МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования администрации г. Березники МАОУ гимназия № 9 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО заместитель директора по УР директор МАОУ гимназия №9 ________________________ ________________________ Шарпацкая И.Н Приказ №138 от «30» августа 2023 г. Петухова Е.Н. Приказ №138 от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По внеурочной деятельности учебного предмета «Изобразительное искусство» для обучающихся 7, 8 классов г.Березники 2023 Пояснительная записка Примерная программа внеурочной деятельности «Моя художественная практика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31 мая 2021 г .) и с учётом примерной рабочей программы основного общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27 .09 .2021 г .) . Цель примерной программы — создание условий для про- явления творческих способностей обучающихся в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных видах художественно-творческой деятельности . Задачи программы: 1. развитие эстетического восприятия природы, произведений изобразительного искусства и детского творчества; 2. формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном и народном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека и природы; 3. знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов; 4. овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): графики, живописи и скульптуры, декоративноприкладного и народного искусства, архитектуры и дизайна; 5. приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе работы различными художественными материалами . Примерная программа внеурочной деятельности построена на модульном принципе представления содержания по годам обучения . Программа включает в себя относительно самостоятельные части образовательной программы — модули, позволяющие увеличить её гибкость и вариативность, организовать образовательный процесс, подстраиваясь под интересы и способности обучающихся . Модульный принцип построения учебного материала допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей и принципам компоновки учебных тем в каждом классе . Пред- полагается также возможность реализации одного или не- скольких модулей по выбору участников образовательного процесса, при этом увеличивается количество часов, отведённых на практическую работу . Взаимосвязанное содержание тематических модулей позволяет объединять, исключать, перекомпоновывать их наполнение в зависимости от объёма и видов практической деятельности, поэтому содержание одного или нескольких модулей логически встраивается в содержание других модулей, что является необходимым условием достижения цели данной программы . Например, модуль «Азбука цифровой графики» и модуль «Восприятие произведений искусства» интегрируются с такими модулями, как «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Архитектура» . В соответствии с содержанием данной программы основным видом деятельности является художественно-творческая практика, которая реализуется в системе освоения тематических модулей и направлена на достижение определённой цели, а именно — развитие творческой личности обучающегося через освоение им опыта работы в разных видах изобразительного искусства, разнообразными техниками, материала- ми, инструментами и средствами изображения . Таким образом обучающийся должен овладеть практическими навыками работы в каждом тематическом модуле: «Графика», «Живопись», «Скульптура», «Декоративно-прикладное искусство», «Архитектура», «Восприятие произведений искусства», «Азбука цифровой графики» . Содержание программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству тесно связано с основным образованием и является его логическим продолжением, неотъемлемой частью системы обучения, созданной в образовательной организации . В ходе реализации программы внеурочной деятельности применяется сетевая, электронная форма обучения, используются дистанционные образовательные технологии . В содержании программы есть задания, которые даны на основе компьютерных средств изображения, и задания на восприятие произведений изобразительного искусства . Для этого используются возможности как самого образовательного учреждения (компьютерный класс, актовый зал, библиотека), так и учреждения дополнительного образования и культуры . Формы внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с данной программой следующие: 1.художественно-творческая практика; 2. творческие занятия; 3. творческий проект; 4. выставка-конкурс; 5. фотопленэр; 6. мастер-класс; 7. виртуальные путешествия и др . Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная), поэтому в программе максимальное количество времени отводится для художественно-творческой практики как формы освоения основ изобразительной грамоты . Материал программы предполагаем межпредметную связь с такими учебными предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология». Подведение итогов реализации примерной программы осуществляется в следующих формах: 8. выставки: внутри параллели, класса, общешкольные (в медийном или реальном формате), районные, городские и т .д .; Данная программа создана с учётом Примерной рабочей программы воспитания. Творчество, художественно-творческая деятельность — важнейшие средства решения проблем воспитания современных школьников. В изобразительном искусстве сконцентрировано духовное богатство человечества, творческий опыт личности, поэтому искусство способствует формированию понимания таких ценностей, как Родина, человек и природа, семья и дружба, культура и красота . Изобразительное искусство, своеобразие его языка, содержание, социальная функция и способ отражения действительности — это возможность воспитательного воздействия на обучающегося, условие для проявления им творческих способностей, раз- вития его личности . Содержание курса внеурочной деятельности «Изобразительное искусство» Содержание программы внеурочной деятельности распределено и структурно представлено семью модулями (тематическими линиями) для каждого класса (по годам обучения) . 7 класс Модуль «Графика» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий . Графические материалы, их свойства и особенности . Графические техники изображения . Компьютерная графика . Фотография, пленэр . Графическая практика Содержание. Рисование листьев растений разной формы, веток дерева по материалам фотографий пленэра «Осенние листья», «Эти разные деревья» . Рисование с натуры: листья и их форма, декорирование поверхности листа, превращение листа в дерево . Рисование животных, игра «Большие и маленькие» . Задания на освоение приёмов изображения в графическом редакторе Paint . Композиция из листьев в технике тиснения . Техника аппликации (симметричное вырезывание) с графической прорисовкой . Техника объёмной аппликации (симметричное вырезывание, планы) . Создание композиции из каракулей-путаниц из линий . Персонажи для игры в тени: силуэты на трости (деревянной шпажке) на примере сказок «Теремок», «Колобок», «Репка» и т . д . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: упражнения на освоение приёмов рисования линией, пятном, штрихом (веток дерева, животных, птиц, рыб); приёмы изображения в графическом редакторе Paint; выполнение рисунка с натуры: разные листья и их форма, декорирование поверхности листа, превращение листа в дерево; композиция из листьев в технике тиснения и аппликации (линия, пятно, силуэт); создание композиции из каракулей-путаниц из линий; рисунки для игры в тени; ком- позиции в смешанной технике; работа в технике объёмной аппликации . Форма организации. Художественно-творческая практика; игры «Каракули», «Большие и маленькие», «Волшебные тени»; коллективная работа; работа в творческих группах; фотографирование на природе; Модуль «живопись» Вводное занятие. Живописные материалы, их свойства и особенности . Приёмы работы гуашью, акварелью . Живописная практика Содержание. Изображение цветов гуашью (приёмы работы, мазки) . Букет . Проект к празднику . Пейзаж в живописи . Натюрморт в живописи . Сказочные образы (люди, животные) . Приёмы работы в нетрадиционной технике . Композиция . Цвет и настроение . Техника монотипии . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: отработка техники работы гуашью, акварелью (красочное пятно, мазки, смешение цвета и др .); живописное изображение по представлению и восприятию разных по цвету и формам цветков, овощей и фруктов (мятая бумага); передача с помощью контрастных цветов на- строения в пейзаже и в изобразительном сюжете; освоение техники монотипии; «оттиск бумажным комочком»; коллаж . Форма организации. Художественно-творческая практика; коллективная работа; художественный проект; выставка творческих работ. Модуль «Скульптура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты . Приёмы лепки, смешение цветов . Практика по лепке Содержание. Пластилиновая композиция . Лепка зверушек, овощей и фруктов из цельной формы по фотоматериалам . Скульптурная композиция на тему человека и животного . Лепка сказочной игрушки и игрушки, характерной для одно- го из наиболее известных народных художественных промыслов (дымковская, каргопольская игрушка или по выбору учителя с учётом местных промыслов) . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: лепка фигурки животного; создание пластилиновой композиции «Овощи и фрукты»; работа над скульптурной композицией «Человек и животное»; освоение работы в материале (лепка из снега); фотографирование . Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс; коллективная работа; работа в творческих группах; полевая творческая практика: работа в материале; игра «В мастерской лепки»; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате . Модуль «декоративно-прикладное искусство» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты, техники исполнения . Техника безопасности . Декоративно-прикладная практика Содержание. Узоры и орнаменты, создаваемые людьми: превращение листьев в элемент узора; орнамент и форма по- суды . Узор на крыльях бабочки . Декоративное рисование . Игрушки из нехудожественных материалов . Проект ювелирных украшений . Дизайн предмета: изготовление нарядной упаковки путём складывания бумаги и аппликации . Оригами — создание игрушки для новогодней ёлки . Создание воз- душных подвесок для оформления интерьера . Замкнутый орнамент. Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: работа над переводом реальных объектов природы в декоративные (листья в элемент узора, шишки в ёлочные игрушки); создание декоративной композиции в технике аппликации; выполнение росписи по мотивам хохломской, городецкой росписи; декоративное рисование; ра бота над проектом ювелирных украшений (монотипия ); освоение техники оригами и приёмов работы над дизайном упаковки; фотографирование . Форма организации. Мастер-класс; игра «Ювелиры»; коллективная работа и работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте школы, в реальном формате . Модуль «архитектура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты . Техники и приёмы конструирования, макетирования. Техника безопасности . Практика конструирования и макетирования Содержание. домика из овощей или фруктов, из Проект варежки или сапога для маленьких человечков . Здание в технике оригами по материалам фотографирования на природе . Конструирование из бумаги по материалам фотографий на темы «Вот моя улица (утром, днём, вечером)» или «Прогулка по городу». Наблюдение разнообразных архитектурных зданий в окружающем мире (по фотографиям). Макетирование (или аппликация) пространственной среды сказочного города из бумаги и картона . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: создание проекта домика из различных форм (природные, вещи и др .); конструирование постройки из бумаги; выполнение аппликации «Город сказочных построек» с использованием объёмных элементов; конструирование упаковки для подарков (коробочки, пакеты); фотографирование . Форма организации. Художественно-творческая практика; коллективная работа; мастер-класс; игровой проект «Много окон и дверей, полна горница людей»; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате . Модуль «Восприятие произведений искусства» Практика восприятия и выставочная практика Содержание. Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ . Художественное наблюдение окружающего мира природы и предметной среды жизни человека в зависимости от поставленной аналитической и эстетической задачи наблюдения (установки) . Рассматривание иллюстраций детской книги на основе содержательных установок учителя в соответствии с изучаемой темой . Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических задач; при- обретение обучающимися опыта восприятия и оценка эмоционального содержания произведений; умение делиться своим мнением и впечатлениями . Форма организации. Выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате; беседа; занятие в школьной или районной библиотеке . Модуль «азбука цифровой графики» Фотопрактика Содержание. Фотографирование мелких деталей природы, выражение ярких зрительных впечатлений. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение фотографий объектов природы; построение композиции в фотографии в зависимости от деталей изображения. Форма организации. Художественно-творческая практика; индивидуальная работа или работа в творческих группах; фотографирование на природе; беседа. 8 класс Модуль «Графика» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий . Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства (пастель, мелки) . Графические техники изображения . Графическая практика Содержание. Изображение разнообразными линиями птиц из сказок . Чёрный и белый цвет . Графическая сказка: сюжетный рисунок на произвольном формате . Натюрморт «Свет и тень» из выбранных сосудов, передача их формы по фотоматериалам . Натюрморт из овощей и фруктов . Проект оформления входа в зоопарк: коллаж из графических изображений животных . Композиция в технике цветного граттажа . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: работа над композицией графической сказки; создание проекта книжки-раскраски; выполнение рисунка с передачей формы предметов (линия, пятно, штрих, светотень); освоение техники граттажа; проект оформления фриза входа в зоопарк . Форма организации. Художественно-творческая практика; игра «Графическая сказка»; художественный проект; коллективная работа; работа в творческих группах; занятие в библиотеке школы или районной библиотеке . Модуль «живопись» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий . Живописные материалы, их свойства и особенности . Приёмы работы гуашью, акварелью . Основы цветоведения . Живописная практика Содержание. Изображение неба: разный характер мазков и движений кистью . Композиция пейзажа . Изображение пейзажа в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях . Техника по сырому . Сюжетные композиции по фотозарисовкам . Букет цветов «Такие разные цветы» по материалам фотографий, сделанных на пленэре . Рисование с натуры . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: освоение техники пастозного письма гуашью и основ цветоведения; работа над пейзажем по композиционным схемам; изображение контрастных состояний природы; выполнение сюжетных композиций с изображением людей; рисование с натуры . Форма организации. Художественно-творческая практика, мастер-класс, индивидуальная, групповая и коллективная ра- бота, фотографирование на пленэре, фотозарисовка, выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате . Модуль «Скульптура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий . Образ- цы поделок . Материалы, инструменты . Приёмы лепки . Техника безопасности . Практика по лепке Содержание. Композиции из двух-трёх фигур животных в движении по материалам фотозарисовок на тему «Весёлые игры животных»; лепка фигурок по наброску . Рельефная ком- позиция с изображением героев сказок . Лепка сюжетной ком- позиции . Создание пластического образа из подручного нехудожественного материала . Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: работа над многофигурной скульптур- ной композицией; лепка рельефа с изображением героев сказок; выполнение сюжетной композиции «На арене цирка»; создание образа из нехудожественного материала . Форма организации. Художественно-творческая практика; индивидуальная работа; работа в творческой группе; фотозарисовка «Весёлые игры животных»; мастер-класс; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате . Модуль «декоративно-прикладное искусство» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий . Мате- риалы, инструменты, техники исполнения . Техника безопасности . Декоративно-прикладная практика Содержание. Декоративное панно по мотивам различных народных промыслов . Декоративная композиция . Маски для маскарада . Поделки из подручных нехудожественных материалов . Декоративное изображение животных в игрушках народных промыслов . Декор одежды человека . Композиция- импровизация по мотивам палехской росписи; коллаж-аппликация из изображений людей в исторических костюмах . Компьютерный проект украшений (связь с модулем «Азбука цифровой графики») . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: роспись и украшение орнаментом посуды по мотивам разных промыслов; работа над декоративной композицией маски, новогодней ёлки, декоративной композицией в полосе по мотивам «тарарушек» Полховского Майдана; освоение техники коллажа, обрывной аппликации; создание композиции-импровизации на тему исторических и народных костюмов . Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий проект; сюжетная игра-конкурс «Накроем стол для чая»; мастер-класс; индивидуальная и коллективная работа, работа в творческих группах; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате . Модуль «архитектура» Вводное занятие. Знакомство с тематикой занятий. Материалы, инструменты. Техники и приёмы конструирования, макетирования . Техника безопасности . Практика конструирования и макетирования Конструирование из бумаги . Приёмы работы Содержание. с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания . Макетирование пространства детской площадки . Построение игрового сказочного города из бумаги . Образ здания . Интерьер для героев сказки . Рисунок дома для доброго или злого сказочного персонажа . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: конструирование игрушек из бумаги для росписи; создание интерьера в коробке и вещи из коробок; работа над проектом детской площадки; освоение приёмов объёмной аппликации; выполнение макета зданий, города и конструирование подвесного аквариума . Форма организации. Художественно-творческая практика; мастер-класс; творческий проект; коллективная работа или работа в творческой группе; сюжетная игра: интерьер и вещи для героев сказки; выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате . Модуль «Восприятие произведений искусства» Практика восприятия и выставочная практика Содержание. Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. Восприятие произведений живописи с активным выраженным цветовым состоянием в природе . Произведения И . К . Айвазовского . Восприятие произведений художника-иллюстратора Л . В . Владимирского к книгам «Волшебник Изумрудного города» А . М . Волкова, «Приключения Незнайки и его друзей» Н . Н . Носова . Наблюдение животных с точки зрения их пропорций, характера движения, пластики . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: освоение зрительских умений на основе получаемых знаний и творческих практических за- дач; приобретение обучающимися личного опыта в восприятии и оценке эмоционального содержания произведений; умение делиться своим мнением и впечатлениями; знакомство с произведениями И . К . Айвазовского, произведениями художникаиллюстратора Л . В . Владимирского . Форма организации. Выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, группе в соцсети или в реальном формате; беседа; занятие в школьной или районной библиотеке; занятие в компьютерном классе, актовом зале школы; экскурсия в музей (или виртуальная экскурсия) . Модуль «азбука цифровой графики» Фотопрактика, практика в компьютерной графике и анимации Содержание. Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами . Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint . Художественная фотография . Расположение объекта в кадре . Масштаб . Доминанта . Обсуждение на занятии ученических фотографий, со- ответствующих изучаемой теме . Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение фотографий объектов природы; построение композиции в фотографии в зависимости от деталей изображения; выполнение рисунков в графическом редакторе; создание изображений в gifанимации . Форма организации. Художественно-творческая практика; творческий проект; индивидуальная работа или работа в творческих группах; игровой сюжет «Рисуем мультик»; фотографирование на пленэре; фотозарисовка; беседа-обсуждение . Распределение часов по классам (годам обучения) 7 класс Назваие модуля «Графика» «Живопись» «Скульптура» «Декоративно-прикладное искусство» «Архитектура» «Восприятие произведений искусства» Всего 34 Теори я 0 0 0 0 0 5 Прак тика 6 6 6 6 5 0 5 29 Теори я 0 0 0 0 0 5 Прак тика 6 6 6 6 5 0 5 29 8 класс Назваие модуля «Графика» «Живопись» «Скульптура» «Декоративно-прикладное искусство» «Архитектура» «Восприятие произведений искусства» Всего 34 тематическое планирование Модуль «графика» 7 класс № п/п Модуль и темы Количество часов Теория Практика Модуль «Графика». Графическая практика 1 2 3 4 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; графические материалы, их свой- ства и особенности; графические техники изображения; компьютер- ная графика; фотография, пленэр) Линии и формы в природе (рисование листьев растений разной формы, веток дерева по материалам фотопленэра «Осенние листья», «Эти разные деревья»; выполнение рисунка с натуры: листья и их форма, декорирование поверх- ности листа, превращение листа в дерево; художественно-творческая практика; фотопленэр) «Кружатся листья», композиция из листьев (композиция из листьев в технике тиснения и/или аппликации (ли- ния, пятно, силуэт); коллективная работа) «Танец осени, или Музыкальный лес», композиция в смешанной тех- нике (техника аппликации (симметричное вырезывание) с графической прорисовкой стволов, ветвей; коллективная работа; фотографирова- ние композиции) 1 1 1 1 Всего 5 6 «Ночь в зимнем лесу», мастер-класс (техника объёмной аппликации: симметричное вырезывание, планы; бумага чёрная и белая, белые бумажные салфетки) «Удивительный аквариум», композиция из линий (игра в «каракули»; создание