РП КТП Право 11 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации г. Березники
МАОУ «Гимназия № 9»

РАССМОТРЕНО
заместитель директора по УР
________________________
Николаева Е.В
Приказ № "138" от «30» августа
2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
директор МАОУ "Гимназия 9"
________________________
Петуховой Е.Н.
Приказ № "138" от «30» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3107683)
учебного предмета «Право»
для обучающихся 11 классов

г. Березники 2023

Пояснительная записка
Настоящая программа по праву составлена на основе нормативно-правовых документов:
1.Федеральный Закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ (Принят Государственной Думой 21
декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).
2.Требования Федерального компонента Государственных образовательных стандартов
общего образования, утверждённым приказом Министерства образования России от
05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных
стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)общего образования»
3. Образовательная программа среднего общего образования (ФКГОС). Принята на
педагогическом совете. Протокол 31 от 29.08.2016.Утверждена Приказом от 30.08.2016 №
153-д.
4.Изменения и дополнения в Образовательную программу среднего общего образования
(ФКГОС). Приняты на Педагогическом совете.Протокол 31 от 29.08.2017.утверждены
приказом от 31.08.2017№ 206-д
5. Певцова Е. А., Козленко И. В. Право: Основы правовой культуры: Программа курса для
10-11 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2012
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного
образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих
возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на
создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности,
правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой
культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения
выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика,
избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право как учебный
предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся,
в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных
правовых ситуациях.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом
образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности,
а также содержания курса права в основной школе.
Цели
Изучение права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих
целей:
•
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой
культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости
соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим
гарантированные законом права и свободы;
•
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства;
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим
правовым институтам, правопорядку;
• освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях
правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и
исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
•
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов
деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия
подержанию правопорядка в обществе; решения практических задача в социально-правовой
сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
•
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых
решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных
правом.
Учебно-методический комплект:

●
●
●
●
●
●

1.Певцова Е. А., Козленко И. В. Право: Основы правовой культуры: Программа курса для 1011 классов общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2012
2. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и
профильный уровни: В 2 ч.-М.: « Русское слово - РС», 2013.
Количество часов за учебный год -34 часа (1 час в неделю) , исходя из количества учебных
недель для 11 кл. в 2017-2018 уч. году (34 недели)
Формы и средства контроля
Фронтальный опрос – с вопросами самопроверки; групповая работа с документами и
ответ на вопросы и задания к документам; Письменный опрос – понятийный диктант,
самостоятельная работа в форме двухуровневого теста, самостоятельная работа в форме
многоуровневого теста.
Виды контроля знаний обучающихся:
1) текущий контроль – контроль самостоятельной работы обучающихся по изучению
учебных материалов.
2) итоговый контроль - контроль знаний и умений обучающихся непосредственно после
завершения курса в форме ЕГЭ государственной итоговой аттестации за курс основной
школы в новой форме (по выбору).
Цель текущего контроля - проверить степень и качество усвоения изучаемого
материала, определить необходимость введения изменений в методы обучения. В процессе
текущего контроля оценивается самостоятельная работа обучающегося над изучаемым
материалом.
Методы текущего контроля - устный (индивидуальный или групповой опрос,
сообщение по избранной теме, индивидуальная или групповая презентация, защита
выполненных заданий), письменный (контрольная работа; тестирование).
Устный контроль как текущий предполагается проводить в индивидуальной,
фронтальной или комбинированной формах.
При текущем контроле знаний широкое использование наблюдения будет
способствовать систематическому изучению учащихся в процессе обучения. Ситуация
текущей проверки знаний позволяет получить достаточно полные данные об ученике: и
уровень его знаний, умений по предмету, и отношений к учебе, степень его познавательной
активности, сознательности, и умения мыслить, решать самостоятельно различного рода
задачи. Результаты наблюдений не фиксируются в журналах, но учитываются учителем для
корректировки обучения, в общей итоговой оценке учащегося для своевременного
выявления неуспеваемости.
Для текущего контроля знаний предполагается широкое использование
дидактических тестов.
Формы и методы преподавания истории в 11 классе:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
содержания;
обучающих средств;
методов обучения.
Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, проектная
деятельность.
По деятельности субъектов учебного процесса можно выделить три метода преподавания:
- пассивный – характеризуется взаимодействием только «учитель–ученик».

- активный - характеризуется взаимодействием «учитель-ученик», «ученик-учитель»
- интерактивный – характеризуется взаимодействием «учитель-ученик», «ученик-учитель»,
«ученик-ученик».
На уроках права использую, как правило, активный и интерактивный метод преподавания,
так как он наиболее эффективен при активизации познавательной деятельности учащихся.
Пассивный метод используется, но не так часто.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
•
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных
правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга,
абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в
России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и
процедуры избирательного процесса в России;
уметь
• правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо,
правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
•
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и
вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта,
трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок
получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
• объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения
гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
•
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов,
адвокатуры,
нотариата,
прокуратуры;
организационно-правовые
формы
предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных
правом;
•
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений,
ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
•
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в
надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
• анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных
ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а
также защиты нарушенных прав;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с
точки зрения права;
• решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

