РП КТП Индивидуальный проект 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края

Управление образования администрации г.Березники МАОУ
МАОУ гимназия № 9

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора по
УР

директор МАОУ гимназия
№9

________________________

________________________

Николаева Е.В.
«30» августа 2023 г.

Петухова Е.Н.
Приказ 138 от «31» августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 классов

г.Березники 2023
1

1. Пояснительная записка
Цель:
формирование у обучающихся системных представлений и опыта
применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных
результатов образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной
презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального
проекта, направленного на решение научной, личностно и (или)
социальнозначимой проблемы
Задачи:








сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской
деятельности, критического мышления;
выработать способность к инновационной, аналитической, творческой,
интеллектуальной деятельности;
продолжить
формирование
навыков
проектной
и
учебноисследовательской
деятельности,
а
также
самостоятельного
применения приобретённых знаний и способов действий при решении
различных задач, используя знания одного или нескольких учебных
предметов или предметных областей;
развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы
исследования, планирования работы, отбора и интерпретации
необходимой
информации,
структурирования
аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации
результатов;
мониторинг
личностного
роста
участников
проектноисследовательской деятельности;

Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной
деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под
руководством учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного
учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого,
социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского,
инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера) сводится к
минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую
2

проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования,
выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту
конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического
использования проектного и исследовательского продукта.
Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской
деятельности являются:
исследовательское;
инженерное;
прикладное;
бизнес-проектирование;
информационное;
социальное;
игровое;
творческое.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями
являются:
социальное;
бизнес-проектирование;
исследовательское;
инженерное;
информационное.
Результаты проектной
обучающихся

и

учебно-исследовательской

Среди возможных форм представления
деятельности можно выделить следующие:





результатов

макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
постеры, презентации;
альбомы, буклеты, брошюры, книги;
реконструкции событий;
3

деятельности
проектной








эссе, рассказы, стихи, рисунки;
результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и
мемуаров;
документальные фильмы, мультфильмы;
выставки, игры, тематические вечера, концерты;
сценарии мероприятий;
веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие
цифровые носители) и др.

Результатыучебно-исследовательской
представлены в виде:






деятельности

могут

быть

рефератов;
статей, обзоров;
отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках
исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров,
исследований по различным предметным областям;
моделей, образцов;

Защита индивидуального проекта может проходить в форме:




конференций,
семинаров
круглых столов и т.д.

Функциональные обязанности участников образовательных отношений
Роль учителя
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность
школьника:









Консультирует (учитель
провоцирует
вопросы,
размышления,
самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные
ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.)
Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной
деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
Провоцирует (предлагает
вопросы,
требующие
размышления,
самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные
ситуации.)
Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно
работать во время консультации и ляжет в основу его действий по
оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает
результаты проектной деятельности.
Координирует работу обучающихся.
4

Роль ученика







Выступает активным
участником,
т.е.
становится субъектом
деятельности.
Имеет определенную свободу в выборе способов и видов
деятельности для достижения поставленной цели.
Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по
выбранной проблеме (теме).
Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты.
Самостоятельное планирование деятельности и презентация её
результатов.
Возможность совместной интеллектуальной деятельностималых групп,
консультации учителя.

Формы организации занятий:






Индивидуальная;
Парная;
Групповая;
Коллективная;
Самостоятельная работа

Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся
проводится по результатам представления продукта/учебного исследования.
Публично должны быть представлены два элемента проектнойисследовательской работы:
защита темы проекта/исследования (идеи);
защита реализованного проекта/исследования.
Оценивание производится на основе критериальной модели:




Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования
Оценка за защиту проекта/исследования;
Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее
арифметическое двух вышеуказанных оценок.

Место индивидуального проекта в учебном плане
Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по
выбранному предмету/ направлению. В соответствии с учебным планом
МАОУ гимназия № 9 на выполнение индивидуального проекта
обучающимися 10 класса отводится 1 час в неделю.
5

2. Планируемые результаты
Личностные результаты:
 уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к
окружающим;
 потребность в самовыражении и самореализации, социальном
признании;
 готовность и способность к самоорганизации и самореализации;
 готовность и способность к выполнению норм и требований школьной
жизни, прав и обязанностей ученика;









умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного
уважения и приятия;
умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении
взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах
деятельности;
потребность в участии в общественной жизни ближайшего
социального окружения, общественно полезной деятельности;
умение строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий;
устойчивый
познавательный
интерес
и
становление
смыслообразующей функции познавательного мотива;
готовность к выбору профильного образования.

Ученик получит возможность для формирования:
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса
к учению;
 готовности к самообразованию и самовоспитанию;
 адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
 компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
 способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций
участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое
следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
 эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам
других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и
обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
ученик научится:
6














определять область своих познавательных интересов;
искать необходимую информацию в открытом информационном
пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных
ресурсов, работать с каталогами библиотек;
находить практическое применение имеющимся предметным знаниям
в ходе выполнения учебного исследования или проекта;
планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование,
используя методы, оборудование и технологии адекватные проблеме:
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть
получены путем научного исследования, формулировать выводы на
основании полученных результатов;
использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение
гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент,
наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинноследственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.;
ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях,
обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.;
видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические
аспекты проблемы;
предполагать возможное практическое применение результатов
учебного исследования и продукта учебного проекта

Ученик получит возможность научиться:




самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект,
учебное исследование;
целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные,
регулятивные, коммуникативные способности;
осознавать свою ответственность за достоверность полученной
информации, полученных знаний, качество выполнения проекта,
исследования.

