РП ВД Функциональная грамотность 8 класс

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности создана на основе:
- Материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
- Программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность.
-С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием
учебных предметов компонента Государственного стандарта общего образования,
- Учебного плана МАОУ гимназии № 9 на 2023 – 2024 г.
Актуальность и назначение программы.
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают
расширение спектра стоящих перед личностью задач, её включённости в различные социальные
сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь
использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся
условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на
одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор,
принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов
начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО)
актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых
приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных
планируемых образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования
спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»
предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям
функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, её готовности и
способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки
для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных отношений»[1].
Курс создаёт условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности,
осуществляемой в формах, отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности
(читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной
компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с
возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения
учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и
решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных

предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией,
стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий.
Программа реализуется в работе с обучающимися 8 классов.
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают
активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы,
проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик.
Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить
их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных
знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, своё место среди других людей. В целом
реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и
оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) и портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), материалы из
пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства
«Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям,
помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их
индивидуальную и групповую работу.

Взаимосвязь с программой воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной
программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания,
здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по
основным направлениях функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское,
патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание
ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального
благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания –
полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной
социализации.

Особенности работы педагогов по программе.
В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя разных предметов.
Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании функциональной грамотности, как
интегрального результата личностного развития школьников.
Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение обучающихся в
многообразную деятельность, организованную в разных формах. Результатом работы в первую
очередь является личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагоги могут достичь,

увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным
содержанием.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм
работы
Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей
и социальных партнеров школы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. О шести составляющих функциональной грамотности.
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»
представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая
грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и
креативное мышление.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои
знания и возможности, участвовать в социальной жизни»[2].
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом.
Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами
разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская
грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными,
несплошными, множественными), нацелен на обучение приёмам поиска и выявления явной и
скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приёмам
соотнесения графической и текстовой информации, приёмам различения факта и мнения,
содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации
содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной
информации, что формирует умения оценивать надёжность источника и достоверность информации,
распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и
вырабатывать свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с
учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию,
Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского
образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу
для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного
и познавательного развития обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что её предметом являются фундаментальные
структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без
математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной

техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации,
малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять
расчёты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приёмы геометрических
измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков,
принимать решения в ситуациях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных
событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может
осуществляться на уроках математики, причем, как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в
режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности
открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно
реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных
для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в
аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол
и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с
содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе
предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только
иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет
важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает
естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной
деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности,
сформулировванным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую
позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его
готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении
проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих
компетентностей:
Ø научно объяснять явления;
Ø демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
Ø интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения
вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при
изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом.
Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут
проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы
(это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование,
медиа ресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся.
Финансовая грамотность

Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и
моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в
модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5-7
классы) и «Основы финансового успеха» (8-9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся
познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся
выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы,
обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе
способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов,
не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных
последствий сделанного выбора с учётом возможностей и предпочтений конкретного человека или
семьи. Содержание занятий создаёт условия для применения финансовых знаний и понимания при
решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении
математики, информатики, географии и обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам
глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в
соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в
программы естественнонаучных, общественно-научных предметов и иностранных языков.
Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие.
Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и
аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы
межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять
сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на
природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать
образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и
познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры,
применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и
поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального
окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности.
Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное
развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления
инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей.
Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании
окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы.
Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной
грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями,
умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми
современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля –
дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в
его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск
инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на

формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе
занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного
мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного
мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и
учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и
совершенствования креативного мышления.
Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объёме 5 часов в неделю, начиная с 5
класса. Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания,
основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально
грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения
используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии.
Ниже представлено содержание каждого модуля Программы по годам обучения (для 5-9 классов),
включая и интегрированные занятия.
Содержание курса по шести направлениям функциональной грамотности для 8 классов
8 класс
Модуль: Читательская грамотность: «Шаг за пределы текста: пробуем действовать»
(10 ч)
1.

