РП ВД Сектретные материалы 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации г. Березники
МАОУ гимназия № 9

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора
по УР

директор МАОУ
гимназия №9

________________________

________________________

Николаева Е.В.
от «30» августа 2023 г.

Петухова Е.Н.
Приказ № 138 от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Секретные материалы»
для обучающихся 9 классов

Составитель: Дудина Е.М.,
учитель биологии

г. Березники 2023

I.

Структура и Результаты освоения курса внеурочной
деятельности «Секретные материалы о твоем здоровье»

Программа «Секретные материалы о твоем здоровье» предназначена для
дополнительного обучения и воспитания в системе школьного
образования и рассчитана на 1 год обучения. Данная программа позволяет
удовлетворить познавательные интересы учащихся в сфере биологии,
экологии и охраны здоровья человека, способствует формированию
коммуникативных качеств личности школьников, развитию их творческих
способностей, формированию метапредметных умений и навыков,
универсальных учебных действий. Значительное количество занятий
отводится на практико - ориентированную деятельность, что в
значительной мере способствует формированию у школьников
регулятивных, коммуникативных, личностных УУД. В ходе работы в
группах учащиеся формируют и развивают способность определять
траекторию своего развития, ставить цели, задачи, намечать пути
решения, осуществлять само и взаимопроверку. Работа над
коллективными проектами позволяет школьникам повышать
коммуникативную компетентность. Они учатся организовывать учебное
сотрудничество с одноклассниками и учителем, работать группами и в
парах, находитьобщее решение, разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение.
Цель программы:
в процессе изучения способствовать формированию у обучающихся
ответственного, экологически грамотного поведения в природе и
обществе как социально и личностно значимого компонента
образованности человека, осознания неразрывной связи человека с
природой, овладевайте знаниями о здоровье:
1) Освоение обучающимися способов и методов оценки экологического
состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов;
2) Раскрытие и углубление ведущих экологических понятий;
3) Овладение знаниями, умениями наблюдать и оценивать состояние
здоровья, наследственности, образа жизни и окружающей среды,
пользуясь измерениями и опытами, истолковывая данные и формулируя
гипотезы и рабочие определения;
4) Формирование у школьников чувственно-эмоциональной сферы;
воспитание коллективизма и одновременно осознание неповторимости
каждого человеческого существа, развитие коммуникативных умений,

радости общения, восхищения духовными и физическими качествами
человеческой личности, стремления к духовному и физическому
совершенству.
5) Эмоциональное отношение к окружающему миру, восприятие и
отношение к нему, как значимому условию своего собственного развития,
условию существования всего многообразия жизни и культуры на
планете;
6) Выработка умений и навыков экологически грамотного поведения в
окружающей среде, с другими людьми, гармоничное взаимодействие и
устойчивое развитие в системе «Природа - Общество - Здоровье».
Результаты освоения курса:
Личностные:
• формирование ответственного отношения к учению, способности
обучающихся к саморазвитию, самообучению на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению
индивидуальной траектории образования;
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе,
основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
• формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение природы; экологического мировоззрения, экологической
нравственности, гражданской ответственности и неравнодушия к
проблемам окружающего мира;
• формирование коммуникативной компетенции в общении и
сотрудничестве со сверстниками педагогами;
• формирование универсальных учебных действий; развитию творческого
мышления учащихся.
Метапредметные:
• овладение составляющими исследовательской и проектной
деятельности, умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, проводить эксперименты, описывать и анализировать
полученные данные, делать выводы из исследования;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять самоконтроль, коррекцию своих действий в соответствии с
изменившейся ситуацией;
• умение организовывать совместную деятельность в рамках учебного
сотрудничества, работать индивидуально и в группе; • умение