В результате учебно-исследовательской
обучающиеся получат представление:

и

проектной

деятельности

 о философских и методологических основаниях научной деятельности
и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной
деятельности;
 о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
 об отличительных особенностях исследования в гуманитарных
областях и исследования в естественных науках;
 об истории науки;
 о новейших разработках в области науки и технологий;
7

 о правилах и законах, регулирующих отношения в научной,
изобретательской и исследовательских областях деятельности
(патентное право, защита авторского права и др.);
Обучающиеся смогут:
 решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
 использовать основной алгоритм исследования при решении своих
учебно-познавательных задач;
 использовать основные принципы проектной деятельности при
решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в
культурной и социальной жизни;
 использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;
 использовать элементы математического анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Обучающиеся научатся:
 формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования
и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с
представлениями об общем благе;
 восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида
научной деятельности, определяя место своего исследования или
проекта в общем культурном пространстве;
 оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
 находить различные источники материальных и нематериальных
ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и
реализации проектов в различных областях деятельности человека;
 адекватно оценивать последствия реализации своего проекта
(изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
 адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или
исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Обучающиеся получат возможность научаться:
 отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей;
 вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов,
точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества;
8

 самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать
систему параметров и критериев оценки эффективности и
продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе
реализации и по завершении работы;
 адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения
исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков.
3. Содержание и тематическое планирование курса
Раздел 1. Теория проектной деятельности (5 ч.)
Введение. Понятие проектной деятельности. Современные концепции
проектной деятельности. Особенности проектной и исследовательской
деятельности. Основные требования к исследованию. Виды индивидуальных
проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и
межпредметного проекта.
Раздел 2. Социальный проект(5ч.)
Понятие социального проекта. Типология социальных проектов.
Определение
темы
проекта/исследования.
Этапы
работы
над
проектом/исследованием. Методы исследования. Технология составления
плана работы. Определение цели, задач проекта, методов. Выбор темы
индивидуального проекта. Определение целей, задач исследования,
выдвижение гипотез, определение предмета и объекта изучения и методов.
Практическая работа №
актуальности темы, проблемы.

1. Формулирование

темы,

определение

Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач,
выбор предмета и объекта.
Практическая работа № 3. Составление плана работы
Раздел 3.Исследовательский проект(5ч.)
Соотношение теоретических
Эмпирические методы.

и

эмпирических

методов

исследования.

Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и
объекта исследования исследования. Коррекция плана работы и списка
информационных источников
Формулировка темы, целей, задач. Формулировка гипотезы, предмета и
объекта исследования. Выбор методов, составление плана работы.
Определение источников информации.
9

Практическая работа № 4Обработка полученного материала в соответствии
с целями и задачами.Статистическая обработка материала и представление
результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п.
Практическая работа № 5Систематизация и обобщение результатов
работы. Формулирование выводов (цель-результат)
Раздел 4.Диагностика, прогнозирование, экспертиза(6ч.)
Оказание помощи в фиксации результатов диагностики. Особенности
прогнозирования. Экспертиза.
Раздел 5.Подготовка, реализация и защита проекта(47ч.)
Исследовательский проект как текст
Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта.
Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального
проекта / исследования. Технология презентации
Практическое
овладение
научным
стилем.
Написание
текста
исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами
исследования, планом работы.
Помощь в подготовке к защите и презентации проекта/исследования.
Подготовка к защите. Навыки монологической речи. Аргументированная
речь.
Защита реализации проекта/исследования по плану (примерному):
1. Тема и краткое описание сути проекта/исследования.
2. Актуальность.
3. Положительные эффекты от реализации, которые получат как сам автор,
так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для
реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
5. Ход реализации.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось
преодолеть в ходе его реализации.
10

Организация рефлексии. Подведение итогов, анализ результатов,
удовлетворенности работой, возможных перспектив.
Тематическое планирование
№
урока
Раздел
1
1-2

Тема

Количество часов

Теория проектной
деятельности
Понятие проектной
деятельности
Современные концепции
проектной деятельности
Социальный проект

5

Понятие социального проекта

2

8-10

Типология социальных
проектов

3

Раздел
3
11-12

5

13-15

Исследовательский, учебный
и социальный проект
Соотношение теоретических и
эмпирических методов
исследования
Эмпирические методы

Раздел
4
16-17

Диагностика,
прогнозирование, экспертиза
Диагностика

6

18-19

Прогнозирование

2

20-21

Экспертиза

2

Раздел
5
22-30

Подготовка, реализация и
защита проекта
Подготовка проекта и
реализация
Защита проекта
Заключительный урок

13

3-5
Раздел
2
6-7

31 - 33
34

2
3

Дата
проведения
1-2 неделя
сентября
3-4 неделя
сентября

5

2

3-4 неделя
ноября

3

1-3 неделя
декабря

2

9
3
1

11

1-2 неделя
октября
3 неделя
октября – 2
неделя
ноября

1-2 неделя
января
3-4 неделя
января
1-2 неделя
февраля
Февральмарт
Апрель-май
4 неделя мая

Информационное обеспечение:
Формирование универсальных учебных действий в основной и средней
школе: от действия к мысли.// Система заданий// Под ред.А.Г. Асмолова. –
М.: Прсвещение, 2011, с.159

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».