РП КТП Экономика 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации г. Березники
МАОУ «Гимназия № 9»

РАССМОТРЕНО
заместитель директора по УР
________________________
Николаева Е.В
Приказ № "138" от «30»
августа 2023 г.
УТВЕРЖДЕНО

директор МАОУ "Гимназия
9"
________________________
Петуховой Е.Н.
Приказ № "138" от «30»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Экономика»
для обучающихся 11 классов

г. Березники 2023

1. Пояснительная записка
Рабочая
документов:

программа

составлена

на

основе

следующих

нормативных


Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Примерной программы среднего (полного) общего образования по
экономике (базовый уровень) (Сборник программно-методических материалов по
экономике и праву для общеобразовательных учреждений / Сост. Л.Н. Поташева. М.:
Вита-Пресс, 2015);

авторской программы Королёва, Г. Э. Экономика. Рабочая программа. 10—
11 классы: учебно-методическое пособие / Г. Э. Королёва. — М.: Вентана - Граф, 2019.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Королевой Г.Э,
«Экономика. 10-11 классы». Учебник для обучающихся общеобразовательных
учреждений / Г.Э. Королева, Т.В. Бурмистрова – 6-е издн., испр. и доп. М.: Вентана
Граф, 2019.
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Изучение экономики в старшей школе направлено на достижение следующих
цели и задач:
•
развитие гражданского образования, экономического образа мышления;
потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических
дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
•
воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и
предпринимательской деятельности;
•
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России
для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в
учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для
самообразования;
•
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к
событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности,
необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
•
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в
качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Содержание предмета «Экономика» представляет комплекс знаний по экономике,
минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие
представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и
государства, в том числе в международной сфере.
Основные содержательные линии:
•
человек и фирма;
•
человек и государство;
•
экономика домашнего хозяйства.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и
взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание

курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для
социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых
экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время,
достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и
предпринимательской деятельностью.
Содержание предмета обеспечивает преемственность по отношению к основной
школе путем углубленного изучения, прежде всего экономики фирмы и государства.
Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых
необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с
другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии,
литературы и др.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В
этом направлении приоритетами для учебного предмета экономика являются объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
 решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
экономические ситуации;
 применение полученных знаний для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
 умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
 поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и
извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных
знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).
Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание
достоверности полученной информации, передача содержания информации
адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
 выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное,
просмотровое, поисковое и др.);
 работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное
восприятие языка средств массовой информации;
 самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения
задач творческого и поискового характера;
 участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской
деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что
произойдет, если...»);
 пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для
обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных,
презентации результатов познавательной и практической деятельности;
 владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога
(диспута).
Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей
продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты освоения предмета «Экономика» отражают:

1. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину;
2. Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского
общества, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития экономической науки и практики, осознание своего места в
поликультурном мире;
4. Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность
и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5. Навыки сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности экономического
содержания;
6. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
7. Готовность и способность к экономическому образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении всей жизни;
8. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов;
9. Сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды.
Метапредметные результаты освоения предмета «Экономика» предусматривают:
1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; выбирать рациональные стратегии в условиях ограниченности
ресурсов;
2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности;
3. Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения экономических задач;
4. Готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках экономической
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию
экономического содержания, получаемую из различных источников;
5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных
технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач;
6. Умение определять назначение и функции различных социально-экономических
институтов; Умение самостоятельно принимать эффективные решения;
7. Владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения;
8. Владение навыками познавательной рефлексии.
Предметные результаты освоения предмета «Экономика» на базовом уровне
предусматривают:
1. Сформированность системы знаний об экономической сфере в жизни общества
как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность
индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

2. Понимание сущности экономических институтов, их роли в социальноэкономическом развитии общества; понимание значения этических норм и
нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и
общества; сформированность уважительного отношения к чужой собственности;
3. Сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные
решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов,
оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя,
своего окружения и общества в целом;
4. Владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных
источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные
суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую
информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной
жизни;
5. Сформированность навыков проектной деятельности: умения разрабатывать и
реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на
основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;
6. Умение применять полученные знания и сформированные навыки для
эффективного
исполнения
основных
социально-экономических
ролей
(потребителя, производителя, покупателя, продавца, заёмщика, акционера,
наёмного работника, работодателя, налогоплательщика);
7. Способность к личностному самоопределению и самореализации в
экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства; знание
особенностей современного рынка труда, владение этикой трудовых отношений;
Понимание места и роли России в современной мировой экономике; умение
ориентироваться в текущих экономических событиях в России и мире.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему,
причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно – правовые
формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов,
общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных
организационных форм, глобальных экономических проблем.
Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и
стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический
рост, глобализацию мировой экономики.
Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства
доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
 получение и оценка экономической информации;
 составление семейного бюджета;
 оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена
семьи и гражданина.

