РП ВД Изобразительное искусство 7, 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации г. Березники
МАОУ гимназия № 9

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора по
УР

директор МАОУ гимназия
№9

________________________

________________________

Шарпацкая И.Н
Приказ №138 от «30»
августа 2023 г.

Петухова Е.Н.
Приказ №138 от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По внеурочной деятельности
учебного предмета «Изобразительное искусство»
для обучающихся 7, 8 классов

г.Березники 2023

Пояснительная записка
Примерная программа внеурочной деятельности «Моя художественная
практика» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного
образовательного стандарта основного
общего
образования (утверждён Приказом
Министерства
просвещения
Российской Федерации
№ 287 от 31 мая 2021 г .) и с учётом примерной рабочей программы основного
общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию,
протокол 3/21 от 27 .09 .2021 г .) .
Цель примерной программы — создание условий для про- явления
творческих способностей обучающихся в процессе приобретения ими опыта
практической работы в различных видах художественно-творческой
деятельности .
Задачи программы:
1.
развитие
эстетического
восприятия
природы,
произведений
изобразительного искусства и детского творчества;
2. формирование активного, ценностного отношения к истории
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном
и народном искусстве, в национальных образах предметно-материальной
и пространственной среды, в понимании красоты человека и природы;
3. знакомство с многообразием видов художественной деятельности и
технически доступным разнообразием художественных материалов;
4. овладение элементарной художественной грамотой во всех основных
видах
визуально-пространственных
искусств
(собственно
изобразительных): графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладного и народного искусства, архитектуры и дизайна;
5. приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе
работы различными художественными материалами .
Примерная программа внеурочной деятельности построена на модульном
принципе представления содержания по годам обучения . Программа
включает в себя относительно самостоятельные части образовательной
программы — модули, позволяющие
увеличить
её
гибкость
и
вариативность, организовать образовательный процесс, подстраиваясь под
интересы и способности обучающихся .
Модульный принцип построения учебного материала допускает вариативный
подход к очерёдности изучения модулей и принципам компоновки учебных тем
в каждом классе . Пред- полагается также возможность реализации одного или
не- скольких модулей по выбору участников образовательного процесса, при
этом увеличивается количество часов, отведённых на практическую работу .
Взаимосвязанное содержание тематических модулей позволяет объединять,
исключать, перекомпоновывать их наполнение в зависимости от объёма и
видов практической деятельности, поэтому содержание одного или нескольких
модулей логически встраивается в содержание других модулей, что является
необходимым условием достижения цели данной программы . Например,
модуль «Азбука цифровой графики» и модуль «Восприятие произведений
искусства» интегрируются с такими модулями, как «Графика», «Живопись»,
«Скульптура», «Архитектура» .
В соответствии с содержанием данной программы основным видом

деятельности является художественно-творческая практика, которая
реализуется в системе освоения тематических модулей и направлена на
достижение определённой цели, а именно — развитие творческой личности
обучающегося через освоение им опыта работы в разных видах изобразительного искусства, разнообразными техниками, материала- ми,
инструментами и средствами изображения . Таким образом обучающийся
должен овладеть практическими навыками работы в каждом тематическом
модуле: «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Декоративно-прикладное
искусство»,
«Архитектура», «Восприятие произведений искусства», «Азбука цифровой
графики» .
Содержание программы внеурочной деятельности по изобразительному
искусству тесно связано с основным образованием и является его логическим
продолжением,
неотъемлемой частью системы обучения, созданной в
образовательной организации .
В ходе реализации программы внеурочной деятельности применяется
сетевая, электронная форма обучения,
используются дистанционные
образовательные технологии .
В содержании программы есть задания, которые даны на основе компьютерных
средств изображения, и задания на восприятие
произведений
изобразительного искусства . Для этого используются возможности как
самого образовательного учреждения (компьютерный класс, актовый зал,
библиотека), так и учреждения дополнительного образования и культуры .
Формы внеурочной деятельности обучающихся в соответствии
с данной программой следующие:
1.художественно-творческая практика;
2. творческие занятия;
3. творческий проект;
4. выставка-конкурс;
5. фотопленэр;
6. мастер-класс;
7. виртуальные путешествия и др .
Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством
является
практическая
художественно-творческая деятельность
(индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная), поэтому в
программе
максимальное
количество
времени
отводится
для
художественно-творческой
практики
как
формы
освоения
основ
изобразительной грамоты .
Материал программы предполагаем межпредметную связь с такими
учебными
предметами,
как
«Литература»,
«Музыка», «История»,
«Технология».
Подведение итогов реализации примерной программы осуществляется в
следующих формах:
8. выставки: внутри параллели, класса, общешкольные (в медийном или
реальном формате), районные, городские и т .д .;
Данная программа создана с учётом Примерной рабочей программы
воспитания. Творчество, художественно-творческая деятельность —
важнейшие средства решения проблем воспитания современных

