РП КТП Второй иностранный язык (немецкий) 7-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Пермского края
Управление образования администрации г.Березники
МАОУ гимназия № 9

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора
по УР

директор МАОУ
гимназия №9

___________Николаева
Е.В.

___________Петухова
Е.Н.

«30» августа 2023 г.

Приказ №138 от «31»
августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3601684)
учебного предмета «Второй иностранный (немецкий) язык»
для обучающихся 7–9 классов

Березники2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по второму иностранному (немецкому) языку на уровне
основного общего образования составлена на основе требований к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы,
представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей
программе воспитания.
Программа по второму иностранному (немецкому) языку устанавливает
распределение обязательного предметного содержания по годам обучения,
последовательность их изучения с учётом особенностей структуры
немецкого языка, межпредметных связей второго иностранного (немецкого)
языка с содержанием учебных предметов на уровне основного общего
образования с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Изучение второго иностранного (немецкого) языка направлено на
формирование коммуникативной культуры обучающихся, способствует
общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности,
расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций.
Построение программы по второму иностранному (немецкому) языку
имеет нелинейный характер и основано на концентрическом принципе. В
каждом классе даются новые элементы содержания и определяются новые
требования. В процессе обучения освоенные на определённом этапе
грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом
лексическом материале и расширяющемся тематическом содержании речи.
Одной из важных особенностей изучения второго иностранного
(немецкого) языка является опора на сформированные в процессе изучения
первого иностранного языка коммуникативные умения и сопоставление
осваиваемых языковых явлений с первым иностранным и русским языками.
Процесс изучения второго иностранного (немецкого) языка может быть
интенсифицирован при следовании следующим принципам:
принцип комплексности, который актуален не только в отношении
взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности через
интеграцию коммуникативных задач. Данный принцип обеспечивает
формирование единой мультилингвальной коммуникативной компетенции
через учёт уровня развития коммуникативной компетенции в других языках
и опору на неё;
сопоставительный принцип, который проявляется через сравнение и
сопоставление коррелирующих друг с другом языковых явлений родного,
первого и второго иностранных языков. Реализация этого принципа

выступает
инструментом
оптимизации
обучения,
формирования
металингвистического сознания обучающихся;
принцип интенсификации учебного труда обучающихся, который
продиктован необходимостью ускорить учебный процесс и внутренними
характеристиками овладения вторым иностранным языком, позволяющим
это спроводить;
принцип межкультурной направленности обучения, который позволяет
расширить взгляд на процесс межкультурной коммуникации. В соответствии
с этим принципом обязательными становятся сопоставительные приёмы с
социокультурным материалом, которые помогают, с одной стороны,
избежать дублирования содержания обучения, а с другой – побуждают к
анализу социокультурного содержания, рефлексии своей собственной
культуры.
Интенсификация учебного процесса возможна при использовании
следующих стратегий:
совершенствование познавательных действий обучающихся;
перенос учебных умений;
перенос лингвистических и социокультурных знаний, речевых умений;
повышенные по сравнению с первым иностранным языком объёмы
нового грамматического и лексического материала;
совместная отработка элементов лингвистических явлений;
использование интегративных упражнений и заданий, требующих
проблемного мышления;
рациональное распределение классных и домашних видов работ;
большая самостоятельность и автономность обучающегося в учении.
Возрастание значимости владения несколькими иностранными языками,
а также особенности организации учебного процесса при изучении второго
иностранного (немецкого) языка приводит к переосмыслению целей и
содержания обучения предмету.
Цели иноязычного образования формулируются на ценностном
когнитивном и прагматическом уровнях и воплощаются в личностных,
метапредметных и предметных результатах обучения. Иностранные языки
являются средством общения и самореализации и социальной адаптации,
развития умений поиска, обработки и использования информации в
познавательных целях, одним из средств воспитания гражданина, патриота,
развития национального самосознания.
Целью
иноязычного
образования
является
формирование
коммуникативной компетенции обучающихся в единстве таких её
составляющих, как:

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх
основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении,
письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами
(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в
соответствии c отобранными темами общения, освоение знаний о языковых
явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и
иностранном языках;
социокультурная (межкультурная) компетенция – приобщение к
культуре, традициям, реалиям стран (страны) изучаемого языка в рамках тем
и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим
особенностям обучающихся 5–9 классов на разных этапах (5–7 и 8–9 классы),
формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях
межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из
положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче
информации.
Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией средствами
второго иностранного (немецкого) языка формируются ключевые
универсальные учебные компетенции, включающие образовательную,
ценностно-ориентационную, общекультурную, учебно-познавательную,
информационную, социально-трудовую и компетенцию личностного
самосовершенствования.
Основными подходами к обучению второму иностранному (немецкому)
языку
признаются
компетентностный,
системно-деятельностный,
межкультурный и коммуникативно-когнитивный, что предполагает
возможность реализовать поставленные цели, добиться достижения
планируемых результатов в рамках содержания, отобранного для основного
общего образования, использования новых педагогических технологий
(дифференциация, индивидуализация, проектная деятельность и другие
технологии) и использования современных средств обучения.
Поскольку решение о включении второго иностранного языка в
образовательную программу принимает образовательная организация, то нет
требований минимально допустимого количества учебных часов,
выделяемых на его изучение. Однако рекомендуется выделять не менее 2
часов в неделю или 68 часов в год для достижения качественных результатов
изучения второго иностранного (немецкого) языка.
Общее число часов для изучения второго иностранного (немецкого)
языка на уровне основного общего образования в 2023-2024 учебном году –
170 часов: в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2
часа в неделю), в 9 классе – 34 часов (1 час в неделю).

