РП ВД Читаем, считаем, наблюдаем, 1А класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение в российских школах Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО)
определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу
которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей
деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать педагогом и сверстниками в учебном процессе,
действовать в ситуации неопределенности.
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в
отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и
функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано,
прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей.
Главной задачей в системе российского образования является формирование
функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый
ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе,
умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной
Человека.
Согласно
«Концепции
федеральных
государственных
образовательных стандартов начального общего образования» на первый
план наряду с общей грамотностью выступает «формирование умения
учиться
как
компетенции,
обеспечивающей
овладение
новыми
компетенциями. Ключевые компетенции – это свойства и качества,
необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им
профессиональной сферы деятельности, наиболее общие способности и
умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результата в
личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества.
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Читаем,
считаем, наблюдаем» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, требования к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные,
общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Программа разбита на четыре модуля: «Читательская грамотность»,
«Математическая
грамотность»,
«Финансовая
грамотность»
и
«Естественнонаучная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является
развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и
рефлексией на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание

текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль
математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные
математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является
развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности
нравственного поведения в области экономических отношений в семье,
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность»
является формирование у обучающихся способности использовать
естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем,
которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов,
для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти
выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений,
которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Место программы курса внеурочной деятельности в учебной
деятельности.
Программа
курса
внеурочной
деятельности
по
развитию
функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем»» разработана
на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста (1 – 4 классы)
и рассчитана на поэтапное освоение материала. Всего – 135 часов (1 класс-33
часа; 2-4 классы-по 34 часа).

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА
Цель – Осознание и проявление положительного отношения к самому себе, к
другим людям, к миру вообще, труду (в том числе и учебному), к Отчизне,
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает
цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность
школьника.
Задачи:
На первом этапе Первоклассник приходит в школу и обычно хочет
учиться, ждет сотрудничества с новым в его жизни взрослым, сначала он
осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем, при его
непосредственном и пооперационном руководстве.
На втором этапе Усиление самостоятельности детей обеспечиваю за
счет опосредованного руководства со стороны учителя и организации
учебного сотрудничества детей в малых группах, через побуждение группы к
инициативе в постановке вопросов, адресованных учителю.
На третьем этапе процесса формирования школьник становится
способным максимально самостоятельно выполнять учебную деятельность, в
случае необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и
учителем для преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную
учебную инициативу.
На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя (сначала
более младшего ученика, затем и самого себя). И этот этап имеет
место выражению своего отношения (радости, желания помочь,
увлеченности, готовности к самоанализу, предпочтения, ценит здоровье и
др.) к явлениям окружающего мира, собственной жизни, учению различными
средствами, в том числе в форме художественных образов и понятий. Т.е. в
какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора,
поставить цели задания, урока; возможности сформулировать свой,
авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи,
которые ему важно или интересно решить; критически относиться к
предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи;
приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор
поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события
урока и т. д.

Формы и содержание деятельности
Воспитательная компонента данной программы осуществляется как
непосредственно на занятиях, так и на неаудиторных активностях. Человек
должен быть функционально грамотным.
Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и
навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в
системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении
образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной
грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять
учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки
для решения жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений.
Планируемые результаты
воспитательной работы и формы их
проявления:
1.Мыслить критично, ставить под сомнение факты, которые не
проверены официальными данными или источниками.
2.Развивать коммуникативные навыки, выступать перед публикой,
делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.
3.Расширять кругозор разбираться в искусстве, экологии, здоровом
образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно
больше читать книг, журналов.
4.Организовывать процесс познания, ставить цели и задачи,
разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения,
анализировать данные, делать выводы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
НАБЛЮДАЕМ»

-

КУРСА

«ЧИТАЕМ,

СЧИТАЕМ,

Весь курс состоит из 4 модулей:
«Основы читательской грамотности» (по 8 часов в 1-4 классах);
«Основы математической грамотности» (по 8 часов в 1-4 классах);
«Основы финансовой грамотности» (1 класс-7 часов; по 8 часов во 2-4
классах);
«Основы естественнонаучной грамотности» (по 10 часов в 1-4 классах).

Программа модуля «Основы читательской грамотности».
1 класс
Тема 1. Настоящий читатель.
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем
читателе. Настоящий читатель много читает. Читаем и переживаем,
испытываем эмоции. Чтение тексов из учебников русского языка,
окружающего мира и математики. Сходство и различие текстов.
Тема 2. Любимые книги.
Любимая книжка. Обложка любимой книжки.
Лента времени. Писатели и их книги. Портреты писателей.
Любимые писатели. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто
Тема 3. Подведение итогов года.
Творческая работа «Твое представление о настоящем читателе (устное
сочинение, рисунок и т.п.)
№
1
2
3

Раздел
Настоящий читатель
Любимые книги
Подведение итогов
Итого:

Количество часов
4
3
1
8 часов

Программа модуля «Основы математической грамотности».
1 класс
Тема 1. Арифметические забавы
Из истории развития математики. Виды цифр. Римская нумерация. Работа с
часами (циферблат с римскими цифрами). Работа с календарем (запись даты
рождения с использованием римских цифр).
Тема 2. Логика в математике.
Ребусы. Разгадывание ребусов. Математические ребусы и их решение.

Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием. Первые шаги в геометрии.
Простейшие геометрические фигуры. Творческая работа «Составление
картины-аппликации из геометрических фигур».
№
1
2
3

Раздел
Арифметические забавы
Логика в математике
Задачи с геометрическим содержанием
Итого:

Количество часов
4
2
2
8 часов

Программа модуля «Основы финансовой грамотности».
1 класс
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с понятием «Финансовая
грамотность».
Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться своими
финансами и избегать ошибок. Что отличает финансово грамотного человека.
Финансовая грамотность – средство, а не цель! Как стать финансово
грамотным человеком.
Тема 2. Что такое деньги?
Знакомство младших школьников с понятием денег, выявление уже
имеющихся знаний. Форма организации: беседа, чтение рассказа «Что такое
деньги?», автор Петр Кошель.
Тема 3. Как появились деньги. Появление обмена товарами.
Знакомство с историей возникновения первых денег. Правила обмена
товарами. Форма организации: просмотр видеосюжета, беседа.
Тема 4. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидацией.
Обучающиеся в процессе образно-ролевой игры познакомятся с товарами
высокой ликвидации. Форма организации: чтение рассказа «Первые деньги»,
автор Петр Кошель, обсуждение, игра.
Тема 5. Свойства драгоценных металлов.
Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их
удобными товарными деньгами. Форма организации: беседа, просмотр
видеосюжета.
Тема 6. Появление первых монет. История возникновения первых монет.
Материал для изготовления монет. Форма организации: чтение рассказа
«Первые монеты», «Первые металлические деньги», автор Петр Кошель,
обсуждение, проект Газета.
Тема 7. Первые монеты разных государств.
Появление первых монет в разных государствах. Форма организации: беседа,
просмотр мультимедийной презентации, решение кроссворда.

№
1
2
3
4
5
6
7

Раздел
Вводное занятие. Знакомство с понятием
«Финансовая грамотность».
Что такое деньги?
Как появились деньги. Появление обмена
товарами.
Появление первых денег – товаров с высокой
ликвидацией.
Свойства драгоценных металлов
Появление первых монет
Первые монеты разных государств
Итого:

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
7 часов

Программа модуля «Основы естественнонаучной грамотности».
1 класс
Тема 1. Введение
Науки о природе. Как изучают природу? Изучать природу — значит, любить
и охранять.
Тема 2. Тайны за горизонтом.
Неблагоприятные и необычные явления природы.
Тема 3. Жили-были динозавры… и не только они.
Первобытные животные. Кошки и собаки-друзья человека.
Тема 4. Тайны камней.
История образования камней. Виды камней. Легенды о камнях.
Тема 5. Загадки растений
Книга рекордов Гиннесса. Самые интересные факты о растениях.
Тема 6. Эти удивительные животные
Книга рекордов Гиннесса. Самые интересные факты о животных.
Тема 7. Планета насекомых
Книга рекордов Гиннесса. Самые интересные факты о насекомых.
Тема 8. Загадки под водой и под землей
Удивительные свойства и тайны воды. Опыты с водой.
Творческая работа «Земля-наш дом родной».
№
1
2
3
4
5
6

Раздел
Тайны за горизонтом
Жили-были динозавры… и не только они
Тайны камней
Загадки растений
Эти удивительные животные
Планета насекомых

Количество часов
1
1
1
2
2
1

7-8

Загадки под водой и под землей
Итого:

2
10 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
МАТЕМАТИКЕ
НА
УРОВНЕ
НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- усвоение правил сотрудничества;
- учиться аргументировать свою точку зрения;
- формирование положительного отношения к чтению художественной
литературы;
- формирование
основ
для
эмоционального
переживания
художественного текста;
- формирование начальных представлений о нравственных понятиях,
отраженных в литературных текстах (родной дом, родители, малая
Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других,
смелость как преодоление страха, верность в дружбе);
- формирование эстетических чувств при восприятии красоты родной
природы, отраженной в художественных произведениях;
- понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев
литературных произведений.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной
задачи;
- высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

-

-

Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии
поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной
форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей;

- использованию навыки поиска и анализа информации в основном
учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в
словарях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи. 

