РП ВД Грамотный читатель, 3 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа курса
разработана в соответствии с:

внеурочной деятельности «Грамотный читатель »

- Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации» № 273 от
29.12.2012;
- федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 286
от 31 мая 2021 г.).
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред.
изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).
- Уставом МАОУ гимназия № 9 г.Березники
- Планом внеурочной деятельности НОО МАОУ гимназия № 9 г.Березники.
Цель курса:
Формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового
чтения текстов различных видов, жанров и стилей, обеспечение дополнительной
теоретической и практической подготовки по основному учебному курсу «Литературное
чтение».
Задачи курса:
Полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на
основе их активной учебной деятельности, через освоение таких этапов, как:
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста.
2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев
(их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение
последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с
опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4. Анализ языка произведения и средств художественной выразительности: работа
над художественной деталью, анализ языка произведения средств выразительности: как
те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.

Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение
смысловому чтению» предназначена для реализации на начальном уровне образования и
составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.
Внеурочная деятельность как часть целостного образовательного и
воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения
(личностных, предметных и метапредметных), формирование универсальных учебных
действий и, в итоге, на всестороннее развитие личности ребёнка.
Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие школьников,
чтение занимает особое место. В НОО смысловое чтение определяется как общеучебное
универсальное действие: Смысловое чтение это осмысление цели чтения и выбор вида
чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных
текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
свободная
ориентация
и
восприятие
текстов
художественного,
научного,
публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка
средств массовой информации».
Ценностные ориентиры содержания курса
Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей
младшего школьного возраста. Основная форма организации внеурочной деятельности по
курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» — кружок познавательной
направленности. Занятия кружка имеют комплексный характер и включают
разнообразные виды деятельности детей — познавательные, практические, поисковые,
игровые:
1. Познавательная деятельность:
— познавательные беседы;
— познавательные игры;
— дискуссии;
— дидактический театр;
— экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем
цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза» и др.).
3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвященные морально-этическим
проблемам, поднимаемым в произведениях.
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): выразительное
чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).
Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и
групповой работы.

Планируемые результаты освоения курса:
Личностные
 оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки
зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных
ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как
хорошие или плохие;
 называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых
произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции
общечеловеческих нравственных ценностей;
 самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения,
возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые
простые общие для всех людей правила поведения (основы
общечеловеческих нравственных ценностей);
 в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
учителя;
 проговаривать последовательность действий;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией;
 с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения
задания материалов и инструментов;
 учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по
предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
 выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
 делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу,
свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всего класса;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
предметы и их образы;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия,
художественные образы.
Коммуникативные УУД:
 донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,
доступных для изготовления изделиях;
 слушать и понимать речь других;











Предметные результаты:
Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми
словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных
возможностей.
Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать
фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ
примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения;
участвовать в беседе по прочитанному.
Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного
произведения под руководством учителя.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
восстанавливать последовательность событий в произведении.
Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.
Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная
/ отрицательная и почему) его поступкам.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.

Содержание курса внеурочной деятельности
3 класс
Художественный текст. А.Усачёв «1 сентября». Готовимся к выразительному
чтению стихотворения. А.Барто Стихи о школе» Готовимся к выразительному чтению
стихотворения. А. Пантелеев «Главный инженер». Готовимся к чтению по ролям рассказа.
Л.Лагин "Старик Хоттабыч". А.Некрасов "Приключения капитана Врунгеля". Р.Киплинг
«Рикки-тики-тави». С.Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
В.Медведев "Баранкин, Будь человеком!". В.Губарев "Королевство кривых зеркал". Е.
Шварц "Сказка о потерянном времени", Сказки Андерсена. М.Зощенко «Золотые слова».
Н. Носов «Витя Малеев В школе и дома». В.Драгунский "Девочка на шаре"
Научно – познавательный текст «Скорость бега животных». Составление таблицы.
Н. Сладков «Домики на ножках». Готовимся к выразительному чтению рассказа. Г.
Скребицкий «Любитель песни». Готовимся к чтению по ролям отрывка рассказа. Научно
– познавательный текст «Тюлень». Л. Каминский «Падежи Юры Серёжкина». Готовимся
к постановке рассказа.
Учебный текст «Как определить падеж имени существительного?»