школьников. В изобразительном искусстве сконцентрировано духовное
богатство человечества, творческий опыт личности, поэтому искусство
способствует формированию понимания таких ценностей, как Родина, человек и природа, семья и дружба, культура и красота . Изобразительное
искусство, своеобразие его языка, содержание, социальная функция и
способ отражения действительности — это возможность воспитательного
воздействия на обучающегося, условие для проявления им творческих
способностей, раз- вития его личности .

Содержание курса внеурочной деятельности
«Изобразительное искусство»
Содержание программы внеурочной деятельности распределено и структурно
представлено семью модулями (тематическими линиями) для каждого класса
(по годам обучения) .
7 класс
Модуль «Графика»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий . Графические материалы,
их свойства и особенности . Графические техники изображения . Компьютерная
графика . Фотография, пленэр .
Графическая практика
Содержание. Рисование листьев растений разной формы, веток дерева по
материалам фотографий пленэра «Осенние листья», «Эти разные деревья» .
Рисование с натуры: листья и их форма, декорирование поверхности листа,
превращение листа в дерево . Рисование животных, игра «Большие и маленькие» . Задания на освоение приёмов изображения в графическом редакторе
Paint . Композиция из листьев в технике тиснения . Техника аппликации
(симметричное вырезывание) с графической прорисовкой . Техника объёмной
аппликации (симметричное вырезывание, планы) . Создание композиции из
каракулей-путаниц из линий . Персонажи для игры в тени: силуэты на трости
(деревянной шпажке) на примере сказок
«Теремок», «Колобок», «Репка» и т . д .
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность
и
художественное творчество: упражнения на освоение приёмов рисования
линией, пятном, штрихом (веток дерева, животных, птиц, рыб); приёмы
изображения в графическом редакторе Paint; выполнение рисунка с натуры:
разные листья и их форма, декорирование поверхности листа, превращение
листа в дерево; композиция из листьев в технике тиснения и аппликации
(линия, пятно, силуэт); создание композиции из каракулей-путаниц из линий;
рисунки для игры в тени; ком- позиции в смешанной технике; работа в технике
объёмной аппликации .
Форма
организации.
Художественно-творческая практика; игры
«Каракули», «Большие и маленькие», «Волшебные тени»; коллективная работа;
работа в творческих группах; фотографирование на природе;
Модуль «живопись»

Вводное занятие. Живописные материалы, их свойства и особенности .
Приёмы работы гуашью, акварелью .
Живописная практика
Содержание. Изображение цветов гуашью (приёмы работы, мазки) . Букет .
Проект к празднику . Пейзаж в живописи . Натюрморт в живописи . Сказочные
образы (люди, животные) . Приёмы работы в нетрадиционной технике .
Композиция . Цвет и настроение . Техника монотипии .
Виды
деятельности.
Познавательная,
игровая
деятельность
и
художественное творчество: отработка техники работы гуашью, акварелью
(красочное
пятно,
мазки,
смешение
цвета и др .); живописное
изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам
цветков, овощей и фруктов (мятая бумага); передача с помощью контрастных
цветов на- строения в пейзаже и в изобразительном сюжете; освоение техники
монотипии; «оттиск бумажным комочком»; коллаж . Форма организации.
Художественно-творческая практика; коллективная работа; художественный
проект; выставка творческих работ.
Модуль «Скульптура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы,
инструменты . Приёмы лепки, смешение цветов .
Практика по лепке
Содержание. Пластилиновая композиция . Лепка зверушек, овощей и
фруктов из цельной формы по фотоматериалам . Скульптурная композиция на
тему человека и животного . Лепка сказочной игрушки и игрушки,
характерной для одно- го из наиболее известных народных художественных
промыслов (дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с
учётом местных промыслов) .
Виды
деятельности.
Познавательная,
игровая
деятельность
и
художественное
творчество:
лепка
фигурки
животного;
создание
пластилиновой композиции «Овощи и фрукты»; работа над скульптурной
композицией «Человек и животное»; освоение работы в материале (лепка из
снега); фотографирование . Форма организации. Художественно-творческая
практика; мастер-класс; коллективная работа; работа в творческих группах;
полевая творческая практика: работа в материале; игра «В мастерской лепки»;
выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в
соцсети или в реальном формате .
Модуль «декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы,
инструменты, техники исполнения . Техника безопасности .
Декоративно-прикладная практика
Содержание. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми: превращение
листьев в элемент узора; орнамент и форма по- суды . Узор на крыльях
бабочки . Декоративное рисование . Игрушки из нехудожественных материалов
. Проект ювелирных украшений . Дизайн предмета: изготовление нарядной
упаковки путём складывания бумаги и аппликации . Оригами — создание
игрушки для новогодней ёлки . Создание воз- душных подвесок для
оформления интерьера . Замкнутый орнамент.
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность
и
художественное творчество: работа над переводом реальных объектов природы