Смысл жизни (я и моя жизнь)

2.

Человек и книга

3.

Познание

Модуль: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» (10 ч)
1.

Наука и технологии

2.

Мир живого

3.

Вещества, которые нас окружают

4.

Наше здоровье

Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в
жизни» (10 ч)
Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального взаимодействия.
Анализ моделей и ситуаций.
Модели заданий:
1.

-тематика и названия, слоганы, имена героев (ПС),
-схемы, опорные конспекты (ВС),
-социальные инициативы и взаимодействия (СПр),
-изобретательство и рационализаторство (ЕНПр).

2.

Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления при
решении школьных проблем. Использование имеющихся знаний для креативного
решения учебных проблем.
Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и
проработанность. Когда на уроке мне помогла креативность?

3.

Моделируем учебную ситуацию: как можно проявить креативность при
выполнении задания.

4.

От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на
основе комплексного задания

5.

Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы

Модуль: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (8 ч)
1.

В профессиях: книгоиздание

2.

В общественной жизни: общественное питание

3.

В общественной жизни: перевозка пассажиров

4.

В профессиях: строительство

Модуль: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (8 ч)
1.

Финансовые риски и взвешенные решения

2.

Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять

3.

Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать

4.

Самое главное о сбережениях и накоплениях

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (4 ч)
«Сосчитать – после не хлопотать»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за
планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для
будущего» (10 ч)
1.

Социальные нормы – основа общения

2-3.

Общаемся со старшими и с младшими. Общаемся «по правилам» и достигаем
общих целей

4.

Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем

5.

Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы

Планируемые результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих
личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во
всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают
наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты
·
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в
мире);
·

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;

·
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту,
технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
·

готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

·

осознание ценности самостоятельности и инициативы;

·
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть
полезным, интерес к социальному сотрудничеству;
·

проявление интереса к способам познания;

·

стремление к самоизменению;

·
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе,
окружающим людям и жизни в целом;
·

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;

·
установка на активное участие в решении практических задач, осознанием важности
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием
необходимых умений;
·
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учетом личных и общественных интересов и потребностей;
·

активное участие в жизни семьи;

·

приобретение опыта успешного межличностного общения;

·
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных
учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
·
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного
отношения к личному и общественному имуществу;
·
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
· освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за
свои поступки в мире;
· готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности
через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в
совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
· осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
·

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

· умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
·
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
·
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения;
·
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
·

готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают
способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия,
составляющие умение учиться:
овладение универсальными учебными познавательными действиями;
овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
овладение универсальными регулятивными действиями.
· освоение обучающимися межпредметных понятий (используются
в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов,
учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную
картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные,
регулятивные);
· способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
· готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в
построении индивидуальной образовательной траектории;
·

способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;

·

способность к совместной деятельности;

·
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов
в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой
аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
·

владеть базовыми логическими операциями:

o сопоставления и сравнения,
o группировки, систематизации и классификации,
o анализа, синтеза, обобщения,
o выделения главного;
·
владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических
средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по
аналогии, формулировать гипотезы
о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать
свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной
в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения,
опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и
форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или
сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает
сформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение
к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и
сходство позиций;
публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента,
исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль
(с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает
сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в
группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом
объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с
учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной
деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и
литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
· понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых,
публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи:
формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование
вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в
устной и письменной форме содержания текста;
· овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста;
выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте;
· представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде
таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента;

·

извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;

· анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки
зрения решения коммуникативной задачи;
· определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по
контексту).
По учебному предмету «Литература»:
· овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать,
анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное;
· умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и
проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую
позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии;
выявлять особенности языка художественного произведения;
· овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных
художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения,
позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров,
назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных
потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов
эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические
умения и навыки:
· Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби,
рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы,
арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата
вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;
· Решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время,
расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин,
процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами), решать
основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы,
перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами
измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через
другие; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных со
свойствами рассматриваемых объектов;
· Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной,
столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные
при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм,
инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана,
наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
· Оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и
маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;

· Пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность,
круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию:
вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира,
имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и
перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных
фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия,
подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять
признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора,
тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей;
· Находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью
линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника,
периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности,
площадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать
несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться
основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы
величины через другие;
· Использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости
между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать
и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать
графики для определения свойств процессов и зависимостей;
• Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью
составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом
задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;
• Решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать
свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят
вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественнонаучные предметы»:
· умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практикоориентированного характера;
· умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять
методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом
собственную деятельность и совместную деятельность в группе;
·

умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;

· умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и
строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую
природную среду;
· умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и
закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов;
· сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных
экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления;

· умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни,
сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным
манипуляциям в области здоровья;
· умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных
технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
·освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые
финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений
· формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой
сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;
· формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение
типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой
сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека,
семьи и финансового благополучия;
· формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о
сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении
преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
· формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в
деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг)
· формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия
экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки
рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
· приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в
повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными
финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного
финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:
·освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей
предметной области;
·формирование предпосылок научного типа мышления;
·освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и
применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в
достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям:

·способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и
сценарии, диалоги и инсценировки;
·проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
·демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.;
·предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и
ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в
области межличностных взаимоотношений;
·ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по
изобретательству.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс

№ Тема

Колво Основное
часо содержание
в

Основные виды деятельности

Формы проведения
занятий

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 8 класса.

1. Введение

2

Знакомство
участников
программы.
Обсуждение
понятий
«функциональная
грамотность»,
«составляющие
функциональной
грамотности
(читательская,
математическая,
естественнонаучная,
финансовая
грамотность,
глобальные
компетенции,
креативное
мышление).

Развить мотивацию к целенаправленной социально
значимой деятельности; стремление быть полезным,
интерес к социальному сотрудничеству;

Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.r
u/);

Сформировать внутреннюю позиции личности как
особого ценностного отношения к себе, окружающим Игры и упражнения,
портал ФГБНУ ИСРО
помогающие
людям и жизни в целом;
РАО, Сетевой комплекс
объединить
информационного
Сформировать установку на активное участие в
участников
решении практических задач, осознанием важности
программы, которые взаимодействия
субъектов Российской
образования на протяжении всей жизни для успешной будут посещать
Федерации в
профессиональной деятельности и развитием
занятия.
проекте «Мониторинг
необходимых умений;
Беседа, работа в
формирования
Приобрести опыт успешного межличностного
группах, планирование функциональной
общения;
работы.
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);
готовность к разнообразной совместной деятельности,
активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих
материалы из пособий
работах
«Функциональная
Ожидания каждого
грамотность. Учимся для
школьника и

группы в целом от
совместной работы.
Обсуждение планов
и организации
работы в рамках
программы.

жизни» издательства
«Просвещение».

Модуль 1: Читательская грамотность: «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (10 ч)
«Книга из интернета»
2- Человек и
3. книга

4Познание
5.

4

4

Особенности чтения
и понимания
Использовать информацию из текста для различных
электронных
целей
текстов

Научная
Использовать информацию из текста для различных
информация: анализ
целей
и оценка

Практикум в
http://skiv.instrao.ru/bankкомпьютерном классе zadaniy/chitatelskayagramotnost/

Конференция

«Исчезающая пища»
(Читательская
грамотность. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 2. Учеб. пособие
для общеобразоват.
организаций. В 2-х ч.
Часть 2. ‒ Москва,
СанктПетербург:
«Просвещение», 2021).

