ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: 1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; 3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2 КЛАСС Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ. Фонетика и графика Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Орфоэпия[4] Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач. Лексика Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение). Морфология Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и другие), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое. Синтаксис Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения. Орфография и пунктуация Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Правила правописания и их применение: разделительный мягкий знак; сочетания чт, щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; раздельное написание предлогов с именами существительными. Развитие речи Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка; духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 КЛАСС К концу обучения во втором классе обучающийся научится: осознавать язык как основное средство общения; характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости); определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных); устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; находить однокоренные слова; выделять в слове корень (простые случаи); выделять в слове окончание; выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов); распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие; распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак; правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника; строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения); составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 3045 слов с опорой на вопросы; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Общие сведения о языке 1 2 Фонетика и графика 6 1 Библиотека ЦОК 3 Лексика 10 2 Библиотека ЦОК 4 Состав слова 14 1 Библиотека ЦОК 5 Морфология 19 2 Библиотека ЦОК 6 Синтаксис 8 1 Библиотека ЦОК 7 Орфография и пунктуация 50 8 Библиотека ЦОК 8 Развитие речи 30 1 Библиотека ЦОК Резервное время 32 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 Библиотека ЦОК 17 0 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего 1 Мир общения. Собеседники. 1 2 История письма 1 3 Письменная речь 1 4 Условия письменного сообщения 1 5 Учимся писать письма. 1 6 Слово, предложение и текст в речевом общении 1 7 Слова с непроверяемым написанием. 1 8 Слово и предложение. 1 9 Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. 1 10 Восклицательные и невосклицательные предложения 1 Контрольные работы Практические работы Дата изучения 04.09.2023 05.09.2023 06.09.2023 07.09.2023 08.09.2023 11.09.2023 12.09.2023 13.09.2023 14.09.2023 15.09.2023 Электронные цифровые образовательные ресурсы 11 Основные свойства текста 1 12 Входной контрольный диктант 1 13 Анализ контрольной работы. Последовательность предложений в тексте. 1 14 Типы текстов. 1 15 Главный помощник в общении – родной язык. 1 16 Богатства языка. 1 17 Контрольная работа 1 18 Работа над ошибками. Гласные и согласные звуки и буквы 1 19 Алфавит. Роль алфавита. 1 20 Изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи 1 21 Соотношения «звук-буква» в словах 1 22 Правописание безударных гласных, парных согласных. Общение людей. 1 23 Работа над ошибками. 1 18.09.2023 1 19.09.2023 20.09.2023 21.09.2023 22.09.2023 25.09.2023 1 26.09.2023 27.09.2023 28.09.2023 29.09.2023 02.10.2023 03.10.2023 04.10.2023 24 Перенос слов с буквой Й в середине слова 1 25 Звук [э] и буква Э 1 26 Написание слов с буквой Э 1 27 Изложение по сказке К.Ушинского «Утренние лучи» 1 28 Анализ изложения. 1 29 Обозначение твёрдых и мягких звуков на письме. 