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
• развитие навыков прогнозирования как предвидения будущих событий и
развития процесса;
• формирование умений работать с различными источниками
информации: печатными изданиями, научно-популярной литературой,
справочниками, ЭОР; формирование ИКТ-компетенции;
• развитие умения анализа статистических данных, их обработки,
составления диаграмм, таблиц, схем;
• формирование навыков адекватного использования речевых средств в
ходе ведения дискуссии, аргументированного отстаивания своей точки
зрения; развитие коммуникативных качеств личности школьников,
навыков совместной деятельности в коллективе.
Предметные:
• формирование и систематизация знаний учащихся об особенностях
строения и функционирования клетки как структурной единице живого;
особенностях клетки животных;
• актуализация знаний по вопросам охраны природы; приобретение
знаний о влиянии деятельности человека на природу;
• систематизация знаний о строении и деятельности организма человека,
сохранения здоровья человека;
• овладение учащимися методами биологической науки (наблюдение,
описание биологических объектов и процессов, постановка экспериментов
и объяснение их результатов);
• освоение учащимися приёмов оказания первой помощи при отравлении
ядовитыми растениями, обработке ран, остановке кровотечений, при
простудных заболеваниях.
Методы и формы организации учебного процесса
Формы обучения:
• индивидуальные (практические и творческие задания, консультации,
беседы);
• групповые (биологические эксперименты, конкурсы, экологические
праздники, ролевые игры, акции, выставки, анкетирование);

• обучение в микрогруппах (проектная деятельность, создание
компьютерных презентаций).
Методы обучения:
• словесные (рассказ, беседа, лекция);
• наглядные (наблюдение, показ, демонстрация);
• проблемно-поисковые (исследовательская деятельность, проектная
деятельность);
• практические (акции, практические работы);
• контрольно-диагностические (самоконтроль, взаимоконтроль, лабораторно-практический контроль, устный и письменный контроль динамики
роста знаний, умений, навыков).
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (3 часа). Вводная лекция «Здоровье населения. Здоровье и
болезнь».( 1ч.) Объяснить необходимость знаний о здоровье для каждого
культурного человека, определить их значимостъ . Семинар «Здоровье и
факторы риска болезни». (1ч.) Назвать факторы здоровья и риска болезни,
Анкетирование. По теме: «Здоровье и болезни» (1ч.) Определить степень
значимости различных составляющих вашей жизни жизненных
ценностей.
РазделI. Здоровье и наследственность (5 часов). Лекция «Место человека
в системе животных». (1ч.) Объяснить место человека в системе
животных. Описать этапы и факторы становления человека Семинары:
Развить понятие об адаптации к окружающей среде. Научить объяснять
связи адаптации и состояние здоровья человека. «Стресс - наследственная
реакция адаптации» (1ч.) Изучить структуру клетки носителя
наследственности, указать их особенности. «Носители наследственности.
«Кто «виноват», что родилась девочка?»(1ч.) Определить условия,
определяющие пол будущего ребенка. «Наследственные болезни»(1ч.)
Составить свою родословную с указанием состояния здоровья предков.
«Диагностика и лечение, предупреждение наследственных болезней».
(1ч.) Доказать остроту проблемы дородовой диагностики наследственных
болезней.
РазделII. Среда жизнедеятельности человека (6 часов). Лекция
«Природная среда - источник инфекционных заболеваний». (1ч.)
Сформулировать определение природной и других видов среды и назвать
компоненты каждой из них. Семинары: «Космос и здоровье».(1ч.)
Объяснить на примере прямое и косвенное влияние факторов среды на