«Новости»
http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskaya-

gramotnost/
Смысл жизни
6. (я и моя
2
жизнь)

Художественный
текст как средство
Интегрировать и интерпретировать информацию
осмысления
действительности

«За тенью»
Творческая
лаборатория

http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/

Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» (10 ч)

7- Наука и
8. технологии

9. Мир живого

4

2

Выполнение
Объяснение принципов действия технологий.
заданий «Поехали
на водороде» и «На Выдвижение идей по использованию знаний для
разработки и совершенствования технологий.
всех парусах»

Выполнение
задания «Что вы
знаете о клонах?»

Объяснение происходящих процессов на основе
полученных новых знаний.
Анализ методов исследования и интерпретация
результатов экспериментов.

· Естественнонаучная грамотность.
Сборник эталонных
заданий. Выпуск 2: учеб.
пособие для
общеобразовательных
Работа индивидуально организаций / под ред. Г.
или в парах.
С. Ковалёвой, А. Ю.
Обсуждение
Пентина. — М. ; СПб. :
результатов
Просвещение, 2021.
выполнения заданий.
· Портал РЭШ
(Российская электронная
школа) https://fg.resh.edu.r
u

Работа индивидуально
или в парах.
Обсуждение
результатов
выполнения заданий.

Естественнонаучная грамотность.
Сборник эталонных
заданий. Выпуск 2: учеб.
пособие для
общеобразовательных
организаций / под ред. Г.

С. Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ; СПб. :
Просвещение, 2021.

Вещества,
10. которые нас
окружают

2

11.
Наше здоровье 2
.

Выполнение
задания «От
газировки к
«газированному»
океану»

Выполнение
задания
«Экстремальные
профессии»

Получение выводов на основе нтерпретации данных
(табличных, числовых), построение рассуждений.
Проведение простых исследований и анализ их
результатов.

Объяснение происходящих процессов.
Анализ методов исследования и интерпретация
результатов экспериментов.

Естественнонаучная грамотность.
Сборник эталонных
Работа в парах или
заданий. Выпуск 2: учеб.
группах.
пособие для
Презентация
общеобразовательных
результатов
организаций / под ред. Г.
выполнения заданий. С. Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ; СПб. :
Просвещение, 2021.
Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия
субъектов Российской
Работа индивидуально Федерации в
или в парах.
проекте «Мониторинг
Обсуждение
формирования
результатов
функциональной
выполнения заданий. грамотности
учащихся» http://skiv.instr
ao.ru

Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (10 ч)
Креативность в
12. учебных
2
ситуациях и

Анализ моделей и
ситуаций.

Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста Работа в парах и
малых группах над
с целью выделения главного.
различными

Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru

ситуациях
социального
взаимодействи
я

Выдвижение
13. разнообразных 2
идей.

Модели заданий:

Совместная деятельность по анализу предложенных
ситуаций.

комплексными
заданиями.

-тематика и
названия, слоганы, Выдвижение идей и обсуждение различных способов Презентация
имена героев
проявления креативности в ситуациях:
результатов
обсуждения и
-схемы, опорные
-создания сюжетов и сценариев,
подведение итогов
конспекты,
-создания эмблем, плакатов, постеров и других
-социальные
аналогичных рисунков,
инициативы и
-решения экологических проблем (ресурсо- и
взаимодействия
энергосбережения, утилизации и переработки и др.),
-изобретательство и
рационализаторство -выдвижения гипотез.
.

Выдвижение
разнообразных
идей. Проявляем
гибкость и беглость
мышления при
решении школьных
проблем.

Моделирование ситуаций, требующих применения
дивергентного мышления.

Использование
имеющихся знаний Примеры:
для креативного
·
Описание областей применимости,
решения учебных
проблем.
·
Выявление разных точек зрения
·

Преобразование утверждений, например,

·
8 кл., Название
книги,
·
8 кл., Рекламный
слоган,
·

8 кл., Фанфик,

·
8 кл., Лесные
пожары
·

8 кл., Быть чуткими

·

7 кл., Одни дома

Портал ИСРО РАО

Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста
с целью выделения основных требований.
Совместная деятельность по анализу предложенных
ситуаций и сюжетов.

