ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность», основу которой составляет умение ставить и изменять цели и задачи своей деятельности, планировать, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать педагогом и сверстниками в учебном процессе, действовать в ситуации неопределенности. Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Развитие функциональной грамотности основано, прежде всего, на освоении предметных знаний, понятий, ведущих идей. Главной задачей в системе российского образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни, достойной Человека. Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования» на первый план наряду с общей грамотностью выступает «формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями. Ключевые компетенции – это свойства и качества, необходимые любому человеку вне зависимости от выбранной им профессиональной сферы деятельности, наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результата в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре модуля: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественнонаучная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Место программы курса внеурочной деятельности в учебной деятельности. Программа курса внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности «Читаем, считаем, наблюдаем»» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста (1 – 4 классы) и рассчитана на поэтапное освоение материала. Всего – 135 часов (1 класс-33 часа; 2-4 классы-по 34 часа). ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА Цель – Осознание и проявление положительного отношения к самому себе, к другим людям, к миру вообще, труду (в том числе и учебному), к Отчизне, воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; – учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным; – приобщать детей и родителей к проектной деятельности. Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. Задачи: На первом этапе Первоклассник приходит в школу и обычно хочет учиться, ждет сотрудничества с новым в его жизни взрослым, сначала он осуществляет учебные действия в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном и пооперационном руководстве. На втором этапе Усиление самостоятельности детей обеспечиваю за счет опосредованного руководства со стороны учителя и организации учебного сотрудничества детей в малых группах, через побуждение группы к инициативе в постановке вопросов, адресованных учителю. На третьем этапе процесса формирования школьник становится способным максимально самостоятельно выполнять учебную деятельность, в случае необходимости он может построить взаимодействие со сверстником и учителем для преодоления своего незнания, проявляя индивидуальную учебную инициативу. На четвертом этапе школьник осваивает позицию учителя (сначала более младшего ученика, затем и самого себя). И этот этап имеет место выражению своего отношения (радости, желания помочь, увлеченности, готовности к самоанализу, предпочтения, ценит здоровье и др.) к явлениям окружающего мира, собственной жизни, учению различными средствами, в том числе в форме художественных образов и понятий. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, поставить цели задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т. д. Формы и содержание деятельности Воспитательная компонента данной программы осуществляется как непосредственно на занятиях, так и на неаудиторных активностях. Человек должен быть функционально грамотным. Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. т.е. ее смысл состоит в приближении образовательной деятельности к жизни. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Планируемые результаты воспитательной работы и формы их проявления: 1.Мыслить критично, ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками. 2.Развивать коммуникативные навыки, выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение. 3.Расширять кругозор разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов. 4.Организовывать процесс познания, ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ НАБЛЮДАЕМ» - КУРСА «ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, Весь курс состоит из 4 модулей: «Основы читательской грамотности» (по 8 часов в 1-4 классах); «Основы математической грамотности» (по 8 часов в 1-4 классах); «Основы финансовой грамотности» (1 класс-7 часов; по 8 часов во 2-4 классах); «Основы естественнонаучной грамотности» (по 10 часов в 1-4 классах). Программа модуля «Основы читательской грамотности». 1 класс Тема 1. Настоящий читатель. Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Настоящий читатель много читает. Читаем и переживаем, испытываем эмоции. Чтение тексов из учебников русского языка, окружающего мира и математики. Сходство и различие текстов. Тема 2. Любимые книги. Любимая книжка. Обложка любимой книжки. Лента времени. Писатели и их книги. Портреты писателей. Любимые писатели. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто Тема 3. Подведение итогов года. Творческая работа «Твое представление о настоящем читателе (устное сочинение, рисунок и т.п.) № 1 2 3 Раздел Настоящий читатель Любимые книги Подведение итогов Итого: Количество часов 4 3 1 8 часов Программа модуля «Основы математической грамотности». 1 класс Тема 1. Арифметические забавы Из истории развития математики. Виды цифр. Римская нумерация. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами). Работа с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр). Тема 2. Логика в математике. Ребусы. Разгадывание ребусов. Математические ребусы и их решение. Тема 3. Задачи с геометрическим содержанием. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Творческая работа «Составление картины-аппликации из геометрических фигур». № 1 2 3 Раздел Арифметические забавы Логика в математике Задачи с геометрическим содержанием Итого: Количество часов 4 2 2 8 часов Программа модуля «Основы финансовой грамотности». 1 класс Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с понятием «Финансовая грамотность». Финансовая грамотность – это умение правильно распоряжаться своими финансами и избегать ошибок. Что отличает финансово грамотного человека. Финансовая грамотность – средство, а не цель! Как стать финансово грамотным человеком. Тема 2. Что такое деньги? Знакомство младших школьников с понятием денег, выявление уже имеющихся знаний. Форма организации: беседа, чтение рассказа «Что такое деньги?», автор Петр Кошель. Тема 3. Как появились деньги. Появление обмена товарами. Знакомство с историей возникновения первых денег. Правила обмена товарами. Форма организации: просмотр видеосюжета, беседа. Тема 4. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидацией. Обучающиеся в процессе образно-ролевой игры познакомятся с товарами высокой ликвидации. Форма организации: чтение рассказа «Первые деньги», автор Петр Кошель, обсуждение, игра. Тема 5. Свойства драгоценных металлов. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами. Форма организации: беседа, просмотр видеосюжета. Тема 6. Появление первых монет. История возникновения первых монет. Материал для изготовления монет. Форма организации: чтение рассказа «Первые монеты», «Первые металлические деньги», автор Петр Кошель, обсуждение, проект Газета. Тема 7. Первые монеты разных государств. Появление первых монет в разных государствах. Форма организации: беседа, просмотр мультимедийной презентации, решение кроссворда. № 1 2 3 4 5 6 7 Раздел Вводное занятие. Знакомство с понятием «Финансовая грамотность». Что такое деньги? Как появились деньги. Появление обмена товарами. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидацией. Свойства драгоценных металлов Появление первых монет Первые монеты разных государств Итого: Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 7 часов Программа модуля «Основы естественнонаучной грамотности». 1 класс Тема 1. Введение Науки о природе. Как изучают природу? Изучать природу — значит, любить и охранять. Тема 2. Тайны за горизонтом. Неблагоприятные и необычные явления природы. Тема 3. Жили-были динозавры… и не только они. Первобытные животные. Кошки и собаки-друзья человека. Тема 4. Тайны камней. История образования камней. Виды камней. Легенды о камнях. Тема 5. Загадки растений Книга рекордов Гиннесса. Самые интересные факты о растениях. Тема 6. Эти удивительные животные Книга рекордов Гиннесса. Самые интересные факты о животных. Тема 7. Планета насекомых Книга рекордов Гиннесса. Самые интересные факты о насекомых. Тема 8. Загадки под водой и под землей Удивительные свойства и тайны воды. Опыты с водой. Творческая работа «Земля-наш дом родной». № 1 2 3 4 5 6 Раздел Тайны за горизонтом Жили-были динозавры… и не только они Тайны камней Загадки растений Эти удивительные животные Планета насекомых Количество часов 1 1 1 2 2 1 7-8 Загадки под водой и под землей Итого: 2 10 часов ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МАТЕМАТИКЕ НА УРОВНЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - усвоение правил сотрудничества; - учиться аргументировать свою точку зрения; - формирование положительного отношения к чтению художественной литературы; - формирование основ для эмоционального переживания художественного текста; - формирование начальных представлений о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе); - формирование эстетических чувств при восприятии красоты родной природы, отраженной в художественных произведениях; - понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи; - высказываться в устной и письменной формах; - владеть основами смыслового чтения текста; - анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей); - проводить сравнение, классификацию по разным критериям; - - Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствии поставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - использованию навыки поиска и анализа информации в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях; - преобразовывать информацию из одной формы в другую; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению; - соблюдать корректность в высказываниях; - задавать вопросы по существу; - использовать речь для регуляции своего действия; - контролировать действия партнера; - владеть монологической и диалогической формами речи. - - - Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; допускать возможность существования различных источников информации, в том числе совпадающих, и учитывать и сохранить авторство источника информации; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - планировать свои действия; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря; - различать способ и результат действия; - оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: - проявлять познавательную инициативу; - преобразовывать практическую задачу в познавательную; - самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи; - определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - овладеют правилами пользования библиотекой; - узнают основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие, аннотация, послесловие, форзац); - самостоятельное определение жанра книги (художественная, научнопопулярная, справочная), иметь представление о различных видах литературы; - использование для решения познавательных и коммуникативных задач справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников; - знание основных