РП ВД Творческая физика 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации г. Березники
МАОУ гимназия № 9

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора
по УР

директор МАОУ
гимназия №9

________________________

________________________

Николаева Е.В.
от «30» августа 2023 г.

Петухова Е.Н.
Приказ № 138 от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Творческая физика»
для обучающихся 9 классов

Составитель: Каменщикова Дарья Авенировна,
учитель физики

г. Березники 2023

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Творческая Физика» для 9 класса
составлена

в

соответствии

с

требованиями

Федерального

государственного

образовательного стандарта, писем Министерства образования и науки Российской
Федерации «Об изучении предметной области «Физика», авторской программой курса
физики 9 класса А.В. Перышкина, Е.М. Гутник; основана на интеграции физики с другими
предметами школьного курса. Идея программы – показать единство природных процессов,
общность законов, применимых к явлениям живой и неживой природы, подготовить
учащихся к ОГЭ по физике.
Данный курс внеурочной деятельности имеет своей целью развитие и формирование
системного мышления. Изучение предмета «Физика» способствует решению следующих
задач:
1) знакомства с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений
природы;
2)

приобретение

знаний

о

механических

явлениях,

физических

величинах,

характеризующих эти явления;
3) формирование умений наблюдать природные явлении выполнять опыты, лабораторные
работы и экспериментальные исследования, используя измерительные приборы;
4) овладение понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема,
гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
5) понимание отличий научных данных от непроверенной информации.
Ценностные ориентиры:
- социальная солидарность,
- труд и творчество,
- наука,
- искусство,
- природа,
- человечество.
Формы организации деятельности:
Классно-урочная, регламентированная дискуссия, работа в малых группах.
Виды
деятельности:
Чтение и обсуждение текста статей интернет-сайтов, обсуждение докладов и презентаций,
составление
и
решение
задач,
обсуждение
способов
решения.
Направление внеурочной деятельности – общеинтеллектуальное.

2.

РЕЗУЛЬТАТЫ

ОСВОЕНИЯ

КУРСА

ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ТВОРЧЕСКАЯ ФИЗИКА».
Изучение курса внеурочной деятельности «ТВОРЧЕСКАЯ

Физика» направлено на

формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучения,
соответствующих

требованиям

федерального

государственного

образовательного

стандарта основного общего образования:
Личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2. Ответственное отношения к учению, готовность и способность к самообразованию и
саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие самостоятельности
в приобретении и совершенствовании новых знаний;
3. Познавательные интересы, развитие интеллектуальных, творческих способностей,
формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории
образования;
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, убежденности в возможности познания
природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для
дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники,
отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
5. Умение контролировать процесс и результат учебной и исследовательской деятельности
в процессе изучения законов природы;
6. Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении
практических задач.
Метапредметные

результаты:

1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
3.

Умение

определять

понятия,

создавать

обобщения,

устанавливать

аналогии,

классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;

4. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5. Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных
технологий;
6. Первоначальные представления об идеях и о методах физики как об универсальном
инструменте науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
7. Умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах,

в

окружающей

жизни;

8. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии

с

предложенным

алгоритмом.

Предметные результаты:
1. Осознание ценности и значения физики и ее законов для повседневной жизни человека
и ее роли в развитии материальной и духовной культуры;
2. Формирование представлений о закономерной связи и познаваемости явлений природы,
объективности научного знания, о системообразующей роли физики для развития других
естественных наук, техники и технологий;
3. Формирование первоначальных представлений о физической сущности явлений
природы, видах материи, усвоение основных идей механики… планировать и выполнять
эксперименты, проводить прямые и косвенные измерения с использованием приборов,
обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью
таблиц, графиков и формул;
4. Способность обнаруживать зависимости между физическими величинами, выводить из
экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы, объяснять
полученные результаты и делать выводы;
5. Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов,
средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических
процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных
и

экологических

катастроф;

6. Формирование умения применять теоретические знания по физике на практике, решать
физические задачи; планировать в повседневной жизни свои действия с применением
полученных знаний законов физики.

Количеств
о часов

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТВОРЧЕСКАЯ ФИЗИКА» 9 класс.
Тема
Содержание

Законы
взаимодействия и
движения тел.

Способы описания механического движения. Система отсчета. Прямолинейное движение. Прямолинейное 21
равномерное движение по плоскости. Перемещение и скорость при равномерном прямолинейном
движении по плоскости. Относительность движения. Сложение движений. Принцип независимости
движений. Криволинейное движение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. Равномерное
движение по окружности. Угловая скорость. Период и частота вращения. Скорость и ускорение при
равномерном движении по окружности.
Законы Ньютона. Свободное падение. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Равномерное движение
по окружности. Период и частота обращения. Солнечная система. Искусственные спутники земли
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Момент силы. Условия равновесия тел.
Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.
Лабораторные работы:
Изучение движения по окружности.
Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке.
Определение центров масс различных тел (3 способа).
Изучение трения скольжения.
Темы проектных работ:
Античная механика. Время и его измерение. Инерция – причина нарушения правил дорожного движения.
Сила трения в природе. Реактивная тяга. Реактивные двигатели.
Трение и превращение энергии.
Биомеханика человека.
Архитектурно- строительная бионика.

