ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Литературное чтение» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по литературному чтению. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения литературного чтения, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. Содержание обучения представлено тематическими блоками, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных), которые возможно формировать средствами литературного чтения с учётом возрастных особенностей обучающихся. Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Программа по литературному чтению на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. Литературное чтение – один из ведущих учебных предметов уровня начального общего образования, который обеспечивает, наряду с достижением предметных результатов, становление базового умения, необходимого для успешного изучения других предметов и дальнейшего обучения, читательской грамотности и закладывает основы интеллектуального, речевого, эмоционального, духовно-нравственного развития обучающихся. Литературное чтение призвано ввести обучающегося в мир художественной литературы, обеспечить формирование навыков смыслового чтения, способов и приёмов работы с различными видами текстов и книгой, знакомство с детской литературой и с учётом этого направлен на общее и литературное развитие обучающегося, реализацию творческих способностей обучающегося, а также на обеспечение преемственности в изучении систематического курса литературы. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Приоритетная цель обучения литературному чтению – становление грамотного читателя, мотивированного к использованию читательской деятельности как средства самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения и повседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанное произведение. Приобретённые обучающимися знания, полученный опыт решения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальных действий в процессе изучения литературного чтения станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Достижение цели изучения литературного чтения определяется решением следующих задач: формирование у обучающихся положительной мотивации к систематическому чтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества; достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого развития; осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста, осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий в соответствии с представленными предметными результатами по классам; овладение техникой смыслового чтения вслух, «про себя» (молча) и текстовой деятельностью, обеспечивающей понимание и использование информации для решения учебных задач. Программа по литературному чтению представляет вариант распределения предметного содержания по годам обучения с характеристикой планируемых результатов. Содержание программы по литературному чтению раскрывает следующие направления литературного образования обучающегося: речевая и читательская деятельности, круг чтения, творческая деятельность. В основу отбора произведений для литературного чтения положены общедидактические принципы обучения: соответствие возрастным возможностям и особенностям восприятия обучающимися фольклорных произведений и литературных текстов; представленность в произведениях нравственно-эстетических ценностей, культурных традиций народов России, отдельных произведений выдающихся представителей мировой детской литературы. Важным принципом отбора содержания программы по литературному чтению является представленность разных жанров, видов и стилей произведений, обеспечивающих формирование функциональной литературной грамотности обучающегося, а также возможность достижения метапредметных результатов, способности обучающегося воспринимать различные учебные тексты при изучении других предметов учебного плана начального общего образования. Планируемые результаты изучения литературного чтения включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Предмет «Литературное чтение» преемственен по отношению к предмету «Литература», который изучается в основной школе. На литературное чтение в 1 классе отводится 132 часа (из них не менее 80 часов составляет вводный интегрированный учебный курс «Обучение грамоте»), во 2-4 классах по 136 часов (4 часа в неделю в каждом классе). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 КЛАСС О Родине и её истории. Любовь к Родине и её история – важные темы произведений литературы (произведения одного-двух авторов по выбору). Чувство любви к Родине, сопричастность к прошлому и настоящему своей страны и родного края – главные идеи, нравственные ценности, выраженные в произведениях о Родине. Образ Родины в стихотворных и прозаических произведениях писателей и поэтов ХIХ и ХХ веков. Осознание нравственноэтических понятий: любовь к родной стороне, малой родине, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Роль и особенности заголовка произведения. Репродукции картин как иллюстрации к произведениям о Родине. Использование средств выразительности при чтении вслух: интонация, темп, ритм, логические ударения. Произведения для чтения: К.Д. Ушинский «Наше отечество», М.М. Пришвин «Моя Родина», С.А. Васильев «Россия», Н.