Требования к предметным результатам для основного общего
образования констатируют необходимость к окончанию 9 класса владения
умением общаться на втором иностранном (немецком) языке в разных
формах (устно и письменно, непосредственно и опосредованно, в том числе
через Интернет) на уровне выживания (уровне А1 в соответствии с
Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком). При
учёте вышеназванных принципов интенсификации обучения и при условии
изучения второго иностранного языка не менее 2 часов в неделю с 5 по 9
класс может быть достигнут допороговый (А2) уровень владения вторым
иностранным (немецким) языком.
МЕСТО ПРЕДМЕТА «ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
(НЕМЕЦКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Изучение данного предмета организуется исходя из количества часов,
отведенных в учебном плане на каждый год обучения (2023-2024 учебный
год):
7 класс
8 класс
9 класс
Итого
Часов в неделю 2
2
1
Недель
34
34
34
Итого
68
68
34
170

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПО
НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые
при изучении второго иностранного языка:
• стремление к самосовершенствованию в образовательной области
«Иностранный язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами двух иностранных
языков;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в
целом;
• развитие таких качеств, как воля, целеустремлённость, креативность,
инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
• стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность
содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;

толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя
гражданином своей страны и мира;
• готовность
отстаивать
национальные
и
общечеловеческие
(гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты изучения второго иностранного языка в
основной школе проявляются:
• в развитии умения планировать своё речевое и неречевое поведение;
• в умении взаимодействовать с окружающими, выполняя разные
социальные роли;
• в развитии навыков работы с информацией: поиск и выделение нужной
информации, её обобщение и фиксация содержания, умения определять тему,
прогнозировать содержание текста по заголовку/ключевым словам, выделять
основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать
логическую последовательность основных фактов;
• в осуществлении самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в
процессе иноязычной коммуникативной деятельности.
Предметные результаты
Коммуникативные умения
Говорение. Диалогическая речь
Выпускник научится:

вести диалог (диалог этикетного характер, диалог-расспрос, диалог
побуждение к действию; комбинированный диалог) в стандартных ситуациях
неофициального общения в рамках освоенной тематики, соблюдая нормы
речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:

вести диалог-обмен мнениями;

брать и давать интервью;

вести диалог-расспрос на основе нелинейного текста (таблицы,
диаграммы и т. д.)
Говорение. Монологическая речь
Выпускник научится:

строить связное монологическое высказывание с опорой на зрительную
наглядность и/или вербальные опоры (ключевые слова, план, вопросы) в
рамках освоенной тематики;

описывать события с опорой на зрительную наглядность и/или
вербальную опору (ключевые слова, план, вопросы);

давать краткую характеристику реальных людей и литературных
персонажей;

передавать основное содержание прочитанного текста с опорой или без
опоры на текст, ключевые слова/план/вопросы;

описывать картинку/фото с опорой или без опоры на ключевые
слова/план/вопросы.
Выпускник получит возможность научиться:

делать сообщение на заданную тему на основе прочитанного;

комментировать факты из прочитанного/прослушанного текста,
выражать
и
аргументировать
свое
отношение
к
прочитанному/прослушанному;

кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную
тему в соответствии с предложенной ситуацией общения;

кратко высказываться с опорой на нелинейный текст (таблицы,
диаграммы, расписание и т. п.)

кратко излагать результаты выполненной проектной работы.
Аудирование
Выпускник научится:

воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных
аутентичных текстов, содержащих некоторое количество неизученных
языковых явлений;

воспринимать
на
слух
и
понимать
нужную/интересующую/запрашиваемую информацию в аутентичных
текстах, содержащих как изученные языковые явления, так и некоторое
количество неизученных языковых явлений.
Выпускник получит возможность научиться:

выделять основную тему в воспринимаемом на слух тексте;

использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии
на слух текстов, содержащих незнакомые слова.
Чтение
Выпускник научится:

читать и понимать основное содержание несложных аутентичных
текстов, содержащие отдельные неизученные языковые явления;

читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих
отдельные
неизученные
языковые
явления,
нужную/интересующую/запрашиваемую информацию, представленную в
явном и в неявном виде;

читать и полностью понимать несложные аутентичные тексты,
построенные на изученном языковом материале;


выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном
языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание
прочитанного.
Выпускник получит возможность научиться:

устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий,
изложенных в несложном аутентичном тексте;

восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путем добавления
выпущенных фрагментов.
Письменная речь
Выпускник научится:

заполнять анкеты и формуляры, сообщая о себе основные сведения
(имя, фамилия, пол, возраст, гражданство, национальность, адрес и т. д.);