Комплексные задания

http://skiv.instrao.ru
Работа в парах и
малых группах.
Презентация
результатов
обсуждения и
подведение итогов

Комплексные задания
(задания на выдвижение
разнообразных идей,
оценку и отбор идей)
·
8 кл., Говорящие
имена,
·

8 кл., Система,

·

8 кл.,

«Скажи по-другому»,
·

Поиск альтернатив,

·

Поиск связей и отношений

Литературные места
России,
·
8 кл., Вращение
Земли,

Подведение итогов:

·
8 кл., Зоопарк,
Креативное мышление,
выпуск 2, Просвещение,

-Для ответа на какие вопросы на уроке обычно
требуется выдвижение разнообразных идей? (Кому
нужно/важно это знание? Где это применяется? Как
это связано с …? И т..п.)

·
8 кл.,
Теплопередача
Портал ИСРО РАО

Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста
с целью выделения основных требований.
Совместная деятельность по анализу предложенных
ситуаций.
Оригинальность и
проработанность.
Выдвижение
креативных
14. идей и их
доработка.

Моделируем ситуацию: как можно проявить
креативность при выполнении задания?

Обсуждение
проблемы:
2

Моделирование ситуаций, требующих применения
креативного мышления при изучении нового
Когда на уроке мне материала.
помогла
Примеры:
креативность?
·
Описание свойств изучаемого объекта с опорой
на воображение,
·

Преобразование утверждений,

·
Проверка утверждений «на прочность»,
определение границ применимости,

http://skiv.instrao.ru
Работа в малых
группах по поиску
аналогий, связей,
ассоциаций

Комплексные задания
(задания на выдвижение
креативных идей,
доработку идей)

Работа в парах и
малых группах по
·
8 кл., Говорящие
анализу и
моделированию ситуа имена,
ций, по подведению
·
8 кл., Система,
итогов.
·
8 кл.,
Презентация
Литературные места
результатов
России,
обсуждения
·
8 кл., Вращение
Земли,
·

8 кл., Зоопарк,

·

Выявление главного,

·

Представление результатов,

·

Поиск связей и отношений

Креативное мышление,
выпуск 2, Просвещение,
·
8 кл.,
Теплопередача

Подведение итогов:
-Для ответа на какие вопросы на уроке обычно
требуется выдвигать креативные идеи? (Какой ответ
напрашивается? А как ещё можно рассуждать?
Какой другой ответ можно дать?)
-Для ответа на какие вопросы на уроке обычно
требуется доработка идей? (Удобно ли это решение?
Можно ли сделать лучше/ быстрее / экономнее …?)
Портал ИСРО РАО
Выполнение проекта на основе комплексного задания
(по выбору учителя):

http://skiv.instrao.ru

-Конкурс идей «Знакомимся с эпохой писателя»,
От
выдвижения до
15.
2
доработки
идей

-Социальное проектирование. «Как я вижу своё
будущее?»,

Работа в малых
группах

Использование
навыков
креативного
-Подготовка и проведение социально значимого
Презентация
мышления для
мероприятия (например, охраны лесов от пожаров),
результатов
создания продукта.
обсуждения
-Подготовка и проведение классного часа для младших
подростков «Физика/биология … в твоей жизни»,
-Планирование и организация системы мероприятий
по помощи в учёбе.

По выбору учителя
·
8 кл.,
Литературные места
России
·
7 кл., Нужный
предмет,
·
8 кл., Лесные
пожары,
·
8 кл., Зоопарк.
Креативное мышление,

выпуск 2, Просвещение,
·
8 кл., Вращение
Земли,
·
7 кл., Поможем
друг другу
Портал
РЭШ https://fg.resh.edu.ru

Диагностика и
16. рефлексия.
2
Самооценка

Креативное
Выполнение итоговой работы.
мышление.
Обсуждение результатов. Взаимо- и самооценка
Диагностическая
работа для 8 класса. результатов выполнения

Индивидуальная
работа.
Работа в парах.

