МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Пермского края Управление образования администрации г.Березники МАОУ МАОУ гимназия № 9 РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО заместитель директора по УР директор МАОУ гимназия №9 ________________________ ________________________ Николаева Е.В. «30» августа 2023 г. Петухова Е.Н. Приказ 138 от «31» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Индивидуальный проект» для обучающихся 10 классов г.Березники 2023 1 1. Пояснительная записка Цель: формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования; – формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социальнозначимой проблемы Задачи: сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; продолжить формирование навыков проектной и учебноисследовательской деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов; мониторинг личностного роста участников проектноисследовательской деятельности; Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера) сводится к минимуму. Старшеклассники сами определяют личностно-значимую 2 проблему, формулируют тему, ставят цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического использования проектного и исследовательского продукта. Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности являются: исследовательское; инженерное; прикладное; бизнес-проектирование; информационное; социальное; игровое; творческое. На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются: социальное; бизнес-проектирование; исследовательское; инженерное; информационное. Результаты проектной обучающихся и учебно-исследовательской Среди возможных форм представления деятельности можно выделить следующие: результатов макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты; постеры, презентации; альбомы, буклеты, брошюры, книги; реконструкции событий; 3 деятельности проектной эссе, рассказы, стихи, рисунки; результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров; документальные фильмы, мультфильмы; выставки, игры, тематические вечера, концерты; сценарии мероприятий; веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др. Результатыучебно-исследовательской представлены в виде: деятельности могут быть рефератов; статей, обзоров; отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям; моделей, образцов; Защита индивидуального проекта может проходить в форме: конференций, семинаров круглых столов и т.д. Функциональные обязанности участников образовательных отношений Роль учителя Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника: Консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.) Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.) Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки деятельности, моделирует различные ситуации.) Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности. Координирует работу обучающихся. 4 Роль ученика Выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности. Имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме (теме). Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты. Самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов. Возможность совместной интеллектуальной деятельностималых групп, консультации учителя. Формы организации занятий: Индивидуальная; Парная; Групповая; Коллективная; Самостоятельная работа Формы контроля освоения программы. Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть представлены два элемента проектнойисследовательской работы: защита темы проекта/исследования (идеи); защита реализованного проекта/исследования. Оценивание производится на основе критериальной модели: Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования Оценка за защиту проекта/исследования; Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое двух вышеуказанных оценок. Место индивидуального проекта в учебном плане Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по выбранному предмету/ направлению. В соответствии с учебным планом МАОУ гимназия № 9 на выполнение индивидуального проекта обучающимися 10 класса отводится 1 час в неделю. 5 2. Планируемые результаты Личностные результаты: уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; готовность и способность к самоорганизации и самореализации; готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия; умение конструктивно разрешать конфликты; готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы с учётом конкретных социальноисторических, политических и экономических условий; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к выбору профильного образования. Ученик получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия. Метапредметные результаты: ученик научится: 6 определять область своих познавательных интересов; искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек; находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта; планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы, оборудование и технологии адекватные проблеме: распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов; использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство, анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение, установление причинноследственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.; ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему, находить компромиссные решения и т.д.; видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы; предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта Ученик получит возможность научиться: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование; целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные, коммуникативные способности; осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных знаний, качество выполнения проекта, исследования. В результате учебно-исследовательской обучающиеся получат представление: и проектной деятельности о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности; о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных; об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в естественных науках; об истории науки; о новейших разработках в области науки и технологий; 7 о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.); Обучающиеся смогут: решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин; использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач; использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни; использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач; использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы. Обучающиеся научатся: формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе; восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве; оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели; находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека; адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ); адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов. Обучающиеся получат возможность научаться: отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей; вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества; 8 самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы; адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков. 3. Содержание и тематическое планирование курса Раздел 1. Теория проектной деятельности (5 ч.) Введение. Понятие проектной деятельности. Современные концепции проектной деятельности. Особенности проектной и исследовательской деятельности. Основные требования к исследованию. Виды индивидуальных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Раздел 2. Социальный проект(5ч.) Понятие социального проекта. Типология социальных проектов. Определение темы проекта/исследования. Этапы работы над проектом/исследованием. Методы исследования. Технология составления плана работы. Определение цели, задач проекта, методов. Выбор темы индивидуального проекта. Определение целей, задач исследования, выдвижение гипотез, определение предмета и объекта изучения и методов. Практическая работа № актуальности темы, проблемы. 1. Формулирование темы, определение Практическая работа № 2. Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта. Практическая работа № 3. Составление плана работы Раздел 3.Исследовательский проект(5ч.) Соотношение теоретических Эмпирические методы. и эмпирических методов исследования. Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач, гипотезы, предмета и объекта исследования исследования. Коррекция плана работы и списка информационных источников Формулировка темы, целей, задач. Формулировка гипотезы, предмета и объекта исследования. Выбор методов, составление плана работы. Определение источников информации. 9 Практическая работа № 4Обработка полученного материала в соответствии с целями и задачами.Статистическая обработка материала и представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем и т.п. Практическая работа № 5Систематизация и обобщение результатов работы. Формулирование выводов (цель-результат) Раздел 4.Диагностика, прогнозирование, экспертиза(6ч.) Оказание помощи в фиксации результатов диагностики. Особенности прогнозирования. Экспертиза. Раздел 5.Подготовка, реализация и защита проекта(47ч.) Исследовательский проект как текст Редактирование текста и оформления работы, проектного продукта. Обсуждение способов оформления конечных результатов индивидуального проекта / исследования. Технология презентации Практическое овладение научным стилем. Написание текста исследовательской/проектной работы в соответствии с целями и задачами исследования, планом работы. Помощь в подготовке к защите и презентации проекта/исследования. Подготовка к защите. Навыки монологической речи. Аргументированная речь. Защита реализации проекта/исследования по плану (примерному): 1. Тема и краткое описание сути проекта/исследования. 2. Актуальность. 3. Положительные эффекты от реализации, которые получат как сам автор, так и другие люди. 4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для реализации проекта, а также источники этих ресурсов. 5. Ход реализации. 6. Риски реализации проекта и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе его реализации. 10 Организация рефлексии. Подведение итогов, анализ результатов, удовлетворенности работой, возможных перспектив. Тематическое планирование № урока Раздел 1 1-2 Тема Количество часов Теория проектной деятельности Понятие проектной деятельности Современные концепции проектной деятельности Социальный проект 5 Понятие социального проекта 2 8-10 Типология социальных проектов 3 Раздел 3 11-12 5 13-15 Исследовательский, учебный и социальный проект Соотношение теоретических и эмпирических методов исследования Эмпирические методы Раздел 4 16-17 Диагностика, прогнозирование, экспертиза Диагностика 6 18-19 Прогнозирование 2 20-21 Экспертиза 2 Раздел 5 22-30 Подготовка, реализация и защита проекта Подготовка проекта и реализация Защита проекта Заключительный урок 13 3-5 Раздел 2 6-7 31 - 33 34 2 3 Дата проведения 1-2 неделя сентября 3-4 неделя сентября 5 2 3-4 неделя ноября 3 1-3 неделя декабря 2 9 3 1 11 1-2 неделя октября 3 неделя октября – 2 неделя ноября 1-2 неделя января 3-4 неделя января 1-2 неделя февраля Февральмарт Апрель-май 4 неделя мая Информационное обеспечение: Формирование универсальных учебных действий в основной и средней школе: от действия к мысли.// Система заданий// Под ред.А.Г. Асмолова. – М.: Прсвещение, 2011, с.159 12