РП ВД Практикум. Работа с текстом 7, 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации г. Березники
МАОУ гимназия № 9

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора
по УР

директор МАОУ
гимназия №9

________________________

________________________

Николаева Е.В.
от «30» августа 2023 г.

Петухова Е.Н.
Приказ № 138 от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Практикум. Работа с текстом»
для обучающихся 7,9 классов

Составитель: Мартюшева Т.Э.,
учитель русского языка

г. Березники 2023

Пояснительная записка.
Курс внеурочной учебной деятельности для обучающихся 5-9 классов имеет особую важность
в силу ряда причин.
Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для
достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного
общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку. Программа курса внеурочной деятельности предусматривает
более глубокое овладение рядом специальных понятий, которые хотя и анализируются на уроках (по основной программе), но не
рассматриваются в достаточно полном объеме и в определенной системе. Данная программа содержит практический блок, который
включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит в перспективе помощником для подготовки учащихся к
промежуточной и итоговой аттестации по русскому языку.
Представленный курс внеурочной деятельности непосредственно связан с основным курсом русского языка, расширяет и
углубляет его, даёт возможность для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, совершенствования
предметных результатов, универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных, ИКТ компетентности). То углубление и расширение знаний учащихся, которое предусматривает данный курс, доступно, научно и
соответствует языковой системе.
Материалом для комплексного обучения языку и речи служит текст как основная дидактическая единица, которая позволяет
раскрыть смысловое значение слова в контексте, уяснить выразительно - изобразительную функцию слова. Такую целенаправленную
работу позволяет осуществить комплексный анализ текста, который может рассматриваться как «измеритель» языковой подготовки
учащихся и позволяет отработать трудные случаи правописных умений и навыков.
В связи с недостаточностью урочного учебного времени эту объёмную по времени работу целесообразно проводить отдельными
занятиями, позволяющими систематизировать и объединить все задания, выполненные ранее на уроках в отдельности. Содержание
программы рассчитано на учащихся с разными учебными возможностями, т.к. комплексный анализ текста включает в себя различные по
сложности задания.
Актуальность курса заключается в том, что данный курс поможет подготовиться к итоговой государственной аттестации за курс
основной школы, позволит соединить в целое обучение языку и речи.
Целью программы является расширение лингвистического кругозора учащихся.
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
Образовательные:
•
развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
•
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.

Развивающие:
•
развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных
ситуациях общения; повышать уровень культуры речи;
•
развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
•
воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
•
формировать социально активную, конкурентоспособную личность.
Занятия курса направлены на систематизацию, углубление и расширение лингвистических знаний, что позволит развивать
коммуникативную компетентность и языковой вкус.
Особое значение имеет курс в 9 классе. Государственный экзамен требует от обучающихся умения работать с текстом. Общая
направленность экзамена заключается в проверке следующих умений и навыков:
-писать изложения разных видов;
-читать текст и анализировать его содержание;
-выполнять тестовые задания, проверяющие знания и умения в разных областях школьного курса русского языка. Актуальным
становится умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла.
В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а
некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем).
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации метапредметной
функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
Программа имеет практическую направленность и рассчитана на 34 часа в каждом классе (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения курса.
УУД
Личностные

Обучающийся научится
 Потребность в самовыражении и
самореализации.
 Умение вести диалог.
 Устойчивый познавательный интерес.

Обучающийся получит возможность научиться
 Готовность к самообразованию и самовоспитанию.
 Устойчивая учебно-познавательная мотивация и
интерес к учению.
 Адекватная позитивная самооценка и Я- концепция.

Регулятивные

 Целеполагание. Анализ условий

 Самостоятельно ставить новые учебные цели и

достижения цели.
Планирование путей достижения цели.
Установка целевых приоритетов.
Контроль и управление своим временем.
Контроль результатов и способов действия.
Самостоятельная оценка и корректирование
выполнения действия.
 Основы прогнозирования.






Коммуникативные 










задачи.
 Учитывать условия и средства достижения целей при

их планировании.
 Выбирать наиболее эффективные способы
достижения цели.
 Управлять своим поведением и деятельностью.
 Осуществлять познавательную рефлексию.
 Адекватно оценивать объективную трудность и свои
возможности.
 Преодолевать трудности.
Формулировать собственное мнение и
 Учитывать разные мнения и интересы и
позицию.
обосновывать собственную позицию.
Учитывать разные мнения.
 Обосновывать свою позицию с учетом разных
Сравнивать разные точки зрения.
мнений.
Аргументировать свою точку зрения.
 Продуктивно разрешать конфликты.
Задавать вопросы.
 Брать на себя инициативу.
Сотрудничать, осуществляя планирование,
 Оказывать поддержку и содействие.
взаимный контроль и оказывая
 Осуществлять коммуникативную рефлексию.
взаимопомощь.
 Владеть монологической и диалогической
Адекватно использовать речь, языковые и формами речи в соответствии с грамматическими и
речевые средства.
синтаксическими нормами языка.
Работать в группе.
Основы коммуникативной рефлексии.