организм человека. «Совы» и «жаворонки», или природа биологических
ритмов. Погода и самочувствие».(1ч.) Дать характеристику природной
среды своей местности. «Поселение как среда жизни. Среда жилого
помещения».(1ч.) Практические работы: Объяснить почему природная
среда является неотъемлемым условием жизни человека. «Пищевые
отравления. Предупреждение и первая помощь».(1ч.) «Ознакомление с
фитонцидными растениями и выявление возможности их использования в
интерьере».(1ч.)
Раздел Ш. Природная среда теряет свои экологические свойства (7 часов).
Семинары: Познакомить обучающихся с изменениями в атмосфере.
«Загрязнение атмосферы»(1ч.) Познакомиться с антропогенными
природными веществами, вызывающими отравления. «Опасность
химического отравления»(1ч.) Познакомить с антропогенными и
природными веществами вызывающими отравления. «Организм
защищается от загрязнений» (1ч.) Познакомить с механизмами защиты от
ксенабионтов. «Радиация и здоровье»(1ч). Познакомиться с понятиями
ионизирующее излучение, его источниками. Практически работы: «Как
измерить радиацию»(1ч.) Научить измерять уровень радиации и
объективно оценивать ее влияние на свое здоровье. «Измерение уровня
шума»(1ч.) «Очистка воды из природных источников»(1ч.) Простейшие
способы очистки воды из природных источников.
Раздел IV. Здоровый образ жизни (13 часов) Показать тесную связь таких
качеств, как образ жизни, нравственность и здоровье человека. Лекция
«СПИД - коварная болезнь»(1ч.) Составить и обосновать основные
требования к образу жизни человека с целью сохранения и укрепления
здоровья. Семинары: «Культура питания. Культура движения»(1ч)
Биологические активные вещества, здоровая диета, обработка пищевых
продуктов. «Алкоголизм - болезнь химической зависимости»(1ч.)
Информирование обучающихся о вредном влиянии алкоголя на организм.
«Табакокурение»(1ч.) Научить подростков критическому осмыслению
рекламы табачных изделий. «Физическая и духовная красота человека в
русском искусстве».(1ч.) Практические работы: «Определение
обеспеченности организма человека витаминами и микроэлементами»(1ч.)
«Изучение устойчивости витамина С».(1ч.) «Влияние никотина на
ферменты слюны». " (1ч.) «Планирование семьи» «Наркотики,
зависимость и последствия»(1ч.) Рассмотреть возможные последствия
злоупотребления наркотическими веществами для человека и общества.
Дать обучающимся понятия о различных формах принуждения , под
давлением которых подростки начинают пробовать , а затем и
употреблять наркотики, научить способам отказа. «Сказать наркотикам:
«НЕТ!»(1ч.) Конференция «Всемирный День здоровья».(1ч.) Уметь

создать свой идеал образа современного человека и пояснить, почему
составляющие его компоненты представляются наиболее важными.
Заключительное занятие. Анкетирование (1 час)(1ч.) Отметить динамику
ценностных ориентиров обучающихся по отношению к здоровому образу
жизни.
Тематическое планирование № Тема Кол-во часов Введение
1.Здоровье населения.
2.Здоровье и факторы риска.
3.Здоровье и болезнь. 3
I. Здоровье и наследственность.
1.Место чел-ка в системе животных.
2.Стресс-наследственная реакция.
3.Носители наследственности.
4.Наследственные болезни.
5.Диагностика, лечение и предупреждение наследственных болезней. 5
II. Среда жизнедеятельности чел-ка.
1.Природная среда- источник инфекционных заболеваний.
2.Космос и здоровье.
3.Совы и жаворонки, или биологические ритмы.
4.Поселение как среда жизни.
5.Пищевые отравления.
6.Фитонцидные растения.
III. Природная среда теряет свои свойства.
1.Загрязнение атмосферы, гидросферы.
2.-3.Опасность химического отравления.
4-.5.Радиация и здоровье.
6.Влияние шумов на здоровье.
7.Очистка воды из природных источников. 7

IV . Здоровый образ жизни.
1.СПИД-коварная болезнь.
2.Культура питания.
3.Алкоголизм-болезнь химической зависимости.
4.-5.Табакокурение
6.Наркотики.
7.Как сказать наркотикам –нет!
8.Физическая и духовная красота.
9.Обеспеченность организма человека витаминами.
10.Устойчивость витамина С.
11.Влияние никотина на ферменты слюны.
12. Всемирный день здоровья.
13. Итоговое занятие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».