писать короткие поздравления с днем рождения и другими
праздниками, с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране
изучаемого языка, выражать пожелания (объемом 30–40 слов, включая
адрес);

писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением
формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка: сообщать
краткие сведения о себе и запрашивать аналогичную информацию о друге по
переписке; выражать благодарность, извинения, просьбу; давать совет и т. д.
(объемом 120 слов, включая адрес);

писать небольшие письменные высказывания с опорой на
образец/план.
Выпускник получит возможность научиться:

делать краткие выписки из текста с целью их использования в
собственных устных высказываниях;

писать электронное письмо (e-mail) зарубежному другу в ответ на
электронное письмо-стимул;

составлять план/тезисы устного или письменного сообщения;

кратко излагать в письменном виде результаты проектной
деятельности;

писать небольшое письменное высказывание с опорой на нелинейный
текст (таблицы, диаграммы и т. п.).
Языковые навыки и средства оперирования ими
Орфография и пунктуация
Выпускник научится:

правильно писать изученные слова;

правильно ставить знаки препинания в конце предложения: точку в
конце повествовательного предложения, вопросительный знак в конце


вопросительного
предложения,
восклицательный
знак
в
конце
восклицательного предложения;

расставлять в личном письме знаки препинания, диктуемые его
форматом, в соответствии с нормами, принятыми в стране изучаемого языка.
Выпускник получит возможность научиться:

сравнивать и анализировать буквосочетания немецкого языка и их
транскрипцию.
Фонетическая сторона речи
Выпускник научится:

различать на слух и адекватно, без фонематических ошибок, ведущих к
сбою коммуникации, произносить слова изучаемого иностранного языка;

соблюдать правильное ударение в изученных словах;

различать коммуникативные типы предложений по их интонации;

членить предложение на смысловые группы;

адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить
фразы с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей
(побудительное предложение; общий, специальный, альтернативный и
разделительный вопросы), в том числе, соблюдая правило отсутствия
фразового ударения на служебных словах.
Выпускник получит возможность научиться:

выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью
интонации;

различать варианты немецкого языка в прослушанных высказываниях.
Лексическая сторона речи
Выпускник научится:

узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические
единицы (слова, словосочетания, реплики-клише речевого этикета), в том
числе многозначные в пределах тематики основной школы;

употреблять в устной и письменной речи в их основном значении
изученные лексические единицы (слова, словосочетания, реплики-клише
речевого этикета), в том числе многозначные, в пределах тематики основной
школы в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

соблюдать существующие в немецком языке нормы лексической
сочетаемости;

распознавать и образовывать родственные слова с использованием
словосложения и конверсии в пределах тематики основной школы в
соответствии с решаемой коммуникативной задачей;

распознавать и образовывать родственные слова с использованием
аффиксации в пределах тематики основной школы в соответствии с
решаемой коммуникативной задачей:
Выпускник получит возможность научиться:

распознавать и употреблять в речи в нескольких значениях
многозначные слова, изученные в пределах тематики основной школы;

знать различия между явлениями синонимии и антонимии; употреблять
в речи изученные синонимы и антонимы адекватно ситуации общения;

распознавать и употреблять в речи наиболее распространенные
фразовые глаголы;

распознавать принадлежность слов к частям речи по аффиксам;

использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования
(догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по сходству с
русским/ родным языком, по словообразовательным элементам).
Грамматическая сторона речи
Выпускник научится:

оперировать в процессе устного и письменного общения основными
синтаксическими конструкциями и морфологическими формами в
соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом
контексте:

распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы
предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме)
вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный
вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и
восклицательные;

распознавать и употреблять в речи распространенные и
нераспространенные простые предложения, в том числе с несколькими
обстоятельствами, следующими в определенном порядке;

использовать косвенную речь в утвердительных и вопросительных
предложениях в настоящем и прошедшем времени;

распознавать и употреблять в речи условные предложения реального
характера и нереального характера;

распознавать и употреблять в речи имена существительные в
единственном числе и во множественном числе, образованные по правилу, и
исключения;

распознавать и употреблять в речи существительные с
определенным/неопределенным/нулевым артиклем;

распознавать и употреблять в речи местоимения: личные (в
именительном и объектном падежах, в абсолютной форме), притяжательные,


возвратные,
указательные,
неопределенные
и
их
производные,
относительные, вопросительные;

распознавать и употреблять в речи имена прилагательные в
положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по
правилу, и исключения;

распознавать и употреблять в речи наречия времени и образа действия
и слова, выражающие количество; наречия в положительной, сравнительной
и превосходной степенях, образованные по правилу и исключения;

распознавать и употреблять в речи количественные и порядковые
числительные;

распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее
употребительных временных формах действительного залога;

распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства
для выражения будущего времени;

распознавать и употреблять в речи модальные глаголы и их
эквиваленты;

распознавать и употреблять в речи глаголы в следующих формах
страдательного залога;

распознавать и употреблять в речи предлоги места, времени,
направления; предлоги, употребляемые при глаголах в страдательном залоге.
Выпускник получит возможность научиться:

распознавать сложноподчиненные предложения распознавать и
употреблять в речи сложноподчиненные предложения с союзами;

