Пояснительная записка В свете современных тенденций развития российского образования, обусловленных социально-экономическими и социально-политическими изменениями в России и мире, обновляются цели, задачи и содержание обучения иностранным языкам в школе. Интегративный подход к обучению иностранным языкам предполагает не только развитие умений иноязычного речевого общения, но и решение задач воспитательного, межкультурного и прагматического характера. В основной школе (5-9 классы) происходит интенсивное развитие склонностей, способностей учащихся, формирование готовности к выбору дальнейшего образования и к определению в нем места иностранного языка. Возрастные особенности школьников обуславливают усиление принципов индивидуализации и дифференциации в образовательном процессе. В связи с этим введение курсов иностранного языка в пространство дополнительного образования представляет сегодня особый интерес со стороны всех субъектов образовательного процесса. Особенно если курс предполагает освоение иностранного языка на уровне международно признанных стандартов. Именно в интеграции урочной и внеурочной деятельности можно достичь образовательных результатов, отвечающих требованиям нового ФГОС: роста мотивации личностного развития, формированию культуры личностного и профессионального самоопределения, культуры проектирования личностного и профессионального развития. Эти аспекты являются определяющими для будущего выпускника современной российской школы. Английский язык Кембриджа – Cambridge English - это язык международного общения, который понимают и используют во всем мире – в сферах образования, бизнеса и повседневной жизни, язык современного мира, а не только язык урока. Кембриджские экзамены по английскому языку проводятся по всему миру уже около 100 лет экзаменационным отделом Кембриджского университета (Cambridge ESOL) - наиболее авторитетным лидером в экспертизе владения английским языком различного уровня и направленности. Их ежегодно сдают более 3 млн человек в 130 странах мира. Эти экзамены устанавливают международные стандарты по английскому языку в основном и среднем школьном образовании. Кембриджские экзамены соотносятся с Общеевропейской шкалой уровней языковой компетенции (Common European Framework of Reference), представляющей собой основу для международной оценки языковой компетенции (Приложение 1). Содержание и структура Кембриджского экзамена, предназначенного для школьников 13-14 лет (созданных как вариант соответствующих экзаменов для взрослых), а также процедура сдачи этих экзаменов разработаны с учетом возрастных особенностей учащихся среднего и старшего школьного возраста, их когнитивного и личностного развития. Этот уровень развития подростков включает в себя, в частности, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, стремление к саморазвитию и самообразованию. Таким образом, экзамен является средством дополнительной мотивации к дальнейшему изучению английского языка. Материал экзаменов, охватывающий все виды речевой деятельности (восприятие на слух, чтение, устную речь, письмо), основан на реалиях современной жизни, типичных коммуникативных ситуациях, знакомых учащимся этого возраста, и служит формированию их уверенности в практическом пользовании иностранным языком как средством общения и эффективного межкультурного взаимодействия в ситуациях обучения и отдыха. Например, среди материалов для чтения – уличные знаки и объявления, надписи на упаковках товаров, бланки, путеводители и инструкции. На более высоком уровне - это материалы молодежной прессы, рекламные объявления, отрывки из художественной литературы, брошюры прикладного характера. Учащиеся работают с такими формами текстов, как письма, открытки, электронные сообщения. Такая практическая направленность характеризует материалы по всем видам речевой деятельности. Результаты экзаменов не имеют срока давности, признаются средними и высшими учебными заведениями, работодателями, правительствами во всем мире, и способствуют развитию мотивации подростков в овладении иностранным языком. Программа рассчитана на проведение практических занятий с учащимися 8 классов в рамках дополнительного образования для подготовки к Кембриджским экзаменам разных уровней. 8 классы – Cambridge English: Preliminary (PET) Продолжительность курса Cambridge English: Preliminary (PET) в течение одного года в объеме 34 часов (1 раз в неделю) Цели и задачи курса Цель курса - освоение английского языка школьниками, проявляющими интерес и склонности к иностранному языку, на уровне, обеспечивающем успешную сдачу международных Кембриджских экзаменов данной возрастной группы – Cambridge English: Preliminary (PET). Являясь продолжением основного курса английского языка вне рамок урока, данный курс служит дополнительным средством реализации всех целей обучения иностранному языку в основной и средней школе: развитие совокупности иноязычной всех еѐ коммуникативной составляющих компетенции (речевой, в языковой, социокультурной/межкультурной, компенсаторной, учебно-познавательной); развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала предмета «Иностранный язык», в частности, формирование у учащихся потребности в изучении иностранных языков и овладении ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном и полиэтничном мире, развитие стремления к овладению основами мировой культуры средствами иностранного языка. Таким образом, углубляя и систематизируя программные знания по английскому языку, расширяя возможности формирования и развития языковых навыков и речевых умений, программа обеспечивает языковое развитие личности в соответствии с современными требованиями и запросами значительной части учащихся и их родителей. Помимо этого, в составе программы дополнительного образования, данный курс способствует раскрытию предпочтений и личностных качеств школьников, формированию их личности, освоению образовательных, социальных и культурных ценностей в условиях диалогических, субъект-субъектных отношений с педагогом и другими учениками. Содержание Кембриджских экзаменов для школьников и, соответственно, содержание предлагаемого курса отвечают деятельностному характеру предмета «Иностранный язык», отражает коммуникативно-когнитивный подход, что соответствует требованиям ФГОС и возрастным особенностям учащихся этих ступеней обучения. Задачи программы – развитие учебно-познавательных умений, самостоятельности и мотивации к изучению английского языка как средства общения и познания, освоение формата заданий международного тестирования по английскому языку, в том числе для подготовки к государственным экзаменам по иностранному языку в школе (ГИА, ЕГЭ). Эти задачи реализуются в контексте общих задач языкового образования учащихся основной и средней школы. Содержание курса Тематика Кембриджских экзаменационных материалов уровня PET тесно связана с основными содержательными линиями, предметным содержанием речи, содержанием и объемом коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности, навыков пользования языковыми средствами в программах основного и среднего общего образования по иностранному языку. Это обеспечивает взаимосвязь и преемственность занятий по программе Cambridge English с уроками английского языка по основной программе. Предметное содержание речи 8 класс – Cambridge English: Preliminary (PET) Базовый УМК “Objective PET” by Louise Hashemi and Barbara Thomas, Cambridge University Press № Предметное п/п содержаниекурса (в Примерных программах по АЯ) Контролируемые виды деятельности (в формате Кембриджского экзамена) 1 2 Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками; решение конфликтных ситуаций. Внешность и черты характера человека Досуг и увлечения (чтение, кино, театр, музей, музыка). Виды отдыха, путешествия. Молодежная мода. Покупки 3 Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, здоровое питание, отказ от вредных привычек 4 Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношение к ним. Каникулы Мир профессий. Выбор профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее Вселенная и человек. Природа: флора и фауна. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Проживание в городе/сельской местности. Транспорт Средства массовой информации и коммуникации (пресса, ТВ, радио, Интернет) 5 6 7 8 Страны изучаемого языка и родная страна, их географическое положение, столицы, города, регионы, достопримечательности, культурные особенности, страницы истории, выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру Чтение: чтение коротких сообщений, выбор правильных ответов на вопрос ккаждому сообщению из вариантовa, b, c установление соответствий между текстами с запросами людей и текстами сописанием предложений чтение текстаи установлениеправильности утверждений по его содержанию (True/False) чтение текстаи выборправильного ответа на вопросы извариантов a,b, c, d чтение текстаи заполнениепропусков словами из предложенных вариантов a, b, c, d Письмо: составлениевторого предложения(дополнение - 1-3 слова),одинакового по значению с первым предложением написание короткого сообщения с включением предложенных блоков информации написание письма личного характера или рассказапо данномузаголовку иначалу Аудирование: понимание на слух коротких диалогов ивыбор картинки извариантов a,b, c в ответна вопросы по их содержанию понимание на слух диалога или интервью ивыбор ответов на вопросы извариантов a,b, c понимание на слух монологического высказывани я и дополнение информации (заполнение пропусков) впредложенной форме понимание на слух диалога иустановление правильности утверждений по его содержанию(True/False) Говорение: ответы навопросы экзаменатора(личного характера) обсуждение впаре (с собеседником-учеником) предложенной экзаменатором ситуации,совместный выбор наилучшего варианта решения проблемы описание предложенной фотографии(сюжетной картинки) диалог ссобеседнико м-учеником по темеописанной фотографии Языковые средства и навыки пользования ими Будучи соотнесенными с Общеевропейской шкалой уровней языковой компетенции (Common European Framework of Reference), Кембриджские экзамены, как и большинство