в декоративные (листья в элемент узора, шишки в ёлочные игрушки); создание
декоративной композиции в технике аппликации; выполнение росписи по
мотивам хохломской, городецкой росписи; декоративное рисование; ра бота над
проектом ювелирных украшений (монотипия ); освоение техники оригами и
приёмов работы над дизайном упаковки; фотографирование .
Форма организации. Мастер-класс; игра «Ювелиры»; коллективная
работа и работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте
школы, в реальном формате .
Модуль «архитектура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы,
инструменты . Техники и приёмы конструирования, макетирования. Техника
безопасности .

Практика конструирования и макетирования Содержание.
домика из овощей или фруктов, из

Проект

варежки или сапога для маленьких человечков . Здание в технике оригами по
материалам фотографирования на природе .
Конструирование из бумаги по материалам фотографий на темы «Вот моя
улица (утром, днём, вечером)» или «Прогулка по городу». Наблюдение
разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по
фотографиям). Макетирование (или аппликация) пространственной среды
сказочного города из бумаги и картона .
Виды
деятельности.
Познавательная,
игровая
деятельность
и
художественное творчество: создание проекта домика из различных форм
(природные, вещи и др .); конструирование постройки из бумаги; выполнение
аппликации «Город
сказочных построек» с использованием объёмных
элементов; конструирование упаковки для подарков (коробочки, пакеты);
фотографирование .
Форма организации. Художественно-творческая практика; коллективная
работа; мастер-класс; игровой проект «Много окон и дверей, полна горница
людей»; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге,
группе в соцсети или в реальном формате .
Модуль «Восприятие произведений искусства»

Практика восприятия и выставочная практика Содержание.
Восприятие произведений детского творчества.
Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ .
Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной
среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и
эстетической задачи наблюдения (установки) . Рассматривание иллюстраций
детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с
изучаемой темой .
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное
творчество: освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и
творческих практических задач; при- обретение обучающимися опыта
восприятия и оценка эмоционального содержания произведений; умение
делиться своим мнением и впечатлениями .
Форма организации. Выставка творческих работ на сайте школы, в
творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате; беседа; занятие в

школьной или районной библиотеке .
Модуль «азбука цифровой графики»
Фотопрактика
Содержание. Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких
зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических
фотографий, соответствующих изучаемой теме .
Виды
деятельности.
Познавательная, игровая деятельность
и
художественное творчество: выполнение фотографий объектов природы;
построение композиции в фотографии в зависимости от деталей изображения.
Форма организации. Художественно-творческая практика; индивидуальная
работа или работа в творческих группах; фотографирование на природе; беседа.
8 класс
Модуль «Графика»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий . Художественные
материалы для линейного рисунка и их свойства (пастель, мелки) . Графические
техники изображения .
Графическая практика
Содержание. Изображение разнообразными линиями птиц из сказок .
Чёрный и белый цвет . Графическая сказка: сюжетный рисунок на
произвольном формате . Натюрморт «Свет и тень» из выбранных сосудов,
передача их формы по фотоматериалам . Натюрморт из овощей и фруктов .
Проект оформления входа в зоопарк: коллаж из графических изображений
животных . Композиция в технике цветного граттажа .
Виды
деятельности.
Познавательная, игровая деятельность
и
художественное творчество: работа над композицией графической сказки;
создание проекта книжки-раскраски; выполнение рисунка с передачей формы
предметов (линия, пятно, штрих, светотень); освоение техники граттажа;
проект оформления фриза входа в зоопарк .
Форма
организации.
Художественно-творческая
практика;
игра
«Графическая сказка»; художественный проект; коллективная работа; работа в
творческих группах; занятие в библиотеке школы или районной библиотеке .
Модуль «живопись»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий . Живописные материалы,
их свойства и особенности . Приёмы работы гуашью, акварелью . Основы
цветоведения .
Живописная практика
Содержание. Изображение неба: разный характер мазков и движений кистью
. Композиция пейзажа . Изображение пейзажа в разных контрастных
состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях . Техника по
сырому . Сюжетные композиции по фотозарисовкам . Букет цветов «Такие
разные цветы» по материалам фотографий, сделанных на пленэре . Рисование с
натуры .
Виды
деятельности.
Познавательная, игровая деятельность
и
художественное творчество: освоение техники пастозного письма гуашью и
основ цветоведения; работа над пейзажем по композиционным схемам;