Календарно - тематическое планирование курса
«Грамотный читатель » 3 класс
№
1

Дата

Тема
А. Усачёв «1
сентября»

Форма
проведения
Сопровождающее
чтение
Выразительное
чтение Взаимная
оценка

Содержание занятий
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение
стихотворения. Взаимная оценка

П. Синявский
«Родная
песенка»

Словарная работа

А.Барто
«Стихи о
школе»

Выразительное
чтение

4

А. Пантелеева
«Главный
инженер»

Диспут

Анализ содержания рассказа. Определение
главной мысли.

5

А. Пантелеева
«Главный
инженер»

Составление
вопросов и
ответов

Прогнозирование развития сюжета.

6

Л.Лагин
"Старик
Хоттабыч"
Л.Лагин
"Старик
Хоттабыч"

Литературные
игры

Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем
цепочкой» и «Читаем одновременно».
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем
цепочкой» и «Читаем одновременно».
Выразительное чтение по ролям отрывка из
произведения
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение по ролям
отрывка. Подготовка к пересказу эпизода.
Определение главной мысли

2

3

7

8

А.Некрасов
"Приключения
капитана
Врунгеля"

9

А.Некрасов
"Приключения
капитана
Врунгеля"

Составление
вопросов и
ответов

Взаимная оценка

Выразительное
чтение

Работа в минигруппах

Анализ содержания стихотворения. Анализ
средств художественной выразительности:
свёрнутые сравнения (метафоры).
Словарная работа.
Сопровождающее чтение. Игры: «Читаем
цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем
перевёрнутый текст». Выразительное
чтение стихотворения.

Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение по ролям
отрывка из рассказа. Подготовка к
пересказу.

10

Р.Киплинг
«Рикки-тикитави»

Сопровождающее
чтение

Анализ содержания сказки. Составление
вопросов к сказке.

11

Р.Киплинг
«Рикки-тикитави»

Выразительное
чтение

12

С.Лагерлёф
«Чудесное
путешествие
Нильса с
дикими
гусями»

Художественная
продуктивная
деятельность

Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игра «Марш —
пауза». Выразительное чтение сказки.
Взаимная оценка
Прогнозирование содержания
произведения. Анализ содержания сказки и
мотивов её героев.

13

С.Лагерлёф
«Чудесное
путешествие
Нильса с
дикими
гусями»
Научнопознавательны
й текст

Беседа по
произведению

Характеристика героев. Определение
главной мысли сказки Творческое задание.

Групповая и
самостоятельная
работа

В.Медведев
"Баранкин,
будь
человеком!"
В.Губарев
"Королевство
кривых
зеркал"

Беседа.
Составление
вопросов

Чтение научно-познавательного текста
«Скорость бега животных». Развитие
технической стороны чтения.. Игра «Марш
— пауза».
Сравнение стилей, описание персонажей

Н. Сладков
«Домики на
ножках»

Беседа

14

15

16.

17.

Работа в паре

Литературные
игры

18.

Н. Сладков
«Домики на
ножках»

Состязание
чтецов

19.

Н. Сладков
«Домики на
ножках»

Кроссворд

Е. Шварц
"Сказка о
потерянном

Беседа.
Составление
вопросов

20.

Взаимная оценка

Характеристика героев. Определение
главной мысли сказки Творческое задание.

Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Анализ содержания
рассказа. Анализ использованных автором
средств эмоционального воздействия.
Выявление средств художественной
выразительности: сравнения.
Анализ использованных автором средств
эмоционального воздействия. Выявление
средств художественной выразительности:
сравнения. Работа со справочниками или
Интернетом для поиска нужной
информации.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
одновременно». Выразительное чтение
рассказа. Взаимная оценка
Анализ использованных автором средств
эмоционального воздействия и

времени"

художественной выразительности:
описания. Словарная работа
Творческое
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Анализ содержания
задание. «Своя
рассказа. Анализ использованных автором
игра»
средств эмоционального воздействия и
художественной выразительности:
описания. Словарная работа
Составление плана Озаглавливание частей. Составление плана
сказки
Работа в паре

21.

Сказки
Г.Х.Андерсена

22.

Сказки
Андерсена

23.

А.Линдгрен
«Пеппи Длинный
чулок»
Научнопознавательны
й текст
«Тюлень»
Научнопознавательны
й текст
«Тюлень»

Диспут

26.

М.Зощенко
«Золотые
слова»

Литературное
состязание

27.

«Как
определить
падеж имени
существительн
ого?»

Сопровождающее
чтение

28.

Учебный текст
«Как
определить
падеж имени
существительн
ого?»
Л. Каминского
«Падежи Юры
Серёжкина

Инсценирование

Н. Носов
«Витя Малеев
В школе и
дома»

Беседа

24.

25.

29.

30.

Чтение

Литературные
игры
Взаимная оценка

Викторина

Восстановление последовательности
событий
Анализ содержания научно-познавательного
текста. Формулирование оценки.
Выявление, чего не хватает в научнопознавательном тексте.
Развитие технической стороны чтения.
Сопровождающее чтение. Игры «Читаем
цепочкой» и «Читаем одновременно».
Чтение по ролям отрывка из рассказа.
Взаимная оценка
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Прогнозирование
содержания
произведения. Формирование
эмоциональной оценки рассказа. Анализ
содержания рассказа. Прогнозирование
дальнейшего развития событий.
Чтение учебного текста. Применение на
практике знаний, полученных из учебного
текста. Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее чтение. Игра
«Кто дальше?». Инсценировка рассказа
«Падежи Юры Серёжкина»
Чтение учебного текста. Применение на
практике знаний, полученных из учебного
текста. Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее чтение. Игра
«Кто дальше?». Инсценировка рассказа
«Падежи Юры Серёжкина»
Чтение учебного текста. Применение на
практике знаний, полученных из учебного
текста. Развитие технической стороны
чтения. Сопровождающее чтение. Игра
«Кто дальше?». Инсценировка рассказа
«Падежи Юры Серёжкина»
Актуализация знаний об авторе и его
произведениях. Анализ содержания рассказа
и подготовка к пересказу. Составление
плана текста. Характеристика героев

31.

Н. Носов
«Витя Малеев
В школе и
дома»

Викторина

32.

В.Драгунский
"Девочка на
шаре"

КВН

33.

Игра
Урок – игра
«Читая книг
любимые
страницы»
Урок выставка «Моя
любимая
книга»

34.

Развитие технической стороны чтения.
Соревнование по произнесению
скороговорок. Взаимная оценка.
Сопровождающее чтение. Игра «Читаем
цепочкой». Выразительное чтение рассказа.
Взаимная оценка
Развитие технической стороны чтения.
Формирование эмоциональной оценки
произведения. Словарная работа. Развитие
технической стороны чтения. Взаимная
оценка.
Применение на практике знаний,
полученных из учебного текста.

Творческое задание

Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности по курсу
«Грамотный читатель»
№

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое обеспечение в соответствии с программой

6

Программа курса внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому
чтению» Антошин М.К.: - М2020
Детские книги разных типов из круга детского чтения
Портреты поэтов и писателей Мультимедийные слайды
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в примерной
программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме)
Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием
обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).
Цифровые и электронные образовательные ресурсы http://fcior.ru http://collection.edu.ru

7
8
9
10
11

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
Мультимедийное приложение к занятиям по основным темам курса (презентации)
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Мультимедийный проектор
Компьютер

1.
2
3
4
5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».