1 30 Волшебный мягкий знак 1 31 Перенос слов с мягким знаком 1 32 Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е,Ё, Ю, Я, И 1 33 Диктант на изученные правила 1 34 Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1 35 Две функции букв Е, Ё, Ю, Я, И 1 36 Способы обозначения мягких согласных звуков на письме. 1 37 Твёрдые и мягкие согласные звуки 1 05.10.2023 06.10.2023 09.10.2023 10.10.2023 11.10.2023 12.10.2023 13.10.2023 16.10.2023 17.10.2023 1 18.10.2023 19.10.2023 20.10.2023 23.10.2023 24.10.2023 38 Шипящие согласные звуки 1 39 Шипящие согласные звуки. 1 40 Правописание слов с сочетаниями жи-ши 1 41 Отработка навыка правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ 1 42 Правописание буквосочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ 1 43 Повторение изученных орфограмм: буквосочетания с шипящими согласными звуками. 1 44 Шипящие согласные звуки 1 45 Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН 1 46 Правила деления слов на слоги 1 47 Слог. Перенос слов. 1 48 Закрепление изученного материала. Словарный диктант 1 49 Ударение. 1 50 Ударение. Ударный слог 1 25.10.2023 26.10.2023 27.10.2023 07.11.2023 08.11.2023 09.11.2023 10.11.2023 13.11.2023 14.11.2023 15.11.2023 16.11.2023 17.11.2023 20.11.2023 51 Учимся писать изложение 1 52 Анализ изложения. Безударные гласные звуки 1 53 Проверка слов с безударной гласной, которая обозначается буквой Е,е 1 54 Родственные слова. 1 55 Смысловая связь в родственных словах 1 56 Правописание безударных гласных 1 57 Контрольное списывание 1 58 Родственные слова 1 59 Смысловая связь в родственных словах 1 60 Правописание безударных гласных. 1 61 Урок – игра «Знатоки русского языка» 1 62 Безударные гласные, непроверяемые ударением 1 63 Написание непроверяемых безударных гласных.. 1 21.11.2023 22.11.2023 23.11.2023 24.11.2023 27.11.2023 28.11.2023 1 29.11.2023 30.11.2023 01.12.2023 04.12.2023 05.12.2023 06.12.2023 07.12.2023 64 Правописание слов с двумя безударными гласными 1 65 Слова с двумя безударными гласными. 1 66 Контрольная работа по разделу «Безударные гласные звуки. Обозначение их на письме» 1 67 Работа над ошибками. Слова с удвоенными согласными 1 68 Правила переноса слов с удвоенными согласными 1 69 Правописание слов с удвоенными согласными 1 70 Непроизносимые согласные Словарный диктант 1 71 Причины появления непроизносимых согласных в словах 1 72 Правописание слов с непроизносимой согласной 1 73 Разделительный мягкий знак 1 74 Две функции мягкого знака в словах 1 75 Контрольная работа 1 76 Работа над ошибками 1 08.12.2023 11.12.2023 1 12.12.2023 13.12.2023 14.12.2023 15.12.2023 18.12.2023 19.12.2023 20.12.2023 21.12.2023 22.12.2023 1 25.12.2023 26.12.2023 77 Разделительный мягкий знак и мягкий знак как показатель мягкости согласного 1 78 Написание поздравительного письма 1 79 Разделительный мягкий и твёрдый знаки 1 80 Написание объявления 1 81 Контрольная работа по разделу «Звуки и буквы. Слог. Ударение». 1 82 Работа над ошибками. Что рассказало слово 1 83 Понятийное (обобщающие) значение слова 1 84 Разновидности толковых словарей 1 85 Имена собственные и нарицательные 1 86 Правописание имён собственных 1 87 Имена собственные и нарицательные 1 88 Слова с несколькими значениями 1 89 Многозначные слова. 1 90 Роль слов с переносным значением 1 27.12.2023 28.12.2023 29.12.2023 09.01.2024 1 10.01.2024 11.01.2024 12.01.2024 15.01.2024 16.01.2024 17.01.2024 18.01.2024 19.01.2024 22.01.2024 23.01.2024 91 Слова похожие,но разные (омонимы) 1 92 Слова, близкие по значению (синонимы) 1 93 Использование синонимов в речи. 1 94 Роль слов синонимов вречи 1 95 Слова,противоположные по значению (антонимы) 1 96 Устойчивые сочетания слов 1 97 Тематические группы слов 1 98 Обобщение изученного материала 1 99 Повторение раздела «Слово и его значение» 1 100 Контрольный тест 1 101 Как собрать и разобрать слово 1 102 Морфемный состав слова 1 103 Корень – главная часть слова. 