РП ВД Работа с текстом, 2 класс

Пояснительная записка
Программа разработана на основе требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
«Планируемыми результатами начального общего образования».
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего
последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности
универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.
Современное начальное образование закладывает основу формирования
учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов,
умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать,
контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
Известно, что начальная школа специально не обучает ребенка приемам анализа
информационных текстов, но их понимание во многом отражает готовность
ученика к продолжению образования, самостоятельному получению знаний,
поскольку текст является основным источником информации и одним из
базовых средств обучения. С переходом в основную школу ребенок переносится
в новую для себя ситуацию целенаправленного чтения для обучения. В виду
того, что в конце каждого года обучения проводятся итоговые работы в
тестовой форме, возникает необходимость обучения детей этому виду
деятельности и обучению работе с различными источниками информации.
Цель данного курса – формирование информационно – коммуникативной
компетентности школьника – блока умений, направленных на самостоятельное
приобретение знаний с использование различных по характеру и знаковым
системам источников информации.
Планируемым результатом обучения могут стать как успешность работы в
информационном поле, так и способность включиться в предметную и
общекультурную коммуникацию.
Общая характеристика учебного курса
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не
только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик
учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в
системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учетом его
лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. В систему
вопросов для работы с текстом включены вопросы по орфографии, фонетике,
лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью
высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи,
определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая
антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение,
вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует
ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.

Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста
требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию,
обрабатывать ее. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне
текста, к деталям.
Работая с отдельными словами и словосочетаниями, с предложениями, а
также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную
память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы,
как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа
с иллюстративным материалом, работа с фразеологизмами.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а
также прослеживаются межпредметные связи.
Описание места курса «Работа с текстом» в учебном плане.
Предмет «Работа с текстом» относится к образовательной области
«Филология». На предмет «Работа с текстом» школьным компонентом
начального общего образования отводится по 1 ч в неделю. Курс рассчитан на
135 часов: в 1 классе – по 33 ч ( 1 ч в неделю 33 учебные недели), во 2-4 классах
– по 34 ч (1 ч в неделю 34 учебные недели в каждом классе). Темы, попадающие
на праздничные дни, планируется изучать за счет объединения тем.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что
реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через
сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и
правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное
отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её
красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережное отношение к
природе через тексты художественных и научно-популярных произведений
литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через
приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления
к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры
человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей,
лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления
истины, само -познание как ценность – одна из задач образования, в том числе
литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и
образовательная среда. Содержание литературного образования способствует
формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким,
чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой
жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в
развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её
организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются
организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность,
формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в
частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа,
страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей
страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её
истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и
настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином
России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса
которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к
многообразию иных культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета.
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной
школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский
народ, становление гуманистических и демократических ценностных
ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на
мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть
произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной
национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному
коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных
произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки
героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный,
здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в
справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с
задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинноследственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные
точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и
путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение
окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта
интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
- понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- формирование представлений о Родине, ее людях, окружающем мире,
культуре, понятий о добре и зле, дружбе и честности,;
- достижение необходимого уровня речевого развития, т.е. овладение чтением
вслух и про себя, элементарными приемами анализа художественных, научнопознавательных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
- использование различных видов чтения (выборочное, поисковое), умение
осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов, участвовать в их обсуждении, давать нравственную оценку поступков
героев;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
- умение использовать простейшие виды анализа различных текстов,
устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль
произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой
план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные
особенности научно-познавательных, учебных и художественных
произведений, уметь написать отзыв на прочитанное произведение;
- умение создавать собственный текст на основе художественного
произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе
личного опыта.

Календарно – тематическое планирование
«Работа с текстом» 1 класс (33 часа)
№

Тема

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Вводный урок.
Работа с текстом «Птичка в опасности»
Работа с текстом «Кукла»
Работа с текстом «Галка»
Работа с текстом «Яблоня»
Работа с текстом «Старшая сестра»
Обобщение по рассказам Л.Н. Толстого
Поиск информации в тексте «Слон»
Поиск информации в тексте «Медведь»
Поиск информации в тексте «Лиса»
Поиск информации в тексте «Воробей»
Поиск информации в тексте «Теремок»
Поиск информации в тексте «Курочка»
Поиск информации в тексте «Друзья»
Поиск информации в тексте «Мартышки»
Обобщение по рассказам Е. Чарушина
Формулирование выводов по тексту «Кит»
Формулирование выводов по тексту «Кит»
Формулирование выводов по тексту «Скворец»
Формулирование выводов по тексту «Горы»
Формулирование выводов по тексту «Ворона»
Формулирование выводов по тексту «Три
товарища»
Формулирование выводов по тексту «Просто
старушка»
Обобщение информации по рассказам
Оценка содержания, языка и структуры текста.
Я. Тайц «Все здесь»
Оценка содержания, языка и структуры текста.
Я. Тайц «По пояс»
Оценка содержания, языка и структуры текста.
Я. Тайц «Куры»
Оценка содержания, языка и структуры текста.
Я. Тайц «По грибы»
Оценка содержания, языка и структуры текста.
Я. Тайц «Гуси»
Обобщение информации по рассказам
Оценка содержания, языка и структуры текста.
И. Шустова «О собаках»
Оценка содержания, языка и структуры текста.
Н. Юрцевич «Муравейник»
Итоговое занятие

23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
проведения

Календарно – тематическое планирование
«Работа с текстом» во 2 классе (34 часа)
№

Тема урока

1

И.Соколов – Микитов «В лесу».