изображение контрастных состояний природы; выполнение сюжетных
композиций с изображением людей; рисование с натуры .
Форма организации. Художественно-творческая практика, мастер-класс,
индивидуальная, групповая и коллективная ра- бота, фотографирование на
пленэре, фотозарисовка, выставка творческих работ на сайте школы, в
творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате .
Модуль «Скульптура»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий . Образ- цы поделок .
Материалы, инструменты . Приёмы лепки . Техника безопасности .
Практика по лепке
Содержание. Композиции из двух-трёх фигур животных в движении по
материалам фотозарисовок на тему «Весёлые игры животных»; лепка
фигурок по наброску . Рельефная ком- позиция с изображением героев сказок .
Лепка сюжетной ком- позиции . Создание пластического образа из подручного
нехудожественного материала .
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное
творчество: работа над многофигурной скульптур- ной композицией; лепка
рельефа с изображением героев сказок; выполнение сюжетной композиции
«На арене цирка»; создание образа из нехудожественного материала .
Форма организации. Художественно-творческая практика; индивидуальная
работа; работа в творческой группе; фотозарисовка «Весёлые игры животных»;
мастер-класс; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом
блоге, группе в соцсети или в реальном формате .
Модуль «декоративно-прикладное искусство»
Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий . Мате- риалы,
инструменты, техники исполнения . Техника безопасности .
Декоративно-прикладная практика
Содержание. Декоративное панно по мотивам различных народных
промыслов . Декоративная композиция . Маски для маскарада . Поделки из
подручных нехудожественных материалов .
Декоративное
изображение
животных в игрушках народных промыслов . Декор одежды человека .
Композиция- импровизация по мотивам палехской росписи; коллаж-аппликация из изображений людей в исторических костюмах . Компьютерный проект
украшений (связь с модулем «Азбука цифровой графики») .
Виды
деятельности.
Познавательная, игровая деятельность
и
художественное творчество: роспись и украшение орнаментом посуды по
мотивам разных промыслов; работа над декоративной композицией маски,
новогодней ёлки, декоративной композицией в полосе по мотивам «тарарушек»
Полховского Майдана; освоение техники коллажа, обрывной аппликации;
создание композиции-импровизации на тему исторических и народных
костюмов .
Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий
проект; сюжетная игра-конкурс «Накроем стол для чая»; мастер-класс;
индивидуальная и коллективная работа, работа в творческих группах;
выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в
соцсети или в реальном формате .
Модуль «архитектура»
Вводное занятие. Знакомство

с

тематикой

занятий.

Материалы,

инструменты. Техники и приёмы конструирования, макетирования . Техника
безопасности .

Практика
конструирования
и
макетирования
Конструирование из бумаги . Приёмы работы

Содержание.

с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания .
Макетирование пространства детской площадки . Построение игрового
сказочного города из бумаги . Образ здания . Интерьер для героев сказки .
Рисунок дома для доброго или злого сказочного персонажа .
Виды
деятельности.
Познавательная, игровая деятельность
и
художественное творчество: конструирование игрушек из бумаги для росписи;
создание интерьера в коробке и вещи из коробок; работа над проектом детской
площадки; освоение приёмов объёмной аппликации; выполнение макета
зданий, города и конструирование подвесного аквариума .
Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс;
творческий проект; коллективная работа или работа в творческой группе;
сюжетная игра: интерьер и вещи для героев сказки; выставка творческих
работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном
формате .
Модуль «Восприятие произведений искусства»