П. Кончаловская «Наша древняя столица» (отрывки) и другое (по выбору). Фольклор (устное народное творчество). Круг чтения: малые жанры фольклора (пословицы, потешки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, по выбору). Знакомство с видами загадок. Пословицы народов России (значение, характеристика, нравственная основа). Книги и словари, созданные В. И. Далем. Активный словарь устной речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Нравственные ценности в фольклорных произведениях народов России. Фольклорная сказка как отражение общечеловеческих ценностей и нравственных правил. Виды сказок (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: построение (композиция), язык (лексика). Характеристика героя, волшебные помощники, иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины В. М. Васнецова, И. Я. Билибина и др.). Отражение в сказках народного быта и культуры. Составление плана сказки. Круг чтения: народная песня. Чувства, которые рождают песни, темы песен. Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Былина как народный песенный сказ о важном историческом событии. Фольклорные особенности жанра былин: язык (напевность исполнения, выразительность), характеристика главного героя (где жил, чем занимался, какими качествами обладал). Характеристика былин как героического песенного сказа, их особенности (тема, язык). Язык былин, устаревшие слова, их место в былине и представление в современной лексике. Репродукции картин как иллюстрации к эпизодам фольклорного произведения. Произведения для чтения: малые жанры фольклора, русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк», былина об Илье Муромце и другие (по выбору). Творчество А. С. Пушкина. А. С. Пушкин – великий русский поэт. Лирические произведения А. С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет); рифма, ритм. Литературные сказки А. С. Пушкина в стихах («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» и другие по выбору). Нравственный смысл произведения, структура сказочного текста, особенности сюжета, приём повтора как основа изменения сюжета. Связь пушкинских сказок с фольклорными. Положительные и отрицательные герои, волшебные помощники, язык авторской сказки. И. Я. Билибин – иллюстратор сказок А. С. Пушкина. Произведения для чтения: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» и другие (по выбору). Творчество И. А. Крылова. Басня – произведение-поучение, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки. Иносказание в баснях И. А. Крылов – великий русский баснописец. Басни И. А. Крылова (не менее двух): назначение, темы и герои, особенности языка. Явная и скрытая мораль басен. Использование крылатых выражений в речи. Произведения для чтения: И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Мартышка и очки» и другие (по выбору). Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ–ХХ веков. Лирические произведения как способ передачи чувств людей, автора. Картины природы в произведениях поэтов и писателей (не менее пяти авторов по выбору): Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Н. А. Некрасова, А. А. Блока, И. А. Бунина, С. А. Есенина, А. П. Чехова, К. Г. Паустовского и др. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. Средства выразительности в произведениях лирики: эпитеты, синонимы, антонимы, сравнения. Звукопись, её выразительное значение Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения. Живописные полотна как иллюстрация к лирическому произведению: пейзаж. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании (эпитеты, сравнения, олицетворения), в изобразительном искусстве (цвет, композиция), в произведениях музыкального искусства (тон, темп, мелодия). Произведения для чтения: Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», А.А. Фет «Кот поёт, глаза прищуря», «Мама! Глянь-ка из окошка…», А.Н. Майков «Осень», С.А. Есенин «Берёза», Н.А. Некрасов «Железная дорога» (отрывок), А.А. Блок «Ворона», И.А. Бунин «Первый снег» и другие (по выбору). Творчество Л. Н. Толстого. Жанровое многообразие произведений Л. Н. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль (не менее трёх произведений). Рассказ как повествование: связь содержания с реальным событием. Структурные части произведения (композиция): начало, завязка действия, кульминация, развязка. Эпизод как часть рассказа. Различные виды планов. Сюжет рассказа: основные события, главные герои, действующие лица, различение рассказчика и автора произведения. Художественные особенности текста-описания, текста-рассуждения. Произведения для чтения: Л.Н. Толстой «Лебеди», «Зайцы», «Прыжок», «Акула» и другие. Литературная сказка. Литературная сказка русских писателей (не менее двух). Круг чтения: произведения В. М. Гаршина, М. Горького, И. С. Соколова-Микитова и др. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Составление аннотации. Произведения для чтения: В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», М. Горький «Случай с Евсейкой» и другие (по выбору). Произведения о взаимоотношениях человека и животных. Человек и его отношения с животными: верность, преданность, забота и любовь. Круг чтения: произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка, К. Г. Паустовского, М. М. Пришвина, Б. С. Житкова. Особенности рассказа: тема, герои, реальность событий, композиция, объекты описания (портрет героя, описание интерьера). Произведения для чтения: Б.