Познавательные

 Осуществлять расширенный поиск







информации с использованием ресурсов
библиотек и Интернета.
Давать определение понятиям.
Устанавливать причинно-следственные
связи.
Обобщать понятия.
Строить логическое рассуждение.
Объяснять явления, процессы.

 Самостоятельно проводить исследование

основе наблюдения и эксперимента.
проблему, аргументировать
актуальность.
Выдвигать гипотезы.
Проверять гипотезы.
Делать умозаключения и выводы.
Основы рефлексивного чтения.

 Ставить





на
ее

 Проводить наблюдение и эксперимент под

руководством учителя.
 Основы ознакомительного, изучающего

чтения.
 Умение выделять главное и второстепенное

ИКТкомпетентность






в тексте, выстраивать последовательность
событий.
Искать и хранить информацию.
Пользоваться устройствами ИКТ.
Создавать письменные сообщения.
Осуществлять коммуникации.

 Использовать различные приемы поиска

информации в Интернете в ходе учебной
деятельности.
 Использовать возможности ИКТ в творческой
деятельности.

Содержание учебного курса.
Возрастная Чему учить
группа
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
5-6 классы Ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
-определять главную тему, общую цель или назначение текста;
-выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и
общему смыслу текста;
-формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
-объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
•находить в тексте требуемую информацию
•решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие
полного и критического понимания текста:
-определять назначение разных видов текстов;
-ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный
момент информацию;
-различать темы и подтемы специального текста;
-выделять не только главную, но и избыточную информацию;
-прогнозировать последовательность изложения идей текста;
-сопоставлять
разные
точки зрения
и
разные
источники
информации по заданной теме;
-понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать
им.
7-9 классы Предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на
предыдущий опыт;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной
теме;
выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования
определённой позиции;
понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им;
организовывать поиск информации:

Стратегии

Интерактивные подходы
(упражнения, задания)
Развитие критического
мышления через чтение и
письмо (инсерт, бортовой
журнал, таблица «З – Х – У»,
«Чтение про себя», «Чтение в
кружок», «Чтение про себя с
вопросами», «Чтение с
остановками».

Словарная карта, групповая
работа, инсерт, кластеры,
организация
дискуссий «Чтение про себя с
пометками» «Отношения
между вопросом и ответом»,
«Тайм - аут».

-приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации,
сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным
опытом.
Овладеть элементарными
навыками
чтения
информации,
представленной в наглядно-символической форме, приобретёт опыт работы с
текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации.
5-6 классы Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление;
проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
преобразовывать текст, используя новые формы представления информации:
формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные,
в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к
другому;
интерпретировать текст:
-сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного
характера;
-обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
-делать выводы из сформулированных посылок;
-выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
7-9 классы Выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления
иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста
(использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
5-6 классы Откликаться на содержание текста:
Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих
представлений о мире;
Откликаться на форму текста: оценивать не только содержание
текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения.

Развитие критического
мышления через чтение и
письмо (чтение с
остановками)

«Список тем книги»
«Черты характера».

Визуальные методы
организации материала,
таблица «Кто? Что?, Когда?,
Где?, Почему?».
Интерактивные подходы.
Логические цепочки.
Вопросы после текста.
Проверочный лист.

7-9 классы На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность
получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения
этих пробелов.
В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся
в них противоречивую, конфликтную информацию; использовать полученный опыт
восприятия информационных объектов
для обогащения чувственного опыта,
высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении
(прочитанном тексте). критически относиться к рекламной информации; находить
способы проверки противоречивой информации; определять достоверную
информацию.

Кластеры, логические
цепочки, инсерт, приём
«Плюс – минус –
Интересно».

Планирование занятий 7 класс.
№ п/п Тема

Кол-во часов Дата

1.

Введение в учебный курс. Особенности обучения в 7 классе.

1

сентябрь

2.

Текст. Виды текста.

1

сентябрь

3.