Практика восприятия и выставочная практика Содержание. Восприятие
произведений детского творчества.
Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Восприятие произведений живописи с активным выраженным цветовым
состоянием в природе . Произведения И . К . Айвазовского . Восприятие
произведений художника-иллюстратора Л . В . Владимирского к книгам
«Волшебник Изумрудного города» А . М . Волкова, «Приключения Незнайки и
его друзей» Н . Н . Носова . Наблюдение животных с точки зрения их
пропорций, характера движения, пластики .
Виды
деятельности.
Познавательная, игровая деятельность
и
художественное творчество: освоение зрительских умений на основе
получаемых знаний и творческих практических за- дач; приобретение
обучающимися личного опыта в восприятии и оценке эмоционального
содержания произведений; умение делиться своим мнением и впечатлениями;
знакомство с произведениями И . К . Айвазовского, произведениями художникаиллюстратора Л . В . Владимирского .
Форма организации. Выставка творческих работ на сайте школы, в
творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате; беседа; занятие в
школьной или районной библиотеке; занятие в компьютерном классе, актовом
зале школы; экскурсия в музей (или виртуальная экскурсия) .
Модуль «азбука цифровой графики»
Фотопрактика, практика в компьютерной графике и анимации
Содержание. Компьютерные
средства
изображения.
Работа с
геометрическими фигурами . Трансформация и копирование геометрических
фигур в программе Paint . Художественная фотография . Расположение объекта
в кадре . Масштаб . Доминанта . Обсуждение на занятии ученических
фотографий, со- ответствующих изучаемой теме .
Виды
деятельности.
Познавательная, игровая деятельность
и
художественное творчество: выполнение фотографий объектов природы;

построение композиции в фотографии в зависимости от деталей изображения;
выполнение рисунков в графическом редакторе; создание изображений в gifанимации .
Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий
проект; индивидуальная работа или работа в творческих группах; игровой
сюжет «Рисуем мультик»; фотографирование на пленэре; фотозарисовка;
беседа-обсуждение .

Распределение часов по классам (годам обучения)
7 класс
Назваие
модуля
«Графика»
«Живопись»
«Скульптура»
«Декоративно-прикладное искусство»
«Архитектура»
«Восприятие произведений искусства»
Всего 34

Теори
я
0
0
0
0
0
5

Прак
тика
6
6
6
6
5
0

5

29

Теори
я
0
0
0
0
0
5

Прак
тика
6
6
6
6
5
0

5

29

8 класс
Назваие
модуля
«Графика»
«Живопись»
«Скульптура»
«Декоративно-прикладное искусство»
«Архитектура»
«Восприятие произведений искусства»
Всего 34

тематическое планирование
Модуль «графика»
7 класс

№
п/п

Модуль и темы

Количество часов
Теория

Практика

Модуль «Графика». Графическая
практика
1

2

3
4

Вводное занятие
(знакомство с тематикой занятий; графические материалы, их свой- ства и
особенности; графические техники изображения; компьютер- ная
графика; фотография, пленэр)
Линии и формы в природе
(рисование листьев растений разной формы, веток дерева по материалам фотопленэра «Осенние листья», «Эти разные деревья»; выполнение рисунка с натуры: листья и их форма, декорирование поверх- ности
листа, превращение листа в дерево; художественно-творческая практика;
фотопленэр)

«Кружатся листья», композиция из листьев
(композиция из листьев в технике тиснения и/или аппликации
(ли- ния, пятно, силуэт); коллективная работа)
«Танец осени, или Музыкальный лес», композиция в смешанной
тех- нике
(техника аппликации (симметричное вырезывание) с
графической прорисовкой стволов, ветвей; коллективная работа;
фотографирова- ние композиции)

1

1

1

1

Всего

5
6

«Ночь в зимнем лесу», мастер-класс
(техника объёмной аппликации: симметричное вырезывание,
планы; бумага чёрная и белая, белые бумажные салфетки)
«Удивительный аквариум», композиция из линий
(игра в «каракули»; создание композиции из каракулей-путаницы
из линий; коллективная работа или работа в творческих группах)

1

1

Второй год обучения

№

Модуль и темы

п/
п

Количество часов
Теория Практика

Модуль «Графика». Графическая
практика
1

Вводное занятие
(знакомство с тематикой занятий; художественные материалы для
линейного рисунка и их свойства; графические техники изображе- ния)

2

«Птицы», книжка-раскраска
(изображение разнообразными линиями птиц из сказок: павлин, ла- сточка,
лебедь, утка, ворон, жар-птица и др .; композиция, пропор- ции;
коллективная работа; художественный проект; фотографирова- ние готовых
работ)
«Мир чёрно-белой планеты», графическая сказка
(чёрный и белый цвет; сюжетный рисунок на произвольном формате;
коллективная работа или работа в творческих группах; фотографиро- вание
готовых работ)

3

1

1

1

Всего

4

5
6

«Составь и нарисуй натюрморт»
(натюрморт из выбранных сосудов, выполнение рисунка с передачей их
формы (линия, пятно, штрих, светотень) по фотоматериалам
«Свет и тень»; индивидуальная работа для выставки; фотографиро- вание
готовых работ)

