РП ВД Развивающая математика 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации г. Березники
МАОУ гимназия № 9

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора
по УР

директор МАОУ
гимназия №9

________________________

________________________

Николаева Е.В.
от «30» августа 2023 г.

Петухова Е.Н.
Приказ № 138 от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Развивающая математика»
для обучающихся 5 классов

Составитель: Тютина Г.Г.
учитель математики

г. Березники 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа написана на основании следующих нормативных
документов:
1. Закон об образовании РФ.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения.
3. Требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы
основного общего образования, представленные в Федеральном государственном
образовательном стандарте.
4. Примерная программа по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. –
2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
5. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей
учащихся. 5-8 классы: работаем по новым стандартам // Н. А. Криволапова. – М:
Просвещение, 2012.
Программа составлена для учащихся 5 классов на основе УМК «Математика. 5
класс» //под редакцией Г.В. Дорофеева и И.Ф. Шарыгина – М.: Просвещение, 2015,
включенных в Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год.
Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования
современного человека. Важным является формирование математического стиля
мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Кроме этого,
изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека.
Независимо от способностей развитое мышление способствует развитию личности
молодого человека. Развивая логическое, в том числе и математическое мышление
ребенка, мы создаем базу для более свободного выбора будущих увлечений.
В ходе изучения математики систематично и последовательно формируются навыки
умственного труда, планирование своей работы, поиск рациональных путей ее
выполнения, критическая оценка результатов. В ходе решения задач развиваются
творческая и прикладная сторона мышления. Задачи и упражнения, предлагаемые
данной программой, несут логическую, содержательную нагрузку, затрагивают
принципиальные вопросы программы математики, а так же рассматриваются задачи,
предназначенные для самоконтроля за усвоением теории и приобретением навыков
решения задач.
Курс «Развивающая математика» предназначен для развития математических
способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений школьников с применением коллективных форм
организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на
занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение
элементарными навыками исследовательской и проектной деятельности позволят
обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике,
эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание

узнать больше. Кроме того, хотя эти вопросы и выходят за рамки обязательного
содержания, они, безусловно, будут способствовать совершенствованию и развитию
важнейших математических умений, предусмотренных программой.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«Развивающая математика» дополняет программу учебной дисциплины - математика.
Настоящая программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с
учащимися 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (68 часов в год).
Программа разработана с использованием материалов: Меркуловой Л.В.
«Занимательная математика».
Цели курса:
 расширение кругозора, развитие логического мышления, формирование качеств
личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе,
свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности
мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры,
пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.












Задачи курса:
закрепить опыт решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в
том числе задач, требующих поиска путей и способов решения;
формировать умения по проведению исследовательской деятельности, учить
проводить эксперименты, обобщения, сравнения, анализ, систематизацию;
вовлекать учащихся в игровую коммуникативную практическую деятельность.
активизировать исследовательскую и познавательную деятельность учащихся;
поддерживать интерес к дополнительным занятиям математикой и желание
заниматься самообразованием, тем самым создать базу каждому учащемуся для
дальнейших личных успехов;
воспитание культуры математического мышления;
развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и
научно-популярной литературой;
расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении
математики;
воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную
работу с коллективной.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
 формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
 формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии
решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
 развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

 формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять
простейшие гипотезы;
 формирование
пространственных
представлений
и
пространственного
воображения;
 привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на
занятиях.







В работе с детьми нами будут использованы следующие методы:
словесные,
наглядные,
практические,
проектные,
исследовательские.














Виды деятельности:
творческие работы,
задания на смекалку,
лабиринты,
кроссворды,
логические задачи,
упражнения на распознавание геометрических фигур,
решение уравнений повышенной трудности,
решение нестандартных задач,
решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,
решение комбинаторных задач,
задачи на части,
решение геометрических задач.
Форма деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Рекомендации к оценке УУН: зачтено, не зачтено.
Основные формы проверки знаний:
 математические соревнования
 сообщения и доклады (мини);
 тестирование с использованием заданий математического конкурса «Кенгуру»
 творческий отчет (в любой форме по выбору учащихся);
 различные упражнения в устной и письменной форме;
 конкурсы.
 также возможно проведение рефлексии самими учащимися.
Учащимся можно предложить оценить занятие в листе самоконтроля:

№
занятия

Определение уровня
трудности занятия
легкое

среднее

Настроение

Самооценка
работы на
занятии

трудное

Межпредметные связи: экономика, естествознание.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие
внимательности,
настойчивости,
целеустремленности,
умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
 воспитание чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления;
 готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и
повседневной жизни для исследования математической сущности предмета
(явления события, факта);
 способность характеризовать собственные знания, устанавливать какие из
предложенных задач могут быть решены;
 критичность мышления.