С. Житков «Про обезьянку», К.Г. Паустовский «Барсучий нос», «Кот-ворюга», Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» и другое (по выбору). Произведения о детях. Дети – герои произведений: раскрытие тем «Разные детские судьбы», «Дети на войне». Отличие автора от героя и рассказчика. Герой художественного произведения: время и место проживания, особенности внешнего вида и характера. Историческая обстановка как фон создания произведения: судьбы крестьянских детей, дети на войне (произведения по выбору двух-трёх авторов). Основные события сюжета, отношение к ним героев произведения. Оценка нравственных качеств, проявляющихся в военное время. Произведения для чтения: Л. Пантелеев «На ялике», А. Гайдар «Тимур и его команда» (отрывки), Л. Кассиль и другие (по выбору). Юмористические произведения. Комичность как основа сюжета. Герой юмористического произведения. Средства выразительности текста юмористического содержания: преувеличение. Авторы юмористических рассказов (не менее двух произведений): Н. Н. Носов, В.Ю. Драгунский, М. М. Зощенко и др. Произведения для чтения: В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы» (1-2 произведения), Н.Н. Носов «Весёлая семейка» (1-2 рассказа из цикла) и другие (по выбору). Зарубежная литература. Круг чтения (произведения двух-трёх авторов по выбору): литературные сказки Ш. Перро, Х.-К. Андерсена, Р. Киплинга. Особенности авторских сказок (сюжет, язык, герои). Рассказы о животных зарубежных писателей. Известные переводчики зарубежной литературы: С. Я. Маршак, К. И. Чуковский, Б. В. Заходер. Произведения для чтения: Х.-К. Андерсен «Гадкий утёнок», Ш. Перро «Подарок феи» и другие (по выбору). Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой). Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности. Использование с учётом учебных задач аппарата издания (обложка, оглавление, аннотация, предисловие, иллюстрации). Правила юного читателя. Книга как особый вид искусства. Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами. Изучение литературного чтения в 3 классе способствует освоению ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. Базовые логические и исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: читать доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения (без отметочного оценивания); различать сказочные и реалистические, лирические и эпические, народные и авторские произведения; анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя; конструировать план текста, дополнять и восстанавливать нарушенную последовательность; сравнивать произведения, относящиеся к одной теме, но разным жанрам; произведения одного жанра, но разной тематики; исследовать текст: находить описания в произведениях разных жанров (портрет, пейзаж, интерьер). Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: сравнивать информацию словесную (текст), графическую или изобразительную (иллюстрация), звуковую (музыкальное произведение); подбирать иллюстрации к тексту, соотносить произведения литературы и изобразительного искусства по тематике, настроению, средствам выразительности; выбирать книгу в библиотеке в соответствии с учебной задачей; составлять аннотацию. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; формулировать вопросы по основным событиям текста; пересказывать текст (подробно, выборочно, с изменением лица); выразительно исполнять стихотворное произведение, создавая соответствующее настроение; сочинять простые истории (сказки, рассказы) по аналогии. Регулятивные универсальные учебные способствуют формированию умений: принимать цель чтения, удерживать её в памяти, использовать в зависимости от учебной задачи вид чтения, контролировать реализацию поставленной задачи чтения; оценивать качество своего восприятия текста на слух; выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия. Совместная деятельность способствует формированию умений: участвовать в совместной деятельности: выполнять роли лидера, подчинённого, соблюдать равноправие и дружелюбие; в коллективной театрализованной деятельности читать по ролям, инсценировать (драматизировать) несложные произведения фольклора и художественной литературы; выбирать роль, договариваться о манере её исполнения в соответствии с общим замыслом; осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение литературного чтения в 1-4 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программы предмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. Гражданско-патриотическое воспитание: становление ценностного отношения к своей Родине – России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений. Духовно-нравственное воспитание: освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания; осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям Эстетическое воспитание: проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности; приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений фольклора и художественной литературы; понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека и животных, отражённых в литературных произведениях; неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественного образа, способа выражения мыслей, чувств, идей автора; овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных и жизненных задач; потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитии средствами литературы, развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений художественной литературы, творчества писателей. фольклора и МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе у обучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия: базовые логические действия: сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру, соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравнения произведений, устанавливать аналогии; объединять произведения по жанру, авторской принадлежности; определять существенный признак для классификации, классифицировать произведения по темам, жанрам и видам; находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции), восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлять аннотацию, отзыв по предложенному алгоритму; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составлении плана, пересказе текста, характеристике поступков героев; базовые исследовательские действия: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов; формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации; сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, классификации, сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; работа с информацией: выбирать источник получения информации; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия: общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить небольшие публичные выступления; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Совместная деятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты освоения программы начального общего образования по учебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержания предметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представлены по годам обучения. 3 КЛАСС отвечать на вопрос о культурной значимости устного народного творчества и художественной литературы, находить в фольклоре и литературных произведениях отражение нравственных ценностей, традиций, быта, культуры разных народов, ориентироваться в нравственно-этических понятиях в контексте изученных произведений; читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); читать вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов доступные по восприятию и небольшие по объёму прозаические и стихотворные произведения в темпе не менее 60 слов в минуту (без отметочного оценивания); читать наизусть не менее 4 стихотворений в соответствии с изученной тематикой произведений; различать художественные произведения и познавательные тексты; различать прозаическую и стихотворную речь: называть особенности стихотворного произведения (ритм, рифма, строфа), отличать лирическое произведение от эпического; понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам; различать и называть отдельные жанры фольклора (считалки, загадки, пословицы, потешки, небылицы, народные песни, скороговорки, сказки о животных, бытовые и волшебные) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения, басни), приводить примеры произведений фольклора разных народов России; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения, выявлять связь событий, эпизодов текста; составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный); характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей; выявлять взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев, сравнивать героев одного произведения и сопоставлять их поступки по предложенным критериям (по аналогии или по контрасту); отличать автора произведения от героя и рассказчика, характеризовать отношение автора к героям, поступкам, описанной картине, находить в тексте средства изображения героев (портрет), описание пейзажа и интерьера; объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); осознанно применять изученные понятия (автор, мораль басни, литературный герой, персонаж, характер, тема, идея, заголовок, содержание произведения, эпизод, смысловые части, композиция, сравнение, эпитет, олицетворение); участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного произведения: строить монологическое и диалогическое высказывание с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, устно и письменно формулировать простые выводы, подтверждать свой ответ примерами из текста; использовать в беседе изученные литературные понятия; пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно, сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица; при анализе и интерпретации текста использовать разные типы речи (повествование, описание, рассуждение) с учётом специфики учебного и художественного текстов; читать по ролям с соблюдением норм произношения, инсценировать небольшие эпизоды из произведения; составлять устные и письменные высказывания на основе прочитанного/прослушанного текста на заданную тему по содержанию произведения (не менее 8 предложений), корректировать собственный письменный текст; составлять краткий отзыв о прочитанном произведении по заданному алгоритму; сочинять тексты, используя аналогии, иллюстрации, придумывать продолжение прочитанного произведения; использовать в соответствии с учебной задачей аппарат издания (обложку, оглавление, аннотацию, иллюстрации, предисловие, приложения, сноски, примечания); выбирать книги для самостоятельного чтения с учётом рекомендательного списка, используя картотеки, рассказывать о прочитанной книге; использовать справочные издания, в том числе верифицированные электронные образовательные и информационные ресурсы, включённые в федеральный перечень. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Контрольные работы Всего 1 О Родине и её истории 6 2 Фольклор (устное народное творчество) 16 3 Библиографическая культура (работа с детской книгой и справочной литературой) 4 4 Произведения о детях 18 5 Юмористические произведения 6 6 Произведения о взаимоотношениях человека и животных 16 7 Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ века 8 8 Творчество А.С.Пушкина 9 9 Творчество И.А.Крылова 4 10 Творчество Л.Н.Толстого 10 11 Литературная сказка 9 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 12 Зарубежная литература 10 1 13 Картины природы в произведениях поэтов и писателей XX века 10 1 Резервное время 10 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f411a40 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Контрольные работы Всего 1 В мире книг. Книга как особый вид искусства 1 2 Описание картин природы как способ рассказать в песне о родной земле. Темы народных песен 1 3 Общее представление о первых книгах на Руси, знакомство с рукописными книгами. В. Горбачевский "Первопечатник Иван Фёдоров" 1 4 Ценность чтения художественной литературы и фольклора, осознание важности читательской деятельности 1 5 Развитие речи: использование образных слов, пословиц и поговорок, крылатых выражений. Книги и словари, созданные В.И. Далем 1 6 Характеристика главного героя Н. Носов "Огурцы". Смысл поступка. 1 7 Создание рассказа по аналогии на тему "Что такое добро" 1 8 Особенности юмористических 1 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4fda Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4b10a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5142 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47f96 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc480a4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4b420 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3ca2 Библиотека ЦОК произведений Н.Н.Носова и других авторов на выбор https://m.edsoo.ru/f29f3db0 9 Анализ рассказа Л. Каминский "Сочинение". 1 10 Составление отзыва о прочитанном произведении Л. Каминского "Сочинение" 1 11 Анализ поступка главного героя М. Зощенко "Через тридцать лет" 1 12 Характеристика героя «Денискиных рассказов» В.Ю. Драгунского 1 13 Работа с произведениями о детях. Рассказы о детях. 1 14 Самостоятельное чтение " Н. Носов "Трудная задача" 1 15 Особенности притчи, как жизненного урока. Семейное чтение. Анализ основного содержания 1 16 Инсценирование рассказа В. Драгунского "Где это видано, где это слышано" 1 17 Обобщение по разделу. 1 18 Резервный урок. Работа со словарями. 1 19 Художественные особенности волшебной сказки разного вида (о животных, бытовые) 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc483ec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52928 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4875c https://m.edsoo.ru/8bc4a610 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc544a8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3ed2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4b27c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5434a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc49cc4 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc541a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52da6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4aa16 20 Особенности построения (композиция) волшебной сказки: составление плана. На примере русской народной сказки «Иванцаревич и Серый Волк» 1 21 Иллюстрация как отражение сюжета волшебной сказки (картины В.М. Васнецова, иллюстрации И.Я. Билибина) 1 22 Особенность волшебной сказки. Характеристика главного героя на примере волшебной сказки "Летучий корабль". 1 23 Представление в сказке народного быта и культуры. Произведения по выбору, например, русская народная сказка "Сивка-бурка" 1 24 Самостоятельное чтение. Русская народная сказка "Морозко". Характеристика главного героя. Пересказ. 1 25 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Фольклор (устное народное творчество) 1 26 Характеристика героя, волшебные помощники. На примере русской народной сказки "По щучьему велению» 1 27 Семейное чтение. Русская народная сказка "Белая уточка". Смысл сказки. Пересказ. 1 28 Инсценирование русской народной 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4861c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ae44 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc48892 https://m.edsoo.ru/8bc4a4f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4b10a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc489a0 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc48ab8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3630 сказки "По щучьему велению..." 29 Обобщение по разделу. 1 30 Резервный урок. Работа с детской книгой и справочной литературой 1 31 Резервный урок. Историческая обстановка как фон создания произведения (на примере былин) 1 32 Резервный урок. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании, в изобразительном искусстве, в произведениях музыкального искусства XX века 1 33 Сравнение художественной и научнопопулярной литературы 1 34 Отражение нравственно-этических понятий (любовь и забота о животных) в рассказах писателей 1 35 Произведения К.Г. Паустовского о природе и животных. Главная мысль (идея) рассказа «Барсучий нос» 1 36 Животные в литературных сказках. На примере произведения В. Берестова «Кошкин щенок». 1 37 Особенности юмористических произведений (ирония) М. М. Зощенко и других авторов на выбор 1 38 Составление юмористического рассказа 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53710 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4b542 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50984 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4af70 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc524d2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51f46 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3b80 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3928 39 Создание образов героев-животных в литературных сказках. На примере произведения Б. Заходера "Вредный кот» 1 40 Взаимоотношения человека и животных – тема произведения Д.Н. Мамин-Сибиряка «Приёмыш» 1 41 Соотнесение заглавия и главной мысли рассказа Д.Н. Мамин-Сибиряка «Приёмыш" 1 42 Правда и вымысел в сказке В. Бианке "Приключение Муравьишки" 1 43 Особенности научно-популярного текста. На примере О. Полонского "Муравьиное царство" 1 44 Постановка вопроса к тексту стихотворения Тим Собакин "Песни беремотиков" 1 45 Работа с детскими книгами о братьях наших меньших: написание отзыва 1 46 Периодическая печать. Детские журналы о природе и животных.. Составление каталога. 1 47 Поучительный смысл сказок о животных. На примере произведения Маминого Сибирика "Серая шейка". 1 48 Семейное чтение Н. Носов "Карасик". Смысл поступка. Характеристика героев 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc514ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc525e0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc523ba Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4fc6e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5169a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53850 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f3a5e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc513ac произведения. 49 Инсценирование произведения Б. Жидков "Про обезьянку". 1 50 Написание отзыва по книге/журналу о природе. 1 51 Обобщение по разделу. Урокконференция "Земля наш домродной" 1 52 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Взаимоотношения человека и животных» 1 53 Резервный урок. Рассказы писателейнатуралистов о заботливом и бережном отношении человека к животным к природе родного края 1 54 Резервный урок. Составление устного рассказа «Любовь и забота о братьях наших меньших» по изученным произведениям 1 55 Резервный урок. Средства создания образов героев-животных в рассказах зарубежных писателей. На примере рассказа Э.Сетон-Томпсона «Чинк» 1 56 Устное сочинение по картине И. Шишкина "Зима в лесу" 1 57 Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение, олицетворение) в лирическом произведении Н. Некрасова "Славная 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51b04 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4422 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5218a 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc519f6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51c12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4666 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4774 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4dc98 осень!" 58 Олицетворение как одно из средств выразительности лирического произведения М. Пришвина "Осинкам холодно". 1 59 Контраст как средство создания образа в лирическом произведении Ф. Тютчев "Листья" 1 60 Настроение стихотворения А. Фета "Осень" 1 61 Сравнение произведений литературы и живописи: И. Бунин "Первый снег", В. Поленов "Ранний снег". 1 62 Самостоятельное чтение К. Бальмонт "Снежинки" Средства художественной выразительности в создании образа снежинки. 1 63 Краски осени К. Паустовский "В саду уже поселилась осень" 1 64 Картины природы в произведениях живописи И. Остроухова "В Абрамцевском парке", А. Саврасов "Зима". 1 65 Обобщение по разделу. 1 66 Резервный урок. Сравнение средств создания пейзажа в тексте-описании, в изобразительном искусстве, в 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d8a6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d676 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4cb68 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e24c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4fe30 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c938 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f82c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52a40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4bd94 произведениях музыкального искусства XIX-XX веков 67 А.С. Пушкин – великий русский поэт 1 68 Восприятие пейзажной лирики А.С. Пушкина: средства художественной выразительности (сравнение, эпитет), рифма, ритм на примере стихотворения "Зимнее утро". 