МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования администрации г. Березники МАОУ гимназия № 9 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО заместитель директора по УР директор МАОУ гимназия №9 ________________________ ________________________ Николаева Е.В. от «30» августа 2023 г. Петухова Е.Н. Приказ № 138 от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «История в лицах» для обучающихся 9 классов Составитель: Музалева Тятьяна Яковлевна, учитель истории г. Березники 2023 Пояснительная записка к рабочей программе по внеурочной деятельности в 9 классе Рабочая программа внеурочной деятельности «История в лицах: теория и практика» предназначена для учащихся 9 классов, которые выбрали историю в качестве сдачи ОГЭ. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования по истории, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 12.05.2019г.) 2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 (редакция от 29.06.2017 г.) 3. Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «гимназия №9» города Березники Актуальность Для понимания русской истории, как и любой другой, важен учет влияния на эту историю личностей. История населена людьми, личностями. Огромную роль в истории любого государства, в т.ч. и нашего, играют лидеры. Чем сильнее они вторгаются в жизнь общества, тем более сильное влияние они оказывают на судьбу страны. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей. Важно научить учащихся понимать, насколько личность, ее идеи, достоинства и недостатки влияют на формирование исторического процесса в государстве. Этому и способствует данный элективный курс. Кроме этого, он пополняет и расширяет запас знаний уч-ся по истории Отечества, заставляет размышлять о судьбах, воспитывает патриотизм и уважение к родной стране, продолжает формирование учебных навыков: участие в дискуссии, анализ исторических документов, работа с дополнительной литературой и т.п. Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации. Место данной дисциплины в системе исторического и обществоведческого образования Данная внеурочная деятельнсть дополняет и углубляет программу по истории России. Срок реализации программы – 1 год Программа курса рассчитана на 34 ч Цели курса: 1. формирование исторического мышления учащихся через изучение роли личности в истории России. 2. развитие исторического мышления школьников на базе материала курса; 3. формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира; 4. воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления; 5. восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим; знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими развитие общества; 6. формирование исторической грамотности на современном международном уровне; 7. развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс 8. нравственной оценки деяний, поступков людей. Задачи: 1. углубление знаний уч-ся об отдельных исторических деятелях России; 2. развитие критического мышления; 3. воспитание патриотизма и любви к Родине на примере жизни выдающихся людей нашей страны; 4. совершенствование учебно-исследовательской деятельности через семинарские занятия, разработку проектов способствовать развитию гражданственности учащихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества; 5. формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию; 6. создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории; Методы: проблемное обучение, частично-поисковый, исследовательский. Программа предусматривает значительное количество семинаров, призванных формировать историческое мышление учащихся, совершенствовать навыки работы с различными видами исторических источников, а также анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений: *анализ и сопоставление фактов *работа с учебной, научно – популярной и художественной литературой *анализ документов *оформление сообщений и рефератов *умение работать в системе Интернет Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования общеучебных умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки *определять достоверность исторических фактов *устанавливать последовательность, синхронность исторических событий *сравнивать предлагаемы исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия *высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей. Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы: Лекция беседы семинары практические работы презентация Требования к знаниям и умениям уч-ся: учащиеся должны освоить навыки поиска, обработки, представления информации, решение познавательных и практических проблемных задач; участия в дискуссии, анализа исторических документов, определение характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление его признаков; использование ИКТ; овладеть различными видами публичных выступлений. оценивать деятельность исторических личностей и аргументировано представлять собственное отношение к ним. Условия для реализации: Занятия по изучению элективного курса проводятся в кабинете истории, имея оборудование: карты по истории России, иллюстрированный, справочный материал научную и методическую литературу, работа с Интернетом. Для фиксации результатов и коррекции познавательной деятельности, учащихся необходимо иметь разнообразные виды заданий, в том числе и тестовых. Так измерителем обученности учащихся может быть: *исторический диктант, в котором учащиеся должны уметь правильно соотнести исторический факт с указанием на доске названиями, историческую личность и ее деятельностью *деформированный текст, в котором учащимся нужно вставить пропущенные слова , даты *обобщающие вопросы и задания *текст с ошибками, в котором учащиеся должны исправить ошибки Рассмотрение вопросов курса важно в контексте с событиями мировой истории, так как многие процессы взаимосвязаны. Планируемые результаты освоения содержания курса Личностные результаты: – ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; – готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; – готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; – признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству – достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; – умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; – эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: – ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений: – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: – физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты: 1. Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник научится: – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2. Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится: – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится: – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования. Выпускник на базовом уровне научится: рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; знать основные даты и временные периоды всеобщей и отечественной истории из раздела дидактических единиц; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; представлять культурное наследие России и других стран; работать с историческими документами; сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; критически анализировать информацию из различных источников; соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; читать легенду исторической карты; владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; оценивать роль личности в отечественной истории ХХ века; ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века и существующих в науке их современных версиях и трактовках. Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться: демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе; устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; определять место и время создания исторических документов; проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; применять полученные знания при анализе современной политики России; владеть элементами проектной деятельности. Способы оценивания достижений учащихся Контроль достижений учащихся осуществляется в форме «зачтено/незачтено». 1) обобщающие практические задания; 2) конспекты; 3) тезисы; 4) контрольное тестирование; 5) историческое эссе. Основные виды заданий, используемых на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленных целей: 1) проблемные задания с организацией обсуждений и дискуссиями, в большинстве своем, не предполагающие однозначных ответов; 2) задания, раскрывающие различные стороны одной и той же проблемы; 3) анализ биографий исторических деятелей (ролевые игры, инсценировки); 4) составление типологических таблиц: «Полководцы», «Тираны», «Реформаторы», «Женщины на престоле» и т. п.; 5) устные сообщения учащихся с последующей дискуссией; 6) составление хрестоматий; 7) составление карт сражений; 8) работа с дополнительной литературой (задачниками по истории, хрестоматиями Литература: l. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы «История» (М.Дрофа,2000 г.) 2.Полный энциклопедический справочник «История России в картах, схемах, таблицах» (М.Олма-Пресс,2011г) 3.Школьная энциклопедия «История России ХХ век» (М. Олма-пресс, 2013). 4. Школьная энциклопедия «Новейшая история ХХ век» (М. Олма-пресс,2013) 4. А.А.Данилов справочное пособие «История России в таблицах ХХ век» (М.: рофа,2012г) 5. А.А.Данилов справочное пособие «История России в XX веке» (М.: Дрофа,2012г) 6..Серия «Эрудит» справочник «История России с древнейших времён до конца ХV века» (М. Мир книг, 2006г) 7. Серия «Эрудит» справочник « История России XV-XX века» (М.:Мир книг,2006г) Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности В 9 классе «История в лицах: теория и практика» № урока 1 8 9 10 11 Темы Введение. Роль личности в истории. Исторический документ как источник Тема 1 .Правители древней Руси.Первые князья и их роль в становлении русского государства.Ольга Русь во времена Владимира Святославовича Правление Ярослава Мудрого Владимир Мономах - великий киевский князь Александр Невский Тема 2. Правители Руси Московской. От Калиты до Дмитрия Донского Сергий Радонежский – русский святой Иван III и образование единого государства Иван Грозный и его современники Феномен самозванства на Руси 12 13 14 15 Борис Годунов и Смутное время Минин и Пожарский в истории Смуты Первые Романовы Никон и Аввакум в церковном расколе 16 Тема 3. Правители Руси Петровской.Реформаторы. Полководцы. Петр I и его современники Женщины на российском престоле XVIII века Золотой век Екатерины II Великие полководцы и флотоводцы XVIII века Ломоносов и русская культура XVIII века От Болотникова до Пугачёва 2 3 4 5 6 7 17 18 19 20 21 Примерные сроки 4-10 сентября 11-17 сентября 18-24 сентября 25-1 октября 2-8 октября 9-15 октября 16-22 октября 21-25 октября 23-29 октября 6-12 ноября 13-19 ноября 20-26 ноября 27-3 декабря 4-10 декабря 11-17 декабря декабря 18-24 декабря 25-28 декабря 8-14 января 15-21 января 22-28 января 29-4 февраля 5-11 февраля 23 Тема 4. Правители и реформаторы Российской империи в 19 веке. Александр 1- несостоявшийся реформатор Кутузов и Отечественная война 1812 года 24 Трагедия семей декабристов 19-25 февраля 25 Россия при Николае I 26-3 марта 26 27 28 29 30 31 32 Славянофилы и западники – спор о будущем России Крымская война и судьба России Судьбы реформаторов в России 1 пол.19 века Золотой век русской культуры и её представители Александр II и эпоха великих реформ Народники в судьбе России Первые марксисты 4-7 марта 11-17 марта 18-24 марта 1-7 апреля 8-14 апреля 15-21 апреля 22-28 апреля 33 34 Роль «передвижников» в культуре России 2 пол.19 века Итоговое занятие. « Я узнал, могу, хочу…» 6-12 мая 13-19 мая 22 12-18 февраля