Назначение текста

1

сентябрь

4.

Основная тема и микротемы.

1

сентябрь

5.

Композиция текста.

1

октябрь

6.

Проблемы, их формулировка.

1

октябрь

7.

Поиск информации в тексте.

1

октябрь

8.

Сюжет текста. Фабула.

1

октябрь

9.

Избыточная информация в тексте и ее интерпретация.

1

ноябрь

10.

Последовательность изложения в тексте авторских идей.

1

ноябрь

11.

Авторская мысль и точка зрения читателя.

1

ноябрь

12.

Критические статьи.

1

декабрь

13.

Чтение рисунков, таблиц, схем, диаграмм.

1

декабрь

14.

Оглавление.

1

декабрь

15.

Ссылки и сноски в тексте.

1

декабрь

16.

Нумерация страниц. Главы и параграфы.

1

январь

17.

Преобразование текста в таблицы и схемы.

1

январь

18.

Иллюстрирование текста.

1

январь

19.

Обобщение информации, данной в тексте.

1

январь

20.

Рецензия. Особенности жанра.

1

февраль

21.

Отзыв.

1

февраль

22.

Эссе.

1

февраль

23.

Буктрейлер.

1

февраль

24.

Литературоведческий анализ текста.

1

март

25.

Лингвистический анализ текста.

1

март

26.

Форма и содержание текста.

1

март

27.

Читатель и его жизненный опыт.

1

март

28.

Мировоззрение автора и исторический экскурс в тексте.

1

апрель

29.

Герои и персонажи в тексте.

1

апрель

30.

Критерии оценки текста.

1

апрель

31.

Логические связи в тексте.

1

апрель

32.

Особенности авторской лексики.

1

май

33.

Авторские ремарки, их назначение.

1

май

34.

Комплексный анализ текста. Итоговая проверочная работа.

1

май

Планирование. 9 класс.
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

Дата

Текст как результат речевой деятельности
1.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка

1

сентябрь

2.

Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования

1

сентябрь

3.

Роль ключевых слов текста

1

сентябрь

4.

Способы и средства связи между предложениями в тексте

1

сентябрь

5.

Характер смысловых отношений между частями текста

1

октябрь

6.

Смысловая и композиционная целостность текста

1

октябрь

Средства выразительности в тексте
7.

Особенности использования лексических, словообразовательных, морфологических,
синтаксических средства выразительности в тексте

1

октябрь

8.

Специальные изобразительно-выразительные средства в тексте и их роль

1

октябрь

9.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой и основной мыслью
текста

1

ноябрь

10.

Практическая работа «Анализ текста с точки зрения использования в нём средств
выразительности»

1

ноябрь

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова
11.

Выразительное чтение как тест на понимание текста

1

ноябрь

12.

Логические паузы и ударения. Интонация текста

1

ноябрь

Синтаксические и пунктуационные нормы текста
13.

Словосочетание и предложение

1

декабрь

14.

Функции сложного предложения в тексте

1

декабрь

15.

Пунктуация в сложном предложении текста

1

декабрь

16.

Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм

1

декабрь

От анализа текста к изложению
17.

Виды изложений

1

январь

18.

Глубина и точность понимания содержания, проблематики исходного текста

1

январь

19.

Способы и приёмы компрессии (сокращения) текста.

1

январь

20.

Главная и второстепенная информация в тексте

1

январь

21.

Пишем сжатое изложение

1

февраль

22.

Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

1

февраль

23.

Соотношение микротемы и абзацного строения текста

1

февраль

24.

Представление об абзаце как о пунктуационном знаке

1

февраль

25.

Практическая работа по предупреждению речевых, логических, фактических ошибок

1

март

Сочинение — это тоже текст
26.

Структура сочинения-рассуждения

1

март

27.

Алгоритм написания сочинения – рассуждения

1

март

28.

Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении

1

апрель

29.

Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на лингвистическую тему

1

апрель

30.

Написание сочинения - рассуждения

1

апрель

31.

Извлечение информации из различных источников

1

апрель

32.

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым
типом речи

1

май

Критерии оценки сочинения-рассуждения. Итоги года

2

май

33-34

Приложение.
Список литературы:
1.

Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие
для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.:
Просвещение, 2011.- 159с.

2.

Развитие критического мышления на уроке: пособое для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В.
Муштавинская. – 2 – е изд.. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.

3.

Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М. :
Баласс, 2011.

4.

Учебные словари

5.

Использование технических средств, СМИ и Интернета

6.

Материалы сайта ФИПИ.http://www.fipi.ru/.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».