1 69 Сравнение произведений литературы и живописи И. Грабарь "Зимнее утро" 1 70 Картины зимней природы А. Пушкина в стихотворении "Зимний вечер" 1 71 Сравнение стихотворений А. Пушкин "Опрятней модного паркета..." и П. Брейгель "Зимний пейзаж" 1 72 Устное сочинение по картине В. Сурикова "Взятие снежного городка" 1 73 Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»: приём повтора как основа изменения сюжета 1 74 Фольклорная основа литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 1 75 Характеристика положительных и отрицательных героев, примеры превращений и чудес в сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c1d6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c2e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e0f8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52fd6 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d784 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ca64 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c5c8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c6f4 76 Наблюдение за художественными особенностями текста сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 1 77 Урок - КВН по сказкам А. Пушкина. 1 78 Работа с детскими книгами. И.Я. Билибин – иллюстратор сказок А.С. Пушкина 1 79 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество А.С. Пушкина» 1 80 И. А. Крылов – великий русский баснописец. Иносказание в его баснях 1 81 Знакомство с произведениями И. А. Крылова. Явная и скрытая мораль басен 1 82 Осознание особенностей басни, как произведения-поучения, которое помогает увидеть свои и чужие недостатки на примере "Слон и Моська" 1 83 Работа с басней И.А. Крылова «Чиж и Голубь»: тема, мораль, герои, особенности языка 1 84 Жанровое многообразие произведений Л.H. Толстого: сказки, рассказы, басни, быль 1 85 Быль. особенности сюжета Л. Толстого "Лев и собачка". 1 86 Наблюдение за художественными особенностями рассказа-описания и 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4c80c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d43c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4cc80 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4cd98 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d298 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d072 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d194 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e35a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4d554 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e684 рассказа-рассуждения на примере рассказа Л.Н. Толстого «Лебеди» и др. 87 Различение рассказчика и автора произведения. На примере рассказа Л.Н. Толстого «Акула» 88 Разные виды планов на примере произведения Л. Н. Толстого «Акула» 1 89 Выделение структурных частей композиции (начало действия, завязка, кульминация, развязка) произведения Л. Н. Толстого «Как гуси Рим спасли» и других по выбору 1 90 Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи) рассказа Джека Лондона «Бурый волк» 1 91 Работа с детскими книгами: жанровое многообразие произведений Л.Н. Толстого 1 92 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Творчество Л.Н. Толстого» 1 93 Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений 1 94 Мастерская писателя. Редактируем и корректируем тексты. 1 95 Инсценирование басни И. Крылова 1 Библиотека ЦОК 1 https://m.edsoo.ru/8bc4ea8a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e576 https://m.edsoo.ru/8bc4e972 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e45e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4544 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ed00 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f5142 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50358 "Квартет" 96 Секреты страны литературии "Что такое согласие?" 1 97 Секреты страны литературии. Литературный праздник. 1 98 Обобщение по разделу. Контрольная работа. 1 99 Особенности литературных сказок Х.-К. Андерсена (сюжет, язык, герои). 1 100 Особенности литературных сказок: раскрытие главной мысли, композиция, герои. На примере сказки М. Сибиряка "Сказка про Воробья Воробеича.." 1 101 Сравнение с народной сказкой В.Даль "Девочка Снегурочка" 1 102 Сравнение героев литературной и народной сказок В. Одоевский "Мароз Иванович" - "Морозко" 1 103 Сказки зарубежных писателей. Выставкакниг. 1 104 Особенности переводной литературы. Сказки зарубежной литературы Б. Заходер "Винни-Пух". 1 105 Особенности переводной литературы. Сказка Р. Киплинг "Братья Маугли" 1 106 Особенности переводной литературы Дж. Родари "Волшебный барабан". Сочинение возможного конца сказки. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50e34 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53a12 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f488c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f41de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f4d8c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4eecc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4e972 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc504ac Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4eb98 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f1c4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f958 107 Расширение знаний о писателях, как переводчиках зарубежной литературы. На примере переводов С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и др. 1 108 Деление текста на части, составление плана, выявление главной мысли (идеи). На примере рассказа А. П. Платонов «Цветок на земле» 1 109 Самостоятельное чтение Тим Собакин "Лунная сказка" 1 110 Семейное чтение Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе" 1 111 Инсценирование С. Михалков "Упрямый козлик" 1 112 Обобщение по разделу. 