Портал ИСРО
РАО http://skiv.instrao.ru
Диагностическая работа
для 8 класса. Креативное
мышление.
Вариант 1. Пока не
пришла мама
Вариант 2. Космос в
повседневной жизни

Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.
Подведение
итогов первой
части
17. программы.
2
Самооценка
результатов
деятельности

Самооценка
уверенности при
решении
жизненных
проблем.
Обсуждение
результатов

Оценивать результаты своей деятельности.
Аргументировать и обосновывать свою позицию.
Задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности.
Предлагать варианты решений поставленной

Беседа

Приложение

на занятиях

самооценки с целью проблемы.
достижения
большей
уверенности при
решении задач по
функциональной
грамотности.

Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (8 ч)
В профессиях:
книгоиздание
18. Комплексное 2
задание
«Формат
книги»
В
общественной
жизни:
общественное
питание
19. Комплексные 2
задания
«Доставка
обеда»,
«Столики в
кафе»
20. В
2
общественной

Геометрические
фигуры, взаимное Извлекать информацию (из текста, таблицы,
диаграммы), Распознавать математические
расположение
объекты, Описывать ход и результаты
фигур,
действий, Предлагать и обсуждать способы
Числовые
решения, Прикидывать,
закономерности,
оценивать,вычислять результат, Устанавливать и
Дроби
использовать зависимости между величинами,
данными,

Беседа, групповая
http://skiv.instrao.ru/
работа,
индивидуальная
работа, практическая 8 класс, 2021:
работа
«Формат книги»
(моделирование)

Читать, записывать, сравнивать математические
Перебор возможных
объекты (числа, величины,
вариантов,
фигуры), Применять правила, свойства (вычислений,
Множества, Числов
нахождения результата), Применять приемы проверки Групповая работа,
ые выражения и
индивидуальная
результата, Интерпретировать ответ, данные,
неравенства,
работа, мозговой
Выдвигать и
штурм
Геометрические
обосновывать гипотезу, Формулировать обобщения
фигуры, измерение
и выводы, Распознавать истинные и ложные
длин и расстояний
высказывания об
объектах, Строить высказывания, Приводить пример
ы иконтрпримеры, Выявлять сходства и различия
Статистические
объектов, Измерять объекты, Конструировать матем Беседа, групповая
характеристики,
работа,

http://skiv.instrao.ru/

8 класс, 2019/20:
«Доставка обеда»,
8 класс, 2021:
«Столики в кафе»

http://skiv.instrao.ru/

жизни:
перевозка
пассажиров

Представление
данных (таблица),
Вычисления с
рациональными
числами

Комплексное
задание
«Пассажиропо
ток
аэропортов»

В профессиях:
строительство
Комплексные
задания
21. «Освещение 2
зимнего сада»,
«Установка
зенитных
фонарей»

атические отношения,

индивидуальная
работа, исследование
Моделировать ситуацию математически, Наблюдать источников
8 класс, 2021:
и проводить аналогии
информации,
«Пассажиропоток
презентация
аэропортов»
(инфографика)

Геометрические
фигуры и их
свойства
(треугольник,
прямоугольник),
Измерение
геометрических
величин,
Тригонометрически
е соотношения в
прямоугольном
треугольнике

http://skiv.instrao.ru/
Беседа, групповая
работа,
индивидуальная
работа, практическая
работа
(моделирование),
презентация
(техническое задание,
смета)

8 класс, 2021
«Освещение зимнего
сада»,
РЭШ:
«Установка зенитных
фонарей»

Модуль 5: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (8 ч)
Финансовый риск
Финансовые
риски и
22.
взвешенные
решения

Инвестиции
2

Инфляция и её
последствия.
Виды
инвестирования

Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания. Обосновывать
финансовое решение.

http://skiv.instrao.ru/bankРешение ситуативных zadaniy/finansovayaи проблемных задач gramotnost
Беседа/
ролевая игра/ дебаты

Акция или
облигация (2020, 9 класс)

Ценные бумаги:
акции, облигации.
Что является
грамотным
финансовым
решением?