композиции из каракулей-путаницы из линий; коллективная работа или работа в творческих группах) 1 1 Второй год обучения № Модуль и темы п/ п Количество часов Теория Практика Модуль «Графика». Графическая практика 1 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; художественные материалы для линейного рисунка и их свойства; графические техники изображе- ния) 2 «Птицы», книжка-раскраска (изображение разнообразными линиями птиц из сказок: павлин, ла- сточка, лебедь, утка, ворон, жар-птица и др .; композиция, пропор- ции; коллективная работа; художественный проект; фотографирова- ние готовых работ) «Мир чёрно-белой планеты», графическая сказка (чёрный и белый цвет; сюжетный рисунок на произвольном формате; коллективная работа или работа в творческих группах; фотографиро- вание готовых работ) 3 1 1 1 Всего 4 5 6 «Составь и нарисуй натюрморт» (натюрморт из выбранных сосудов, выполнение рисунка с передачей их формы (линия, пятно, штрих, светотень) по фотоматериалам «Свет и тень»; индивидуальная работа для выставки; фотографиро- вание готовых работ) «Овощное и фруктовое чудо», творческий рисунок (натюрморт из овощей и фруктов; работа в цвете пастелью, мелка- ми); рисунок для выставки; фотографирование готовых работ) «Фантастический зоопарк», проект (проект оформления входа в зоопарк: коллаж из графических изо- бражений животных; коллективная работа или работа в творческой группе; фотографирование готовых работ) 1 1 1 Модуль «живопись» № Модуль и темы п/ п Модуль «Живопись». Живописная практика Количество часов Теория Практика Всего 1 2 3 4 5 6 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; живописные материалы, их свой- ства и особенности; приёмы изображения гуашью, акварелью; упражнения) «Букет для вас», проект (художественный проект к празднику, например, ко «Дню учителя»; работа в творческих группах или коллективная работа) «Осенняя природа», пейзаж (приёмы работы гуашью, красочное пятно, мазок; работа для выстав- ки, фотографирование готовых работ) «Осень в фруктовых красках», натюрморт (приёмы работы акварелью; осенний натюрморт из овощей и фрук- тов с использованием мятой бумаги; работа для выставки, фотогра- фирование готовых работ) «Сказочный зимний лес», пейзаж (рисование заснеженных деревьев, заледенелых веток и кустов; использование холодных цветов, нюансов; работа для выставки, фотографирование готовых работ) «Галерея сказочных героев» (цвета тёплые и холодные; передача характера людей: добрые и злые; изображение персонажей (Алёнушка, Царевич, Кащей, Водяной, Стари- чоклесовичок, Леший, Кикимора и др .) и животных (конь-огонь, Пету- шок-Золотой гребешок, Чудо-юдо рыба-кит, Золотая рыбка, Синяя пти- ца и др .); основные и составные цвета; коллективная работа; использо- вание музыкальных образов: «Кикимора», «Баба-Яга» А . К . Лядова; «Баба-Яга» П . И . Чайковского; «Колдун» Г . В . Свиридова; «Царевна- Лебедь» Н . А . Римского-Корсакова; фотографирование готовых работ) 1 1 1 1 1 1 8 класс № Модуль и темы п/ п Модуль «Живопись». Живописная практика Количество часов Теория Практика Всего 1 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; основы цветоведения; живописные материалы, их свойства и особенности; приёмы работы гуашью, ак- варелью) 2 «Нарисуй мне небо», живописная мозаика (изображение неба в ясный солнечный день или вечером красками, используя пастозную технику; составление коллективной мозаики изображений, достижение ритма цветовых пятен; фотографирование готовых работ) 1 3 «Родные дали» или «Горный пейзаж», композиция пейзажа, мастер- класс (композиционная схема; пространство, линия горизонта, цвет; гуашь: отработка мазков; акварель: освоение техники лессировки; работа для выставки; фотографирование готовых работ) «Морские просторы», пейзаж, мастер-класс (изображение пейзажа в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях: туман, нежное утро, гроза, буря, ветер и др .; освоение техники по-сырому или смешанной тех- ники) 1 4 1 1 5 6 «Букет-настроение», натюрморт (букет цветов по материалам фотопленэра «Такие разные цветы» (связь с модулем «Азбука цифровой графики»); эмоциональная выра- зительность цвета; цвет тёмный и светлый (тональные отношения), звонкий и приглушённый (тихий); затемнение цвета и разбеление цвета; работа для выставки; фотографирование готовых работ) Натюрморт с натуры (планы, композиционный центр, ближе-дальше, загораживание; цвет, мазок, рефлексы) 1 1 Модуль «Скульптура» № Модуль и темы п/ п Количество часов Теория Практика Модуль «Скульптура». Практика