Метапредметные результаты
освоить основные приёмы и методы решения нестандартных задач;
уметь применять при решении нестандартных задач творческую оригинальность,
вырабатывать собственный метод решения;
успешно выступать на математических соревнованиях.
анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции.
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в
соответствии с заданным контуром конструкции.
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
объяснять (доказывать) выбор способа действия при заданном условии.
анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Предметные результаты
 умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую
информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи





















с применением математической терминологии и символики, использовать
различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования,
доказательства математических утверждений;
развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до
действительных
чисел;
овладение
навыками
устных,
письменных,
инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания
предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и
изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
научить узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия
над ними, знать порядок арифметических действий;
научить использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
научить исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач
практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при
необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с
числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Из истории математики. Занимательная математика (10 часов).
Теория. Ознакомление с историей развития математики, счёта, русскими и советскими
учёными – математиками, с древними русскими мерами длины, объёма и денежными
единицами. Ознакомление с правилами разгадывания математических ребусов и
кроссвордов.
Практическая часть. Решение задач конкурсных программ. Решение задач-шуток, задачзагадок, математических ребусов, кроссвордов, пословиц и поговорок о числах.
Форма
занятия- теоретические сведения с последующей практической работой.
Раздел 2. Графы на плоскости (4 часа).
Теория. Теория графов. Элементы теории графов.
Практическая часть. Решение задач
Форма
занятия- теоретические сведения с последующей практической работой.
Раздел 3. Великие математики (6 часов)
Теория. Пифагор и его школа. Краткое описание жизни Пифагора. Пифагорейский
союз. Деятельность и взгляды этого союза. Деление математики на 4 части - арифметику,
геометрию, астрономию и гармонию (учение о музыке). Архимед. Краткое описание
жизни Архимеда. Рассказ о жертвенном венце Гиерона. Труды и открытия Архимеда.
Закон Архимеда. Архимедово правило рычага. Изобретения и приспособления
Архимеда. Л.Ф.Магницкий и его
«Арифметика». Краткое описание жизни
Л.Ф.Магницкого. Энциклопедия математических и навигационных наук. В книге более
600 страниц, автор подробно разобрал арифметические действия с целыми и дробными
числами, дал сведения о денежном счете, мерах и весах, привел много практических
задач. Доклады о великих математиках. Выступление учащихся с докладами о великих
математиках (Эвклид, Р. Декарт, Н.И. Лобачевский, Э. Галуа, К.Ф. Гаусс, П. Ферма. Ж.
Даламбер и др.).
Практическая часть. Решение задач в группах и самостоятельно на переливание
жидкости, опираясь на закон Архимеда. Решение задач из книги «Арифметика»
(житейские истории, денежные расчеты, любопытные свойства чисел).
Форма
занятия - теоретические сведения с последующей практической работой.
Раздел 4. Реальная математика (6 часов).
Теория. Задачи на скорость, на перевозки и переправы, на нахождение числа по его
сумме и разности.
Практическая часть. Решение задач реальной математики. Конкурс «Математика в жизни
семьи».
Форма
занятия- теоретические сведения с последующей практической работой.
Раздел 5. Цифры и числа (6 часов).
Теория. Открытие нуля. Нуль был изобретён в Индии в V веке. Основные свойства
нуля. Нулевое число Фибоначчи. Число Шахерезады. Квадрат любого числа,
состоящего из единиц. Математический палиндром. Примеры. Доказательство
(рассмотреть умножение в столбик). «1001 ночь». Получение палиндрома из любого
числа.
Практическая часть: решение примеров и задач, опираясь на основные свойства
нуля. Нахождение палиндрома из данных чисел (число складывается со своим
«перевёртышем» до тех пор, пока не получиться палиндром). Числа счастливые и