1 24.01.2024 25.01.2024 26.01.2024 29.01.2024 30.01.2024 31.01.2024 01.02.2024 02.02.2024 05.02.2024 1 06.02.2024 07.02.2024 08.02.2024 09.02.2024 104 Правописание однокоренных слов 1 105 Правописание безударных гласных звуков в корне слова 1 106 Контрольная работа по теме «Безударные гласные в корне слова» 1 107 Работа над ошибками. Повторение изученного 1 108 Правописание слов с изученными орфограммами 1 109 Приставка 1 110 Употребление разделительного твёрдого знака 1 111 Разделительные твёрдый и мягкий знаки 1 112 Суффикс 1 113 Роль суффиксов в речи 1 114 Окончание 1 115 Состав слова (обобщение знаний) 1 116 Контрольная работа по разделу «Состав слова» 1 117 Работа над ошибками. Что такое части 1 12.02.2024 13.02.2024 1 14.02.2024 15.02.2024 16.02.2024 19.02.2024 20.02.2024 21.02.2024 22.02.2024 26.02.2024 27.02.2024 28.02.2024 1 29.02.2024 речи 01.03.2024 118 Части речи 1 119 Общие признаки слов 1 120 Имя существительное 1 121 Контрольный диктант 1 122 Работа над ошибками. Составление словосочетаний 1 123 Собственные и нарицательные имена существительные 1 124 Правописание собственных имён существительных 1 125 Употребление заглавной буквы в именах собственных Словарный диктант 1 126 Категория числа имени существительного 1 127 Имена существительные с вариативными окончаниями в родительном падеже множественного числа 1 128 Проверочная работа по теме: «Имя существительное 1 129 Работа над ошибками. Глагол 1 130 Тематические группы глаголов 1 04.03.2024 05.03.2024 06.03.2024 1 07.03.2024 11.03.2024 12.03.2024 13.03.2024 14.03.2024 15.03.2024 18.03.2024 1 19.03.2024 20.03.2024 21.03.2024 131 Изменение глаголов по числам 1 132 Глаголы и нормы речевого этикета 1 133 Изменение глаголов по временам 1 134 Роль глагола в образовании предложения 1 135 Проверочная работа по теме «Глагол» 1 136 Работа над ошибками 1 137 Имя прилагательное 1 138 Роль имён прилагательных в речи 1 139 Число имени прилагательного 1 140 Имена прилагательные тематических групп 1 141 Сочинение-миниатюра 1 142 Работа над ошибками 1 143 Части речи(обобщение знаний) 1 22.03.2024 01.04.2024 02.04.2024 03.04.2024 1 04.04.2024 05.04.2024 08.04.2024 09.04.2024 10.04.2024 11.04.2024 12.04.2024 15.04.2024 16.04.2024 144 Словесные средства создания художественного образа. Словарный диктант. 1 145 Предлог 1 146 Правописание предлогов 1 147 Способы разграничения предлога и приставки 1 148 Литературные нормы употребления предлогов в речи 1 149 Контрольная работа по разделу «Части речи» 1 150 Работа над ошибками 1 151 Предложение. 1 152 Контрольное списывание 1 153 Главные члены предложения. 1 154 Второстепенные члены предложения. 1 155 Распространённое и нераспространенное предложения. 1 156 Распространённое и нераспространенное предложения 1 17.04.2024 18.04.2024 19.04.2024 22.04.2024 23.04.2024 1 24.04.2024 25.04.2024 26.04.2024 1 29.04.2024 30.04.2024 06.05.2024 07.05.2024 08.05.2024 157 Связь и оформление предложений в тексте. Повторение 1 158 Контрольная работа 1 159 Работа над ошибками 1 160 Связь и оформление предложений в тексте 1 161 Типы текстов. Повторение 1 162 Типы текстов. Повторение. Словарный диктант 1 163 Записка. Повторение 1 164 Письмо. Повторение. 1 165 Приглашение. Поворение 1 166 Контрольная работа по теме: «Предложение. Текст» 1 167 Работа над ошибками 1 168 Общение человека с природой. Повторение 1 169 Повторение 1 170 Повторение 1 10.05.2024 1 13.05.2024 14.05.2024 15.05.2024 16.05.2024 17.05.2024 20.05.2024 21.05.2024 22.05.2024 1 23.05.2024 24.05.2024 27.05.2024 28.05.2024 28.05.2024 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 17 0 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Русский язык. 2 класс. Методическое пособие с поурочными разработками Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК