РП ВД История в лицах 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации г. Березники
МАОУ гимназия № 9

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора
по УР

директор МАОУ
гимназия №9

________________________

________________________

Николаева Е.В.
от «30» августа 2023 г.

Петухова Е.Н.
Приказ № 138 от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «История в лицах»
для обучающихся 9 классов

Составитель: Музалева Тятьяна Яковлевна,
учитель истории

г. Березники 2023

Пояснительная записка
к рабочей программе по внеурочной деятельности в 9 классе
Рабочая программа внеурочной деятельности «История в лицах: теория и практика»
предназначена для учащихся 9 классов, которые выбрали историю в качестве сдачи ОГЭ.
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования по истории, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N
1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования"
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от
12.05.2019г.)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утверждённый приказом министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 (редакция
от 29.06.2017 г.)
3. Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «гимназия №9»
города Березники
Актуальность
Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю
личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства,
в т.ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное
влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических
личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение
того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера,
на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать,
насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического
процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он
пополняет и расширяет запас знаний уч-ся по истории Отечества, заставляет размышлять о
судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование
учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с
дополнительной литературой и т.п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий
для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной
итоговой аттестации.
Место данной дисциплины в системе исторического и обществоведческого образования
Данная внеурочная деятельнсть дополняет и углубляет программу по истории России.
Срок реализации программы – 1 год
Программа курса рассчитана на 34 ч
Цели курса:
1. формирование исторического мышления учащихся через изучение роли личности в
истории России.
2. развитие исторического мышления школьников на базе материала курса;
3. формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями
современного развития России и мира;
4. воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного,
персонифицированного мышления;
5. восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их
связи с настоящим; знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и
объясняющими развитие общества;
6. формирование исторической грамотности на современном международном уровне;
7. развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс
8. нравственной оценки деяний, поступков людей.
Задачи:
1. углубление знаний уч-ся об отдельных исторических деятелях России;
2. развитие критического мышления;

3. воспитание патриотизма и любви к Родине на примере жизни выдающихся людей нашей
страны;
4. совершенствование учебно-исследовательской деятельности через семинарские занятия,
разработку проектов способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к
диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному
подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества;
5. формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в
группе, вести дискуссию;
6. создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в
изучении истории;
Методы: проблемное обучение, частично-поисковый, исследовательский.
Программа предусматривает значительное количество семинаров, призванных формировать
историческое мышление учащихся, совершенствовать навыки работы с различными видами
исторических источников, а также анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении
истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и
явлений, неоднозначные оценки хода событий.
В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:
*анализ и сопоставление фактов
*работа с учебной, научно – популярной и художественной литературой
*анализ документов
*оформление сообщений и рефератов
*умение работать в системе Интернет
Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных
умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные
предметные умения и навыки
*определять достоверность исторических фактов
*устанавливать последовательность, синхронность исторических событий
*сравнивать предлагаемы исторические события, исторические личности, анализировать,
оценивать, выявляя сходства и различия
*высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных
источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса
следующие формы и приемы:
 Лекция
 беседы
 семинары
 практические работы
 презентация
Требования к знаниям и умениям уч-ся:
 учащиеся должны освоить навыки поиска, обработки, представления информации,
решение познавательных и практических проблемных задач; участия в дискуссии, анализа
исторических документов, определение характеристик изучаемого объекта, сравнение,
сопоставление его признаков; использование ИКТ;
 овладеть различными видами публичных выступлений.
 оценивать деятельность исторических личностей и аргументировано представлять
собственное отношение к ним.
Условия для реализации:
Занятия по изучению элективного курса проводятся в кабинете истории, имея оборудование:
карты по истории России, иллюстрированный, справочный материал научную и методическую
литературу, работа с Интернетом.
Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности, учащихся необходимо
иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Так измерителем обученности
учащихся может быть:
*исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести исторический
факт с указанием на доске названиями, историческую личность и ее деятельностью
*деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова , даты
*обобщающие вопросы и задания

*текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки
Рассмотрение вопросов курса важно в контексте с событиями мировой истории, так как многие
процессы взаимосвязаны.
Планируемые результаты освоения содержания курса
Личностные результаты:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных
перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного
мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к
общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления
истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом
самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине
(Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского
народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным
символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации,
являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального
самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в
Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к
гражданскому обществу:
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие
гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому
от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и
свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной
практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире;
– интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному
регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к
конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе
в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
– приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
воспитание уважительного отношения к национальному достоинству – достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;

– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии;
коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и
другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести
диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение
оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и
дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях
об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и
мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и
социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; – умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру,
готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, –
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных
планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и
академического благополучия обучающихся:
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Метапредметные результаты:

1. Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и
формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения,
рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей
для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных
ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного
взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего
образования. Выпускник на базовом уровне научится:
 рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического
процесса;
 знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела
дидактических единиц;
 определять последовательность и длительность исторических событий, явлений,
процессов;
 характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий;
 представлять культурное наследие России и других стран;
 работать с историческими документами;
 сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику;
 критически анализировать информацию из различных источников;



соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями,
процессами, персоналиями;
 использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как
источники информации;
 использовать аудиовизуальный ряд как источник информации;
 составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций,
макетов, интернет-ресурсов;
 работать с хронологическими таблицами, картами и схемами;
 читать легенду исторической карты;
 владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной
программой;
 демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике;
 оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века;
 ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и
существующих в науке их современных версиях и трактовках.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
 демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и
мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль
России в мировом сообществе;
 устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой
культуры;
 определять место и время создания исторических документов;
 проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета,
телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных
руководителей России и ведущих зарубежных стран;
 характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и
всемирной истории;
 понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и
зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и
контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций;
 использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей
отечественной истории и привязки их к месту и времени;
 представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять
контурную карту;
 соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических
личностей ХХ века;
 анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте
общероссийской и мировой истории ХХ века;
 обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России
Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических
фактов, владение исторической терминологией;
 приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения;
 применять полученные знания при анализе современной политики России;
 владеть элементами проектной деятельности.

Способы оценивания достижений учащихся
Контроль достижений учащихся осуществляется в форме «зачтено/незачтено». 1)
обобщающие практические задания; 2) конспекты; 3) тезисы; 4) контрольное
тестирование; 5) историческое эссе.
Основные виды заданий, используемых на занятиях, которые обеспечивают достижение
поставленных целей: 1) проблемные задания с организацией обсуждений и дискуссиями, в
большинстве своем, не предполагающие однозначных ответов; 2) задания, раскрывающие
различные стороны одной и той же проблемы; 3) анализ биографий исторических деятелей
(ролевые игры, инсценировки); 4) составление типологических таблиц: «Полководцы»,
«Тираны», «Реформаторы», «Женщины на престоле» и т. п.; 5) устные сообщения
учащихся с последующей дискуссией; 6) составление хрестоматий; 7) составление карт

сражений; 8) работа с дополнительной литературой (задачниками по истории,
хрестоматиями

Литература:
l. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы «История»
(М.Дрофа,2000 г.) 2.Полный энциклопедический справочник «История России в
картах, схемах, таблицах» (М.Олма-Пресс,2011г)
3.Школьная энциклопедия «История России ХХ век» (М. Олма-пресс, 2013). 4.
Школьная энциклопедия «Новейшая история ХХ век» (М. Олма-пресс,2013)
4. А.А.Данилов справочное пособие «История России в таблицах ХХ век» (М.:
рофа,2012г)
5. А.А.Данилов справочное пособие «История России в XX веке» (М.:
Дрофа,2012г)
6..Серия «Эрудит» справочник «История России с древнейших времён до конца
ХV века» (М. Мир книг, 2006г)
7. Серия «Эрудит» справочник « История России XV-XX века» (М.:Мир
книг,2006г)
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
В 9 классе «История в лицах: теория и практика»

№
урока
1

8
9
10
11

Темы
Введение. Роль личности в истории. Исторический документ
как источник
Тема 1 .Правители древней Руси.Первые князья и их роль в
становлении русского государства.Ольга
Русь во времена Владимира Святославовича
Правление Ярослава Мудрого
Владимир Мономах - великий киевский князь
Александр Невский
Тема 2. Правители Руси Московской. От Калиты до
Дмитрия Донского
Сергий Радонежский – русский святой
Иван III и образование единого государства
Иван Грозный и его современники
Феномен самозванства на Руси

12
13
14
15

Борис Годунов и Смутное время
Минин и Пожарский в истории Смуты
Первые Романовы
Никон и Аввакум в церковном расколе

16

Тема 3. Правители Руси Петровской.Реформаторы.
Полководцы. Петр I и его современники
Женщины на российском престоле XVIII века
Золотой век Екатерины II
Великие полководцы и флотоводцы XVIII века
Ломоносов и русская культура XVIII века
От Болотникова до Пугачёва

2
3
4
5
6
7

17
18
19
20
21

Примерные
сроки
4-10 сентября
11-17 сентября
18-24 сентября
25-1 октября
2-8 октября
9-15 октября
16-22 октября
21-25 октября
23-29 октября
6-12 ноября
13-19 ноября
20-26 ноября
27-3 декабря
4-10 декабря
11-17 декабря
декабря
18-24 декабря
25-28 декабря
8-14 января
15-21 января
22-28 января
29-4 февраля

5-11 февраля

23

Тема 4. Правители и реформаторы Российской империи в
19 веке.
Александр 1- несостоявшийся реформатор
Кутузов и Отечественная война 1812 года

24

Трагедия семей декабристов

19-25 февраля

25

Россия при Николае I

26-3 марта

26
27
28
29
30
31
32

Славянофилы и западники – спор о будущем России
Крымская война и судьба России
Судьбы реформаторов в России 1 пол.19 века
Золотой век русской культуры и её представители
Александр II и эпоха великих реформ
Народники в судьбе России
Первые марксисты

4-7 марта
11-17 марта
18-24 марта
1-7 апреля
8-14 апреля
15-21 апреля
22-28 апреля

33
34

Роль «передвижников» в культуре России 2 пол.19 века
Итоговое занятие. « Я узнал, могу, хочу…»

6-12 мая
13-19 мая

22

12-18 февраля


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».