2

В.Осеева «Плохо»

3

Л.Толстой «Два товарища»

4

В. Бурлаков «На рассвете»

5

А.Тихонов «Где вода, там жизнь»

6

С.Михалков «Аисты и лягушки».

7

И.Пузанов «На рыбалке».

8

«Медведко» Д.Н.Мамина- Сибиряка

9

В.Бахревский «Мишка под деревом»

10

И.Соколов- Микитов «На лесной
дороге»

11

Л.Яхнин «Силачи».

12

А.Тихонов «Сороки».

13

Работа с текстом из детской
энциклопедии.

14

К.Ушинский «Играющие собаки»

15

«Четыре желания» К.Д.Ушинского

Основные виды учебной деятельности
учащихся
Определение темы текста. Работа с
иллюстрацией.
Вести диалог. Определять
последовательность. Работать с
иллюстрацией. Подбирать антонимы.
Определять главную мысль. Делить слова
для переноса. Подбирать синонимы.
Работать с пословицами. Определять
последовательность событий.
Устанавливать последовательность
пунктов плана. Восстанавливать
деформированные предложения.
Находить абзац. Подбирать заголовок
текста.
Ставить ударение в словах. Подбирать
заголовок к тексту. Работать с
иллюстрацией
Выделять главную мысль текста.
Участвовать в диалоге. Находить
вопросительные предложения.
Подбирать заголовок к тексту.
Подбирать антонимы. Работать с
кроссвордом, с иллюстрацией.
Оценивать свои результаты и
достижения. Анализировать ошибки.
Подбирать синонимы, заголовок к тексту.
Восстанавливать последовательность
событий.
. Восстанавливать деформированные
предложения. Определять лексическое
значение слова. Давать характеристику
герою. Подбирать заголовок к тексту.
Ставить ударение в словах. Деление
текста на части. Определять основную
мысль текста. Работать с таблицей.
Классифицировать слова.
Работать со схемой, с иллюстрацией.
Расставлять знаки препинания.
Подбирать заголовок вопросительным
предложением. Определять главную
мысль текста. Восстановление
деформированного предложения.
Находить абзац. Оформлять обложку
книги. Работать с кроссвордом.
Обобщение и систематизация
полученных знаний. Оценить результату

Дата

16

И. Соколов – Микитов «Утром в лесу»

17

Е.Пермяк «Первая рыбалка»

18
19

И.Соколов - Микитов «Белка»
С.Михалков «Не стоит
благодарности».

20

Г.Цыферов «Жил на свете слоненок».

21

В.Кологрив «Жизнь кузнечика”

22

С.Аксаков «Щенок».

23

Ш.Перро «Золушка»

24

Итоговая работа за 3 четверть

25

Н.Юрцевич «Красавица русских
лесов»

26

С.Юцзунь «Светлячок и Муравей»

27

В.Танасийчук «Лосось».

28

В.Коржиков «Прогулка по лесу»

29

Работа с текстом арабской народной
сказки «Хлеб и золото»

30

К.Ушинский «Гадюка»

31

М.Садовский «Зима на колесах»

своих достижений
Анализировать ошибки. Применять
прием сравнения. Восстанавливать
предложения.
Различать стиль речи. Определять
главную мысль текста,
последовательность пунктов плана.
Работать с иллюстрацией.
Определять тип текста. Списывать текст.
Ставить ударение в словах. Составлять
диалог. Работать с кроссвордом.
Подбирать прилагательные к
существительному.
. Выполнять фонетический разбор.
Перечислять качества героя.
Работать с таблицей. Ставить ударение в
словах.
Определять стиль текста, лексическое
значение слова. Находить абзац
Работать с иллюстрацией. Работать с
кроссвордом.
Обобщение и систематизация
полученных знаний. Оценить результаты
своих достижений. Умение работать с
текстом: подбирать заголовок, выделять
тему текста, определять главную мысль
текста, восстанавливать
последовательность событий.
Определять стиль текста, лексическое
значение слова. Находить абзац. Уметь
определять стиль текста, лексическое
значение слова, подбирать антонимы,
восстанавливать последовательность
событий.
Работать с пословицами. Составлять
диалог. Определять главную мысль
текста, подбирать заголовок к тексту,
оформлять обложку.
Определять стиль текста. Работать с
кроссвордом. Находить границы
предложения.
Подбирать заголовок к тексту, подбирать
синонимы, определять стиль текста.
Восстанавливать предложения. Работать
с иллюстрацией.
Называть героев сказки. Определять
жанр произведения, лексическое
значение слова, подбирать синонимы.
Определять жанр произведения, подбор
синонимов.
Подбирать заголовок к тексту, подбирать

32

В.Осеева «Кто хозяин?»

33

И.Соколов – Микитов «Лоси»

34

И.Крылов «Кукушка и Петух»

синонимы, определять стиль текста,
восстанавливать предложения.
Определять главную мысль текста,
подбирать заголовок к тексту, оформлять
обложку. Уметь составлять диалог.
Обобщение и систематизация
полученных знаний. Оценить результаты
своих достижений.
Подбирать заголовок к тексту, подбирать
синонимы, определять стиль текста,
восстанавливать предложения


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».