции,

20.02.24

Игровая
деятельность

16.01.24

логического
мышления.
23

Концентрируем внимание. Игры «Слоговица»,
«Найди слово». Антонимы.

Игровая
деятельность

Игры и упражнения
на развитие
мышления и
внимания.

27.02.24

24

Тренируем внимание. Вопросы-загадки. Игры
«Лабиринт», «Слоговица». Пословицы».

Игровая
деятельность

Игры и упражнения
на развитие
внимания,
мышления.

05.03.24

25

Тренируем слуховую память. Игры «Волшебные
слова», «Заполни заготовки». Графический
диктант. Штриховка.

Игровая
деятельность

Игры и упражнения
на развитие памяти,
речи, мышления.

12. 03.24

26

Тренируем зрительную память. Игры «Найди
фигуры», «Нарисуй по памяти», «Запомни
расположение фигур».

Игровая
деятельность

Игры и упражнения
на развитие памяти,
речи, мышления.

19. 03.24

27

Развиваем логическое мышление. Поиск
закономерностей. Игры «Числовая
закономерность», «Аналогия»

Познавательная
деятельность

Игры и упражнения
на развитие
логического
мышления.

02.04.24

28

Совершенствуем воображение. Игры «Фантазёр»,
«Пойми рисунок», «Угадай настроение».
Логические задачи. Задания по перекладыванию
спичек.

Познавательная
деятельность

Игры и упражнения
на развитие
мышления и
воображения.

09.04.24

29

Развиваем быстроту реакции. Игры «Лабиринт»,
«Так же, как…», «Фразеологизмы». Графический

Игровая
деятельность

Игры и упражнения
на развитие

16.04.24

диктант.

мышления,
быстроты реакции».

30

Концентрируем внимание. Игры «Расскажи о
слове», «Фразеологизмы», «Лишнее слово».
Графический диктант.

Игровая
деятельность

Игры и упражнения
на развитие
мышления,
внимания, речи.

23.04.24

31

Тренируем внимание. Игры «Внимание»,
«Лабиринт», «Фразеологизмы».

Игровая
деятельность

Игры и упражнения
на развитие
внимания,
мышления.

30.04.24

32

Тренируем слуховую память. Игра «Поставь
точку». Литературная викторина. Работа над
содержанием текста.

Познавательная
деятельность.

Игры и упражнения
на развитие памяти,
речи, мышления.

07.05.24

33

Совершенствуем воображение. Игры
«Внимание», «Волшебный огород». Ребусы.
Задания по перекладыванию спичек.

Игровая
деятельность.

Игры и упражнения
на развитие памяти,
воображения.

14.05.24

34

Конкурс эрудитов.

Тестирование.

Тестирование.

21.05.24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».