распознавать и употреблять в речи определения, выраженные
прилагательными, в правильном порядке их следования;

распознавать и употреблять в речи глаголы во временных формах
действительного залога;

распознавать и употреблять в речи глаголы в формах страдательного
залога;
Социокультурные знания и умения
Выпускник научится:

употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и
неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в
странах изучаемого языка;

представлять родную страну и культуру на немецком языке;

понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках
изученного материала
Выпускник получит возможность научиться:

использовать социокультурные реалии при создании устных и
письменных высказываний;

находить сходство и различие в традициях родной страны и
страны/стран изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Выпускник научится:

выходить из положения при дефиците языковых средств: использовать
переспрос при говорении.
Выпускник получит возможность научиться:

использовать перифраз, синонимические и антонимические средства
при говорении;

пользоваться языковой и контекстуальной догадкой при аудировании и
чтении.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметное содержание речи
1. Межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность и
черты характера человека.
2. Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и др.). Виды отдыха, путешествия.
Транспорт. Покупки.
3. Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, питание.
4. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и
отношение к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в
различное время года.
5. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в
планах на будущее.
6. Климат, погода.
7. Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение,
радио, Интернет).
8. Страна/страны второго языка иностранного языка и родная страна, их
географическое
положение,
столицы
и
крупные
города,
достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники,
знаменательные даты, традиции, обычаи). Выдающиеся люди, их вклад в
науку и мировую культуру
Виды речевой деятельности/ Коммуникативные умения
Говорение
Диалогическая речь
Умение вести диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог —
побуждение к действию, диалог — обмен мнениями. Объём диалога от 3

реплик (7 классы) до 4—5 реплик (8—9 классы) со стороны каждого
учащегося. Продолжительность диалога 1,5—2 мин (9 класс).
Монологическая речь
Умение строить связные высказывания о фактах и событиях с опорой и
без опоры на прочитанный или услышанный текст, заданную вербальную
ситуацию или зрительную наглядность.
Объём монологического высказывания от 7—10 фраз (7 классы) до 10—12
фраз (8—9 классы). Продолжительность монолога 1 — 1,5 мин (9 класс).
Аудирование
Умение воспринимать и понимать на слух аутентичные аудио- и
видеотексты с разной глубиной проникновения в их содержание (с
пониманием основного содержания, с выборочным пониманием и полным
пониманием содержания текста) в зависимости от коммуникативной задачи и
функционального типа текста.
Жанры текстов: прагматические, публицистические.
Типы текстов: сообщение, рассказ, диалог-интервью и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и
интересам учащихся и иметь образовательную и воспитательную ценность.
Аудирование с полным пониманием содержания предполагает понимание
речи учителя и одноклассников на уроке, а также понимание несложных
текстов, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале
или содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания текста — до 1
мин.
Аудирование с пониманием основного содержания осуществляется на
несложных аутентичных текстах, содержащих наряду с изученным и
некоторое количество незнакомых языковых явлений. Время звучания
текстов —до 1,5 мин.
Аудирование с выборочным пониманием предполагает умение выделить
необходимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких
текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию.
Время звучания текстов —до 1,5 мин.
Чтение
Умение читать и понимать аутентичные тексты разных жанров и стилей с
различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в
зависимости от коммуникативной задачи): с пониманием основного
содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания
(изучающее чтение); с выборочным пониманием необходимой информации
(просмотровое/поисковое чтение).

Жанры текстов: научно-популярные, публицистические, художественные,
прагматические.
Типы текстов: статья, интервью, рассказ, объявление, рецепт, меню,
проспект, реклама, песня и др.
Содержание текстов должно соответствовать возрастным особенностям и
интересам учащихся, иметь образовательную и воспитательную ценность,
воздействовать на эмоциональную сферу школьников.
Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного
словаря.
Чтение с пониманием основного содержания текста осуществляется на
несложных аутентичных материалах с ориентацией на выделенное в
программе предметное содержание, включающих некоторое количество
незнакомых слов. Объём текстов для чтения — 600—700 слов.
Чтение с полным пониманием осуществляется на несложных аутентичных
текстах, построенных в основном на изученном языковом материале, с
использованием различных приёмов смысловой переработки текста
(языковой догадки, выборочного перевода) и оценки полученной
информации. Объём текста для чтения — около 500 слов.
Чтение с выборочным пониманием предполагает умение просмотреть
аутентичный текст или несколько коротких текстов и выбрать необходимую
информацию. Объём текста для чтения — около 350 слов.
Письменная речь
Умения:
— делать выписки из текста для их дальнейшего использования в
собственных высказываниях;
— писать короткие поздравления с днём рождения и другими
праздниками, выражать пожелания (объёмом 30—40 слов, включая адрес);
— заполнять несложные анкеты в форме, принятой в странах изучаемого
языка (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
— писать личное письмо зарубежному другу с опорой на образец
(сообщать краткие сведения о себе; запрашивать аналогичную информацию о
нём; выражать благодарность и т. д.). Объём личного письма — 100—120
слов, включая адрес.
Языковые знания и навыки
Орфография