несчастливые. Некоторые факторы, которые определяют наше отношение к числам.
Примеры счастливых и несчастливых чисел в разных странах (Россия, США, Япония,
Китай, Италия).
Практическое задание: составление своих счастливых чисел по фамилии, имени,
отчеству; по дате рождения.
Арифметические ребусы. Решение различных арифметических ребусов: вставить
пропущенные цифры в примерах; заполнить «лесенку цифр»; вставить пропущенные
знаки в примерах. С помощью определённого количества заданного числа, знаков
арифметических действий и скобок составь выражения, значение которого равно
некоторому числу. Игра «Цифры в буквах». Тематическая игра, в которой следующие
задания: математические загадки; задачи, в которых каждой букве соответствует
определённая цифра и нужно составить число или слово.
Форма
занятия - теоретические сведения с последующей практической работой.
Раздел 6. Наглядная геометрия (14 часов)
Практическая часть. Задачи на разрезание по линиям клеток. Построение фигур одним
росчерком карандаша. Построение фигур по координатам. Рисунки с помощью
координат. Игры «Танграм», «Морской бой», с пентамимо. Задачи на вычисление
периметров многоугольников, площадей квадратов, прямоугольников и прямоугольных
треугольников, объёма различных параллелепипедов, используя готовые модели
геометрических фигур.
Форма
занятия - теоретические сведения с последующей практической работой.
Раздел 7. Геометрические головоломки и задачи на смекалку (8 часов)
Теория. Решение задач с помощью кругов Эйлера. Принцип Дирихле.
Практическая часть. Решение задач на переливание, взвешивание, с помощью кругов
Эйлера и на принцип Дирихле.
Форма
занятия - теоретические сведения с последующей практической работой.
Раздел 8. Принцип Дирихле (8 часов)
Теория. Решение задач с помощью кругов Эйлера. Принцип Дирихле.
Практическая часть. Решение задач на переливание, взвешивание, с помощью кругов
Эйлера и на принцип Дирихле.
Форма
занятия- теоретические сведения с последующей практической работой.
Раздел 9. Итоговое занятие (2 часа)
Теория. Тематическая игра, задания в которой составлены так, что нужно отвечать верю
или нет. Задания по всему курсу пройденного материала Математическая газета.
Коллективное составление математической газеты.
Практическая часть. Выпуск Математической газеты. Конкурсная программа «Веришь
или ннет».
Форма
занятия- теоретические сведения с последующей практической работой.

Календарно-тематическое планирование занятий «Развивающая математика» в 5 классе
№
Содержание
Количе Даты проведения
Материальноурока/
(разделы, темы)
ство
техническое оснащение
занят
часов
План
Факт
ия
1.Обучающие уроки
1
Из истории математики.
10
(электронное пособие) на
Занимательная математика
сайте http://fgosmatematic.ucoz.ru/index/u
mk_dorofeev_g_v/0-39
2. Компьютер
3. Мультимедийный
проектор
1.1
1
06.09
Математика вокруг нас.
История развития
математики.
2.2

История счета. Цифры у
разных народов

1

06.09

3.3

Древние русские меры длины,
объёма и денежные единицы.

1

13.09

4.4

Числовые множества.

1

13.09

5.5

Задачи-загадки. Числовые

1

20.09

Универсальные учебные действия (УУД),
проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия

Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: поиск и выделение информации.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: поиск и выделение информации.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации.
Познавательные: поиск и выделение информации.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками
Познавательные: логические (установление
причинно-следственных связей, построение
логической цепи рассуждений
Личностные: смыслообразование.

8.8

головоломки.
Математические ребусы.
Задачи математической
олимпиады
Решение задач
математической олимпиады
Логические задачи

9.9

Решение логических задач

1

11.10

10.10

Логические задачи. Решение
задач с помощью кругов
Эйлера
Графы на плоскости

1

11.10

11.1

Теория графов

1

18.10

12.2

Элементы теории графов

1

18.10

13.3

Применение элементов
теории графов к решению
задач
Решение задач с помощью
графов

1

25.10

1

25.10

Великие математики

6

6.6
7.7

14.4

1

20.09

1

04.10

1

04.10

Регулятивные: определение последовательных,
промежуточных целей с учетом конечного
результата.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
Познавательные: моделирование, решение проблемы,
построение логических цепей, анализ, умение
структурировать знания

1.Обучающие уроки
(электрронное пособие)
на сайте http://fgosmatematic.ucoz.ru/index/u
mk_dorofeev_g_v/0-39
2. Компьютер
3. Мультимедийный
проектор