1. Содержание курса экономика
Введения (1 час)
Как мы будет изучать предмет экономика
Экономика и человек. Экономика фирмы (18 часа)
Что изучает экономика. Экономика: наука и хозяйство. Потребности и блага. Факторы
производства. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора. Рациональное поведение
людей в экономике. Альтернативная стоимость. Производственные возможности.
Экономическая система. Главные вопросы экономики. Типы экономических систем.

Смешанная экономическая система. Спрос. Закон спроса. Спрос и величина спроса.
Факторы спроса. Предложение. Закон предложения. Предложение и величина
предложения. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена и
равновесное количество. Нарушение рыночного равновесия. Конкуренция и её виды.
Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия.
Формы организации бизнеса. Понятие предпринимательства. Индивидуальная
деятельность. Хозяйственные товарищества и общества. Акционерное общество.
Экономика фирмы. Финансовые показатели фирмы. Виды издержек фирмы. Средние
издержки. Источники финансирования фирмы. Внутренние и внешние источники
финансирования. Виды ценных бумаг. Надёжность и доходность ценных бумаг.
Менеджмент. Основные принципы менеджмента. Экономические цели предприятия.
Функции управления. Организационная структура управления предприятием.
Маркетинг. Основные элементы маркетинга. Реклама: достоинства и недостатки. Виды
рекламных стратегий. Рынок труда. Особенности рынка труда. Заработная плата.
Производительность труда. Финансы семьи. Зачем нужно составлять семейный бюджет.
Доходы семьи. Расходы семьи. Потребительский кредит. Неравномерность
распределения доходов.
Государство и экономика (14 часа)
Предмет макроэкономики. Макроэкономические агенты. Макроэкономические рынки.
Экономический кругооборот. Валовой внутренний продукт (ВВП). Что включается в
состав ВВП. Измерение ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Экономический рост.
Содержание экономического роста. Факторы экономического роста. Экономический
цикл. Фазы экономического цикла. Причины экономических циклов. Виды
экономических циклов. Денежное обращение. Возникновение денег и виды денег.
Функции денег. Ликвидность. Инфляция. Сущность инфляции. Виды и причины
инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Банковская система в
России. Коммерческие банки. Банк России. Монетарная политика Банка России. Другие
финансовые организации. Роль государства в экономике. Экономические функции
государства. Финансы государства. Бюджетно-налоговая политика государства. Налоги.
Функции налогов. Виды налогов. Системы налогообложения. Кривая Лаффера.
Безработица. Занятые и безработные. Типы безработицы. Уровень безработицы.
Международная торговля. Абсолютное и сравнительное преимущество. Современные
тенденции развития мирового хозяйства. Валютный рынок. Государственная политика в
области международной торговли.
Резерв учебного времени (1 час)

Тематическое планирование по экономике
11 класс
№

Тема

Количество
часов

1

Введение

1

2

Экономика и человек. Экономика
фирмы

18

Количество контрольных
работ

1

3

Государство и экономика

14

4

Резерв учебного времени

1

Итого

34

1

2

3. Календарно-тематическое планирование к рабочей программе по экономике в 11 классе
(34 часа, 1 час в неделю)

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

Тема урока
Введение

Домашнее задание

Стр. 7-9
Часть I Экономика и человек. Экономика фирмы (18 часов)
Что изучает экономика. Факторы производства.
§1
Проблема выбора
§2
Экономическая система. Типы экономических систем.
§3
Спрос. Неценовые факторы спроса.
§4
Предложение. Неценовые факторы предложения
§5
Рыночное равновесие
§6
Конкуренция и ее виды
§7
Формы организации бизнеса
§8
Акционерное общество.
§8
Экономика фирмы. Виды издержек фирмы.
§9
Источники финансирования фирмы
§10
Менеджмент
§11
Маркетинг
§12
Создаем фирму
стр. 201-207
Презентация бизнес–планов
презентация
Рынок труда
§13
Семейный бюджет
§14
Контрольная работа по теме «Экономика и человек.
Экономические фирмы».

Дата проведения урока
11 класс
План
Факт

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Часть II Государство и экономика (14 часов)
Предмет макроэкономики. Экономический кругооборот
§15
Валовой внутренний продукт
§16
Номинальный и реальный ВВП
§16
Экономический рост.
§17
Экономический цикл.
§18
Денежное обращение
§19
Инфляция. Социально-экономические последствия
§20
инфляции
Банковская система в России
§21
Монетарная политика банка России
§21
Роль государства в экономике
§22
Налоги. Виды налогов
§23
Занятость и безработица. Типы безработицы.
§24
Международная торговля
§25
Контрольная работа по теме «Государство и
экономика»
Резерв учебного времени (1 час)
Резерв учебного времени


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».