Правила чтения и написания слов, отобранных для данного этапа
обучения, и навыки их применения в рамках изучаемого лексикограмматического материала.
Фонетическая сторона речи
Навыки адекватного произношения и различения на слух всех звуков
изучаемого второго иностранного языка. Соблюдение ударения и интонации
в словах и фразах, ритмико-интонационные навыки произношения
различных типов предложений.
Лексическая сторона речи
Навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц,
обслуживающих темы, проблемы и ситуации общения в пределах тематики
основной школы в объёме около 1000 лексических единиц. Лексические
единицы включают наиболее распространённые устойчивые словосочетания,
оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета, характерные для
культуры стран изучаемого второго иностранного языка; основные способы
словообразования: аффиксации, словосложения, конверсии. Многозначные
слова. Понятие о синонимах, антонимах, лексической сочетаемости.
Грамматическая сторона речи
Знание признаков нераспространённых и распространённых простых
предложений,
безличных
предложений,
сложносочинённых
и
сложноподчинённых предложений; использование прямого и обратного
порядка слов. Навыки распознавания и употребления в речи перечисленных
грамматических явлений.
Знание признаков глаголов в наиболее употребительных временных
формах действительного и страдательного залогов, неличных форм глаголов,
модальных
глаголов,
существительных,
артиклей,
местоимений,
прилагательных, наречий, степеней сравнения прилагательных и наречий,
предлогов, количественных и порядковых числительных. Навыки их
распознавания и употребления в речи.
Социокультурные знания и умения
Умения осуществлять межличностное и межкультурное общение,
используя знания о национально-культурных особенностях своей страны и
страны/стран изучаемого языка, полученные на уроках второго иностранного

языка и в процессе изучения других предметов (знания межпредметного
характера) предполагают овладение:
— знаниями о значении родного и иностранных языков в современном
мире;
— сведениями о социокультурном портрете стран, говорящих на
изучаемом иностранном языке, их символике и культурном наследии;
— употребительной фоновой лексикой и реалиями страны изучаемого языка:
традициями (в питании, проведении выходных дней, основных
национальных праздников), распространёнными образцами фольклора;
— представлением о сходстве и различиях в традициях своей страны и
стран, говорящих на втором иностранном языке; об особенностях их образа
жизни, быта, культуры (всемирно известных достопримечательностях,
выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру); о некоторых
произведениях художественной литературы на изучаемом иностранном
языке;
— умением распознавать и употреблять в устной и письменной речи в
ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого
этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее
распространённую оценочную лексику);
— умениями представлять родную страну и культуру на иностранном
языке; оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях
повседневного общения.
Компенсаторные умения
Овладение умениями:
— переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых
слов;
— использовать в качестве опоры при порождении собственных
высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
— прогнозировать
содержание
текста
на
основе
заголовка,
предварительно поставленных вопросов;
— догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по
используемым собеседником жестам и мимике;
— использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците
языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности

Формируются умения:
— работать с информацией: сокращение, расширение устной и
письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение
таблиц;
— работать с прослушанным и письменным текстом: извлечение
основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации,
извлечение полной и точной информации;
— работать с разными источниками на иностранном языке: справочными
материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой;
— самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в
классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются умения:
— находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с
текстом;
— семантизировать слова на основе языковой догадки;
— осуществлять словообразовательный анализ слов;
— выборочно использовать перевод;
— пользоваться двуязычным и толковым словарями.
Языковые средства
Лексическая сторона речи
Овладение лексическими единицами, обслуживающими новые темы,
проблемы и ситуации общения в пределах тематики основной школы, в
объёме около 1000 единиц. Лексические единицы включают устойчивые
словосочетания, оценочную лексику, реплики-клише речевого этикета.
Основныеспособысловообразования:
1) аффиксация:
• существительныхссуффиксами-ung (dieLösung, dieVereinigung); -keit
(dieFeindlichkeit); -heit (dieEinheit); -schaft (dieGesellschaft); -um (dasDatum); or (derDoctor); -ik (dieMathematik); -e (dieLiebe); -er (derWissenschaftler); -ie
(dieBiologie);
• прилагательныхссуффиксами-ig (wichtig); -lieh (glücklich); -isch
(typisch); -los (arbeitslos); -sam (langsam); -bar (wunderbar);
• существительных и прилагательных с префиксом un- (dasUnglück,
unglücklich);
• существительныхиглаголовспрефиксами: vor- (der Vorort, vorbereiten);
mit- (die Mitverantwortung, mitspielen);