4

Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: планирование, контроль, оценка,
коррекция, выделение и осознание того .что еще
подлежит усвоению
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации.
Познавательные: поиск и выделение информации;
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от
конкретных условий
Коммуникативные: учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками
1.Обучающие уроки
(электрронное пособие)

на сайте http://fgosmatematic.ucoz.ru/index/u
mk_dorofeev_g_v/0-39
2. Компьютер
3. Мультимедийный
проектор
4. Иллюстрации
15.1

Великие математики.
Пифагор

1

08.11

16.2

Пифагор и его школа

1

08.11

17.3

Великие математики.
Архимед

1

15.11

18.4

Задачи на переливание
жидкостей

1

15.11

19.5

Л.Ф.Магницкий и его
«Арифметика»

1

22.11

Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации.
Познавательные: поиск и выделение информации.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач, рефлексия способов и
условий действия.
Коммуникативные: управление поведением
партнера, контроль коррекция, оценка действий
партнера.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации.
Познавательные: поиск и выделение информации.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач, рефлексия способов и
условий действия.
Коммуникативные: управление поведением
партнера, контроль коррекция, оценка действий
партнера.
Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации.
Познавательные: поиск и выделение информации.

Доклады о великих
математиках

1

Реальная математика

6

21.1

Задачи на скорость

1

29.11

22.2

1

29.11

23.3

Задачи на перевозки и
переправы
Задачи на части

1

06.12

24.4

Решение задач на части

1

06.12

25.5

Задачи на нахождение чисел
по их сумме и разности
Конкурс «Математика в
жизни семьи»

1

13.12

1

13.12

Цифры и числа

6

20.6

26.6

22.11

Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками
Познавательные: логические (установление
причинно-следственных связей, построение
логической цепи рассуждений
1.Обучающие уроки
Личностные планирование учебной деятельности
(электрронное пособие) Коммуникативные: управление поведением
на сайте http://fgosпартнера, контроль, коррекция, оценка действий
matematic.ucoz.ru/index/u партнера.
mk_dorofeev_g_v/0-39
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
2. Компьютер
Познавательные: умение структуризировать знания,
3. Мультимедийный
выбор наиболее эффективных способов решения
проектор
задач, рефлексия способов и условий действия.

Личностные: самоопределение.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач, рефлексия способов и
условий действия.
Коммуникативные: управление поведением
партнера, контроль коррекция, оценка действий
партнера.
1.Обучающие уроки
(электрронное пособие)
на сайте http://fgosmatematic.ucoz.ru/index/u
mk_dorofeev_g_v/0-39

2. Компьютер
3. Мультимедийный
проектор
27.1

Открытие нуля

1

20.12

28.2

Число Шахерезады

1

20.12

29.3

Делится или не делится

1

10.01

30.4

1

10.01

31.5

Числа счастливые и
несчастливые
Арифметические ребусы

1

17.01

32.6

Игра «Цифры в буквах»

1

17.01

Наглядная геометрия

14

Треугольник. Задачи с
треугольниками

1

33.1

Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: планирование, контроль, оценка,
коррекция, выделение и осознание того .что еще
подлежит усвоению
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации.
Познавательные: поиск и выделение информации;
Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: определение последовательных,
промежуточных целей с учетом конечного
результата.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
Познавательные: моделирование, решение проблемы,
построение логических цепей, анализ, умение
структурировать знания
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач, рефлексия способов и
условий действия.
Коммуникативные: управление поведением
партнера, контроль коррекция, оценка действий
партнера.
1 Компьютер
2. Мультимедийный
проектор
3. Электронный учебник
для 5-6 кл. «Наглядная
геометрия»/ И.Ф.
Шарыгин, Л.Н.
Ерганжиеа

24.01

Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;

34.2

Четырехугольники.
Геометрические головоломки

1

24.01

35.3

Построение фигур одним
росчерком карандаша.
Геометрия на спичках

1

31.01

1

31.01

Геометрические фигуры. Игра
«Танграм»
Игры с пентамимо.

1

30.01

1

30.01

Знакомство с задачами на
раскраски
Решение задач. Практическое
задание на умение следовать
алгоритму и выдвигать
гипотезы.

1

07.02

1

07.02

Задачи на разрезание по
линиям клеток. Равные
фигуры.
Задачи на разрезание
геометрических фигур.

1

14.02

1

14.02

Задачи на вычисление
периметров, площадей
квадратов, прямоугольников
и прямоугольных
треугольников.