этапов развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры; - понимание значения терминов, определенных программой; - знание рациональных приемов и способов самостоятельного поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; - овладение методами аналитико–синтетической переработки информации; - изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы; - ориентирование в информационной среде библиотеки и Интернета, умение критически оценить и обработать найденную информацию; - умение оформить и представить результаты самостоятельной работы ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Практические работы Всего Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Модуль 1. «Основы читательской грамотности». Настоящий читатель 4 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html Любимые книги 3 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html Подведение итогов 1 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html 1.1 1.2 1.3 Итого по разделу 8 Модуль 2. «Основы математической грамотности» 2.1 2.2 Арифметические забавы 4 Логика в математике 2 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]- http://yauznayu.ru/spisok-razdelov.html 2.3 Задачи с геометрическим содержанием Итого по разделу 2 8 Модуль 3. Основы финансовой грамотности Вводное занятие. Знакомство с понятием «Финансовая грамотность». 1 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html Что такое деньги? 1 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html Как появились деньги. Появление обмена товарами. 1 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html Появление первых денег – товаров с высокой ликвидацией. 1 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html Свойства драгоценных металлов 1 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]- 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html Появление первых монет 1 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html Первые монеты разных государств 1 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html 3.6 3.7 Итого по разделу 7 Модуль 4. «Основы естественнонаучной грамотности» Тайны за горизонтом 1 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html Жили-были динозавры… и не только они 1 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html Тайны камней 1 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisok- 4.1 4.2 4.3 razdelov.html Загадки растений 2 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html Эти удивительные животные 2 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html Планета насекомых 1 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html Загадки под водой и под землей 2 Детская онлайн энциклопедияинтернет источник [Электронный ресурс]http://ya-uznayu.ru/spisokrazdelov.html 4.4 4.5 4.6 4.7 - 4.8 Итого по разделу 10 Итого по разделу 33 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ «ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ» 1 класс № раздела № урока Раздел, тема Модуль «Основы читательской грамотности» 1 1 2 3 4 2 5 6 7 3 8 Настоящий читатель Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Настоящий читатель много читает. Читаем и переживаем, испытываем эмоции. Чтение текстов из учебников русского языка, окружающего мира и математики. Сходство и различие текстов. Лента времени. Писатели и их книги. Портреты писателей. Любимые книги Любимая книжка. Обложка любимой книжки. Любимые писатели. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова. Книги А.Л. Барто. Подведение итогов Творческая работа «Твое представление о предстоящем читателе» Модуль «Основы математической грамотности» 1 9 10 11 12 Арифметические забавы Из истории развития математики. Виды цифр. Римская нумерация. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами) Работа с календарем (запись даты рождения с использованием римских Кол-во часов 8 4 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 8 4 1 1 1 1 Дата проведения цифр) 2 13 14 3 15 16 Логика в математике Ребусы. Разгадывание ребусов. Математические ребусы и их решение. Задачи с геометрическим содержанием Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Творческая работа «Составлению картины-аппликации из геометрических фигур» Модуль «Основы финансовой грамотности» 1 2 3 4 5 6 7 17 18 19 20 21 22 23 1 24 2 25 3 26 4 27 28 5 29 30 2 1 1 2 1 1 7 Вводное занятие. Знакомство с понятием «Финансовая грамотность». Что такое деньги? Как появились деньги. Появление обмена товарами Появление первых денег – товаров с высокой ликвидацией Свойства драгоценных металлов Появление первых монет Первые монеты разных государств 1 1 1 1 1 1 1 Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 10 Тайны за горизонтом Неблагоприятные и необычные явления природы Жили-были динозавры… и не только они Первобытные животные. Кошки и собаки-друзья человека. Тайны камней История образования камней. Виды камней. Легенды о камнях. Загадки растений Книга рекордов Гиннесса. Интересные факты о растениях Эти удивительные животные Книга рекордов Гиннесса. Интересные факты о животных 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 6 31 7 32 33 Итого Планета насекомых Книга рекордов Гиннесса. Интересные факты о насекомых Загадки под водой и под землей Удивительные свойства и тайны воды. Опыты с водой Свойства и тайны земли. Опыты с землей 1 1 2 1 1 33 часа УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль, 1998. 240 с. 2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 1. Большая детская энциклопедия- интернет источник [Электронный ресурс]- http://2i.su/ 2. Детская онлайн энциклопедия-интернет источник [Электронный ресурс]- http://ya-uznayu.ru/spisok-razdelov.html