• глаголов с отделяемыми и неотделяемыми приставками и другими
словами в функции приставок типа erzählen, wegwerfen;
2) словосложение:
• существительное + существительное (dasArbeitszimmer);
• прилагательное + прилагательное (dunkelblau, hellblond);
• прилагательное + существительное (dieFremdsprache);
• глагол + существительное (dieSchwimmhalle);
3) конверсия:
• образование существительных от прилагательных (dasBlau, derJunge);
• образование существительных от глаголов (dasLernen, dasLesen).
Интернациональные слова (derGlobus, derComputer). Представления о
синонимии, антонимии, лексической сочетаемости, многозначности.
Грамматическая сторона речи
Знакомство с новыми грамматическими явлениями.
Уровень овладения конкретным грамматическим явлением (продуктивнорецептивно или рецептивно) указывается в графе «Характеристика основных
видов деятельности ученика» в Тематическом планировании.
Нераспространённые и распространённые предложения.
Безличные предложения (Esistwarm. Es ist Sommer).
Предложения с глаголами legen, stellen, hängen, требующими после себя
дополнение в Akkusativ и обстоятельство места при ответе на вопрос Wohin?
(IchhängedasBildandieWand).
Предложениясглаголамиbeginnen,
raten,
vorhabenидр.,
требующимипослесебяInfinitivсzu.
Побудительныепредложениятипа Lesen wir! Wollen wir lesen!
Все типы вопросительных предложений.
Предложения с неопределённо-личным местоимением man (Man schmückt
die Stadt vor Weihnachten).
Предложениясинфинитивнойгруппойum ... zu (Er lernt Deutsch, um
deutsche Bücher zu lesen).
Сложносочинённыепредложенияссоюзамиdenn, darum, deshalb (Ihm gefallt
das Dorfleben, denn er kann hier viel Zeit in der frischen Luft verbringen).
Сложноподчинённые предложения с союзами dass, ob и др. (Er sagt, dass er
gut in Mathe ist).
Сложноподчинённыепредложенияпричиныссоюзамиweil, da (Er hat heute
keine Zeit, weil er viele Hausaufgaben machen muss).
Сложноподчинённыепредложениясусловнымсоюзомwenn (Wenn du Lust
hast, komm zu mir zu Besuch).

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени (с союзами
wenn, als, nachdem).
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными (с
относительными местоимениями die, deren, dessen).
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели (с союзом
damit).
Распознавание структуры предложения по формальным признакам: по
наличию инфинитивных оборотов: um ... zu + Infinitiv, statt ... zu + Infinitiv,
ohne ... zu + Infinitiv).
Слабые и сильные глаголы со вспомогательным глаголом haben в Perfekt.
Сильные глаголы со вспомогательным глаголом sein в Perfekt (kommen,
fahren, gehen).
Präteritum слабых и сильных глаголов, а также вспомогательных и
модальных глаголов.
Глаголы с отделяемыми и неотделяемыми приставками в Präsens, Perfekt,
Präteritum, Futurum (anfangen, beschreiben).
Временные формы в Passiv (Präsens, Präteritum).
Местоименныенаречия (worüber, darüber, womit, damit).
ВозвратныеглаголывосновныхвременныхформахPräsens,
Perfekt,
Präteritum (sichanziehen, sichwaschen).
Распознавание и употребление в речи определённого/неопределённого и
нулевого артикля, склонения существительных нарицательных; склонения
прилагательных и наречий; предлогов, имеющих двойное управление,
предлогов, требующих Dativ, предлогов, требующих Akkusativ.
Местоимения: личные, притяжательные, неопределённые (jemand,
niemand).
Plusquamperfekt и употребление его в речи при согласовании времён.
Количественные числительные и порядковые числительные.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
Глава/ Тема

Количество
часов

Mein Zuhause/ Мой дом

8

Das schmeckt gut!/Этовкусно!

8

MeineFreizeit/ Мое свободное время

10

Das sieht gut aus!/ Смотритсяотлично!

7

Partys/ Вечеринки

10

Meine Stadt/ Мой город

10

Ferien/ Каникулы

15

8 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
Глава/Тема

Количество
часов

Mein Zuhause/ Мой дом

8

Das schmeckt gut!/Этовкусно!

8

MeineFreizeit/ Мое свободное время

10

Das sieht gut aus!/ Смотритсяотлично!

7

Partys/ Вечеринки

10

Meine Stadt/ Мой город

10

Ferien/ Каникулы

15

9 КЛАСС (34 ЧАСА)
Глава/ Тема

Количество
часов

Partys/ Вечеринки

11

Meine Stadt/ Мой город

10

Ferien/ Каникулы

13

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№

Тема урока

урока

Количество
часов

Практические/
контрольные
работы

Дата

1. Мой дом, моя комната

1

Сентябрь

2. Предметыинтерьера

1

Сентябрь

3. Мои домашние обязанности

1

4. Побуждение к действию

1

Сентябрь

5. В гостях у друга

1

Сентябрь

6. Проект «Комната моей

1

ПР

Проект

Сентябрь

Сентябрь

мечты»
7. Повторение и обобщение

1

8. Контрольная работа

1

Сентябрь
КР

Сентябрь

9. Это вкусно! Мои вкусовые

Октябрь

1

предпочтения
10. Мое меню на день

1

ПР

Октябрь

11. Здоровое питание

1

12. Заказ в кафе/ресторане

1

13. Кухни мира

1

Октябрь

14. Повторение и обобщение

1

Октябрь

15. Контрольная работа

1

КР

Октябрь

16. Проект «Особенности кухни

1

Проект

Ноябрь

Октябрь
ПР

Октябрь

нашего края»
17. Свободное время

1

Ноябрь

18. Хобби и увлечения

1

Ноябрь

19. Интервью в классе

1

20. Посещение секций и кружков

1

Ноябрь

21. Планирование свободного

1

Ноябрь

ПР

Ноябрь

времени
22. Проект «Увлечения и

1

Проект

Ноябрь

профессии»
23. Повторение и обобщение

1

Декабрь

24. Контрольная работа

1

КР

Декабрь

25. Маленькая переменка:

1

Проект

Декабрь

1

Проект

Декабрь

Подготовка к Рождеству
26. Маленькая переменка:
Рождество
1

Декабрь

28. Части тела

1

Декабрь

29. Одежда и цвета

1

ПР

Декабрь

30. Мода и покупки

1

ПР

Декабрь

27. Смотрится отлично!
Характеристика человека

31. Описание себя и других

1

Январь

32. Проект «Мой стиль»

1

Проект

Январь

33. Контрольная работа

1

КР

Январь

34. Вечеринки

1

Январь

35. Приглашение на вечеринку

1

Январь

36. Поздравления и пожелания,

1

Январь

37. Планирование вечеринки

1

Январь

38. День рождения, знаки зодиака

1

39. Подарки

1

Февраль

40. Праздники в нашей гимназии

1

Февраль

41. Проект «Приглашение на мой

1

будущее время

ПР

Проект

Февраль

Февраль

день рождения»
42. Повторение и обобщение

1

Февраль

43. Контрольная работа

1

44. Мойгород

1

Февраль

45. Здания и места в городе

1

Февраль

46. Маршруты в городе

1

47. Городской транспорт

1

48. История города

1

49. Достопримечательности

1

Март

50. Моя улица, мой дом

1

Март

51. Проект «Путеводитель для

1

КР

ПР

Февраль

Март
Март

ПР

Март

нашего города

Проект

Март

туристов»
52. Повторение и обобщение

1

53. Контрольная работа

1

Март
КР

Март

54. Ура! Каникулы!

1

Апрель

55. Планирование поездки

1

Апрель

56. Выбор транспортного

1

Апрель

57. Мои планы на каникулы

1

Апрель

58. Турагентство: предложения и

1

Апрель

средства: за и против

цены
59. Заказ билетов

1

ПР

60. Что возьмем с собой?

1

Апрель

61. Виды отдыха

1

Апрель

62. Письмо и открытка с отдыха

1

Апрель

63. Описание фотографии

1

64. Путешествие по городам

1

ПР

Апрель

Май
Май

Германии
65. Проект «Путешествие по

1

Проект

Май

городам Германии»
(презентационные работы
учащихся)
66. Обобщение и повторение

1

67. Контрольная работа

1

68. Итоговый урок «Большая

1

Май
КР

Май
Май

переменка»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№

Тема урока

урок
а

1. Мой дом, моя комната

Количество
часов
1

Практические /контрольные
работы

Дата

Сентябрь,

2. Предметыинтерьера

1

3. Мои домашние

1

Сентябрь,
ПР

Сентябрь,

обязанности
4. Побуждение к

1

Сентябрь,

5. В гостях у друга

1

Сентябрь,

6. Проект «Комната моей

1

действию

Проект

Сентябрь,

мечты»
7. Повторение и

Сентябрь,

1

обобщение
8. Контрольная работа

1

9. Это вкусно! Мои

1

КР

Сентябрь,
Октябрь,

вкусовые предпочтения
10. Мое меню на день

1

ПР

Октябрь,

11. Здоровое питание

1

12. Заказ в кафе/ресторане

1

13. Кухни мира

1

Октябрь,

14. Повторение и

1

Октябрь,

Октябрь,
ПР

Октябрь,

обобщение
15. Контрольная работа

1

КР

Октябрь,

16. Проект «Особенности

1

Проект

Ноябрь,

кухни нашего края»
17. Свободное время

1

Ноябрь,

18. Хобби и увлечения

1

Ноябрь,

19. Интервью в классе

1

20. Посещение секций и

1

Ноябрь,

1

Ноябрь,

ПР

Ноябрь,

кружков
21. Планирование
свободного времени
22. Проект «Увлечения и

1

Проект

Ноябрь,

профессии»
23. Повторение и

Ноябрь,

1

обобщение
24. Контрольная работа

1

КР

Ноябрь,

25. Маленькая переменка:

1

Проект

Декабрь,

1

Проект

Декабрь,

Подготовка к
Рождеству
26. Маленькая переменка:
Рождество
1

Декабрь,

28. Части тела

1

Декабрь,

29. Одежда и цвета

1

27. Смотрится отлично!
Характеристика
человека

ПР

Декабрь,
неделя 3

30. Мода и покупки

1

ПР

Декабрь,

31. Описание себя и других

1

32. Проект «Мой стиль»

1

Проект

Декабрь,

33. Контрольная работа

1

КР

Январь,

34. Вечеринки

1

Январь,

35. Приглашение на

1

Январь,

1

Январь,

1

Январь,

Декабрь ,

вечеринку
36. Поздравления и
пожелания, будущее
время
37. Планирование
вечеринки
38. День рождения, знаки

1

ПР

Январь,

зодиака
39. Подарки

1

Февраль,

40. Праздники в нашей

1

Февраль,

гимназии
41. Проект «Приглашение

1

Проект

Февраль,

на мой день рождения»
42. Повторение и

Февраль,

1

обобщение
43. Контрольная работа

1

КР

44. Мойгород

1

Февраль,

45. Здания и места в городе

1

Февраль,

46. Маршруты в городе

1

47. Городской транспорт

1

48. История города

1

ПР

Февраль,

Февраль,
Март,

ПР

49. Достопримечательности 1

Март,
Март,

нашего города
50. Моя улица, мой дом

1

51. Проект «Путеводитель

1

Март,
Проект

Март,

для туристов»
52. Повторение и

Март,

1

обобщение
53. Контрольная работа

1

54. Ура! Каникулы!