1

21.02

36.4

37.5
38.6

39.7
40.8

41.9

42.10

43.11

Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных
условий
Коммуникативные: учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных
условий
Коммуникативные: учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных
условий
Коммуникативные: учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных
условий
Коммуникативные: учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных
условий
Коммуникативные: учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных
условий

Задачи на вычисление
периметров, площадей
многоугольников.
Геометрические
головоломки и задачи на
смекалку

1

45.1

Головоломка Пифагора

1

28.02

46.2

Колумбово яйцо

1

28.02

47.3

Лист Мебиуса

1

07.03

48.4

Магические квадраты

1

07.03

49.5

Математические фокусы

1

14.03

50.6

Решение занимательных
задач в стихах
Отгадывание ребусов

1

14.03

1

21.03

52.8

Математическая газета
«Ребусы и головоломки»

1

21.03

53.9

Работа над проектами

04.04

54.10

Представление результатов
проектной деятельности

04.04

44.12

51.7

Коммуникативные: учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками

21.02
1 Компьютер
2. Мультимедийный
проектор
3. Электронный учебник
для 5-6 кл. «Наглядная
геометрия»/ И.Ф.
Шарыгин, Л.Н.
Ерганжиеа

8

Личностные планирование учебной деятельности
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование;
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от
конкретных условий
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач, рефлексия способов и
условий действия.
Коммуникативные: управление поведением
партнера, контроль коррекция, оценка действий
партнера.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач, рефлексия способов и
условий действия.
Коммуникативные: управление поведением
партнера, контроль коррекция, оценка действий
партнера.

1.Обучающие уроки
(электрронное пособие)
на сайте http://fgosmatematic.ucoz.ru/index/u
mk_dorofeev_g_v/0-39
2. Компьютер
3. Мультимедийный
проектор

Принцип Дирихле

10

Знакомство с принципом
Дирихле (без упоминания
названия)
Понятие «пифагорова тройка»
(исследовательская работа по
этой теме)
Признак Дирихле и
делимость.
Решение задач по теме.
Принцип Дирихле и
геометрические объекты

1

11.04

1

11.04

1

18.04

1
1

18.04
25.04

60.6

Исследовательская задача
«многоугольные числа»

1

25.04

61.7

Решение задачи про
«многоугольные числа»
Решение задач. Практическое
задание на умение следовать
алгоритму и выдвигать
гипотезы.
Принцип Дирихле для таблиц.

1

02.05

1

02.05

1

09.05

55.1

56.2

57.3
58.4
59.5

62.8

63.9

Личностные: смыслообразование.
Регулятивные: планирование, контроль, оценка,
коррекция, выделение и осознание того .что еще
подлежит усвоению
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации.
Познавательные: поиск и выделение информации;
Личностные планирование учебной деятельности
Коммуникативные: управление поведением партнера,
контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания,
выбор наиболее эффективных способов решения
задач, рефлексия способов и условий действия.
Личностные планирование учебной деятельности
Коммуникативные: управление поведением партнера,
контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания,
выбор наиболее эффективных способов решения
задач, рефлексия способов и условий действия.
Личностные планирование учебной деятельности
Коммуникативные: управление поведением партнера,
контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания,
выбор наиболее эффективных способов решения
задач, рефлексия способов и условий действия.

Исследовательская задача
«гипотеза Гольдбаха»

1

Математические
соревнования, ребусы

4

65.1

Математические ребусы

1

16.05

66.2

«Ребусомания»

1

16.05

67.3

Тематическая игра «Веришь
или нет»

1

23.05

68.4

Итоговое занятие
Выпуск газеты «Математика
может быть интересной».

1

23.05

64.10

Личностные планирование учебной деятельности
Коммуникативные: управление поведением партнера,
контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: умение структуризировать знания,
выбор наиболее эффективных способов решения
задач, рефлексия способов и условий действия.

09.05

1. Компьютер
2. Мультимедийный
проектор
Личностные: смыслообразование.
Регулятивные:
определение
последовательных,
промежуточных целей с учетом конечного
результата.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
Познавательные: моделирование, решение проблемы,
построение логических цепей, анализ, умение
структурировать знания
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач, рефлексия способов и
условий действия.
Коммуникативные: управление поведением
партнера, контроль коррекция, оценка действий
партнера.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: выбор наиболее эффективных
способов решения задач, рефлексия способов и
условий действия.
Коммуникативные: управление поведением
партнера, контроль коррекция, оценка действий
партнера.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование для занятий в кабинете: учительский стол, ученические столы,
стулья, листы бумаги, маркеры, карандаши и ручки, мультимедиа
Учебно-методическое обеспечение: часть занятий нужно проводить, используя
схемы - конспекты. Во-первых, это позволяет сделать ознакомление с материалом более
эффективным, т.к. не всегда материал, излагаемый устно, понимается и усваивается по
ходу объяснения. Во - вторых, наиболее важные моменты подросток сможет ещё раз
вспомнить дома, что также улучшает закрепление материала.
Для проведения занятий по определенным темам изготавливаются наглядные пособия
(схемы, таблицы), раздаточный и дидактический материал. Для учебных и практических
занятий учащимся требуется тетрадь или блокнот для записей.
I.
У ч е бн и к :
Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс.: учебник для общеобразовательных
учреждений // Е.А. Бунимович, Г. В. Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворова и др. ;
Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013,
(Академический школьный учебник) (Сферы).
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации;
соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по
математике.
I I . П о с о би я д л я у чит е л я:
1. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы: проект. – 2-е
изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
2. Математика. Арифметика. Геометрия. Поурочное тематическое планирование. 5
класс.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений // Л. В. Кузнецова,
Л. О. Рослова, С. С. Минаева, Л.О.Рослова, С.Б.Суворова; Рос. акад. наук, Рос. акад.
образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010.
3. Математика. Задачи на смекалку: учебное пособие для 5-6 классов
общеобразовательных учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М.:
Просвещение, 1996.
4. Ленинградские математические кружки // С. А. Генкин, И. В. Итенберг, Д. В. Фомин.
– Киров: АСА, 1994.
5. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах // под редакцией С. И. Шварцбурга.
– М.: Просвещение, 1974.
6. Математика. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад 5 – 8 класс. Часть I, учебнометодическое пособие // Е. Г. Кононова. Под редакцией Ф.Ф.Лисенко. – Ростов-наДону: Легион – М, 2009.
7. Задачи для внекласной работы по математике в 5-6 классах // сост.В. Ю. Сафонова. –
М.: МИРОС, 1995.
8. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы. (500 нестандартных задач для
проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся) //
автор-составитель Н. В. Заболотнева. – Волгоград: Учитель, 2006.

9. Математический кружок // А. В. Спивак. – М.: Просвещение, 2003.
10.Математический праздник // А. В. Спивак. – М.: Бюро Квантум, 2000.
11.Тысяча и одна задача по математике // А. В. Спивак. – М.: Просвещение, 2002.
12.Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для
родителей и педагогов // Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996.
13.Математические кружки в школе. 5 – 8 классы // А. В. Фарков. – М.: Айрис-пресс,
2006.
14.Математическая шкатулка // Ф.Ф.Нагибин, Е.С. Капин. – Москва, Просвещение, 1984
15.Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 –
10 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях // О. О. Холодова. – М.: Росткнига, 2008.
16.Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. // О. С. Шейнина, Г. М. Соловьева –
М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003.
I I I . П о с о би я д л я у че н и ко в:
1. Математика. Арифметика. Геометрия. Задачник-тренажер. 5 класс: пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова,
С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». –
М.: Просвещение, 2010-12.
2. Математика. Арифметика. Геометрия. Тетрадь-тренажёр. 5 класс: пособие для
учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А.Бунимович, Л.В.Кузнецова,
С.С.Минаева и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». –
М.: Просвещение, 2010-12.
3. Задачи для внеклассной работы по математике в 5-6 классах // сост.В. Ю. Сафонова.–
М.: МИРОС, 1995
4. Олимпиадные задания по математике 5-8 классы. (500 нестандартных задач для
проведения конкурсов и олимпиад. Развитие творческой сущности учащихся) //
автор-составитель Н. В. Заболотнева. – Волгоград: Учитель, 2006.
5. Тысяча и одна задача по математике // А. В. Спивак. – М.: Просвещение, 2002.
6. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Популярное пособие для
родителей и педагогов // Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996.
7. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 –
10 лет): Рабочие тетради: в 2-х частях // О. О. Холодова. – М.: Росткнига, 2008.
I V.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

И н ф о р ма ц и о н н о - мет о д и че с ка я и И нт е р н ет - по д д е р ж ка :
Журнал «Математика в школе».
Приложение «Математика», сайт www.prosv.ru (рубрика «Математика»).
Интернет-школа Просвещение, ru.
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://catalog.iot.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru/
Российский образовательный портал: http://www.school.edu.ru
Информационный образовательный портал: http://www.rusedu.ru/top.html
Всё для учителя: http://www.uroki.net/