«Овощное и фруктовое чудо», творческий рисунок
(натюрморт из овощей и фруктов; работа в цвете пастелью, мелка- ми);
рисунок для выставки; фотографирование готовых работ)
«Фантастический зоопарк», проект
(проект оформления входа в зоопарк: коллаж из графических изо- бражений
животных; коллективная работа или работа в творческой группе;
фотографирование готовых работ)

1

1

1

Модуль «живопись»
№

Модуль и темы

п/
п
Модуль «Живопись». Живописная
практика

Количество часов
Теория Практика

Всего

1

2
3
4

5

6

Вводное занятие
(знакомство с тематикой занятий; живописные материалы, их свой- ства и
особенности; приёмы изображения гуашью, акварелью; упражнения)

«Букет для вас», проект
(художественный проект к празднику, например, ко «Дню учителя»; работа в
творческих группах или коллективная работа)
«Осенняя природа», пейзаж
(приёмы работы гуашью, красочное пятно, мазок; работа для выстав- ки,
фотографирование готовых работ)
«Осень в фруктовых красках», натюрморт
(приёмы работы акварелью; осенний натюрморт из овощей и фрук- тов с
использованием мятой бумаги; работа для выставки, фотогра- фирование
готовых работ)
«Сказочный зимний лес», пейзаж
(рисование заснеженных деревьев, заледенелых веток и кустов; использование холодных цветов, нюансов; работа для выставки, фотографирование готовых работ)
«Галерея сказочных героев»
(цвета тёплые и холодные; передача характера людей: добрые и злые;
изображение персонажей (Алёнушка, Царевич, Кащей, Водяной, Стари- чоклесовичок, Леший, Кикимора и др .) и животных (конь-огонь, Пету- шок-Золотой
гребешок, Чудо-юдо рыба-кит, Золотая рыбка, Синяя пти- ца и др .); основные
и составные цвета; коллективная работа; использо- вание музыкальных образов:
«Кикимора», «Баба-Яга» А . К . Лядова;
«Баба-Яга» П . И . Чайковского; «Колдун» Г . В . Свиридова; «Царевна- Лебедь» Н .
А . Римского-Корсакова; фотографирование готовых работ)

1

1

1

1

1

1

8 класс
№

Модуль и темы

п/
п
Модуль «Живопись». Живописная
практика

Количество часов
Теория Практика

Всего

1

Вводное занятие
(знакомство с тематикой занятий; основы цветоведения; живописные
материалы, их свойства и особенности; приёмы работы гуашью, ак- варелью)

2

«Нарисуй мне небо», живописная мозаика
(изображение неба в ясный солнечный день или вечером красками, используя
пастозную технику; составление коллективной мозаики изображений,
достижение ритма цветовых пятен; фотографирование готовых работ)

1

3

«Родные дали» или «Горный пейзаж», композиция пейзажа, мастер- класс
(композиционная схема; пространство, линия горизонта, цвет; гуашь:
отработка мазков; акварель: освоение техники лессировки; работа для
выставки; фотографирование готовых работ)
«Морские просторы», пейзаж, мастер-класс
(изображение пейзажа в разных контрастных состояниях погоды и
соответствующих цветовых состояниях: туман, нежное утро, гроза, буря,
ветер и др .; освоение техники по-сырому или смешанной тех- ники)

1

4

1

1

5

6

«Букет-настроение», натюрморт
(букет цветов по материалам фотопленэра «Такие разные цветы» (связь с
модулем «Азбука цифровой графики»); эмоциональная выра- зительность
цвета; цвет тёмный и светлый (тональные отношения), звонкий и
приглушённый (тихий); затемнение цвета и разбеление цвета; работа для
выставки; фотографирование готовых работ)
Натюрморт с натуры
(планы, композиционный центр, ближе-дальше, загораживание; цвет, мазок,
рефлексы)

1

1

Модуль «Скульптура»
№

Модуль и темы

п/
п

Количество часов
Теория Практика

Модуль «Скульптура». Практика по
лепке
1

Вводное занятие
(материалы, инструменты для лепки; приёмы лепки, смешения цве- тов
пластилина; выполнение упражнений)

1

Всего

2

«Овощи и фрукты», композиция, мастер-класс
(освоение приёмов лепки формы и передачи фактуры овощей и фруктов;
составление композиции; фотографирование готовых компо- зиций)

1

3

«Домашний любимец», композиция
(лепка фигурки животного по материалам фотографий на тему
«Животное в объективе» (связь с модулем «Азбука цифровой гра- фики»)