современных учебных курсов для основной и средней школы, построены на владении базовыми языковыми средствами и навыками их использования в речи в соответствии с действующими школьными программами. Это касается как развития лексико-грамматических навыков, так и освоения фонетической и лексической стороны речи, а также орфографии. Таким образом, занятия в рамках данного курса не связаны с перегрузкой и интенсивным опережающим обучением по отношению к основному курсу, а направлены на организацию практической деятельности школьников по освоению уже известных структур в речи и использованию их в новых ситуациях общения, что соответствует государственной политике здоровьесбережения школьника. Рекомендуемые в рамках программы Cambridge English учебно- методические пособия содержат подробный перечень языкового материала, включенного в экзамен каждого уровня, что существенно помогает работе по совершенствованию лексической и грамматической стороны речи учащихся согласно экзаменационным требованиям. Социокультурная компетентность В процессе учебных занятий в рамках программы Cambridge English учащиеся основной и средней школы учатся осуществлять межличностное и межкультурное общение, используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и стран изучаемого языка. Направленность курса способствует осознанию школьниками значения родного и иностранного языков в современном мире, а также овладению умениями представлять родную страну и культуру на английском языке, употреблять в речи основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка. Общеучебные и специальные умения Общеучебные умения В процессе занятий учащиеся систематически овладевают следующими общеучебными умениями и навыками, в соответствии с программными требованиями: работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, заполнение таблиц; работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной/запрашиваемой/полной и точной информации; работать с разными источниками на английском языке: словарями, справочниками, Интернет-ресурсами; самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в школе и дома. Специальные умения Учебный материал и методический аппарат курса обеспечивают постоянное совершенствование у учащихся следующих специальных умений: находить ключевые слова при работе с текстом; семантизировать слова на основе языковой догадки; осуществлять словообразовательный анализ; пользоваться толковым и другими словарями на английском языке. Результаты освоения программы В процессе занятий на основе организованного общения в группе, с использованием разнообразных видов речевой и неречевой деятельности, учащиеся получают стимул для общего речевого развития. Развивается их коммуникативная культура, формируются ценностные ориентиры, вырабатывается дружелюбное отношение к людям других стран и культур. Обеспечивается целенаправленная работа на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов изучения английского языка в основной и среденей школе, обозначенных ФГОС. Личностными результатами изучения английского языка в рамках данного курса являются: - формирование мотивации к изучению иностранного языка и стремление к самосовершенствованию в области изучения иностранного языка; - осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; - стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; - развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, трудолюбие, дисциплинированность; - формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности; - осознание себя гражданином своей страны и мира. Метапредметными результами изучения данного курса являются: - развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение; - развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими; - развитие умений смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные; - осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке. Предметные результаты изучения данного курса также полностью соответствуют ФГОС основного общего образования. Так, универсальная дидактическая направленность, разнообразие и привлекательность используемых текстов (газетные и журнальные статьи и заметки из молодежных изданий, отрывки из литературных произведений, рекламные буклеты, лингвистического путеводители кругозора, и способов др.) обеспечивают познавательной развитие деятельности школьников. Например, разнообразные задания при работе с текстом, в том числе по прогнозированию его содержания, выбору наиболее подходящего из предложенных заголовков, способствуют развитию таких важных метапредметных умений, как умение смыслового чтения. Задания по выражению собственного мнения о прочитанном способствуют, в частности, развитию умения аргументировать свою позицию, формированию ценностной ориентации подростков. Задания, часто в форме головоломок и загадок, отличающиеся от заданий школьного учебника, в занимательной форме учат школьников сопоставлять, находить сходства и различия при сравнении, воспроизводить слово по данной дефиниции, развивая внимание, логику, умение анализа и синтеза. Практика тренировочных тестов способствует формированию механизмов самоконтроля, развитию познавательной и эмоциональной сфер учащихся. В условиях перехода к новой государственной системе аттестации (ГИА, ЕГЭ), подготовка к Кембриджским экзаменам в становится значимым условием формирования прочной языковой базы. Соотносясь с Общеевропейской шкалой уровней языковой компетенции (Common European Framework of Reference), Кембриджские экзамены на уровне PET for schools соответствуют уровню А2 – уровню ГИА и нижней планке требований ЕГЭ. Вместе с этим, практика сдачи Кембриджских экзаменов формирует психологическую готовность детей к независимой экспертизе уровня их языковой подготовки. Помимо этого, регулярное выполнение тестов, промежуточных работ в экзаменационном формате является частью мониторинга образовательной деятельности учащихся, инструментом управления качеством образования по английскому языку. С другой образования стороны, практическая необходимая для деятельность системы дополнительного обеспечивается выполнением разнообразных речевых заданий, в том числе в ситуациях межличностного общения, дидактической, языковой, коммуникативной и ролевой игр, викторин, выполнением проектных и творческих работ. Это помогает раскрытию личностных качеств учащихся, способствует формированию морально- нравственных ценностей, приобщению к новому социальному опыту. Возможность организации значительной части работы учащихся в малых группах, в парах, способствует формированию самостоятельности, навыков партнерских отношений, умения коллективного обсуждения и принятия решений. Использование аудиоматериалов является необходимой составляющей занятий. Использование компьютерной техники при выполнении заданий, интернет-сайта как компонента основных учебных пособий, может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы учащихся с языковым материалом, способствовать развитию автономии учащихся при изучении иностранного языка. По окончании курса учащимся предлагается сдать соответствующий уровень Кембриджских экзаменов. Другим вариантом итогового контроля может служить работа, организованная учителем, - выполнение опубликованных вариантов экзамена соответствующего уровня. Итоговое занятие курса рекомендуется проводить в формате общественного смотра знаний - с максимальной опорой на приобретенные речевые умения и языковые навыки, на индивидуальные особенности и склонности детей, с использованием выполненных ими в процессе занятий проектных и творческих работ. Учебно-методическое обеспечение Учебно-методические пособия издательства Кембриджского университета (Cambridge University Press) по подготовке к экзаменам разного уровня обеспечивают надлежащий уровень подготовки, сочетая практику выполнения заданий экзаменационного формата с интенсивным интеллектуальным, речевым и эмоциональным развитием школьников разных возрастных групп, делая процесс занятий увлекательным, разнообразным, отличающимся от обычного школьного урока многочисленными и разнообразными формами работы с аутентичным языковым материалом. Cambridge English: Preliminary (PET). Учебно-методическое обеспечение данного уровня включает в себя: 1) базовые УМК Complete PET (102 часа), Objective PET (68 часа) и PET Direct (34 часа); сборник дополнительных тренировочных и экзаменационных материалов PET for Schools Trainer (Practice tests with/without answers, Audio CDs); 2) пособия для совершенствования лексико-грамматических навыков Cambridge Grammar for PET, Cambridge Vocabulary for PET, Active Grammar Level 2, English Vocabulary in Use Pre-Intermediate/ Intermediate; пособия для художественного (Cambridge English Readers, levels 1-2) и познавательного (Cambridge Discovery Readers, levels 1-2) чтения; 3) Common Mistakes at PET; 4) пособия для художественного (Cambridge English Readers, levels 3-4) и познавательного чтения (Cambridge Discovery Readers, levels 3-4, Strategic Reading, levels 1-2); 5) сборники контрольных материалов PET Examination Papers, PET Extra Tests, PET for Schools Examination Papers; 6) Cambridge School Dictionary; 7) Cambridge Learner’s Dictionary. Также для курсов разной продолжительности имеются и рекомендуются к использованию несколько базовых комплектов: Complete PET (102 часа), Objective PET (68 часа) и PET Direct (34 часа). Литература 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01 февраля 2011 г., Регистрационный номер 19644). 3. СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., Регистрационный номер 19993) 4. Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС // Вестник образования, № 8. – 2011. 5. Примерные программы основного общего образования. Иностранный язык. - М.: Просвещение, 2009. - (Стандарты второго поколения). 6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Под ред. В.А.Горского. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). 7. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя // Под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения) 8. Сambridge Young Learners English Tests, Handbook for teachers. – University of Cambridge ESOL Examinations. 