РП ВД Филомат-И 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации г.Березники МАОУ
МАОУ гимназия № 9

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора
по УР

директор МАОУ
гимназия №9

________________________

________________________

Николаева Е.В.
«30» августа 2023 г.

Петухова Е.Н.
Приказ 138 от «31» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Филомат-И»
для обучающихся 9 класса

г.Березники 2023
1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Место предмета «История» в системе школьного образования
определяется его познавательным и мировоззренческим значением,
воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности молодого
человека. История представляет собирательную картину жизни людей во
времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом.
История дает возможность познания и понимания человека и общества в
связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно
и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и
настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;
 овладение знаниями об основных этапах развития человеческого
общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
 воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
 развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях
2



прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с
принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания
в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном
обществе.

МЕСТО ПРЕДМЕТНОГО КУРСА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса в 9 классе отводится по 34 часов (1 час в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТНОГО КУРСА
Раздел 1. Теоретический
Тема 1. Терминология.
Терминология истории России с VI – начала XX в.: Древняя Русь, Удельная
Русь, период образования Российского централизованного государства,
Московская Русь, Российская империя.
Тема 2. Причинно-следственные связи.
Изучение детерминации исторических событий, процессов, явлений истории
России с VI – начала XX в.: Древняя Русь, Удельная Русь, период
образования Российского централизованного государства, Московская Русь,
Российская империя.
Тема 3. Персоналии
Исторические личности России с VI – начала XX в.: Древняя Русь, Удельная
Русь, период образования Российского централизованного государства,
Московская Русь, Российская империя.
Тема 4. Хронология
Изучение основных дат истории России с VI – начала XX в.: Древняя Русь,
Удельная Русь, период образования Российского централизованного
государства, Московская Русь, Российская империя.
Тема 5. Историческая карта
Изучение на исторической карте событий истории России с VI – начала XX
в.: Древняя Русь, Удельная Русь, период образования Российского
централизованного государства, Московская Русь, Российская империя.
Модуль 2. Практический
Тема 6. Терминология.

3

Решение задач, выполнение заданий по терминам истории России с VI –
начала XX в.: Древняя Русь, Удельная Русь, период образования Российского
централизованного государства, Московская Русь, Российская империя.
Тема 7. Причинно-следственные связи.
Решение задач, выполнение заданий по причинно-следственным связям
событий истории России с VI – начала XX в.: Древняя Русь, Удельная Русь,
период
образования
Российского
централизованного
государства,
Московская Русь, Российская империя.
Тема 8. Персоналии
Решение задач, выполнение заданий по историческим личностям и их роли в
истории России с VI – начала XX в.: Древняя Русь, Удельная Русь, период
образования Российского централизованного государства, Московская Русь,
Российская империя.
Тема 9. Хронология
Решение задач, выполнение заданий по хронологии (датам) истории России с
VI – начала XX в.: Древняя Русь, Удельная Русь, период образования
Российского централизованного государства, Московская Русь, Российская
империя.
Тема 10. Историческая карта
Выполнение заданий по историческим картам России с VI – начала XX в.:
Древняя Русь, Удельная Русь, период образования Российского
централизованного государства, Московская Русь, Российская империя.
Тема 11. Историческая география
Решение задач, выполнение заданий по исторической географии России с VI
– начала XX в.: Древняя Русь, Удельная Русь, период образования
Российского централизованного государства, Московская Русь, Российская
империя.
Тема 12. Вспомогательные исторические дисциплины
Выполнение заданий по вспомогательным (специальным) дисциплинам.
Тема 13. Заключительный урок
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

4

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной
общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС ООО
(2021) относятся следующие убеждения и качества:
в сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции
и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и
законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи,
образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий,
наносящих ущерб социальной и природной среде;
в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности и нормы современного российского общества в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков;
в понимании ценности научного познания: осмысление значения
истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;
формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей
современного общественного сознания;
в сфере эстетического воспитания: представление о культурном
многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других
народов;
5

в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе – на
основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного
физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории
значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и
общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и
современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности
человека;
определение
сферы
профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов;
в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта
взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера
экологических проблем современного мира и необходимости защиты
окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности.
в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной
среды: представления об изменениях природной и социальной среды в
истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о
значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе
выражаются в следующих качествах и действиях.
В сфере универсальных учебных познавательных действий:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и
обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные
признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи
событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять
познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор
исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать
исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием; определять
новизну и обоснованность полученного результата; представлять результаты
6

своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация,
реферат, учебный проект и др.);
работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной
исторической информации (учебник, тексты исторических источников,
научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать
информацию из источника; различать виды источников исторической
информации; высказывать суждение о достоверности и значении
информации источника (по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно).
В сфере универсальных учебных коммуникативных действий:
общение: представлять особенности взаимодействия людей в
исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении
событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство
высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в
устном высказывании, письменном тексте; публично представлять
результаты выполненного исследования, проекта; осваивать и применять
правила межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
осуществление совместной деятельности: осознавать на основе
исторических примеров значение совместной работы как эффективного
средства достижения поставленных целей; планировать и осуществлять
совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе
– на региональном материале; определять свое участие в общей работе и
координировать свои действия с другими членами команды; оценивать
полученные результаты и свой вклад в общую работу.
В сфере универсальных учебных регулятивных действий:
владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной
работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);
владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля,
рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить
коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших
трудностей.
В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в
отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий
другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и
мнений других участников общения.
7

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
 называть даты (хронологические границы) важнейших событий и
процессов отечественной и всеобщей истории VI – начала XX в.;
выделять этапы (периоды) в развитии ключевых событий и
процессов;
 выявлять синхронность / асинхронность исторических процессов
отечественной и всеобщей истории VI – начала XX в.;
 определять последовательность событий отечественной и всеобщей
истории VI – начала XX в. на основе анализа причинно-следственных
связей.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий отечественной и всеобщей истории VI – начала
XX в.;
 группировать,
систематизировать факты по самостоятельно
определяемому
признаку
(хронологии,
принадлежности
к
историческим процессам, типологическим основаниям и др.);
 составлять систематические таблицы;
 определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логические
рассуждения,
делать
умозаключения
(индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы»/
3. Работа с исторической картой:
 выявлять и показывать на карте изменения, произошедшие в
результате значительных социально-экономических и политических
событий и процессов отечественной и всеобщей истории VI – начала
XX в.;
 определять на основе карты влияние географического фактора на
развитие различных сфер жизни страны (группы стран).
4. Работа с историческими источниками:
 представлять в дополнение к известным ранее видам письменных
источников особенности таких материалов, как произведения
общественной
мысли,
газетная
публицистика,
программы
политических партий, статистические данные;

8

определять тип и вид источника (письменного, визуального);
выявлять принадлежность источника определенному лицу,
социальной группе, общественному течению и др.;
 извлекать, сопоставлять и систематизировать информацию о
событиях отечественной и всеобщей истории VI – начала XX в. из
разных письменных, визуальных и вещественных источников;
 различать в тексте письменных источников факты и интерпретации
событий прошлого.
5. Историческое описание (реконструкция):
 представлять
развернутый рассказ о ключевых событиях
отечественной и всеобщей истории VI – начала XX в. с
использованием визуальных материалов (устно, письменно в форме
короткого эссе, презентации);
 составлять развернутую характеристику исторических личностей VI
– начала XX в. с описанием и оценкой их деятельности (сообщение,
презентация, эссе);
 составлять описание образа жизни различных групп населения в
России и других странах в VI – начале XX в., показывая изменения,
происшедшие в течение рассматриваемого периода;
 представлять описание памятников материальной и художественной
культуры изучаемой эпохи, их назначения, использованных при их
создании технических и художественных приемов и др.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
 раскрывать существенные черты: а) экономического, социального и
политического развития России и других стран в VI – начале XX в.;
б) процессов модернизации в мире и России; в) масштабных
социальных движений и революций в рассматриваемый период; г)
международных отношений рассматриваемого периода и участия в
них России;
 объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе
отечественной и всеобщей истории; соотносить общие понятия и
факты;
 объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной
и всеобщей истории VI – начала XX в.: а) выявлять в историческом
тексте суждения о причинах и следствиях событий; б)
систематизировать объяснение причин и следствий событий,
представленное в нескольких текстах; в) определять и объяснять свое
отношение к существующим трактовкам причин и следствий
исторических событий;