1

4

«Друзья всегда вместе», композиция
(создание скульптурной композиции, которая изображает человека и
животное; фотографирование готовых композиций)
«Снеговик у ёлки», скульптура из снега
(лепка и фотографирование; работа в паре или в творческой группе; полевая
творческая практика: работа в материале)
«Завертелась карусель», мастерская лепки
(игра «В мастерской лепки»: лепка сказочной игрушки по мотивам
каргопольской игрушки, дымковской игрушки (лошадка, барышня) или
филимоновской игрушки; сюжетная композиция «Карусель»; работа в
творческих группах; фотографирование готовых компози- ций)

1

5
6

1
1

8 класс

№

Модуль и темы

п/
п

Количество часов
Теория Практика

Модуль «Скульптура». Практика по
лепке
1
2

3

4

5

Вводное занятие
(знакомство с тематикой занятий; образцы поделок; материалы и инструменты; приёмы лепки; техника безопасности)
«Эти забавные животные», композиция
(набросок композиции из двух-трёх фигур животных в движении: игры
друг с другом или предметом — мячом, клубком, бантиком, палочкой — по
материалам фотозарисовок «Весёлые игры живот- ных» (связь с модулями
«Графика» и «Азбука цифровой графики»); лепка фигурок по наброску;
фотографирование готовых работ)
«Сказки на изразцах», композиция
(лепка рельефной композиции с изображением героев из сказок (животных или птиц) «Теремок», «Курочка Ряба», «Бычок — смоляной бочок»
и др .; работа в творческих группах; фотографирование гото- вых работ)
«На арене цирка», сюжетная композиция
(набросок композиции (связь с модулем «Графика»); лепка фигурок
человека и животного; форма, контраст, движение, декоративные де- тали и
расположение героев в пространстве; работа в паре; фотогра- фирование
готовых работ)
«Создаём образ», мастер-класс
(создаём образ сказочного персонажа, животного, насекомого и т . д . из
нехудожественных материалов; каркас поделки — бутылочка из пластмассы
от молочных продуктов и т . п .; фотографирование гото- вых работ)

1

1

1

2

1

Всего

Модуль «декоративно-прикладное искусство»
7 класс

№

Модуль и темы

п/
п

Количество часов
Теория Практика

Модуль «Декоративно-прикладное искусство».
Декоративно-прикладная практика
1

Вводное занятие
(материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности)

2

«Волшебное превращение листьев», аппликация
(превращение листьев в элемент узора; силуэт, симметричное вырезывание; аппликация; работа в творческих группах; фотографирова- ние
готовых композиций)
«Чудо-посуда», панно
(роспись картонной формы посуды узорами городецкой и хохломской росписи;
орнамент в полосе (рамка); коллективная работа)
«Рисуем бабочку нитью», мастер-класс
(декоративное рисование: рисунок бабочки с помощью приёмов нетрадиционной техники изображения)
«Чем нарядим ёлочку?», работа в технике оригами
(создание набора ёлочных игрушек в технике оригами или создание
игрушек для украшения ёлки приёмом декорирования природных форм,
например декорирование сосновых шишек бусинами)
«Хоровод из ёлочек», украшение упаковки для подарка, мастер-класс
(освоение приёма декорирования; украшение упаковки-коробочки для
подарка)

3
4
5

6

1

1

1
1
1

1

Всего

8 класс

№

Модуль и темы

п/
п

Количество часов
Теори Практика
я

Модуль «Декоративно-прикладное искусство».
Декоративно-прикладная практика
1

Вводное занятие
(знакомство с тематикой занятий; материалы, инструменты, техники работы;
техника безопасности)

2

«В гостях у Мухи-Цокотухи» и «Чаепитие у Федоры», декоративные панно
(сюжетная игра-конкурс «Накроем стол для чаепития»; роспись кар- тонной
формы посуды по мотивам разных промыслов, украшение орнаментом;
работа над декоративной композицией в творческих группах;
фотографирование готовых панно)
«Нарядные игрушки», декоративная роспись
(роспись бумажной конструкции игрушки по мотивам игрушек на- родных
промыслов, связь с модулем «Архитектура»; фотографирова- ние готовых
игрушек)
«Маска из бумаги и не только», мастер-класс
(освоение приёмов создания маски в различных техниках: коллаж из цветной
ткани, обрывная аппликация, работа с фантиками, работа с природными
материалами и т . п .)