1

КР

Март,
Апрель,
неделя 1

55. Планирование поездки

1

Апрель,

56. Выбор транспортного

1

Апрель,

1

Апрель,

1

Апрель,

средства: за и против
57. Мои планы на
каникулы
58. Турагентство:
предложения и цены
59. Заказ билетов

1

ПР

Апрель,

60. Что возьмем с собой?

1

Апрель,

61. Виды отдыха

1

Апрель,

62. Письмо и открытка с

1

Апрель,

отдыха
63. Описание фотографии

1

64. Путешествие по

1

ПР

Май,
Май,

городам Германии
65. Проект «Путешествие

1

Проект

Май,

по городам Германии»
(презентационные
работы учащихся)
66. Обобщение и

Май,

1

повторение
67. Контрольная работа

1

68. Итоговый урок

1

КР

Май,
Май,

«Большая переменка»

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 КЛАСС
Количество Практические/ контрольные
часов
работы

Дата

1. Вводный

1

сентябрь

2. Вечеринки

1

сентябрь

3. Приглашение на

1

сентябрь

#
№

Тема урока

вечеринку
4. Поздравления и

1

ПР

сентябрь

пожелания, будущее
время
5. Планирование
вечеринки

1

октябрь

6. День рождения, знаки

октябрь

1

зодиака
7. Подарки

1

8. Праздники в нашей

1

ПР

октябрь
октябрь

гимназии
9. Проект «Приглашение

1

Проект

ноябрь

на мой день рождения»
10. Повторение и

ноябрь

1

обобщение
11. Контрольная работа

1

КР

ноябрь

12. Мойгород

1

ноябрь

13. Здания и места в

1

декабрь

городе
14. Маршруты в городе

1

15. Городской транспорт

1

16. История города

1

17. Достопримечательност

1

ПР

декабрь
декабрь

ПР

декабрь
январь

и нашего города
18. Моя улица, мой дом

1

19. Проект «Путеводитель 1

ПР

январь

Проект

январь

для туристов»
20. Повторение и

февраль

1

обобщение
21. Контрольная работа

1

КР

22. Ура! Каникулы!

1

февраль

23. Планирование поездки

1

февраль

24. Выбор транспортного

1

ПР

февраль

март

средства: за и против
25. Мои планы на

март

1

каникулы
26. Турагентство:

1

ПР

март

предложения и цены
27. Заказ билетов

1

апрель

28. Что возьмем с собой?

1

апрель

29. Виды отдыха

1

апрель

30. Письмо и открытка с

1

апрель

отдыха
31. Описание фотографии

1

32. Путешествие по

1

ПР

май
май

городам Германии
33. Контрольная работа

1

КР

май

34. Проект «Путешествие

1

Проект

май

по городам Германии»
(презентационные
работы учащихся)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Немецкий язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений / М.М. Аверин, Ф.Джин, Л. Рорман. – М.: Просвещение:
Cornelsen, 2013. – 96с.: ил. – (Горизонты).
2. Рабочая тетрадь. 7 класс: пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений с приложением на электронном носителе. Серия
«горизонты». /М.М. Аверин., Ф. Джин Ф., Л. Рорман – М.:
Просвещение, 2013. – 144с.: ил. – (Горизонты).
3. Немецкий язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений / М.М. Аверин, Ф.Джин, Л. Рорман. – М.: Просвещение:
Cornelsen, 2013. – 96с.: ил. – (Горизонты).
4. Рабочая тетрадь. 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений с приложением на электронном носителе. Серия
«горизонты». /М.М. Аверин., Ф. Джин Ф., Л. Рорман – М.:
Просвещение, 2013. – 144с.: ил. – (Горизонты).

5. Немецкий язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений / М.М. Аверин, Ф.Джин, Л. Рорман. – М.: Просвещение:
Cornelsen, 2013. – 96с.: ил. – (Горизонты).
6. Рабочая тетрадь. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений с приложением на электронном носителе. Серия
«горизонты». /М.М. Аверин., Ф. Джин Ф., Л. Рорман – М.:
Просвещение, 2013. – 144с.: ил. – (Горизонты).
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.Немецкий язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников
«Горизонты» 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений /
М.М Аверин Е. Ю.Гуцалюк Е. Р. Харченко. М: Просвещение, 2012. – 80с.
2.СD для занятий в классе и самостоятельных занятий дома.*

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Сайт дополнительных образовательных ресурсов УМК «Немецкий язык»
серии «Горизонты» http://www.prosv.ru/umk/horizonte


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».