по лепке 1 Вводное занятие (материалы, инструменты для лепки; приёмы лепки, смешения цве- тов пластилина; выполнение упражнений) 1 Всего 2 «Овощи и фрукты», композиция, мастер-класс (освоение приёмов лепки формы и передачи фактуры овощей и фруктов; составление композиции; фотографирование готовых компо- зиций) 1 3 «Домашний любимец», композиция (лепка фигурки животного по материалам фотографий на тему «Животное в объективе» (связь с модулем «Азбука цифровой гра- фики») 1 4 «Друзья всегда вместе», композиция (создание скульптурной композиции, которая изображает человека и животное; фотографирование готовых композиций) «Снеговик у ёлки», скульптура из снега (лепка и фотографирование; работа в паре или в творческой группе; полевая творческая практика: работа в материале) «Завертелась карусель», мастерская лепки (игра «В мастерской лепки»: лепка сказочной игрушки по мотивам каргопольской игрушки, дымковской игрушки (лошадка, барышня) или филимоновской игрушки; сюжетная композиция «Карусель»; работа в творческих группах; фотографирование готовых компози- ций) 1 5 6 1 1 8 класс № Модуль и темы п/ п Количество часов Теория Практика Модуль «Скульптура». Практика по лепке 1 2 3 4 5 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; образцы поделок; материалы и инструменты; приёмы лепки; техника безопасности) «Эти забавные животные», композиция (набросок композиции из двух-трёх фигур животных в движении: игры друг с другом или предметом — мячом, клубком, бантиком, палочкой — по материалам фотозарисовок «Весёлые игры живот- ных» (связь с модулями «Графика» и «Азбука цифровой графики»); лепка фигурок по наброску; фотографирование готовых работ) «Сказки на изразцах», композиция (лепка рельефной композиции с изображением героев из сказок (животных или птиц) «Теремок», «Курочка Ряба», «Бычок — смоляной бочок» и др .; работа в творческих группах; фотографирование гото- вых работ) «На арене цирка», сюжетная композиция (набросок композиции (связь с модулем «Графика»); лепка фигурок человека и животного; форма, контраст, движение, декоративные де- тали и расположение героев в пространстве; работа в паре; фотогра- фирование готовых работ) «Создаём образ», мастер-класс (создаём образ сказочного персонажа, животного, насекомого и т . д . из нехудожественных материалов; каркас поделки — бутылочка из пластмассы от молочных продуктов и т . п .; фотографирование гото- вых работ) 1 1 1 2 1 Всего Модуль «декоративно-прикладное искусство» 7 класс № Модуль и темы п/ п Количество часов Теория Практика Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Декоративно-прикладная практика 1 Вводное занятие (материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности) 2 «Волшебное превращение листьев», аппликация (превращение листьев в элемент узора; силуэт, симметричное вырезывание; аппликация; работа в творческих группах; фотографирова- ние готовых композиций) «Чудо-посуда», панно (роспись картонной формы посуды узорами городецкой и хохломской росписи; орнамент в полосе (рамка); коллективная работа) «Рисуем бабочку нитью», мастер-класс (декоративное рисование: рисунок бабочки с помощью приёмов нетрадиционной техники изображения) «Чем нарядим ёлочку?», работа в технике оригами (создание набора ёлочных игрушек в технике оригами или создание игрушек для украшения ёлки приёмом декорирования природных форм, например декорирование сосновых шишек бусинами) «Хоровод из ёлочек», украшение упаковки для подарка, мастер-класс (освоение приёма декорирования; украшение упаковки-коробочки для подарка) 3 4 5 6 1 1 1 1 1 1 Всего 8 класс № Модуль и темы п/ п Количество часов Теори Практика я Модуль «Декоративно-прикладное искусство». Декоративно-прикладная практика 1 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности) 2 «В гостях у Мухи-Цокотухи» и «Чаепитие у Федоры», декоративные панно (сюжетная игра-конкурс «Накроем стол для чаепития»; роспись кар- тонной формы посуды по мотивам разных промыслов, украшение орнаментом; работа над декоративной композицией в творческих группах; фотографирование готовых панно) «Нарядные игрушки», декоративная роспись (роспись бумажной конструкции игрушки по мотивам игрушек на- родных промыслов, связь с модулем «Архитектура»; фотографирова- ние готовых игрушек) «Маска из бумаги и не только», мастер-класс (освоение приёмов создания маски в различных техниках: коллаж из цветной ткани, обрывная аппликация, работа с фантиками, работа с природными материалами и т . п .) 