-

-

-

Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией
партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
допускать возможность существования различных источников
информации, в том числе совпадающих, и учитывать и сохранить
авторство источника информации;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных
ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. 
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи;
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью
учителя;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- овладеют правилами пользования библиотекой;
- узнают основные элементы книги (титульный лист, оглавление,
предисловие, аннотация, послесловие, форзац);
- самостоятельное определение жанра книги (художественная, научнопопулярная, справочная), иметь представление о различных видах
литературы;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач
справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для
младших школьников;
- знание основных этапов развития книжного дела, исторический
процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;
- понимание значения терминов, определенных программой;
- знание рациональных приемов и способов самостоятельного поиска
информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами;
- овладение
методами
аналитико–синтетической
переработки
информации;
- изучение и практическое использование технологии подготовки и
оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной
работы;
- ориентирование в информационной среде библиотеки и Интернета,
умение критически оценить и обработать найденную информацию;
- умение оформить и представить результаты самостоятельной работы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Практические
работы

Всего

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Модуль 1. «Основы читательской грамотности».
Настоящий читатель

4

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html

Любимые книги

3

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html

Подведение итогов

1

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html

1.1

1.2

1.3

Итого по разделу

8

Модуль 2. «Основы математической грамотности»
2.1
2.2

Арифметические забавы

4

Логика в математике

2

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник

[Электронный ресурс]- http://yauznayu.ru/spisok-razdelov.html
2.3

Задачи с геометрическим содержанием

Итого по разделу

2
8

Модуль 3. Основы финансовой грамотности
Вводное занятие. Знакомство с понятием
«Финансовая грамотность».

1

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html

Что такое деньги?

1

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html

Как появились деньги. Появление обмена
товарами.

1

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html

Появление первых денег – товаров с
высокой ликвидацией.

1

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html

Свойства драгоценных металлов

1

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]-

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html
Появление первых монет

1

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html

Первые монеты разных государств

1

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html

3.6

3.7

Итого по разделу

7

Модуль 4. «Основы естественнонаучной грамотности»
Тайны за горизонтом

1

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html

Жили-были динозавры… и не только они

1

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html

Тайны камней

1

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisok-

4.1

4.2

4.3

razdelov.html
Загадки растений

2

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html

Эти удивительные животные

2

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html

Планета насекомых

1

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html

Загадки под водой и под землей

2

Детская онлайн энциклопедияинтернет источник
[Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html

4.4

4.5

4.6

4.7 - 4.8

Итого по разделу

10

Итого по разделу

33

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ «ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ,
НАБЛЮДАЕМ»
1 класс
№
раздела

№
урока

Раздел, тема
Модуль «Основы читательской грамотности»

1
1
2
3
4
2
5
6
7
3
8

Настоящий читатель
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем
читателе.
Настоящий читатель много читает. Читаем и переживаем, испытываем
эмоции.
Чтение текстов из учебников русского языка, окружающего мира и
математики. Сходство и различие текстов.
Лента времени. Писатели и их книги. Портреты писателей.
Любимые книги
Любимая книжка. Обложка любимой книжки.
Любимые писатели. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова.
Книги А.Л. Барто.
Подведение итогов
Творческая работа «Твое представление о предстоящем читателе»
Модуль «Основы математической грамотности»

1
9
10
11
12

Арифметические забавы
Из истории развития математики.
Виды цифр. Римская нумерация.
Работа с часами (циферблат с римскими цифрами)
Работа с календарем (запись даты рождения с использованием римских

Кол-во
часов
8
4
1
1
1
1
3
1
1
1
1
1
8
4
1
1
1
1

Дата проведения

цифр)
2
13
14
3
15
16

Логика в математике
Ребусы. Разгадывание ребусов.
Математические ребусы и их решение.
Задачи с геометрическим содержанием
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Творческая работа «Составлению картины-аппликации из геометрических
фигур»
Модуль «Основы финансовой грамотности»

1
2
3
4
5
6
7

17
18
19
20
21
22
23

1
24
2
25
3
26
4
27
28
5
29
30

2
1
1
2
1
1

7

Вводное занятие. Знакомство с понятием «Финансовая грамотность».
Что такое деньги?
Как появились деньги. Появление обмена товарами
Появление первых денег – товаров с высокой ликвидацией
Свойства драгоценных металлов
Появление первых монет
Первые монеты разных государств

1
1
1
1
1
1
1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

10

Тайны за горизонтом
Неблагоприятные и необычные явления природы
Жили-были динозавры… и не только они
Первобытные животные. Кошки и собаки-друзья человека.
Тайны камней
История образования камней. Виды камней. Легенды о камнях.
Загадки растений
Книга рекордов Гиннесса.
Интересные факты о растениях
Эти удивительные животные
Книга рекордов Гиннесса.
Интересные факты о животных

1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1

6
31
7
32
33
Итого

Планета насекомых
Книга рекордов Гиннесса. Интересные факты о насекомых
Загадки под водой и под землей
Удивительные свойства и тайны воды. Опыты с водой
Свойства и тайны земли. Опыты с землей

1
1
2
1
1
33 часа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998.
240 с.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический
конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.:
Просвещение, 2010. – 223 с.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Большая детская энциклопедия- интернет источник [Электронный
ресурс]- http://2i.su/
2. Детская онлайн энциклопедия-интернет источник [Электронный
ресурс]- http://ya-uznayu.ru/spisok-razdelov.html


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».