1 113 Осознание нравственных ценностей в произведениях о Родине: любовь к родной стороне, гордость за красоту и величие своей Отчизны. Любить Родину — значит знать её историю 1 114 Особенности поэтического жанра Б. Заходер "Что такое стихи?" 1 115 Лирическая зарисовка И. Соколов Микитов "Март в лесу" 1 116 Устное сочинение "Мелодия весеннего леса" 1 117 А. Майков "Весна", Е. Волков "В конце 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f29f430a Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53bca Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4ff70 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52806 https://m.edsoo.ru/8bc52bd0 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc4f548 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47a6e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5072c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50876 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47c76 Библиотека ЦОК зимы", В. Пурвит "Последний снег" https://m.edsoo.ru/8bc47d84 118 Сравнение произведений живописи и литературы С. Есенина "Сыплет черёмуха снегом" и В. Борисов - Мусатов "Весна" 1 119 Приём звукописи, как средство создания образа Ф. Тютчев "Весенняя гроза" 1 120 Работа детскими книгами. Проект "Составление сборника стихов" 1 121 Звукопись, её выразительное значение в лирических произведениях. Чувства, вызываемые лирическими произведениями. С. Я. Маршак "Гроза днём", "Голос в лесу" 1 122 Сравнение произведений искусства А. Васнецов "После дождя" и И. Шишкин "Дождь в дубовом лесу" 1 123 Сравнение образов О. Высоцкая "Одуванчик" и З. Александрова "Одуванчик" 1 124 Отражение темы Родина в произведении М.М. Пришвин "Золотой луг»: роль и особенности заголовка 1 125 Авторское отношение к изображаемому А. Толстой "Колокольчики мои" 1 126 Сравнение произведений литературы и живописи Саша Чёрный "Летом" и А. Рылов "Зелёный шум" 1 127 Ф. Тютчев "В небе тают облака", А. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc47b72 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc52ebe Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51294 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc50bbe Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53242 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc53364 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc478de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc5347c Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc501f0 Библиотека ЦОК Саврасов "Сосновый бор на берегу реки" https://m.edsoo.ru/8bc51096 128 Знакомство с сборниками произведений о природе "Мой край любимый" 1 129 Тематическая проверочная работа по итогам раздела «Картины природы в произведениях поэтов и писателей ХIХ – ХХ века» 1 130 Самостоятельное чтение Г. Юдин "Поэты" 1 131 Особенности очерковой литературы Я. Акин "Как я написал своё первое стихотворение" 1 132 Оценка достижений. Итоговая контрольная работа. 1 133 Составление устного рассказа «Мой любимый детский писатель» на примере изученных произведений 1 134 Резервный урок.Осознание важности читательской деятельности. Работа со стихотворением Б.Заходера «Что такое стихи» 1 135 Резервный урок. Проверочная работа по итогам изученного в 3 классе 1 136 Резервный урок. Летнее чтение. Выбор книг на основе рекомендательного списка и тематического каталога 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 136 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc518de Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc522a2 1 1 8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/8bc51e24 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА УМК для 3 класса Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2-х частях Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Волшебная сила слов. Рабочая тетрадь по развитию речи. 3 класс Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 3 класс Коти Т.Ю. Литературное чтение. Тетрадь учебных достижений. 3 класс Бойкина М.В. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. (В электронном виде на сайте издательства) Бойкина М.В. Литературное чтение. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы. (В электронном виде на сайте издательства) Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Читаем летом. 3 класс Фомин О.В. Смысловое чтение. Читаю, понимаю, узнаю. 3 класс Фомин О.В. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Поисковая система «Яндекс» http://www.yandex.ru Поисковая систем Google (Россия) http://www.google.ru Поисковая система «Рамблер» http://wwwrambler.ru Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru «Новая начальная школа» http://school-collection.edu.ru «Развитие речи. Работа с текстом. (1-4)» http://www.bibliogid.ru BIBLIO Гид Литературный иллюстрированный журнал для детей «Кукумбер» http://www.kykymber.ru Литературный журнал для детей и взрослых «Литературные пампасы»; http://www.epampa.narod.ru Сайт Российской государственной детской библиотеки http://www.rgdb.ru Сайт «Твори, обучаясь!» http://www.slovotvorhestvo.ru