9. Key English Test for Schools, Handbook for teachers: Level A2 Common European Framework of Reference. – University of Cambridge ESOL Examinations. 10. Preliminary English Test for Schools, Handbook for teachers: Level B1 Common European Framework of Reference. – University of Cambridge ESOL Examinations. 11. First Certificate in English, Handbook for teachers: Level B1 Common European Framework of Reference. – University of Cambridge ESOL Examinations. 12. Сambridge English: Teaching and Learning materials (Каталог учебно- методической литературы). - Cambridge University Press, 2011. 13. www.CambridgeESOL.org – официальный сайт Кембриджского экзаменационного отдела Кембриджского университета Учебно-методическая литература издательства Кембриджского университета (Cambridge University Press) Cambridge English: Preliminary (PET) 1. Emma Heyderman and Peter May. Complete PET. 2. Louise Hashemi and Barbara Thomas. Objective PET. 3. Sue Ireland and Joanna Kosta. PET Direct. 4. Louise Hashemi and Barbara Thomas. Cambridge Grammar for PET. 5. Sue Ireland and Joanna Kosta. Cambridge Vocabulary for PET. 6. Fiona Davis and Wayne Rimmer. Active Grammar Level 2. 7. Stuart Redman. English Vocabulary in Use Per-Intermediate and Intermediate. 8. Common Mistakes at PET. 9. Cambridge English Readers, levels 3-4. 10. Cambridge Discovery Readers, levels 3-4. 11. Cambridge School Dictionary. 12. Cambridge Learner’s Dictionary. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема занятия Вид деятельности занятия Тема 1 Вводный модуль 1 Диагностический тест Диагностика, анализ 2 Разбор результатов, формат заданий Тема 2 All about me 3 Reading Part 2: Finding an eЧтение с детальным pal пониманием прочитанного 4 Listening Part 4: Talking about Аудирование с a new building for school детальным пониманием услышанного 5 Speaking Part 1: Questions – Разговорный asking and answering about практикум с school отработкой грамматики 6 Speaking Part 1: Questions – Разговорный asking and answering about практикум с school отработкой грамматики th 7 Reading Part 5: School in 15 Чтение с детальным century England пониманием прочитанного 8 Writing Part 2: Notes&emails, Письменное linking words высказывание заданного формата Тема 3 Winning & Losing 9 Reading Part 3: The history of Чтение с детальным BMX пониманием прочитанного 10 Listening Part 3: A talk about a Аудирование с special sports school детальным пониманием услышанного 11 Reading Part 5: The Чтение с детальным importance of team games пониманием прочитанного 12 Writing Part 3: Planning a Письменное story высказывание заданного формата 13 Writing Part 3: Correcting Анализ письменных mistakes работ 14 Speaking Part 2: A visit to a Разговорный sports activity centre. Agreeing практикум, and disagreeing. выражения согласиянесогласия Дата сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь октябрь октябрь октябрь октябрь ноябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь декабрь Тема 4 Let’s shop 15 Listening Part 2: An interview with two young clothes designer Аудирование с детальным пониманием услышанного 16 Speaking Part 4: Talking about Разговорный places to shop практикум, обсуждение опций 17 Speaking Part 4: Talking about Разговорный places to shop практикум, обсуждение опций 18 Reading Part 5: An article Чтение с детальным about Harrods пониманием прочитанного 19 Reading Part 1: Shopping Чтение с детальным пониманием прочитанного 20 Writing Part 3: Using who, Письменное where, which in clauses высказывание с использованием придаточных дополнительных и союзов Тема 5 Relax 21 Reading Part 4: My favorite Чтение с детальным movies пониманием прочитанного 22 Reading Part 5: Learning to Чтение с детальным rock пониманием прочитанного 23 Listening Part 1: Short extracts Аудирование с about entertainment детальным пониманием услышанного 24 Speaking Part 3: Describing Разговорный people практикум, описание внешности 25 Writing Part 1: Using adverbs Письменное just, yet, already высказывание с использованием наречий и структуры Present Perfect 26 PET Trainer: sample test 1 Выполнение раздела Reading & Writing Тема 6 Extreme diets 27 Listening Part 3: A talk about Аудирование с an extreme camping trip детальным пониманием услышанного декабрь январь январь январь февраль февраль февраль февраль март март март апрель апрель 28 29 30 31 32 33 34 Грамматический практикум: способы выражения будущих действий Reading part 1: Food Чтение с детальным пониманием прочитанного Reading part 5: Should we eat Чтение с детальным less meat? пониманием прочитанного Speaking Part 1:Questions – Разговорный asking and answering about практикум: диалогfamily and friends расспрос Writing Part 2: Modal verbs of Письменное suggesting, offering, высказывание с requesting использованием модальных глаголов предположения, предложения и просьбы PET Trainer: sample test 2 Выполнение всех частей экзамена Разбор тренировочных Разбор теста и тестов 1 и 2 заданий Future forms: grammar practice 13. апрель апрель май май май май май