МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования администрации г. Березники МАОУ «Гимназия № 9» РАССМОТРЕНО заместитель директора по УР ________________________ Николаева Е.В Приказ № "138" от «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО директор МАОУ "Гимназия 9" ________________________ Петуховой Е.Н. Приказ № "138" от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 3107683) учебного предмета «Право» для обучающихся 11 классов г. Березники 2023 Пояснительная записка Настоящая программа по праву составлена на основе нормативно-правовых документов: 1.Федеральный Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года). 2.Требования Федерального компонента Государственных образовательных стандартов общего образования, утверждённым приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования» 3. Образовательная программа среднего общего образования (ФКГОС). Принята на педагогическом совете. Протокол 31 от 29.08.2016.Утверждена Приказом от 30.08.2016 № 153-д. 4.Изменения и дополнения в Образовательную программу среднего общего образования (ФКГОС). Приняты на Педагогическом совете.Протокол 31 от 29.08.2017.утверждены приказом от 31.08.2017№ 206-д 5. Певцова Е. А., Козленко И. В. Право: Основы правовой культуры: Программа курса для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2012 В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях. Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. Цели Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку; • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции; • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задача в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе; • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом. Учебно-методический комплект: ● ● ● ● ● ● 1.Певцова Е. А., Козленко И. В. Право: Основы правовой культуры: Программа курса для 1011 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2012 2. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.: « Русское слово - РС», 2013. Количество часов за учебный год -34 часа (1 час в неделю) , исходя из количества учебных недель для 11 кл. в 2017-2018 уч. году (34 недели) Формы и средства контроля Фронтальный опрос – с вопросами самопроверки; групповая работа с документами и ответ на вопросы и задания к документам; Письменный опрос – понятийный диктант, самостоятельная работа в форме двухуровневого теста, самостоятельная работа в форме многоуровневого теста. Виды контроля знаний обучающихся: 1) текущий контроль – контроль самостоятельной работы обучающихся по изучению учебных материалов. 2) итоговый контроль - контроль знаний и умений обучающихся непосредственно после завершения курса в форме ЕГЭ государственной итоговой аттестации за курс основной школы в новой форме (по выбору). Цель текущего контроля - проверить степень и качество усвоения изучаемого материала, определить необходимость введения изменений в методы обучения. В процессе текущего контроля оценивается самостоятельная работа обучающегося над изучаемым материалом. Методы текущего контроля - устный (индивидуальный или групповой опрос, сообщение по избранной теме, индивидуальная или групповая презентация, защита выполненных заданий), письменный (контрольная работа; тестирование). Устный контроль как текущий предполагается проводить в индивидуальной, фронтальной или комбинированной формах. При текущем контроле знаний широкое использование наблюдения будет способствовать систематическому изучению учащихся в процессе обучения. Ситуация текущей проверки знаний позволяет получить достаточно полные данные об ученике: и уровень его знаний, умений по предмету, и отношений к учебе, степень его познавательной активности, сознательности, и умения мыслить, решать самостоятельно различного рода задачи. Результаты наблюдений не фиксируются в журналах, но учитываются учителем для корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащегося для своевременного выявления неуспеваемости. Для текущего контроля знаний предполагается широкое использование дидактических тестов. Формы и методы преподавания истории в 11 классе: коллективная; групповая; индивидуальная. Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации: содержания; обучающих средств; методов обучения. Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная деятельность. По деятельности субъектов учебного процесса можно выделить три метода преподавания: - пассивный – характеризуется взаимодействием только «учитель–ученик». - активный - характеризуется взаимодействием «учитель-ученик», «ученик-учитель» - интерактивный – характеризуется взаимодействием «учитель-ученик», «ученик-учитель», «ученик-ученик». На уроках права использую, как правило, активный и интерактивный метод преподавания, так как он наиболее эффективен при активизации познавательной деятельности учащихся. Пассивный метод используется, но не так часто. Требования к уровню подготовки учащихся В результате изучения права на базовом уровне ученик должен знать/понимать • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России; уметь • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство); • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу; • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы; • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом; • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации; • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций). Учебно-тематический план Раздел Гражданское право Семейное, жилищное, трудовое право Административное право и административный процесс Уголовное право и уголовный процесс Количество часов 10 6 3 4 Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни Международное право Резерв Итого: 6 4 1 34 Содержание «Право» 11 класс (34 часа) Тема 1 Гражданское право (10 часов) Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные — имущественные; неимущественные; иные — право доступа, право следования). Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону. Тема 6. Семейное, жилищное, трудовое право (6 часов) Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договорной режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства. Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жилье. Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних. Тема 7. Административное право и административный процесс(3 часа) Административное право и административные отношения. Особенности административного права. Административные правоотношения. Понятие административного правоотношения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных наказаниях. Тема 8. Уголовное право и уголовный процесс (4 часа) Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство. Тема 9. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни (6 часов) Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения. Экологическое право. Экологические правонарушения и юридическая ответственность. Правовое регулирование отношений в области образования. Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Тема 10. Международное право (4 часа) Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность. Международное гуманитарное право и права человека. Календарно-тематическое планирование по праву № ур. Даты проведен план факт Тема Кол.час. Домашне е задание Гражданское право (10 часов) Гражданское право как отрасль российского права. Субъекты гражданско-правовых отношений Сделки и представительство. Обязательственное право. Понятие и сущность договора. Виды договоров. Право собственности и его виды 1 П.1-2 читать 1 1 9 Общая собственность и порядок защиты прав собственности. Защита неимущественных прав. Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и её защиты. Права потребителей. Наследственное право. П.3-4 читать П.5 пересказ П.6 пересказ П.7 пересказ 10 ПОУ «Гражданское право» 1 11 Семейное, жилищное и трудовое право (6 часов) Семейное право 1 12 Жилищное право 1. 2 3 4 5 6 7 8 13 14 15 16 17 1 1 1 П.8-9 читать 1 П.10 пересказ П.11-12 читать 1 1 1 Трудовое право в жизни людей. Занятость и 1 трудоустройство. Трудовые споры и дисциплинарная 1 ответственность Рабочее время и время отдыха. Правовое 1 регулирование труда несовершеннолетних. ПОУ « Семейное, жилищное и трудовое 1 право» Административное право и административный процесс (3 часа) Административное право и 1 П.13-14 читать П.1-14 повторить П.15-16 читать П.17 пересказ П.18-19 читать П.20 пересказ П.21 -22 читать П.15-22 повторить П.23 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 административные правоотношения Административные правонарушения и ответственность. Как разрешить административный спор? ПОУ «Административное право и административный процесс» Уголовное право и уголовный процесс (4 часа) Понятие и сущность уголовного права. Основные виды преступлений Уголовная ответственность и наказание 1 пересказ П.24-25 читать 1 П.23-25 повторить П.26-27 читать 1 П.28-29 читать Уголовный процесс 1 П.30 пересказ ПОУ « Уголовное право и уголовный 1 П.26-30 процесс» повторить Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни (6 часов) Пенсионная система и страхование. Правовое 1 П.31-32 регулирование денежного обращения. читать Экологическое право 1 П.33 пересказ Правовое регулирование отношений в области 1 П.34 образований. Профессиональное юридическое образование. 2 П.35-36 Юридические профессии. П.37-38 ПОУ « Правовое регулирование в различных П.31-38 сферах общественной жизни» повторить Международное право (4 часа + 1 час резерва) Международное право как основа 1 П.39 взаимоотношений государств Международная защита прав человека 1 П.40 Международное гуманитарное право 1 П.41 Итоговое повторение 1 Резерв 1