МЕХАНИЧЕСКИ
Е КОЛЕБАНИЯ И
ВОЛНЫ.ЗВУК.

Колебательное движение. Колебания груза на пружине. Свободные колебания. Колебательная система.
Маятник. Амплитуда. Период. Частота колебаний. Гармонические колебания.
Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания.
Резонанс.
Распространение колебаний в упругих средах. Поперечные и продольные волны. Длина волны. Звуковые

3

ЭЛЕКТРОМАГН
ИТНОЕ ПОЛЕ.

ФИЗИКА АТОМА
И АТОМНОГО
ЯДРА

ИТОГО

волны. Скорость звука. Высота, тембр и громкость звука. Звуковой резонанс.
Лабораторная работа:
Определение роста человека с помощью часов
Темы проектных работ:
Аспекты влияния музыки и звуков на организм человека.
Акустический шум и его воздействие на организм человека.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн.
Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и
телевидения.
Электромагнитная природа света. Преломление света. Показатель преломления. Дисперсия света. Цвета
тел. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.
Лабораторные работы:
Определение направления магнитного меридиана.
Изготовление и применение зеркального перископа.
Изготовление калейдоскопа.
Получение и наблюдение радуги.
Темы проектных работ:
Применение электромагнитов. Реле. Трансформаторы.
Вода и лупа.
Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия.
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета- и гамма излучение. Опыты
Резерфорда. Ядерная модель атома. Радиоактивные превращения атомных ядер. Сохранение зарядового и
массового чисел при ядерных реакциях. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл
зарядового и массового чисел. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных
электростанций. Дозиметрия. Период полураспада. Закон радиоактивного распада. Влияние
радиоактивных излучений на живые организмы.
Термоядерная реакция. Источники энергии солнца и звезд.
Темы проектных работ:
Радиоактивность и мечта алхимиков.
Циклотрон.
Атомная энергетика. Экология.

7

3

34

№
п/п
1
2
3
4
5
6

4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИЗИКА» 9
Тема занятия
Основные виды учебной деятельности
1. ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ДВИЖЕНИЯ ТЕЛ – 21 ч.
Способы описания механического
Обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о способах описания движения.
движения - способы описания
функциональных зависимостей.
Прямолинейное равномерное
Вывод формулы изменения координаты.
движение по плоскости.
Работа в малых группах над алгоритмом решения задач по указанной теме.
Относительность движения.
Работа в малых группах над созданием алгоритма решения качественных и
Сложение движений. Принцип
расчетных задач по теме «Относительность движения»
независимости движений.
Лабораторные работа:
Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов.
«Изучение движения тела по
окружности»
Прыжки, метание диска и копья.
Работа в малых группах над созданием алгоритма решения расчетных задач на
Запуск ракет.
тему: «Расчет движения тела, брошенного под углом к горизонту».
Падающие тела.
Обсуждение статей сайта www. elementy.ru
по теме «Падающие тела».

7

Лабораторные работа «Определение
скорости движения указательного
пальца при горизонтальном щелчке»

8

История развития механики.

9
10

Дата

8/09

15/09
22/09

29/09

6/10
13/10

Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов.

20/10

Защита проектов:
Античная механика.
Время и его измерение
Сила воли, сила убеждения или сила – Чтение и обсуждение текста статьи сайта www. elementy.ru о классах сил.
физическая величина?
Обсуждение произведений классической литературы, в которых описываются
различные силы.
Движение тела под действием
Работа в малых группах над созданием алгоритма решения качественных и
нескольких сил. Движение системы
расчетных задач;
связанных тел.

27/10

3/11

10/11

11

Сила трения в природе.

12

16

Лабораторная работа
«Изучение трения скольжения»
Динамика равномерного движения
материальной точки по окружности.
История развития представлений о
Вселенной. Солнечная система.
Движение планет и их спутников.
Строение и эволюция Вселенной.
Планета, открытая на кончике пера.
Первые ИСЗ.
Замкнутые системы.

17

Реактивное движение.

18

Расследование ДТП с помощью
закона сохранения импульса
Лабораторная работа: «Определение
центров масс различных тел»
Почему свод прочнее плоского
потолка?
Биомеханика.

13
14

15

19
20
21

22
23

Защита проектов:
Сила трения в природе.
Трение и превращение энергии.
Практическая работа в малых группах, обсуждение результатов работы.

17/11

Работа в малых группах над созданием алгоритма решения задач на применение
законов движения материальной точки по окружности.
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «История развития
представлений о Вселенной». Изучение расположения и движения планет с
помощью модели-теллурия.