Делаем
финансовые
23. вложения: как 2
приумножить
и не потерять

Банк как
финансовый
институт, инфляция
и её последствия:
виды банковских
вкладов, кредит,
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
банковские
проценты,
Оценивать финансовые проблемы.
источники
банковской
Применять финансовые знания. Обосновывать
прибыли,
финансовое решение.
банковский
договор.

http://skiv.instrao.ru/bankРешение ситуативных
zadaniy/finansovayaи проблемных задач
gramotnost
Беседа/
Как приумножить
накопления (2020, 9
практическая
класс)
работа/игра /
дискуссия

Правила
пользования
различными
банковскими
продуктами
Уменьшаем
финансовые
24. риски: что и
как можем
страховать

2

Страховая
компании как
финансовый
институт;
виды страхования;

Выявлять и анализировать финансовую информацию. Решение ситуативных http://skiv.instrao.ru/bankи проблемных задач zadaniy/finansovayaОценивать финансовые проблемы.
gramotnost
Беседа/
Применять финансовые знания. Обосновывать
финансовое решение.
практическая работа/

страховой полис.

ролевая игра/
дискуссия/ дебаты

Страховка для
спортсмена (2021, 9
класс)

Медицинская страховка –
8 класс ( Просвещение,
выпуск 2, часть 2

Самое главное
25. о сбережениях 2
и накоплениях

Сбережения и
накопления: общее
и разница
Выявлять и анализировать финансовую информацию. Решение ситуативных
http://skiv.instrao.ru/bankи
проблемных
задач
Правила
Оценивать финансовые проблемы.
zadaniy/finansovayaрациональных
gramotnost
Беседа/
Применять
финансовые
знания.
Обосновывать
сбережений и
финансовое решение.
Инвестиции (2021, 9
практическая
накоплений
класс)
работа/игра

Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (4 ч)
«Сосчитать,
26 после не
- хлопотать»
4
27. «Сберегательн
ые вклады»

Финансовая
грамотность:

Решение ситуативных http://skiv.instrao.ru/
и проблемных задач
9 класс, 2021:
Выявлять и анализировать финансовую информацию.
Финансовый рынок
Беседа/
«Сберегательные
и посредники
Оценивать финансовые проблемы.
практическая
вклады»
Финансовый риск Применять финансовые знания. Обосновывать
работа/игра
«Где взять деньги?»
Финансовая грамотность:

Грамотное
финансовое
решение

финансовое решение.

Математическая
грамотность:

Извлекать информацию (из текста, таблицы,
диаграммы), Распознавать математические
объекты, Моделировать ситуацию математически,

Математическая грамотность:

Зависимость «цена
Устанавливать и использовать зависимости между
– количествовеличинами, данными,
стоимость»,
Действия с числами Предлагать и обсуждать способы
решения, Прикидывать, оценивать,
и величинами,
вычислять результат
Вычисление
процентов,

групповая работа,
индивидуальная
работа

(2020, 8 класс)
«Как взять кредит и не
разорться?» )2020, 9
класс)
Математическая
грамотность (instrao.ru)
9 класс «Сберегательные
вклады»

Вычисление
процента от числа и
числа по его
проценту

Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения
и действуем для будущего» (10 ч)
Социальные
нормы —
28.
основа
общения

2

Что такое
Анализировать примеры социального взаимодействия,
стереотипы и как связанного с соблюдением или нарушением
они проявляются в социальных норм, со стереотипами.
нашей жизни.
Выявлять и оценивать различные мнения и точки
зрения о необходимости соблюдения семейных и

http://skiv.instrao.ru/
Беседа / обсуждение /
решение
познавательных задач Ситуации
и разбор ситуаций
«Поговорим вежливо»

Общаемся со
старшими и с
29 младшими.
- Общаемся «по 4
30. правилам»
и достигаем
общих целей

Межкультурное
взаимодействие:
роль и причины
противоречий в
межкультурном
взаимодействии.

общественных традиций.

«Пост хвастовства»

Аргументировать свое мнение о роли традиций в
поддержании культурного многообразия.

«Самоуправление в
школе»

Оценивать риски и последствия отказа от соблюдения
традиций.

«Рождение детей и СМИ»
Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 2. Стр. 8–9, 25–
30, ситуация «Новый
ученик»

http://skiv.instrao.ru/

Ситуации
Определять стратегии поведения в конфликтных
социальных взаимодействиях.