3

4

1

1

1

1

Всего

5

6

«Портрет Весны-красны»
(оформление в технике аппликации-коллажа шаблона-силуэта; укра- шение из
цветов и бабочек праздничного платья с орнаментом
и т . д .; работа в творческих группах для выставки; фотографирова- ние
готовых работ)
«Как игрушки-тарарушки зиму прогнали», декоративная композиция
(выполнение декоративной композиции в полосе по мотивам красоч- ных
фигурок-тарарушек из Полховского Майдана; коллективная ра- бота;
фотографирование готовых работ)

1

1

Модуль «архитектура»
7 класс

№
п/
п

Модуль и темы

Количество часов
Теори Практика
я

Всего

Модуль «Архитектура».
Практика конструирования и макетирования
1

Вводное занятие
(материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности)

1

2

«Много окон и дверей полна горница людей», игровой проект (проект
домика для маленьких человечков из овощей или фруктов, из варежки
или сапога, или из других предметов (вещей); фотогра- фирование
проектов)
«Домики из бумаги», оригами
(по материалам фотопленэра «В объективе — здание» (связь с моду- лем
«Азбука цифровой графики»); создание домиков в технике ори- гами;
коллективная работа)
«Город сказочных построек», конструирование
(по материалам фотопленэра «Вот моя улица (утром, днём, вече- ром)» или
«Прогулка по городу»; избушка лубяная, ледяная, на ку- рьих ножках,
ледяной дворец, пряничный домик и др .; конструиро- вание, аппликация с
использованием объёмных элементов, симме- тричное вырезывание, силуэт,
коллективная работа; фотографирование готовых работ)

1

3

4

№

1

2

Количество часов

Модуль и темы

п/
п
5

«Строим вещи», мастер-класс
(создание коробки для подарков, сумки-пакета и т . д .; можно прове- сти
параллельно с темой «Хоровод из ёлочек», модуль «Декоративно- прикладное
искусство»)

Теори Практика
я

Всего

1

8 класс
№

Модуль и темы

п/
п

Количество часов
Теори Практика
я

Модуль «Архитектура».
Практика конструирования и макетирования
1
2
3

Вводное занятие
(знакомство с тематикой занятий; материалы, инструменты; техники и
приёмы конструирования, макетирования; техника безопасности)
Конструируем игрушки для росписи
(симметричное вырезывание, соединение деталей в конструкцию; связь с
модулем «Декоративно-прикладное искусство»)
«Мебель из бумаги», мастер-класс
(освоение приёмов работы с бумагой; трафарет, схема; конструирова- ние
бумажной мебели (стул, стол, кровать, диван и т . д .)

1

2
1

Всего

4

«Детская площадка», проект
(бумагопластика, симметричное вырезывание, конструирование из полос
бумаги качелей, каруселей, горки и др ., придание им формы машин,
животных, сказочных персонажей; работа в творческой груп- пе;
фотографирование готовых работ)

1

5

«Дюймовочка в волшебной стране цветов, бабочек, жуков», апплика- ция
(объёмная аппликация или подвесная композиция; симметричное вырезывание и бумагопластика (жуки, бабочки, стрекозы, листья, до- ма-цветы и
др .); работа в творческой группе; фотографирование гото- вых работ)

1

Модуль «Восприятие произведений искусства»
7 класс

№

Модуль и темы

п/
п

Количество часов
Теория Практик
а

Модуль «Восприятие произведений искусства». Практика
восприятия и выставочная практика
1

Экскурсия по выставке детского творчества (по четвертям) или фотовыставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в
соцсети или в реальном формате (беседа, обсуждение, оцен- ка,
впечатление, мнение)

2

Всего

2

«Герои сказок» (занятие в библиотеке школы или в районной библиотеке;
восприятие изображения героев сказок через книжную иллюстрацию; это
занятие претворяет занятие «Галерея сказочных героев» модуля
«Живопись»)

2

8 класс

№

Модуль и темы

п/
п

Количество часов
Теория Практик
а

Модуль «Восприятие произведений искусства». Практика
восприятия и выставочная практика
1

Экскурсия по выставке детского творчества (по четвертям) или фотовыставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в
соцсети или в реальном формате (беседа, обсуждение, оцен- ка,
впечатление, мнение)

1

2

«Книги сказок»: Н . Н . Носов . «Приключения Незнайки и его дру- зей», А . М
. Волков . «Волшебник Изумрудного города», Г .-Х . Андер- сен . «Дюймовочка»
(восприятие героев сказок через книжную иллюстрацию, знакомство с
особенностями изображения пространства и архитектурных постро- ек в
книжной иллюстрации (город, волшебная страна), связь с моду- лем
«Архитектура»; занятие в библиотеке школы или в районной библиотеке)

1

3

«Знакомство с картиной»
(знакомство с произведением художника-мариниста И . К . Айвазов- ского (на
выбор учителя); связь с модулем «Живопись»; виртуаль- ная экскурсия в
Государственную Третьяковскую галерею или заня- тие-беседа по картине в
актовом зале школы)

3

Всего


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».