Учебно-тематический план
Раздел
Гражданское право
Семейное, жилищное, трудовое право
Административное право и
административный процесс
Уголовное право и уголовный процесс

Количество часов
10
6
3
4

Правовое регулирование в различных сферах
общественной жизни
Международное право
Резерв
Итого:

6
4
1
34

Содержание «Право»
11 класс (34 часа)
Тема 1 Гражданское право (10 часов)
Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники
гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как
субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие обязательства. Способы
обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды
договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды
обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности.
Понятие права интеллектуальной собственности. Интеллектуальные права (исключительные
— имущественные; неимущественные; иные — право доступа, право следования).
Авторское право. Смежные права. Право охраны нетрадиционных объектов
интеллектуальной собственности. Ноу-хау. Патентное право. Право средств
индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности.
Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие
гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности.
Способы защиты гражданских прав.
Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного
регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской
деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный
кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты
предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита
прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления
претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила
наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.
Тема 6. Семейное, жилищное, трудовое право (6 часов)
Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные
права супругов. Договорной режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы
взаимоотношений. Алиментные обязательства. Жилищные правоотношения. Реализация
гражданами права на жилье. Понятие трудового права. Принципы и источники трудового
права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и
трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой
договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия расторжения трудового
договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и
дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое
регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации,
предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних.
Тема 7. Административное право и административный процесс(3 часа)

Административное право и административные отношения. Особенности административного
права. Административные правоотношения. Понятие административного правоотношения.
Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по
делам об административных наказаниях.
Тема 8. Уголовное право и уголовный процесс (4 часа)
Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие
преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание.
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности
уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права
обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство.
Тема 9. Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни (6 часов)
Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения.
Экологическое право. Экологические правонарушения и юридическая ответственность.
Правовое регулирование отношений в области образования. Права и обязанности субъектов
образовательных правоотношений. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры,
нотариусы, следователи.
Тема 10. Международное право (4 часа)
Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты
международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и
военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека.
Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные
споры и международно-правовая ответственность. Международное гуманитарное право и
права человека.

Календарно-тематическое планирование по праву

№
ур.

Даты
проведен
план
факт

Тема

Кол.час.

Домашне
е задание

Гражданское право (10 часов)
Гражданское право как отрасль российского
права.
Субъекты
гражданско-правовых
отношений
Сделки
и
представительство.
Обязательственное право.
Понятие и сущность договора. Виды
договоров.
Право собственности и его виды

1

П.1-2
читать

1

1

9

Общая собственность и порядок защиты прав
собственности. Защита неимущественных
прав.
Гражданско-правовая
ответственность
и
способы
защиты
гражданских
прав.
Предпринимательство и предпринимательское
право.
Правовые
средства
государственного
регулирования экономики.
Организационно-правовые формы
предпринимательской деятельности и её
защиты.
Права потребителей. Наследственное право.

П.3-4
читать
П.5
пересказ
П.6
пересказ
П.7
пересказ

10

ПОУ «Гражданское право»

1

11

Семейное, жилищное и трудовое право (6 часов)
Семейное право
1

12

Жилищное право

1.

2
3
4
5

6

7
8

13
14
15
16

17

1
1

1

П.8-9
читать

1

П.10
пересказ
П.11-12
читать

1

1

1

Трудовое право в жизни людей. Занятость и 1
трудоустройство.
Трудовые
споры
и
дисциплинарная 1
ответственность
Рабочее время и время отдыха. Правовое 1
регулирование труда несовершеннолетних.
ПОУ « Семейное, жилищное и трудовое 1
право»
Административное право и административный процесс (3 часа)
Административное
право
и 1

П.13-14
читать
П.1-14
повторить
П.15-16
читать
П.17
пересказ
П.18-19
читать
П.20
пересказ
П.21 -22
читать
П.15-22
повторить
П.23

18

19

20
21
22
23

24
25
26
27
28
29

30
31
32
33
34

административные правоотношения
Административные
правонарушения
и
ответственность.
Как
разрешить
административный спор?
ПОУ
«Административное
право
и
административный процесс»
Уголовное право и уголовный процесс (4 часа)
Понятие и сущность уголовного права.
Основные виды преступлений
Уголовная ответственность и наказание

1

пересказ
П.24-25
читать

1

П.23-25
повторить

П.26-27
читать
1
П.28-29
читать
Уголовный процесс
1
П.30
пересказ
ПОУ « Уголовное право и уголовный 1
П.26-30
процесс»
повторить
Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни (6 часов)
Пенсионная система и страхование. Правовое 1
П.31-32
регулирование денежного обращения.
читать
Экологическое право
1
П.33
пересказ
Правовое регулирование отношений в области 1
П.34
образований.
Профессиональное юридическое образование. 2
П.35-36
Юридические профессии.
П.37-38
ПОУ « Правовое регулирование в различных
П.31-38
сферах общественной жизни»
повторить
Международное право (4 часа + 1 час резерва)
Международное
право
как
основа 1
П.39
взаимоотношений государств
Международная защита прав человека
1
П.40
Международное гуманитарное право
1
П.41
Итоговое повторение
1
Резерв
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».