Проблемы
различных
Выявлять и оценивать различные мнения и точки
социальных групп в зрения о причинах конфликтных ситуаций.
современном
мире. Демографичес
кие группы.
Миграция и
мигранты

«Связь поколений»
Дискуссия / решение «Детская площадка»
познавательных задач Глобальные
и разбор ситуаций
компетенции. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 2. Стр. 17–30
(тренировочные задания
№ 2 и №3).
Ситуация «Миграция и
мигранты»

Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 2. Стр. 31–38
(ситуация «Африка как
зеркало глобальных
проблем»).
Прошлое и
будущее:
причины и
31. способы
решения
глобальных
проблем

2

Выявлять и оценивать различные мнения и точки
Глобальные
зрения, связанные с проявлением глобальных проблем
проблемы: причины в различных регионах Земли.
возникновения,
особенности
Объяснять сложные региональные ситуации и
проявления в
проблемы.
различных регионах
Оценивать действия по преодолению сложных
Земли.
ситуаций и их последствий

Обсуждение
информации,
предложенной
руководителем
занятия / решение
познавательных задач
и разбор ситуаций

Ситуация «Цивилизация
и мусор»
http://skiv.instrao.ru/

Ситуации «Леса или
сельскохозяйственные
угодья»
«Озелененные
территории»
«Пластик, о котором все
знают»

Действуем для
будущего:
2
32. сохраняем
природные
ресурсы

Глобальные
проблемы:

Объяснять сложные ситуации и проблемы, связанные с Обсуждение
устойчивым развитием.
информации,
предложенной
концепция
Аргументировать свое мнение о возможности
руководителем
устойчивого
преодоления энергетической и сырьевой глобальных
занятия / решение
развития и решение проблем.
познавательных задач
глобальных

Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных заданий.
Выпуск 2. Стр. 12–16.
http://skiv.instrao.ru/

проблем.
Сущность
концепции
устойчивого
развития.

Оценивать действия людей и сообществ с позиций
достижения устойчивого развития

и разбор ситуаций
Ситуации «Шопоголик»
«Бензин или метан»
«Цель № 7»

Возможности
решения
глобальных
проблем на
примерах
энергетической и
сырьевой проблем

«Энергетическая
проблема»
«Этичное производство и
потребление»

Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.

Подведение
итогов
программы.
33. Самооценка
результатов
деятельности
на занятиях

2

Оценка
(самооценка)
уровня
сформированности
функциональной
грамотности по
шести
составляющим.
Обсуждение
возможных
действий,
направленных на
повышение уровня
ФГ отдельных
учащихся и группы
в целом.

Оценивать результаты своей деятельности.
Аргументировать и обосновывать свою позицию.
Осуществлять сотрудничество со сверстниками.
Учитывать разные мнения.

Групповая работа

Для конкретизации
проявления
сформированности
отдельных уровней ФГ
используются примеры
заданий разного уровня
ФГ (http://skiv.instrao.ru/)

34.

Итоговое
занятие

2

Решение практических задач, успешное
межличностного общение в совместной деятельности,
Демонстрация
итогов внеурочных активное участие в коллективных учебноТеатрализованное
исследовательских, проектных и других творческих
занятий по ФГ
представление,
работах.
(открытое
фестиваль, выставка
мероприятие для
Просмотр слайд-шоу с фотографиями и видео,
работ
школы и
сделанными педагогами и детьми во время занятий.
родителей).
Благодарности друг другу за совместную работу.

[1] Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А.
Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С.35.

[2] https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf

[3] ПС – письменное самовыражение (здесь и далее)

[4] ВС – визуальное самовыражение (здесь и далее)

[5] СПр – решение социальных проблем (здесь и далее)

[6] ЕНПр – решение естественнонаучных проблем (здесь и далее)

[7] Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений /Л.С. Кожуховская [и
др.]; под общ. ред. Л.С. Кожуховской. – Минск: Изд. Центр БГУ, 2010. – 233
с. https://www.youthworker.by/images/_library/Kopilka_metodov_i_uprazhnenij.pdf


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».