9. Учительский портал: http://www.uchportal.ru/
10.Наука в Рунете: http://elementy.ru/runet.
11.Олимпиады и конкурсы: http://vot-zadachka.ru/
12.Математика онлайн: http://www.matematika-na.ru/
13.http://www.spheres.ru/ Сайт издательства «Просвещение» Сферы.
14.http://karmanform.ucoz.ru Карман для математика.
15.Министерство образования РФ: http://www.informika.ru/; http://www.ed.gov.ru/;
http://www.edu.ru/.
16.Тестирование online: 5–11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/.
17.Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое:
http://teacher.fio.ru, http://www.zavuch.info/, http://festival.1september.ru,
http://school-collection.edu.ru, http://www.it-n.ru, http://www.prosv.ru.
18.Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/.
19.Путеводитель «В мире науки» для школьников:
http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/.
20.Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru.
21.Сайты «Мир энциклопедий»: http://www.rubricon.ru/;
http://www.encyclopedia.ru.
V.

VI .

VII.

Э л е кт р о н н ые ре с у р с ы :
1. CD «1С: Репетитор. Математика» (КиМ);
2. Электронное пособие «Математика 5-6»: серия «Все задачи школьной
математики», версия для школьников. Интерактивная линия. Просвещение –
МЕДИА, 2003.
3. Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс. Электронное приложение к
учебнику Е.А. Бунимовича. – М.: Просвещение, 2010. (Сферы).
Н а гл яд н ые и т ех н и ч е с к и е с р е д с т ва о бу че н и я
1. Компьютеры.
2. Проектор.
3. Интерактивная доска.
4. Раздаточный и дидактический материал.
5. Набор цифр, букв и знаков с магнитными креплениями,
6. Набор «Тела геометрические»,
7. Подвижные модели по планиметрии,
8. Набор геометрических тел (развёртки),
9. Комплект разборный «Объём параллелепипеда»,
10. Комплект «Доли и дроби»,
11. Набор таблиц.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается
использование информации и материалов д о п о л н и т е л ь н ы х п о с о б и й :

- для учащихся:
1. Энциклопедия. Я познаю мир. Великие ученые. – М.: ООО «Издательство
АСТ», 2003.
2. Энциклопедия. Я познаю мир. Математика. – М.: ООО «Издательство АСТ»,
2003.
3. Математика. Справочник // О. Ю. Черкасов, А. Г. Якушев. – М.: АСТ-ПРЕСС
ШКОЛА, 2006.
4. Кроссворды для школьников. Математика // В. Г. Мантуленко, О. Г.
Гетманенко. – Ярославль: Академия развития, 1998.
5. Энциклопедия для детей. Математика. Т. 11. – М., 1998.
- для учителя:
1. Задачи по математике для любознательных // Д. В. Клименченко. – М.:
Просвещение, 2007.
2. Математические диктанты для 5–9 классов // Е. Б. Арутюнян. – М., 1995.
3. Олимпиадные задания по математике: 5–8 классы // Н. В. Заболотнева. –
Волгоград: Учитель, 2006.
4. 20 тестов по математике: 5-6 классы // С.С. Минаева. – М.: Издательство
«Экзамен», 2008.
5. Интеллектуальный марафон в 5-11 классах: Задания и ответы: практическое
пособие для педагогов // сост. Т. А. Жарская, Н. В. Мартусевич, А. И.
Михновец. – Мозырь: Белый Ветер, 2012.
6. Математический праздник // А. В. Спивак. – М.: Бюро Квантум, 2000.
7. Тысяча и одна задача по математике // А. В. Спивак. – М.: Просвещение, 2002.

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания
методического объединения
учителей математики СОШ № 96
от 29.08.2016 года № 1
___________
_______________
подпись

Ф.И.О.

Заместитель директора по УМР

____________

А.Н. Силиверстова
27.08.2018

Лист корректировки календарно-тематического планирования
2018 – 2019 учебный год
Предмет ____________
Класс ______________
Учитель ____________
№ урока

Даты
Даты
по плану
по
в
факту
КТП

Тема

«__» ________ 20__
Учитель ____________(

)

Способ
Количество
Причина
часов
корректировки корректировки
по
по
плану факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».