РП ВД Географический мир 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации г. Березники
МАОУ гимназия № 9

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора
по УР

директор МАОУ
гимназия №9

________________________

________________________

Николаева Е.В.
от «30» августа 2023 г.

Петухова Е.Н.
Приказ № 138 от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Географический мир»
для обучающихся 9 классов

Составитель: Зайцева Л.Ф.,
учитель географии

г. Березники 2023

Пояснительная записка
Цель курса: повышение уровня предметной и психологической подготовки
учащихся к государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в
форме ОГЭ по географии.
Задачи курса:
сформировать
- положительное отношение обучающихся к процедуре контроля в формате

основного государственного экзамена;
- представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором
ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
сформировать умения
- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения
экзамена в целом;
- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- повторить теоретические основы курса географии.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Географический мир»
Программа курса соответствует требованиям Федерального базисного
плана и Федерального компонента государственного стандарта образования,
принципу преемственности в обучении, полностью отвечает основным
направлениям модернизации школы. Также эта программа конкретизирует,
детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
географии, которые определены стандартом, дает распределение учебных
часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов
учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа
курса предусматривает постепенное освоение учащимися содержания
географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из
трех разделов: введение, освоение основных разделов курса в соответствии с
кодификатором, рефлексивная часть курса. Каждый раздел состоит из
обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий в
тестовой форме с выбором ответа, заданий в тестовой форме с кратким ответом,
анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный
подход к обучению. Деятельностный подход составляет основу курса и
реализуется в процессе выполнения учащимися самостоятельных и
практических работ. Деятельность учителя сводится в основном к
консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных
вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет
использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (ФИПИ
«ОГЭ - ГЕОГРАФИЯ» и Вики-учебника «Вместе готовимся к ЕГЭ по
географии»).

В процессе освоения программы обучающиеся смогут проверить уровень
своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также
пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Согласно учебному плану школы на изучение курса «Географический мир» в
9-х классах отводится 35 часов (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
содержания курса внеурочной деятельности
«Географический мир»
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- овладение

на уровне общего образования законченной системой
географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента
научной картины мира:
- сформированность
устойчивых установок социально-ответственного
поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и
человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

метапредметные результаты курса основаны на формировании универсальных
учебных действий.
Личностные УУД:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, понимание
необходимости её сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений;
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географических знаний
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её
преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических
средств.
Коммуникативные УУД:

- самостоятельно

организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
ПРЕДМЕТНЫЕ:

Учащиеся должны:
Знать/понимать
- основные географические понятия и термины, традиционные и основные
методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания, численность и динамику
населения России и мира, отдельных регионов и стран; основные направления
миграций, проблемы современной урбанизации;
-географические аспекты отраслевой и территориальной структуры хозяйства
России, размещения его основных отраслей, географическую специфику
отдельных стран и регионов, их различия по уровню социальноэкономического развития, специализации в системе МГРТ; географические
аспекты глобальных проблем человечества.
Уметь
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические
тенденции развития природных, социально - экономических и
геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять
- ресурсообеспеченность
отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной
концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и
техногенных изменений отдельных территорий;
применять
- разнообразные источники географической информации для проведения
наблюдений за природными, социально - экономическими, геоэкологическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием
разнообразных факторов;
составлять
- комплексную географическую характеристику регионов и стран мира,
таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их
территориальные взаимодействия;
сопоставлять
- географические карты разной тематики;
использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих
событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы
Интернета; правильной оценки важнейших социально- экономических событий
международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в

России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов мира и стран в
глобализации, стремительного развития международного отдыха и туризма,
деловых и образовательных программ, различных видов человеческого
общения.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Географический мир»
Введение
Особенности процедуры проведения государственной итоговой
аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативноправовые и другие документы, определяющие порядок проведения
государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме
по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9
классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной
процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной
работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии
контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности,
их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы
картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и
литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа
суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их
размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли,
их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с
атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и
многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на
Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия
образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин
океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность
населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные
черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной
Америки, Евразии.

4. Природопользование и геоэкология
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы
природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере.
5. География России
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса.
Административно-территориальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм
рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса.
Климат
и
хозяйственная
деятельность
людей.
Многолетняя
мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на
территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и
почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и
животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность.
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной
состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения.
Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское
и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства
России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные
сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности.
География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорта.
Природно – хозяйственное районирование России.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в
традиционной или компьютерной форме) и анализ его результативности.

Календарно-тематическое планирование
№

№в
теме

1.

1.

2.

2.

3.

1.

Особенности экзаменационной работы по географии, структура и
демонстрационные версии КИМов.
Раздел I. Источники географической информации (3 ч).
Глобус, географическая карта.

4.
5.

2.
3.

План местности. Масштаб. Градусная сеть.
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

6.
7.
8.
9.
10.
11.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).
Земля как планета Солнечной системы.
Движения Земли.
Литосфера и геологическая история Земли.
Гидросфера. Атмосфера.
Биосфера. ГО.
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

12. 1.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

20. 1.
21. 2.
22. 1.

Название раздела, темы
Введение (2 ч).
Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов.
Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения
бланков.

Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и
впадин океанов.
Население и численность населения Земли. Расы, этносы.
Материки и страны.
Африка. Австралия.
Антарктида. Южная Америка.
Северная Америка.
Евразия.
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.
Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч).
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу.
Основные типы природопользования.
Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу.
Раздел V. География России (10 ч).
Особенности ГП России.

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.

Природа России.
Природные особенности России.
Население России.
Демографические показатели России.
Хозяйство России.
Отрасли хозяйства РФ.
Природно-хозяйственное районирование России.
Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

31. 10.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

32.
33. 3.
34.

Обобщение (3 ч).
Проведение репетиционного тестирования и анализ его
результативности. Психологическая подготовка к экзамену.

Учебно - методическое и материальнотехническоеобеспечение
образовательного процесса
•
•
1.

2.

3.
4.
5.

Комплект портретов выдающихся географов и
путешественников;
Литература:
Федеральный институт педагогических измерений. ОГЭ.
Контрольныеизмерительные материалы. География.,
Москва, издательский центр
«Вентана- Граф», 2018.
АмбарцумянЭ.М.,ДюковаС.Е.- ОГЭ-2018, экзамен в
новой
формегеография, АСТ «Астрель», Москва 2010г.
КурашаеваЕ.М. География России в схемах и таблицах
8-9 классы,Москва, издательство «ЭКЗАМЕН2к, 2014.
МоргуноваЮ.А., ЧичеринаО.В. География. Школьный курс
за 100часов. М. Вентана-Граф, 2015. 366 с.
Сайт
Федерального
института
педагогических
измерений(ФИПИ)http://www.fipi.ru.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».