Внеурочная деятельность 8-9 классы

Пояснительная записка
Учебный план внеурочной деятельности призван обеспечить реализацию целей и
задач образования, которые определены в основных нормативно-правовых документах:
1. Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями от 13.06.2021).
2. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03. 2021 №115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательно
деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования».
3. Приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательно стандарта основного общего
образования» (с изменениями приказ Минобрнауки России от 29ю12 2014 г. №
1644 от 31.12.2015 г. №1577, приказ Министерства просвещения РФ от
11.12.2020 № 712).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №
373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие» (в ред. Приказов
Минобрнауки России; от 22.09.2011 № 2357; № 74 от 01.02.2012; от 18.12.2012 №
1060; от 26.11.2014 № 1241; от 31.01.2015 №1576)
5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования».
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254
«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность» (с изменения ми Министерства просвещения РФ от 23.12 2020
№766).
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09 2020 №
28 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей
и молодежи».
8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015. г. № 08-761 «Об
изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики»
и «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
9. Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 г. № 08-96 «О методических
рекомендациях по совершенствованию процесса реализации комплексного
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и предметной
области «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
10. Письмо Минобрнауки РФ от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа
физической культуры" (вместе » «Методическими рекомендациями о введении
третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки
обучающихся общеобразовательных учреждений РФ» ).
11. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. N 09-1672
«Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в
том числе в части проектной деятельности».
12. Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.09.2010 № ИК-1374/19 и
письмо Министерства спорта и туризма Российской Федерации от 13.09.2010 №

ЮН-02-09/4912) «О методических указаниях по использованию спортивных
объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков
физической культуры и внешкольной спортивной работы».
13. Устав образовательного учреждения.
14. Основная образовательная программа основного общего образования.
Целью данного учебного плана, в соответствии с миссией гимназии, является
выполнение актуального социального заказа – создание образовательной среды,
реализующей идею эффективного и качественного образования для детей с существенно
различающимися возможностями и интересами.
Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, направленная на
достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ
(личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от
урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком
планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет
расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит
образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных
особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций,
национальных и этнокультурных особенностей региона.
Реализация внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих
программ внеурочной деятельности. Рабочая программа внеурочной деятельности
является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с
иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной
программы. Рабочие
программы внеурочной
деятельности
разрабатываются
образовательной организацией самостоятельно на основе требований федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования с учетом
соответствующих примерных основных образовательных программ.
Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать:

планируемые результаты внеурочной деятельности;

содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее
организации и видов деятельности;

тематическое планирование.
Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.
Объем часов внеурочной деятельности определяется образовательной программой,
которая утверждается образовательной организацией с учетом запросов семей, интересов
обучающихся и возможностей общеобразовательной организации.
Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по
модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного
обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.
При реализации рабочих программ внеурочной деятельности используются
формы, носящие исследовательский, творческий характер.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся; сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий
режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав
обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции,
практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.

Организация внеурочной деятельности в образовательной организации
На основе изучения интересов и потребностей детей, пожеланий родителей,
возможностей школы внеурочная деятельность организована по пяти направлениям:
 духовно-нравственное;
 социальное;
 общеинтеллектуальное;
 общекультурное;
 спортивно-оздоровительное.
Духовно-нравственное направление
Духовно-нравственное направление реализуется в соответствии с программой
духовно-нравственного воспитания учащихся и направлено на воспитание в каждом
ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся,
подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Духовно- нравственное развитие гражданина России- это процесс последовательного
расширения и укрепления ценностно- смысловой сферы личности, формирования
способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим
людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и
нравственных идеалов, ценностных установок.
Цель духовно-нравственного направления: создание условий для воспитания
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого
потенциала в учебно-игровой, предметно- продуктивной, социально-ориентированной
деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного
образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции«становиться лучше»;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
формирование у школьников уважительного отношения к родителям, осознанного,
заботливого отношения к старшим и младшим.
Общеинтеллектуальное направление
Решение проблемы развития творческого потенциала школьников означает
организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие
нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных
факторов развития личности школьника становится именно познавательная творческая
деятельность самого ребёнка.
Научно-познавательная деятельность, заложенная в общеинтеллектуальном
направлении, строится с учётом возрастных психолого-педагогических особенностей
мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления
и получения новых знаний, способствует формированию научного мышления, которое
отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию
научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает
творческий потенциал учащихся. Большое значение в развитии и социализации
школьников имеет организация внеурочной работы по предмету. Она углубляет знания,
расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект учащихся,
стимулирует их активность, поскольку может быть приближена к интересам и
возможностям ученика.
Цельобщеинтеллектуального направления: формирование ценностного отношения к
знаниям, процессу познания.
Задачи:

обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами;
формирование мировоззрения, функциональной грамотности.
Общекультурное направление
Необходимым условием формирования современного гармонически развитого
человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и
эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.
Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во
внеурочной деятельности позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к
национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности.
Цель общекультурного направления: формирование ценностного отношения к
прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи:
развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих
способностей;
формирование коммуникативной общекультурной компетенций;
овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной
деятельности;
овладение навыками межличностного общения;
формирование интереса к творческим профессиям.
Социальное направление (социально- преобразующее творчество)
Социальное творчество - высшая форма социальной деятельности;
созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых
форм социальных отношений и общественного бытия.
В рамках социального направления учащиеся принимают добровольное посильное
участие в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании
ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда
сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений,
риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом,
общественностью.
Цель социального направления: создание условий для перевода ребенка в позицию
активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе
ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты
преобразования общества, реализовывать данные проекты.
Задачи:
формирование позитивного отношения к базовым ценностям;
формирование навыков труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
стремление активно участвовать в общих интересах в делах класса, школы, города.
Спортивно-оздоровительное направление
Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся
является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры
знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе
самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке,
физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок,
дополнительных занятиях.
Взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном
направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе
активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических

упражнений
в
физкультурно-оздоровительных
мероприятиях,
режиме
дня,
самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Занятия спортивно-оздоровительного направления не только совершенствуют
физические качества, но и активно развивают сознание и мышление, творчество и
самостоятельность учащихся.
Ценностные основы: здоровье - физическое, нравственное и социальнопсихическое; стремление к здоровому образу жизни.
Цель
спортивно-оздоровительной
деятельности: воспитание
осознанной
потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической
культуры.
Задачи:
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения,
позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
развивать готовность на основе правил личной гигиены самостоятельно
поддерживать своё здоровье;
формировать представление: о позитивных факторах, влияющих на здоровье; о
правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; о
рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;о
негативныхфакторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность,
инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах
возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных
веществ, их пагубном влиянии на здоровье; о влиянии позитивных и негативных эмоций
на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач,
участия в азарт-ных играх;
формирование навыков эмоциональной разгрузки (релаксации), контроля своего
режима дня;
формировать: навыки позитивного коммуникативного общения; представление об
основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; потребность детей
заниматься спортом, ежедневно выполнять физические упражнения.
Результаты внеурочной деятельности
Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения
основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей
программе и соответствуют планируемым результатам освоения основной
общеобразовательной программы.
Общеобразовательная организация в установленном ею порядке может
осуществлять зачет результатов освоения обучающимися образовательных программ в
других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в
организациях дополнительного образования.

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО
на 2023-2024 учебный год
8-ые классы
Направление
Общеинтеллектуальное
Секреты русского языка
Увлекательная математика
Краеведение
Englishforfun
За страницами учебника истории
Общекультурное
Изостудия «Радуга»
Духовно-нравственное
Разговоры о важном
Спортивно-оздоровительное
Баскетбол
Я, ты, он, она вместе целая страна
Социальное
Профиминимум

8а

1
2

1

Классы
8б

Всего
8в

1

1
1
1

1

1
1
3
2
1

1

1

1

1

1
1
1

1

9а

Классы
9б

3
1
1

1

3

9-ые классы
Направление
Общеинтеллектуальное
Филомат
Сложные вопросы
обществознания
Краеведение
Работа с текстом
За страницами учебника истории
Творческая физика
Увлекательная химия
Увлекательная биология
Общекультурное
Повторим английский
Театральная студия
Духовно-нравственное
Разговоры о важном
Спортивно-оздоровительное
Баскетбол
Коммуникационная деятельность
Информационная культура
Социальное
Профиминимум

Всего
9и

1

1
1

1

1
1
1

1

1

1
1
1

3
3
2
1
1
1

1
1
1
1

1

2
1

1
1

1

1

1

3

1

1

2

2

1

1

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».