5/12

Работа в малых группах над отработкой алгоритма решения задач на применение
закона всемирного тяготения.
Чтение и обсуждение статьи сайта www. elementy.ru о замкнутых системах и
законе сохранения импульса.
Защита проектов:
Реактивная тяга.
Реактивные двигатели.
Защита проекта:
Инерция – причина нарушения правил дорожного движения.
Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов
работы.
Решение нестандартных задач.

8/12

24/11

1/12

15/12
22/12

12/01
19/01
26/01

Защита проектов:
Биомеханика человека.
Архитектурно- строительная бионика.
2. МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК. – 3 ч.

2/02

Серфинг и наука о волнах.
От самых тихих до самых громких.
Эхо в жизни людей и животных.

9/02
16/02

Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Колебания. Волны.»
Защита проектов:
Аспекты влияния музыки и звуков на организм человека.
Акустический шум и его воздействие на организм человека.

24

25
26

Лабораторная работа «Определение роста Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов работы.
человека с помощью часов».

3. ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ – 7 ч.
Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение результатов работы.
Лабораторная работа: «Определение
направления магнитного меридиана».
Защита проектов:
Электромоторы, применение в
Применение электромагнитов.
технике.
Реле.
Трансформаторы.
Обсуждение плана проведения НЕДЕЛИ ФИЗИКИ.

23/02

2/03
9/03

31

Подготовка к проведению
НЕДЕЛИ ФИЗИКИ в школе.
Лабораторные работы:
«Изготовление и применение
зеркального перископа»,
«Изготовление калейдоскопа»
Преломление.
Лабораторная работа «Получение и
наблюдение радуги».
Глаз и зрение.

32

9. ФИЗИКА АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА – 3 ч.
Защита проектов:
Радиоактивность.

27/04

Использование энергии атома.
Атомная энергетика: за и против.

11/05
18/05

27
28

29
30

33
34

16/03

Выполнение практических работ в малых группах, обсуждение темы «Оптические
приборы».

23/03

Решение нестандартных задач.
Выполнение практической работы в малых группах, обсуждение.

6/04
13/04

Защита проектов:
Вода и лупа.
Всегда ли можно верить своим глазам, или что такое иллюзия.

20/04

Радиоактивность и мечта алхимиков;
Циклотрон.
Обсуждение докладов и презентаций учащихся на тему: «Мирный атом».
Защита проекта:
Атомная энергетика. Экология.

Список литературы:
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Автор
Билимович Б.Ф.
Блудов М.И.
Горев Л.А
Горлова Л.А.
Елькин В.И.
Кадомцев Б.Б., Рыдник
В.И.
Кикоин И.К. и др.
Кожеуров И.В.
Майер В.В.
Мейсон П.
Орехов В.П.
Паркер С.
Перельман Я.И.
Перышкин А.В., Гутник
Е.М
Покровский С.Ф.
Сёмке А.И.
Сёмке А.И.
Синичкин В.П.,
Синичкина О.П.
Тульчинский М. Е.
Фурсов В.К.
Чернов С.М.
Эллиот Л., Уилкокс У.
Цифровые
образовательные
ресурсы.

Название, издательство, год
Физические викторины. – М., Просвещение, 1968.
Беседы по физике. М., Просвещение, 1972.
Занимательные опыты по физике. – М., Просвещение, 1977.
Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике. М., «ВАКО», 2006.
Оригинальные уроки физики и приемы обучения. М., «Школа- Пресс», 2000.
Волны вокруг нас. М., «Знание», 1981.
Опыты в домашней лаборатории. М., «Наука», 1981.
Элементы космонавтики в курсах физики и астрономии. М., Просвещение, 1977.
Простые опыты со струями и звуком. М., «Наука», 1985.
На гребне волны. Серфинг и наука о волнах. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
Колебания и волны в курсе физики средней школы. М., Просвещение, 1977.
Звуки. От самых тихих до самых громких. М., АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013.
Занимательная физика. – М., «Наука»,1979.
Физика-9. М., Дрофа, 2017
Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. М., изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1963.
Нестандартные задачи по физике. Ярославль, Академия развития, 2007.
Занимательные материалы к урокам. М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2006.
Внеклассная работа по физике. Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2002.
Занимательные задачи-парадоксы и софизмы по физике. - М.: «Просвещение», 1999.
Задачи-вопросы по физике. Пособие для учителей. М., Просвещение, 2011.
Экология. Учебное пособие. – М., Просвещение, 1988.
Физика. М., Физматгиз, 1963
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school- collection.edu.ru /
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru /
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru /
Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов. http://window.edu.ru / , http://shkola.edu.ru/. http://www.km-school.ru/ .

5. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ В КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
Класс____________
№
п/п

Дата по плану

Дата по факту

Изменения

Причины


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».