3 4 1 1 1 1 Всего 5 6 «Портрет Весны-красны» (оформление в технике аппликации-коллажа шаблона-силуэта; укра- шение из цветов и бабочек праздничного платья с орнаментом и т . д .; работа в творческих группах для выставки; фотографирова- ние готовых работ) «Как игрушки-тарарушки зиму прогнали», декоративная композиция (выполнение декоративной композиции в полосе по мотивам красоч- ных фигурок-тарарушек из Полховского Майдана; коллективная ра- бота; фотографирование готовых работ) 1 1 Модуль «архитектура» 7 класс № п/ п Модуль и темы Количество часов Теори Практика я Всего Модуль «Архитектура». Практика конструирования и макетирования 1 Вводное занятие (материалы, инструменты, техники работы; техника безопасности) 1 2 «Много окон и дверей полна горница людей», игровой проект (проект домика для маленьких человечков из овощей или фруктов, из варежки или сапога, или из других предметов (вещей); фотогра- фирование проектов) «Домики из бумаги», оригами (по материалам фотопленэра «В объективе — здание» (связь с моду- лем «Азбука цифровой графики»); создание домиков в технике ори- гами; коллективная работа) «Город сказочных построек», конструирование (по материалам фотопленэра «Вот моя улица (утром, днём, вече- ром)» или «Прогулка по городу»; избушка лубяная, ледяная, на ку- рьих ножках, ледяной дворец, пряничный домик и др .; конструиро- вание, аппликация с использованием объёмных элементов, симме- тричное вырезывание, силуэт, коллективная работа; фотографирование готовых работ) 1 3 4 № 1 2 Количество часов Модуль и темы п/ п 5 «Строим вещи», мастер-класс (создание коробки для подарков, сумки-пакета и т . д .; можно прове- сти параллельно с темой «Хоровод из ёлочек», модуль «Декоративно- прикладное искусство») Теори Практика я Всего 1 8 класс № Модуль и темы п/ п Количество часов Теори Практика я Модуль «Архитектура». Практика конструирования и макетирования 1 2 3 Вводное занятие (знакомство с тематикой занятий; материалы, инструменты; техники и приёмы конструирования, макетирования; техника безопасности) Конструируем игрушки для росписи (симметричное вырезывание, соединение деталей в конструкцию; связь с модулем «Декоративно-прикладное искусство») «Мебель из бумаги», мастер-класс (освоение приёмов работы с бумагой; трафарет, схема; конструирова- ние бумажной мебели (стул, стол, кровать, диван и т . д .) 1 2 1 Всего 4 «Детская площадка», проект (бумагопластика, симметричное вырезывание, конструирование из полос бумаги качелей, каруселей, горки и др ., придание им формы машин, животных, сказочных персонажей; работа в творческой груп- пе; фотографирование готовых работ) 1 5 «Дюймовочка в волшебной стране цветов, бабочек, жуков», апплика- ция (объёмная аппликация или подвесная композиция; симметричное вырезывание и бумагопластика (жуки, бабочки, стрекозы, листья, до- ма-цветы и др .); работа в творческой группе; фотографирование гото- вых работ) 1 Модуль «Восприятие произведений искусства» 7 класс № Модуль и темы п/ п Количество часов Теория Практик а Модуль «Восприятие произведений искусства». Практика восприятия и выставочная практика 1 Экскурсия по выставке детского творчества (по четвертям) или фотовыставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате (беседа, обсуждение, оцен- ка, впечатление, мнение) 2 Всего 2 «Герои сказок» (занятие в библиотеке школы или в районной библиотеке; восприятие изображения героев сказок через книжную иллюстрацию; это занятие претворяет занятие «Галерея сказочных героев» модуля «Живопись») 2 8 класс № Модуль и темы п/ п Количество часов Теория Практик а Модуль «Восприятие произведений искусства». Практика восприятия и выставочная практика 1 Экскурсия по выставке детского творчества (по четвертям) или фотовыставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в соцсети или в реальном формате (беседа, обсуждение, оцен- ка, впечатление, мнение) 1 2 «Книги сказок»: Н . Н . Носов . «Приключения Незнайки и его дру- зей», А . М . Волков . «Волшебник Изумрудного города», Г .-Х . Андер- сен . «Дюймовочка» (восприятие героев сказок через книжную иллюстрацию, знакомство с особенностями изображения пространства и архитектурных постро- ек в книжной иллюстрации (город, волшебная страна), связь с моду- лем «Архитектура»; занятие в библиотеке школы или в районной библиотеке) 1 3 «Знакомство с картиной» (знакомство с произведением художника-мариниста И . К . Айвазов- ского (на выбор учителя); связь с модулем «Живопись»; виртуаль- ная экскурсия в Государственную Третьяковскую галерею или заня- тие-беседа по картине в актовом зале школы) 3 Всего