9

проводить сопоставление однотипных событий и процессов
отечественной и всеобщей истории VI – начала XX в.: а) указывать
повторяющиеся черты исторических ситуаций; б) выделять черты
сходства и различия; в) раскрывать, чем объяснялось своеобразие
ситуаций в России, других странах.
 Раскрывать наиболее значимые события и процессы истории России
VI - начала XXI в.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
 сопоставлять высказывания историков, содержащие разные мнения
по спорным вопросам отечественной и всеобщей истории VI – начала
XX в., объяснять, что могло лежать в их основе;
 оценивать степень убедительности предложенных точек зрения,
формулировать и аргументировать свое мнение;
 объяснять,
какими ценностями руководствовались люди в
рассматриваемую эпоху (на примерах конкретных ситуаций,
персоналий), выражать свое отношение к ним.
8. Применение исторических знаний:
 распознавать в окружающей среде, в том числе в родном городе,
регионе памятники материальной и художественной культуры VI –
начала ХХ в., объяснять, в чем заключалось их значение для времени
их создания и для современного общества;
 выполнять учебные проекты по отечественной и всеобщей истории
XIX – начала ХХ в. (в том числе на региональном материале);
 объяснять, в чем состоит наследие истории VI – начала ХХ в. для
России, других стран мира, высказывать и аргументировать свое
отношение к культурному наследию в общественных обсуждениях.
 осмыслить новое знание, его интерпретации и применению в
различных учебных и жизненных ситуациях с использованием
исторического материала о событиях и процессах истории России VI
– начала ХХ вв.


10

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Раздел 1.

Теоретический

Тема 1.

Терминология

1.

Термины Руси IX-XV вв.

2.

Термины по Московскому царству

3.

Термины по Российской империи

Итого по теме
Тема 2.
4.

3

Причинно-следственные связи
Русь в IX-XV вв.

5.

Россия в XVI – XVII вв.

6.

Россия в XVIII-начале XX в.

Итого по теме

3

Тема 3.

Персоналии

7.

Русь в IX-XV вв.

8.

Россия в XVI – XVII вв.

9.

Россия в XVIII-начале XX в.

Итого по теме

3

Тема 4

Хронология

10.

Русь в IX- XVвв.

11.

Россия в XVIII-начале XX в.

Итого по теме

2

Тема 5

Историческая карта

12.

Русь в IX-XV вв.

13.

Россия в XVI – XVII вв.

14.

Россия в XVIII-начале XX в.

Итого по теме

3

Итого по модулю

14

Модуль 2

Практический

Тема 6

Терминология

15.

Русь в IX-XV вв.

16.

Россия в XVI – XVII вв.

17.

Россия в XVIII-начале XX в.

Итого по теме
Тема 7

3

Причинно-следственные связи
11

18.

Русь в IX-XV вв.

19.

Россия в XVI – XVII вв.

20.

Россия в XVIII-начале XX в.

Итого по теме

3

Тема 8

Персоналии

21.

Русь в IX-XV вв.

22.

Россия в XVI – XVII вв.

23.

Россия в XVIII-начале XX в.

Итого по теме

3

Тема 9

Хронология

24.

Русь в IX-XV вв.

25.

Россия в XVI – XVII вв.

26.

Россия в XVIII-начале XX в.

Итого по теме

3

Тема 10

Историческая карта

27.

Русь в IX-XV вв.

28.

Россия в XVI – XVII вв.

29.

Россия в XVIII-начале XX в.

Итого по теме

3

Тема 11

Историческая география

30.

Русь в IX-XV вв.

31.

Россия в XVI – XVII вв.

32.

Россия в XVIII-начале XX в.

Итого по теме

3

Тема 12

Вспомогательные исторические дисциплины

33.

Науки-помощницы

Итого по теме

1
1

Тема 13

Заключительный урок по теме

34.

Заключительный урок по теме

1

Итого по теме
Итого по модулю

54

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Кириллов,
В.
В. История России : учебник для
среднего
профессионального образования / В. В. Кириллов, М. А. Бравина. — 5-е
изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 612 с.
История России. 4-е издание. Учебник. Авторы: Орлов А.С., Георгиев
В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Московский гос. ун-т им. М. В.
Ломоносова, Исторический фак. 4-е изд., перераб. и доп.
Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России с древнейших времен до
конца XVII века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред.
А. Н. Сахарова. М.: Просвещение, 1995. 304 с.
Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России конец XVII века – XIX век
: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. Н. Сахарова.
М.: Просвещение, 1995. 304 с.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».